Выручка организации, ее сущность и значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выручка организации, ее сущность и значение.



Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителем продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Значение выручки для предприятия: 1) Служит основным показателем результативности работы предприятия; 2) От своевременности поступления выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов; 3) За счет выручки предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль.

Разделяют выручку, которая формируется в БУ и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти две величины, как правило, не совпадают по своему экономическому содержанию.

В главе 25 НК выделены 2 метода расчета выручки:

1) Метод начисления (по отгрузке). По мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов;

2) Кассовый. По поступлению денежных средств на счета в банках, кассу предприятия.

Порядок распределения выручки (в виде схемы):

Средства, поступившие от реализации товаров, работ, услуг:

1) Косвенные налоги (НДС, акцизы);

2) Выручка без НДС, акциз: а) возмещение материальных затрат (ср-ва пр-ва – СиМ), б) амортизационные отчисления, в) валовой доход: ЗП с отчислениями, прочие расходы, прибыль до налогообложения, которая включает налог на прибыль и чистую прибыль.

Направления использования чистой прибыли: развитие производства, выплата дивидендов, отчисления в фонд потребления, отчисления в резервный фонд, уплата штрафных санкций за несвоевременные платежи в бюджет, сокрытие объектов налогообложения и т.д.

Планирование: В практике расчет выручки от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, кот. могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, кот. предприятие способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.

Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия, позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.

К основным методам планирования выручки относят:

1) Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Это наиболее достоверный метод планирования, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязан с потребительским спросом. Известен необходимый ассортимент, установлены соответствующие цены.

Суть метода: по каждому изделию в отдельности рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и затем результаты складываются:

В = сумма (внизу-i=1, вверху-n) (Цi + ОПi)

Цi – цена i-ого вида продукции, ОПi – объем реализации i-ого вида продукции в натуральном выражении, n – количество видов продукции

Этот метод применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

2) Расчетный метод. Плановая величина выручки от реализации определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода, а так же из величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде. В = Он + Т – Ок

Он – остатки нереализованной готовой продукции на начало планируемого периода, Ок – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода, Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде.

Выручка от реализации продукции рассчитывается и планируется в свободных отпускных ценах предприятия. Затраты же на пр-во учитываются в БУ по производственной себестоимости.

На основе данных БУ рассчитываются переходящие остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости, поэтому возникает необходимость производить перерасчет стоимости этих остатков из производственной себестоимости в цены реализации. Применяется коэффициент пересчета реализованной продукции.

Он рассчитывается: выручка от реализации в отпускных ценах / производственную себестоимость реализованной продукции.

18. Расходы предприятия: экономическое содержание и классификация.

Издержки – совокупность затрат на приобретение факторов (вводимых объектов) пр-ва. Различают явные издержки (платежи за фактически приобретенные ресурсы) и неявные (упущенная выгода, издержки нереализованных возможностей). Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях в данном отчетном периоде. По своему существу затраты – это явные издержки предприятия, возникшие в процессе пр-ва продукции и оказания услуг в целях получения прибыли, отнесенной к данному отчетному периоду. Термин расходы в большей степени имеет отношение к БУ затрат и учету затрат в целях налогообложения прибыли. Расходами признаются только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода.

Согласно ПБУ 10.99 расходами организации признается уменьшение эк. выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

1) Расходы предприятия в зависимости от их характера (по учетному признаку) делятся на: 1. по обычным видам д-ти (т.е. расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг). 2. прочие расходы: расходы, связанные с предоставление за плату во временное пользование активов организации, расходы, связанные с участием в УК др. организаций, % по кредитам и займам, курсовые разницы, штрафы и др.

