Принудительные меры воспитательного воздействия – как средство реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принудительные меры воспитательного воздействия – как средство реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.



 

По отношению к несовершеннолетнему предусмотрен специальный институт – институт принудительных мер воспитательного воздействия. Это меры уголовно-правового воздействия, которые применяются к несовершеннолетним наряду с наказанием и являются самостоятельной мерой уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. Следует отметить, что ст. 90 УК РФ, которая регламентировала этот вопрос, сейчас существенно изменена. А именно: раньше к несовершеннолетнему применялись меры принудительного воспитательного характера, если он совершал преступления небольшой тяжести, а сейчас и при совершении преступления средней тяжести, несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Этим лицам, в соответствии с ч. 2 ст. 90, могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

1. Предупреждение. Предупреждение, в соответствии со ст. 91, состоит в том, что несовершеннолетнему объясняется характер и значение вреда причиненного его деянием, какие последствия повторного совершения преступления предусмотрены в настоящем Кодексе, говорится об усилении ответственности и т.д.

2. Передача несовершеннолетних под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Суть этой принудительной меры заключается в том, что осуществляется передача под надзор и возложение на родителей, или лиц, их замещающих, или специализированный государственный орган обязанности воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и контроля за его поведением.

3. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 91 УК ограничение досуга, установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механических и транспортных средств, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

4. Возложение обязанности загладить причиненный вред. В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Следует отметить, что принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, являются не только специфической формой реализации уголовной ответственности или, как некоторые говорят, заменой уголовной ответственности, или вступают в качестве альтернативы уголовной ответственности. В ст. 90 УК РФ речь идет об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Они могут выступать одновременно и обстоятельствами, которые могут быть назначены судом вместо наказания. Об этом сказано в ст. 92 УК РФ. В ч. 1 этой статьи до изменений 2003 г. подчеркивалось, что несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение в возрасте до 18 лет и не более чем на три года. Следует отметить, что ч. 2 ст. 92 УК претерпела существенные изменения. Суть этих изменений заключается в том, что до 2003 г. эти меры воздействия, которые применяются при освобождении судом от наказания, не назывались принудительные меры воспитательного воздействия. Сейчас с учетом этого положения при освобождении от наказания тоже применяются меры принудительного воспитательного воздействия, представляющие самостоятельный вид принудительного воспитательного воздействия, который отличен от перечня ч. 2 ст. 90 УК.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитатель-ном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры. Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего, в случаях необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

По отношению к несовершеннолетним специфично применяется и условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 93 УК). Условно-досрочное освобождение может быть применено к лицу совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденному к лишению свободы после фактического отбытия: а) не менее 1/3 срока наказания назначенного судом за преступления небольшой или средней тяжести, либо за тяжкое преступление; п. «б» утратил силу; в) не менее 2/3 срока наказания назначенного судом за особо тяжкое преступление. Интересно, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности, сроки давности исполнения обвинительного приговора при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и от отбывания наказания сокращается на половину. Об этом говорит ст. 94 УК РФ.

Специфичны и сроки погашения судимости у несовершеннолетнего. Сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения 18-летенего возраста, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК соответственно равны: 1 году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой и средней тяжести и 3 годам - за тяжкие и особо тяжкие преступления. В соответствии со ст. 96 УК РФ в исключительных случаях, с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положение настоящей главы к лицам, совершившим преступление в возрасте от 18 до 20 лет, кроме помещения их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию. По своему усмотрению суд, с учетом характера совершенного деяния может сократить и соответствующие сроки лишения свободы, и размеры штрафа, и сроки исправительных работ, но при этом должен обосновать свое решение. Это исключительно важное положение, которым, к сожалению, никогда не руководствуются наши суды.

 

 

3. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ТЕМЫ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации по выполнению заданий практикума

Цель практикума: повышение теоретического уровня знаний студентов, их умения ориентироваться в законодательном и ином нормативном материале иназначить наказание лицу, совершившему преступление.

