Показатели реализации продукции, работ, услуг и денежной выручки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели реализации продукции, работ, услуг и денежной выручки



Главной задачей агропромышленного комплекса является обеспечение продовольственной безопасности Беларуси, а также выполнение обязательств и контрактов государства по экспортным поставкам сельскохозяйственных продуктов. Это означает, что основная часть продукции АПК неизбежно проходит товарно-денежную стадию. Расчеты показали, что не менее 50% валовой продукции, создаваемой в сельскохозяйственной сфере АПК, приобретает товарную форму[20,26].

Товарная продукция – это часть валовой продукции, которая реализуется организациями и хозяйствами по рыночным условиям, т.е. в товарную продукцию включают все виды реализации продуктов, работ и услуг независимо от категории хозяйств. Товарную продукцию (работы, услуги) в любой сфере АПК определяют прежде всего в натуральном выражении – по отдельным продуктам, а в стоимостной (денежной) форме – оценивают по сопоставимым, рыночным ценам и по себестоимости.

Важнейшим показателем, характеризующим состояние товарно-денежных отношений каждой организации и хозяйства, является уровень товарности продукции, работ и услуг, который показывает степень вовлечения производства в систему общественного разделения труда. Обычно определяют и оценивают индивидуальный и общий уровни товарности продукции (работ, услуг).

Индивидуальный уровень товарности рассчитывается по каждому отдельно взятому виду продукции, работ, услуг следующим образом (10.8):

 

(10.8)

 

Где – объем (количество) товарной продукции, работ, услуг (в натуральных единицах);

– объем (количество) валового производства продукции, работ, услуг (в натуральных единицах).

Целесообразно обратить внимание на то, что во многих организациях сельскохозяйственной сферы АПК по некоторым видам продукции (молоко, крупный рогатый скот, свиньи и др.) уровень товарности приходится определять не только по объему (количеству) продукции, полученной в общественном хозяйстве, но и с учетом продукции, заготовленной организацией у населения. В такой ситуации при расчете индивидуального уровня товарности объем заготовленной у населения продукции необходимо обязательно учитывать как в товарном, так и в валовом объеме, иначе неизбежно искусственное завышение уровня товарности продукции.

Расчет индивидуальных уровней товарности основных видов продукции в СХО «Нива» приведен в табл.10.8.

 

Таблица 10.8. Расчет индивидуальных уровней товарности продукции в СХО «Нива»

 

Виды продукции Количество, т Уровень товарности, % Ут
произведено, продано,
Зерно 38,2
Сахарная свекла 100,0
Картофель 47,6
Овощи открытого грунта 75,0
Рапс-семена 90,9
Лен-треста 100,0
Сено многолетних трав 1,0
Молоко 92,0
Крупный рогатый скот (ж.м.) 90,9
Свиньи (ж.м.) 87,5

 

Данные табл.10.8 показывают, что среди приведенных видов сельскохозяйственной продукции в СХО «Нива» высоким уровнем товарности отличаются: сахарная свекла, овощи, семена рапса, лен-треста, молоко, крупный рогатый скот, свиньи. Невысокий уровень товарности сложился по зерну и картофелю, сену многолетних трав. Не следует забывать, что в организациях и хозяйствах сельскохозяйственной сферы АПК производится значительное количество разнообразных так называемых нетоварных видов продукции, используемых для внутрихозяйственных целей, например, кормовых корнеплодов, зеленой, пастбищной массы и др.

Таким образом, по уровню товарности все виды сельскохозяйственной продукции можно условно подразделить на высокотоварные (свыше 50% товарности), низкотоварные (менее 50% товарности), нетоварные.

При расчете общего уровня товарности продукции, работ, услуг можно воспользоваться формулой (10.9):

 

(10.9)

 

где – неизменная (сопоставимая) цена за единицу продукции, работ, услуг, тыс.руб.

Необходимо отметить, что при расчете общего уровня товарности продукции, работ, услуг из общего валового объема рекомендуется вычесть те ее составляющие элементы, которые обычно не являются объектом товарного обмена, например, объем незавершенного производства, стоимости прироста молодых постоянных культур др.