2) Под экономическим элементом понимается вид затрат на производство продукции (РиУ), которые в пределах предприятия невозможно разложить на составные части. В БУ 5 видов: 1. материальные затраты. 2. на зарплату. 3. отчисления на социальные нужды. 4. амортизация. 5. прочие. В НУ: 1. материальные расходы (Приобретение СиМ, используемых в пр-ве; затраты на приобретение инструментов, комплектующих изделий и полуфабрикатов; затраты и приобретение воды, топлива на технологические цели, отопление зданий. Сумма материальных затрат уменьшается на сумму возвратных отходов), 2. на заработную плату (все начисления работникам основного и вспомогательного пр-ва в денежной и (или) натуральной форме, расходы, связанные с содержанием работников, премии и надбавки, связанные с пр-вом, текущие отпуска), 3. амортизация (в отличие от других эк. элементов, представляет собой расчетную величину, отражающую часть стоимости основных средств. Амортизационные отчисления определяются либо от первоначальной стоимости или от остаточной стоимости), 4. прочие (самый многочисленный по составу, собирательный элемент. Относятся: суммы НиС, комиссионные платежи, арендные (лизинговые) платежи, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на аудиторские услуги, содержание служебного транспорта, оплата юридических и услуг консультационных услуг, расходы на канцелярские товары, прочие виды затрат, включаемые в себестоимость.)

3) В зависимости от изменения объема пр-ва: 1. переменные (пропорционально зависят от объема пр-ва); 2. условно-постоянные (почти не зависят)

4) По способу отнесения на с/с: 1. прямые (на момент возникновения непосредственно относят на с/с: ЗП, материальные затраты) 2. косвенные (нельзя прямо отнести на с/с: управленческие расходы, на содержание зданий)

5) По связи с технологическим процессом: 1. основные; 2. накладные (связаны с управлением предприятием)

19. Себестоимость продукции: сущность и порядок расчета.

Себестоимость продукции – стоимостная оценка используемых в процессе пр-ва продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

В эк. теории и практике существует несколько видов себестоимости:

1) В зависимости от оперативного формирования с/с выделяют: 1. фактическая, 2. плановая.

2) В зависимости от полноты, включенных в с/с расходов выделяют: 1. цеховая (затраты на производство в пределах цеха), 2. производственная, 3. полная (затраты на пр-во и реализацию продукции).

3) В зависимости от количества произведенной продукции выделяют: 1. себестоимость единицы продукции, 2. себестоимость всего объема выпущенной продукции

4) В зависимости от степени готовности с/с: 1. валовой продукции. 2. товарной продукции. 3. реализованной продукции.

Определение затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции называется калькулированием себестоимости, а документ, в кот. они отражаются, калькуляцией.

Исходя из критерия полноты включения затрат можно выделить две модели калькулирования с/с продукции:

1) Модель полного распределения затрат предполагает формирование полной фактической с/с продукции на основании разделения затрат на прямые и косвенные затраты. Базой распределения косвенных затрат являются прямые затраты, ЗП и время работы основных производственных рабочих, объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении, производственная с/с продукции.

При калькулировании полной с/с используются следующие методы: 1. Метод прямого счета – определение с/с единицы продукции путем деления общей суммы затрат на количество выработанной продукции. Применяется на предприятиях, производящих однородную продукцию. 2. Расчетно-аналитический метод. Прямые затраты определяются на основе норм расхода, а косвенные затраты пропорционально признаку установленному в отраслевых методических рекомендациях. 3. Нормативный метод. Учитываются по текущим нормам, обособленно ведут учет отклонений фактических затрат от текущих норм. Применяется на предприятиях с массовым и крупносерийным пр-вом (машиностроение и металлообработка, швейные отрасли).

2) Модель частичного распределения затрат (калькуляция покрытия, директ-костинг). Эта модель дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами пр-ва, получить информацию от прибыльности и или убыточности пр-ва, прогнозировать поведение с/с в зависимости от объема и мощностей. Предполагает разделение на постоянные и переменные затраты. С/с продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат, а постоянные списываются с полученной прибыли.

Модель частичного распределения затрат имеет плюсы: 1. позволяет получить информацию о прибыльности и убыточности пр-ва в зависимости от объема. 2. позволяет проводить эффективную ценовую политику. 3. дает возможность выявить более рентабельные изделия и внести изменения в ассортиментную политику предприятия. 4. позволяет провести анализ безубыточности.

Минусы: 1. ведение учета затрат только по производственной с/с, что противоречит росс. законодательству. 2. невозможно определить полную себестоимость единицы продукции.

Исчисление с/с продукции необходимо для: 1. Определения рентабельности предприятия в целом и отдельных видов продукции. 2. определение цен, по которым будет реализована продукция 3. принятие решения на основе себестоимости о пр-ве новых видов продукции или снятии с пр-ва 4. выявление резервов снижения затрат.

