Оборотные средства предприятия, общая характеристика, показатели эффективности их использования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборотные средства предприятия, общая характеристика, показатели эффективности их использования.



Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные средства обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции, работ, услуг. Без них нельзя осуществлять коммерческую и иную хозяйственную деятельность.

Оборотные средства имеют ту особенность, что при правильной их организации и стабильной работе организации, предприятия они не расходуются, а лишь меняют свою форму. Совершая непрерывный кругооборот, они переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов.

Совершая полный кругооборот (Д–Т … П … Т1–Д1), оборотные средства функционируют на всех стадиях одновременно, что обеспечивает непрерывность процессов производства и обращения. К концу кругооборота оборотные средства будут в том же объеме, что и в начале кругооборота. Размеры первоначальной суммы денег (Д) и выручки (Д1) от реализации продукции, работ, услуг не совпадают по величине. Причины несовпадения заключаются в финансовом результате бизнеса – прибыли или убытке.

Если результат бизнеса – убыток, то это ведет к прямой утрате оборотного капитала, авансированного в производственно-торговый процесс,. к росту издержек. Чтобы не допустить падения объемов производства требуется периодически пополнять оборотные средства.

Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятий (уставного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли и др.). Величина собственных оборотных средств по бухгалтерскому балансу определяется как разность между итогом раздела 3 пассива баланса и итогом раздела 1 актива баланса. Заемные оборотные средства представлены банковскими кредитами и займами. Эти средства вовлекаются во временное пользование организаций. Организации также привлекают в оборот средства в виде кредиторской задолженности. В отличие от банковских кредитов, предоставляемых за плату, займы и кредиторская задолженность могут быть для субъекта хозяйствования бесплатными источниками пополнения оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относят: производственные запасы – сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, вспомогательные материалы; животные на выращивании и откорме; средства в процессе производства – незавершенное производство, полуфабрикаты собственной выработки, расходы будущих периодов.

Фонды обращения включают: готовую продукцию на складах предприятия; все товары отгруженные, денежные средства в кассе и на счетах в банках, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность, прочие оборотные активы.

В зависимости от методов управления оборотные средства делят на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относят те виды оборотных средств, которые можно достаточно точно рассчитать на перспективу (год и более). Это – все производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, товары для перепродажи.

Нормируемые оборотные средства являются преимущественно объектом планирования при разработке бизнес-планов, годовых финансовых планов, а ненормируемые – при планировании потоков денежных средств, составлении оперативных финансовых планов.

Эффективность использования оборотных средств характеризуют следующие взаимосвязанные показатели: коэффициент оборачиваемости (Ко), длительность одного оборота в днях (О д), коэффициент загрузки оборотных средств (К з). Количественным результатом использования оборотных средств является либо их высвобождение, либо дополнительное вовлечение в оборот.

 

6.2. Методы нормирования собственных оборотных средств

Вопросы определения достаточности оборотного капитала и нормирования оборотных средств находятся в компетенции организаций, предприятий. Они определяют периодичность и методы нормирования.

Норматив оборотных средств – это расчетная стоимостная величина, отражающая ми нимальную потребность в оборотном капитале. Нормативы бывают частные (по отдельным элементам и статьям оборотных средств) и общие. Общий (совокупный) норматив оборотных средств представляет собой сумму частных нормативов.

Норматив – это минимум оборотных средств, который предприятию необходимо иметь постоянно.

В основу определения потребности в оборотных средствах положена формула: Н = Нд × Ор,

где Н – норматив оборотных средств (по конкретному элементу); Нд – норма оборотных средств в днях; Ор – однодневный расход товарно-материальных ценностей (выпуск продукции по себестоимости).

Нормирование оборотных средств может осуществляться различными методами: прямого счета, экономико-аналитическим или методом коэффициентов.

Сущность метода прямого счета заключается в следующем. Общая потребность в оборотных средствах определяется как сумма частных нормативов оборотных средств. По каждому из элементов необходимо рассчитывать норму запаса и однодневный расход (выпуск), как предусматривает вышеприведенная формула. Норма запаса в днях включает следующие элементы: транспортный запас, текущий (складской) запас, подготовительный, время на разгрузку и складирование, страховой запас. Метод прямого счета является наиболее точным, но, одновременно, – наиболее сложным

Суть экономико- аналитического (статистико-аналитического) метода нормирования оборотных средств заключается в следующем: нормативы рассчитываются по отдельным элементам (статьям) оборотных средств, а общая потребность определяется как сумма частных нормативов. Но при этом нормы запасов в днях рассчитываются по данным бухгалтерского учета как фактически сложившиеся. Для этого вначале определяется средний остаток оборотных средств за отчетный период. Этот остаток нужно разделить на фактический однодневный расход материальных ценностей или однодневный выпуск продукции по себестоимости в отчетном периоде. Частное от деления составляет сложившуюся норму запаса в днях по конкретному элементу или в целом по всем нормируемым оборотным средствам.