Сокращенный вариант расчета вспомогательных показателей для определения общего уровня товарности продукции в СХО «Нива» приведен в табл.10.9.

 

Таблица 10.9. Расчет вспомогательных показателей для определения общего уровня товарности в СХО «Нива»

 

Виды продукции Количество, т Сопостави-мая цена 1 т, тыс.руб. Стоимость продукции, млн.руб.
произведено продано валовой товарной
Зерно 130,5 1331,1 509,0
Сахарная свекла 65,1 325,5 325,5
Картофель 183,5 385,4 183,5
Овощи 209,4 167,5 125,6
Рапс 343,3 188,8 171,7
Сено 30,1 120,4 0,6
Зеленая масса 12,8 1024,0 0,0
Молоко 249,1 2192,1 2017,7
Скот (ж.м.) 1118,6 1230,5 1118,6
Свиньи (ж.м.) 1768,3 2829,3 2475,6
Итого - - - 9794,6 6927,8

 

Итоговые данные, рассчитанные в табл.10.9, подставим в формулу (10.9), получим:

 

= 6927,8/9794,6 100 = 70,7%.

 

Следовательно, общий уровень товарности по учтенному в табл.10.9 перечню видов продукции в СХО «Нива» составил 70,7%; около 30% объема валовой продукции составляет нетоварная часть. Это означает, что СХО «Нива» имеет довольно высокий уровень товарности продукции, достаточно прочно укрепилась в системе общественного разделения труда и потенциально может обеспечить значительный объем денежной выручки от реализации товарной продукции.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от сельскохозяйственной сферы, в организациях вспомогательной, перерабатывающей, торгово-сбытовой сфер АПК почти все виды выпускаемой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг в полном объеме по существу являются товарными и поэтому уровень товарности в этих сферах практически близок к 100%.

Таким образом, объем реализованной продукции (работ, услуг) является ключевым показателем при формировании денежной выручки в каждой организации или хозяйстве всех сфер АПК. Денежная выручка, как один из важнейших финансовых показателей работы организации, представляет собой произведение объема каждого вида реализованной продукции, работ, услуг и фактической (рыночной) цены за единицу этого вида продукции (работ, услуг). Общая масса (сумма) денежной выручки от реализации продукции, работ, услуг может быть выражена следующей формулой (10.10):

 

; (10.10)

 

где – объем каждого вида товарной (реализованной) продукции, работ, услуг в натуральной форме; – фактическая (рыночная) цена единицы каждого вида продукции, работ, услуг, тыс.руб.

Расчет общего объема денежной выручки можно показать на примере реализации продукции СХО «Нива» (табл.10.10).

 

Таблица 10.10. Расчет общего объема денежной выручки в СХО «Нива»

Виды продукции Продано, т Фактическая цена 1 т, тыс.руб. Выручено, млн.руб.
Зерно 877,5
Сахарная свекла 400,0
Картофель 250,0
Овощи 540,0
Рапс 175,0
Лен-треста 62,5
Молоко 3240,0
Скот (ж.м.) 2300,0
Свиньи (ж.м.) 4620,0
Итого - - 12465,0

 

Из данных табл. 10.10 видно, что в СХО «Нива» было реализовано сельскохозяйственной продукции на сумму почти 12,5 млрд. рублей.

Размер денежной выручки, выражающей по существу стоимость товарной продукции, работ и услуг по фактическим ценам, может служить базой для расчета и оценки ее структуры. Расчеты показывают, что в сельскохозяйственной сфере АПК на продукцию растениеводства приходится не менее 52%, продукцию животноводства – около 48%, причем в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах удельный вес растениеводческой продукции не превысил 40%, животноводческой – более 60%[11,12]. Кроме того, можно рассчитать и оценить структуру денежной выручки по видам проданной продукции, выполненных работ и предоставленных услуг в организациях и хозяйствах любой сферы АПК. В свою очередь, видовая структура денежной выручки может быть использована при определении производственного направления в работе организации или хозяйства (специализации производства).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.006 с.)