Снижение затрат на пр-во позволяет получить определенное преимущество перед конкурентами (если ценовая надбавка у продукции не отличается от конкурентов). Это является важной задачей, но не основной целью управления затратами, так как может пострадать качество.

Следовательно, основная цель снижения затрат на пр-во – оптимизация суммы и уровня затрат, обеспечение достаточных темпов развития производственной д-ти и достижение нормальных объемов прибыли.

Факторы, влияющие на с/с, делятся на: 1. Внутрипроизводственные факторы: повышение технического уровня пр-ва, совершенствование организации пр-ва и труда, изменение объемов пр-ва. 2. Внепроизводственные факторы: инфляция, амортизационная политика, налоги, цены на СиМ, природно-климатические факторы, курсы валют и так далее.

Резервы снижения с/с продукции: 1. устранение перерасхода материала и топлива, 2. устранение потерь от брака, 3. снижение расходов, связанных со сбытом продукции, 4. улучшение использования основных фондов, 5. повышение производительности труда, 6. снижение расходов на аппарат управления.

 

 

  1. Прибыль организации: экономическое содержание и виды. Формирование и использование прибыли организации. Факторы, влияющие на величину прибыли и периодичность ее получения организацией.

Экономическая сущность прибыли одна из сложных и дискуссионных вопросов. Прибыль организации можно рассматривать с нескольких сторон: 1) как экономическую категорию, 2) как форму денежных накоплений, 3) как результат деятельности предприятия, 4) как источник финансирования развития предприятия, 5) как критерий оптимизации текущих затрат, 6) как критерий выбора инвестиционных проектов.

Как экономическая категория, прибыль – это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития.

Выделяют экономическую прибыль, которая определяется как приращение капитала предприятия, и бухгалтерскую прибыль, которая рассчитывается по бухгалтерской отчетности и представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия.

Функции прибыли:

А) прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации(прибыль-показатель эффективности деятельности организации).

Б) стимулирующая – проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, а также источником выплаты дохода (дивидендов) ее собственникам (акционерам).

В) прибыль является источником формирования доходов бюджетов.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает: 1)получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и конъюнктуре рынка; 2)обеспечение оптимальных пропорций между уровнем прибыли и уровнем риска; 3)обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал(дивиденды); 4)получение достаточного объема инвестиционных ресурсов за счет прибыли; 5)обеспечение роста рыночной стоимости организации.

В хозяйственной практике прибыль- превышение общей суммы дохода от реализации и прочего в действующих ценах(без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочим расходам.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом. Законодательно распределение прибыли регулируется только в части налога на прибыль и определение направлений расходования производится на основе устава учредительного документа.

Чистая прибыль может быть направлена на:

1. Отчисление в резервный фонд,

2. Выплату дивидендов. Дивиденды не выплачиваются: А) до полной оплаты уставного капитала, Б) до выкупа всех акций, которые общество обязано выкупить у акционеров по их требованию, В) если отвечает требованию банкротства, или будет им отвечать после выплаты, Г) если стоимость активов меньше трех величин, Д) если стоимость активов меньше.

3. Погашение убытков прошлых лет.

4. Прочие отчисления по решению акционеров и учредителей организации, в том числе, финансирование внеоборотных активов, прирост оборотных средств, премии и т.д.

На изменение прибыли влияют две группы факторов внешние и внутренние.

Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

 

21.Методы планирования прибыли.

Процесс планирования прибыли направлен на выявление внутрихозяйственных резервов, на основе более рационального использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов. Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации продукции, поэтому при планировании выделяют планируемую прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и планируемую прибыль от прочей реализации.

К традиционным методам планирования относят: 1. метод прямого счета,2. аналитический метод.

1) Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчет ведется по формуле: П = (В × Ц) – (В × С), где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли по методу прямого счета предшествует определение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Прибыль в остатках учит-ся по производственной себестоим-ти. Расчет прибыли данным методом достаточно прост, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Плюсы: Метод прямого счета по своему содержанию прост и не требует больших затрат труда. Минусы: 1) к моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, кроме этого подсчитать по плановым калькуляциям ее себестоимость и предельно точно спрогнозировать объем реализации этой продукции и цены в плановом году; 2) метод прямого счета не позволяет выявить факторы, влияющие на изменение прибыли в плановом году.

2) Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу планирования прибыли в целях его проверки и контроля.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце текущего периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции. Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль.

Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам продукции готовой и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

 

Операционный анализ отслеживает зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объема производства (реализации) продукции.

С помощью операционного анализа предприятие решает следующие задачи:

1.определение порога рентабельности (точки безубыточности);

2.определение запаса финансовой прочности;

3.оценка предпринимательского риска, связанного с деятельностью предприятия.

 

Точка безубыточности (точка критического объема производства, точка рентабельности, критическая точка) показывает тот объем производства (или реализации) продукции, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Т.е. выручка от реализации продукции равна её полной себестоимости.

Величина в точке безубыточности может быть выражена в единицах продукции (точка критического объема производства) или в денежных единицах выручки от продаж (критическая выручка).

Алгебраически точку критического объема производства можно найти следующим образом:

ВР = ПсЗ + ПрЗ

Ц х К = ПсЗ + ПрЗ на единицу х К

К х (Ц - ПрЗ на единицу) = ПсЗ

К = ПсЗ / (Ц - ПрЗ на единицу) (1)

где Ц – цена единицы продукции; К – объем производства (реализации), ПрЗ на единицу – переменные затраты в расчете на единицу изделия.

Величину критической выручки можно получить, умножив обе части уравнения (1) на цену единицы продукции:

К х Ц = ПсЗ х Ц / (Ц - ПрЗ на единицу)

 

Маржинальная прибыль (валовая маржа или маржинальный доход) представляет собой превышение выручки над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:

МП = ВР – ПрЗ,

где МП – маржинальная прибыль.

Если из маржинальной прибыли вычесть величину постоянных затрат, то получим величину прибыли:

П = МП – ПсЗ

Расчет маржинальной прибыли лежит в основе финансовых решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведение рекламной кампании и других маркетинговых операций.

Иногда для анализа рассчитывают запас финансовой прочности. Этот показатель представляет собой разницу между достигнутой фактической величиной маржинальной прибыли и её критическим значением в точке безубыточности:

ЗФП = МП факт – МП криитич, где

ЗФП – маржинальный запас рентабельности;

МП факт - фактическое значение маржинальной прибыли;

МПкриитич – величина маржинальной прибыли, соответствующая точке безубыточности.

При желании можно рассчитать коэффициент маржинального запаса рентабельности в процентах к фактически достигнутой величине маржинальной прибыли (ЗМП%):

ЗФП% = (МП факт – МП криитич) / МП факт

Данный коэффициент показывает, насколько может быть сокращена величина маржинальной прибыли, прежде чем предприятие получит убытки.

 

Действие операционного (производственного, хозяйственного ) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает всегда более сильное изменение прибыли.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинальной прибыли к балансовой прибыли предприятия:

СВОР = МП / П, где

СВОР – сила воздействия операционного рычага;

МП – маржинальная прибыль;

П – балансовая прибыль предприятия.

Формула силы воздействия операционного рычага в представленном виде позволяет ответить на вопрос, насколько чувствительна маржинальная прибыль к изменению физического объема реализации продукции.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж (для определенной выручки от реализации). При изменении от реализации сила воздействия операционного рычага также изменяется.

Более того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия вызывает умноженные потери прибыли. Вместе с тем, если выручка наращивается остаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие имеет возможность получить значительную сумму прибыли.

Таким образом, сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Операционный анализ (СVР-анализ) - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства.

СVР - анализ, по мнению Лихачевой О.И., рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции.

СVР - анализ позволяет: 1) Определить объем прибыли для заданного объема продаж. 2) Спланировать объем реализации продукции, который обеспечит желаемое значение прибыли. 3) Определить объем продаж для безубыточной работы предприятия. 4) Установить запас финансовой прочности предприятия в его текущем состоянии. 5) Оценить, как повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства. 6) Установить, до какой степени можно увеличивать/снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, и изменять тем самым уровень операционного риска предприятия. 7) Определить, как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции (работ, услуг) на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевой выручки.

Цель CVP-анализа – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства. Эта информация имеет существенное значение для финансового менеджера, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции, например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыли и не несет убытки (находится в точке безубыточности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.061 с.)