В перспективном планировании может использоваться метод коэффициентов. Его суть состоит в следующем. Расчет норматива производится по организации в целом и необходимость исчисления нормы запаса и однодневного расхода (выпуска) отпадает.

Совокупный норматив оборотных средств, исчисленный организацией на отчетный год делится на две группы.

К первой группе относят те оборотные средства, потребность в которых напрямую зависит от объемов производства (сырье, основные материалы, незавершенное производство, готовая продукция и др.).

Ко второй группе относят те элементы (статьи) оборотных средств, которые не изменяются при изменении объема производства либо изменяются незначительно (инвентарь, хозяйственные принадлежности, производственная тара, инструменты и приспособления общего назначения, запасные части для ремонта и др.).

Норматив оборотных средств по первой группе элементов определяется путем корректировки норматива отчетного года на темпы изменения объема производства и цен, а также на планируемое ускорение оборачиваемости оборотных средств. По второй группе норматив может быть оставлен на сложившемся уровне, либо увеличиться в меньшей пропорции, чем по первой.

 


Тема 7. Организация финансового планирования на предприятии.

7.1. Задачи финансового планирования

 

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки сис-темы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприя­тия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в заданном периоде.

Задачи финансового планирования заключаются в следующем:

1.Обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами производствен­ной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

2.Определении путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;

3.Выявлении внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

4.Установлении рациональных финансовых отношений с бюджетом, об­служивающими банками и контрагентами;

5.Соблюдении интересов акционеров и других инвесторов.

Осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

Посредствам финансового планирования осуществляется конкретизация экономических и финансовых прогнозов, определяются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению поставленных задач.

Рыночная экономика требует от предприятий качественно иного финан­сового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты раз­рабатываемых планов ответственность несут сами организации, у которых ухудшается финансовое состояние. Однако в современных экономических условиях действуют факторы, ограничивающие его использование. Сказыва­ется высокая степень неопределенности на белорусском рынке, связанная с продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни; отсут­ствие нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного планирования; ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных фи­нансовых разработок, отсутствие финансовых подразделений и специалистов.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных фи­нансовых показателей; предоставляет возможности определения жизнеспо­собности финансовых проектов; служит инструментом получения внешнего финансирования,.

 

7.2. Перспективное финансовое планирование

 

Перспективное планирование в современных условиях охватывает пери­од от одного до трех лет. Однако такой временный интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической ситуации в стране и на пред­приятии, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное финансовое планирование включает разработку финан­совой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

Финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следую­щие основные этапы: определение периода реализации стратегии, анализ фак­торов финансовой среды деятельности предприятия, формирование стратеги­ческих целей, разработку финансовой политики предприятия, системы ме­роприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии, оценку разра­ботанной финансовой стратегии.

На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: нало­говой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реали­зацию финансовой стратегии, на предприятии формируются центры ответ­ственности, определяются права, обязанности и меры ответственности их ру­ководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.

Заключительный этап разработки финансовой стратегии предприятия — оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам:

1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, выявляется степень согласованно­сти целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

2. Оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

3. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлеченных внешних финансовых ресурсов.

4. Оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показа­телей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких как рост деловой репутации, повышение уровня уравляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состоя-ния предприятия на определенную перспективу. Основой прогнозирования слу­жит обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделиро­ванием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

7.3. Оперативное финансовое планирование.

 

Оперативное планирование дополняет текущее планирование. Это связа­но с тем, что финансирование планируемых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативное финансовое планирование включает составление и испол­нение платежного календаря, кассового плана. А также расчет потребности в краткосрочном кредите.

Назначение платежного календаря заключается в управлении денежны­ми потоками предприятия, маневрировании собственными и заемными де­нежными ресурсами и обеспечении нормальной работы предприятия.

Период планирования (неделя, декада, месяц, квартал) определяется пред­приятием самостоятельно с учетом экономической целесообразности.