Цель практического занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему. Готовясь к практическому занятию, студент должен проработать лекционный материал, соответствующий раздел учебника или учебного пособия, рекомендуемую дополнительную литературу. Особое внимание должно быть обращено на изучение самого закона, а также на практику его применения, содержащуюся в руководящих постановлениях высших судебных органов Российской Федерации.

Рассмотрение вопросов практикума по любой теме следует начинать с изучения теоретического материала, норм УК и материалов судебной практики.

При решении задач в первую очередь важно уяснить, какое преступление было совершено. Как правило, квалификация содеянного уже указана в фабуле задачи. А вопросы задачи связаны с возможностью или правильностью назначения наказания. Студенту необходимо определить – верно ли суд назначил наказание (основное, дополнительное или оба). Само решение должно быть раз­вернутым, теоретически обоснованным, содержать полный аргу­ментированный ответна все поставленные вопросы с обязатель­ной ссылкой на нормы права. Полная аргументация ответа должна быть независимо от того, согласились вы с судом или нет. Если по вашему мнению, наказание назначено верно – студенту необходимо подтвердмит правильность выбора, ссылаясь на нормы УК РФ, а если необходимо и на нормы УПК РФ, УИК РФ. В случае, если по мнению студента, суд назначил наказание неверно, или избрал не тот вид исправительного учреждения, студенту следует пояснить каким образом в данной ситуации необходимо было назначить наказание и почему.

Понятие и признаки совершенного преступления раскрывать нет необходимости. Решение задачи должно показать ваше умение применять теоре­тические знания на практике. Необходимо давать точные юридиче­ские формулировки, грамотно излагать свои мысли, исходя из того, что описанные в задаче фактические обстоятельства являются ус­тановленными, любые отклонения от них должны быть оговорены и мотивированы.

При выполнении заданий практикума теоретические вопросы к теме раскрывать не нужно, необходимо лишь представить задачи с аргументированным решением.

Тема 1. Уголовная ответственность и наказание по уголовному праву России

Учебные вопросы:

1. Виды уголовной ответственности. Позитивный и негативный аспекты интроспективной и ретроспективной уголовной ответственности.

2. Понятие ретроспективной уголовной ответственности в науке уголовного права. Возникновение и стадии реализации уголовной ответственности.

3. Понятие уголовного наказания в правовых системах. Определение наказания по Уголовному кодексу РФ его признаки и значение.

4. Соотношение уголовной ответственности и наказания. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера. Отличие наказания от иных мер государственного воздействия.

5. Цели наказания. Восстановление социальной справедливости. Исправление осужденного. Предупреждение совершения новых преступлений.

6. Решить задачи.

ЗАДАЧИ

1. Совершеннолетний Сергеев был признан виновным в том, что склонил несовершеннолетних Белова (14 лет) и Тимофеева (15 лет) к краже у Ивановой щенка. За его похищение из сарая он дал им 50 р. Дождавшись ночи, Белов и Тимофеев выкрали щенка. Сам Сергеев в краже непосредственно не участвовал.

За какие преступления (-ие) следует привлечь к уголовной ответственности указанных лиц и каким образом назначить наказание каждому?

2. Гарин по приговору суда был признан виновным в умышлен­ном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосто­рожности смерть потерпевшего, и осужден по ч. 4 ст. Ш УК РФ к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправи­тельной колонии строгого режима.

Адвокат в кассационной жалобе просил признать его подзащит­ного невменяемым и применить к нему принудительные меры ме­дицинского характера. Свое ходатайство он обосновывал тем, что в момент совершения преступления Гарин находился в состоянии патологического опьянения, что и нашло подтверждение в акте проведенной на стадии предварительного расследования эксперти­зы. Кроме того, эксперты признали его нуждающимся в примене­нии к нему принудительных мер медицинского характера.

Являются ли принудительные меры медицинского характера одним из видов наказания? Каким должно быть решение суда?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.014 с.)