Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности финансов организаций транспорта и связи

Поиск

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

· продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новых вещей, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;

· транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

· цену на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

· в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;

· продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов, и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

· транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда из формы кругооборота капитала выпадает товар в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, то есть перевозка;

· в состав средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;

· характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (то есть наличием «сезонных пиков»).

· Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Длительность производственного цикла

Как всякий производственный процесс, транспорт состоит из последовательных этапов:

· во-первых, погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров);

· во-вторых, перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения;

· в-третьих, выгрузка товаров из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения.

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые им для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы. финансовые ресурсы используются предприятием транспорта для выполнения финансовых обязательств: перед государством — платежей в бюджетную систему и внебюджетные фонды, возврата бюджетной ссуды и уплаты ссудного процента, перед кредиторами — для погашения кредиторской задолженности, уплаты процентов за пользование кредитом; перед акционерами — выплата дивидендов.

Помимо собственных средств в качестве источников формирования финансовых ресурсов используют привлеченные средства, которые состоят из:

· заемных в форме кредита (банковский, коммерческий, бюджетная ссуда) и облигаций;

· акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи;

· долевых (паевых) средств участников реализации конкретного инвестиционного проекта.

Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозочного процесса, выполнения погрузочно – разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть доходов предприятия транспорта получают от перевозок грузов и пассажиров.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа за перевозку, договорных цен за перевозку. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние перевозки. В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их классифицируют на фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.

· Фиксированные тарифы на железнодорожном транспорте централизованно устанавливает Министерство транспорта и связи РФ по согласованию с государственными органами. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используются при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом.

· Регулируемые тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

· Договорные тарифы устанавливают организации транспорта по соглашению с заказчиками, исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (примерно 35% расходов).

· Свободные тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

На автотранспортных предприятиях планированию подлежат следующие затраты (расходы):

- расходы по обычным видам деятельности (перевозки).

- прочие расходы - совокупность плановых операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов автотранспортного предприятия.

Прибыль от основной деятельности транспорта включает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственных операции. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Предприятия транспорта пользуются в налогообложении прибыли льготами, общими для всех отраслей народного хозяйства. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное развитие, материальные затраты.

Особенностью транспортных организаций является то, что основным видом их активов являются транспортные средства, учитываемые в составе основных средств, стоимость которых, как известно, погашается посредством начисления амортизации. Для транспортных предприятий характерно наличие в активе баланса основных средств и производственных запасов. При этом, большой удельный вес основных средств (транспортных средств) в валюте баланса сопровождается относительно небольшой долей производственных запасов. Статьи «Незавершенное производство», «Готовая продукция», а также «Долгосрочные биологические активы»

Характерной особенностью основных производственных фондов ТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов - транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических условий и ряда других факторов.

В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.

Автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития России: около 60% перевозок грузов и пассажиров выполняется именно автомобильным транспортом. На рынке грузовых и пассажирских автотранспортных услуг действует около 450 тыс. предприятий и организаций различных отраслей экономики и индивидуальных предпринимателей. Парк автотранспортных средств для перевозок грузов достиг 4,6 млн. ед. Основные фонды автомобильного транспорта, включая дорожную инфраструктуру, оцениваются в размере около 11% от всех основных фондов страны.

Сегодня в России нет отечественных компаний, готовых на равных конкурировать с иностранными фирмами, активно работающими на российском транспортно-экспедиторском рынке, такими как "Шенкер", "Данзас", "Панальпина", "Кюне и Нагель", "ДХЛ" и др. Необходимы целенаправленные действия по стимулированию укрупнения перевозчиков и созданию многопрофильных автотранспортных компаний, располагающих развитой производственной инфраструктурой. Необходимо разработать и реализовать экономические механизмы обеспечения приоритетного развития автотранспортных предприятий общего пользования с учетом ускоренного обновления их автомобильного парка до уровня, обеспечивающего значительное увеличение доли перевозок грузов на коммерческой основе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.008 с.)