Платежный календарь составляется в произвольной форме. В нем все источники поступлений денежных средств должны быть увязаны с расходами предприятия. План состоит из двух разделов: 1) расходы; 2) поступления средств. В первом разделе указываются все предстоящие расходы и платежи; во вто­ром — планируемые источники покрытия. Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отража­ется недостаток денежных средств. В этом случае должны быть приняты меры по изысканию дополнительных источников средств или переносу части не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения при­нимаются заблаговременно и оперативно.

Особенность платежного календаря как финансового плана состоит в том, что он отражает реальное движение финансовых ресурсов на предстоящий период, позволяет регулировать доходы и расходы предприятия, обеспечивать устойчивое финансовое положение в планируемом периоде. Информационной базой платежного календаря является план реализа­ции продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, договора, внутренние прогнозы, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств и другие документы, подтверждающие реаль­ное движение денег. На предприятиях наряду с платежным календарем может составляться и налоговый календарь, в котором показывается, когда и какие налоги должно уплачивать предприятие. Это позволяет избежать просрочек в платежах. Отдель­ные предприятия разрабатывают платежный календарь по расчетам с постав­щиками, по обслуживанию долга и т.п.

Кассовый план — это план оборота наличных денежных средств, отража­ющий поступление и выплаты денег через кассу предприятия. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств, своевре­менным выполнением обязательств предприятия перед работниками и парт­нерами. Кассовый план предприятия нужен для составления сводного кассо­вого плана на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Исход­ные данные для составления кассового плана следующие:

• предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду по­требления в части денежных средств;

• сведения о продаже материальных ресурсов или продукции работни­кам предприятия;

• сведения о командировочных расходах;

• о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

 

7.4. Текущее финансовое планирование

 

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкрет­ных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предпри­ятию определить на предстоящий год все источники финансового развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала пред­приятия на конец планируемого периода.

Теоретически должны разрабатываться три основных документа: план движения денежных средств; план отчета о прибылях и убытках; план бухгал­терского баланса.

Основная цель разработки этих документов — оценка финансового поло­жения предприятия на конец планируемого года. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году с разбивкой по кварталам. Для его разработки используются следующие данные:

- финансовая стратегия предприятия;

- результаты финансового анализа за предшествующий период;

- планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

- система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов, средних ставок кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

Практически текущее финансовое планирование ограничивается состав­лением финансового плана предприятия, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия в планируемом периоде. Финансовый план состоит из 4 разделов, в которых отражены:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления на собственные нужды предприятия;

- взаимоотношения с государственным бюджетом по платежам в бюд­жет и по ассигнованиям из бюджета.

Доходная часть финансового плана обязательно должна быть равна его расходной части. При дефиците средств в финансовом плане должны быть заполнены источники покрытия этого дефицита, при профиците в расходной части должно быть определено направление использования этих средств.

Непосредственному составлению финансового плана должны предше­ствовать расчеты поступлений и расходов финансовых средств. Расчеты вы­полняются по установленным формам и методикам на основе информации других структурных подразделений: бухгалтерии, планового отдела, отдела снабжения и сбыта, капитального строительства, макроэкономических пока­зателей, норм и нормативов.

Технология составления финансового плана предполагает выполнение рас­четов, составление шахматки, где расходы и доходы предприятия увязываются между собой путем баланса, заполнение финансового плана и проверка его.

 

7.5. Годовой финансовый план; состав разделов, порядок расчетов

 

Годовой финансовый план является основным финансовым планом предприятия. Обычно он разрабатывается на год с поквартальной разбивкой и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия с поквартальной разбивкой. Он разрабатывается в несколько этапов: май-июнь, и ноябрь-декабрь года, предшествующего планируемому периоду.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. Он представляется финансовым и налоговым органам по месту нахождения предприятия, а также вышестоящим органам управления (ассоциации, отраслевому министерству). Для составления финансового плана используются отчетные бухгалтерские данные, лимиты, нормы, нормативы, данные об объёме производства, смета затрат на производство, сведения о движении основных фондов и оборотных средств, данные об объёмах дополнительных вложений и др. Составления финансового плана предполагает выполнение комплекса расчетов по доходам и поступлением средств, расходам и отчислениям, платежам в бюджет, разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

Расчеты выполняются по определенным формам, согласованными с органами, которым они будут представлены. Форма финансового плана включает три раздела: 1.доходы и поступления; 2. расходы и отчисления; 3. взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).

Состав показателей по каждому разделу финансового плана может быть округленным или детальным. Расчеты по планированию отдельных источников доходов и расходов выполняются на основании соответствующих методик. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначения состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, что на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными средствами.

При достижении баланса доходов и расходов заполняется финансовый план. Заполнение финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки», по соответствующим разделам финансового плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих проверочных показателей: превышение доходов над расходами; превышение расходов над доходами; превышение платежей в бюджет над ассигнования из бюджета; превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а размер превышения расходов над доходами- величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

 

7.6. Платежный календарь, его содержание и заключение.

 

Платежный календарь – основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками предприятия.

Основной целью разработки является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом экономической целесообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе 2х разделов: предстоящие расходы и платежи; предстоящие поступления денежных средств.

В первом разделе указываются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный и контокоррентный счет в банке.

Во втором разделе указываются планируемые источники покрытия затрат.

В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете и может стать источником приращения доходов предприятия в виде процента по банковским депозитам.

Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В этом случае необходимо искать дополнительные источники средств или перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения принимаются оперативно. В числе принимаемых мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут быть следующие:

- изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;

- получение коммерческого кредита;

- продажа определенной партии продукции по пониженной цене.

Допускается составление платежных календарей по видам деятельности – основной, инвестиционной, финансовой и др.

Тема 8 Финансовый контроль на предприятии

8.1. Оперативный контроль за себестоимостью продукции.

Финансовый контроль за текущими затратами осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий: планирования, финансирования, анализа. Оперативный контроль осуществляется в процессе

формирования фактической себестоимости продукции, товаров, работ, услуг и выполнения планов производства и реализации.

На стадии планирования рассчитывается экономическая эффективность расходов, проверяется обоснованность норм, определяются пути снижения затрат.

В зависимости от состава, номенклатуры и степени обновления продукции предприятия планируют, анализируют и учитывают:

¨ затраты в долях рубля на 1 р. товарной продукции, если она часто обновляется;

¨ снижение себестоимости сравнимой товарной продукции в процентах к предшествующему году в случае ее преобладания в общем выпуске продукции;

¨ себестоимость единицы продукции.

Затраты на 1 р. товарной продукции рассчитывают делением полной себестоимости этой продукции на ее объем в отпускных ценах. Процент снижения себестоимости сравнимой товарной продукции определяется делением суммы экономии на себестоимость такой продукции предшествующего года. Снижение себестоимости достигается за счет сокращения материальных затрат, расходов на заработную плату и накладных расходов на единицу продукции.

В государственном секторе экономики показатели себестоимости контролируются не только самими предприятиями, но и их вышестоящими организациями. Они доводят до предприятий рекомендации по снижению затрат на 1 р. товарной продукции, контролируют себестоимость важнейших изделий (рассматривают калькуляции и обоснования затрат).

В законодательном порядке предприятиям утверждаются правила формирования себестоимости, устанавливаются предельные нормативы включения в нее отдельных расходов. Однако административные методы ограничения состава и объемов затрат не дают высокого эффекта.

В современных условиях особую важность приобретает использование

современных технологий управления затратами, обеспечивающих максимальный эффект. К таким технологиям относится контроллинг, методика проведения которого принципиально отличается от методов ныне существующего контроля за уровнем затрат на предприятии. Если контроль за уровнем затрат фиксирует допущенные отклонения в прошлом, то контроллинг ориентирован на опережающий контроль и оперативное отслеживание текущих событий. Он позволяет своевременно скорректировать тактику управления, принять превентивные меры.

Для проведения контроллинга требуется применение особой формы учета показателей – Управленческого учета. Это обстоятельство пока является сдерживающим фактором для широкого внедрения контроллинга.

В процессе финансирования расходов, т. е. выполнения планов, также осуществляется оперативный контроль: сопоставляются размеры производственных запасов сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и готовой продукции с реальной потребностью в них, контролируется ход выполнения плана производства, реализации продукции, прибыли, определяется финансовое состояние предприятия на отчетную дату. В процессе финансирования затрат происходит формирование фактической себестоимости продукции, работ, услуг.

Финансовый контроль также осуществляется при проведении финансового и экономического анализа издержек. На этой стадии определяются причины отклонения фактических издержек от их плановой величины, выявляются резервы экономии затрат и разрабатываются мероприятия по их использованию.

 

Тема 10. Оценка финансового состояния. Финансовые отношения в условиях банкротства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.232 с.)