ТОП 10:

Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.



По УК РФ 1996 г. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной деятельностью. Законодатель не определяет круг должностей и видов деятельности, которые могут быть запрещены осужденному, часть 1 ст. 47 УК лишь указывает на запрет.

Анализ статьи 47 позволяет сделать вывод о том, что это – спаренный вид наказания. Фактически это два вида уголовно-правового воздействия, очень сходных, как по содержанию, так и по своему происхождению и социальной роли:

- лишение права занимать должности 1) на государственной службе, 2) в органах местного самоуправления;

- лишение права заниматься профессиональной или иной деятельностью.

Это срочный вид наказания, причем сроки его дифференцированы в зависимости от того, применяется ли он в качестве основного или дополнительного.

Если оно назначено в качестве дополнительного наказания, то срок, предусмотренный в законе составляет - от 6 месяцев до 3 лет. В случае назначения в качестве основного, нижний и верхний пределы санкции увеличиваются, и срок составляет - от одного года до пяти лет.

Следует отметить, что в части сроков данная норма была существенно изменена, и, как представляется, нововведения вряд ли можно признать удачными. Дело в том, что изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2009 г. № 215-ФЗ допускают назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания сроком до 20 лет, в случаях, специально определенных статьями Особенной части УК РФ (данные положения предусмотрены, например, в санкциях ст. 131, 132, 133, 156 и др.).На наш взгляд, указанная норма нарушает принципы уголовного права, в частности, принцип справедливости и законности – дополнительное наказание не может быть строже основного, а именно такая ситуация возможна, если учесть особенности исчисления данного наказания, назначенного в качестве дополнительного к наказаниям, связанным с изоляцией осужденного от общества. В этом случае срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания, при этом следует помнить, что весь период отбывания основного наказания дополнительное уже реально действует.

Следует отметить, что данный вид наказания применяется очень редко, достаточно сказать что, например, за период с 2005 по 2007 годы Комсомольским районным судом г. Тольятти был вынесен лишь один приговор к лишению права занимать определенную должность.

Исполняется данное наказание в соответствии со ст. 33 УИК РФ уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, если оно назначено в качестве основного или же в качестве дополнительного к обязательным работам, штрафу, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении. Представляется, что данное положение не совсем точно. Во-первых, помимо уголовно-исполнительной инспекции данное наказание фактически исполняется и администрацией предприятия, на которое направляется осужденный к исправительным работам, и органами местного самоуправления, определяющими фронт работ для осужденных к обязательным работам, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью (лишение права водить транспортное средство, заниматься охотой и пр.).

Если оно назначено в качестве дополнительного к наказаниям, связанным с изоляцией осужденного от общества, то есть, - к лишению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, - то исполняют данное наказание органы, ведающие исполнением перечисленных наказаний, в течение их отбывания осужденным, а затем, по отбытии основного наказания - лишение права исполняет уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного (ч. 2 ст. 33 УИК).

Согласно ч. 2 ст. 34 УИК РФ администрация предприятия, в котором работает осужденный, обязана исполнить требования приговора о лишении права занимать определенную должность либо заниматься определенной деятельностью. При этом, в частности, администрация должна:

а) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;

б) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

в) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

г) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

В соответствии со статьей 35 УИК органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью (например, ГИБДД, органы, выдающие лицензию на занятие определенной деятельностью) обязаны:

- не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Согласно статьи 37 Уголовно-исполнительного кодекса на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью также возложены определенные обязанности:

они обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства.

Следует отметить, что данный вид наказания в отношении осужденного не имеет механизмов обеспечения его исполнения, поскольку ни в Уголовном кодексе, ни в Уголовно-исполнительном не предусмотрены нормы об ответственности за злостное уклонение осужденного от исполнения этого наказания, хотя в ст. 38 УИК говорится, что осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствие со статьей 38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данный порядок установлен в статье 315 УК РФ, в которой также речь идет лишь о должностных лицах организаций, обязанных исполнить приговор.

В связи с выше изложенным, следует обратить внимание на некоторые положения подзаконных актов, которые, на наш взгляд, расширительно толкуют нормы Уголовно-исполнительного кодекса в части механизмов обеспечения исполнения данного наказания. Речь идет об Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [76]. Так, согласно п.35 данного подзаконного акта время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью в срок указанного наказания не засчитывается. В п.37 Инструкции уточняются действия сотрудников уголовно-исполнительной инспекции при установлении факта нарушения осужденным требований приговора суда. При этом уточняется время, в течение которого им не исполнялись требования приговора суда, инспекция проводит с ним индивидуальную беседу, отбирает объяснение и разъясняет, что время, в течение которого он занимал запрещенную для него должность либо занимался запрещенной для него деятельностью, в срок наказания не засчитывается. Справка о проведенной беседе, соответствующие документы, подтверждающие факт неисполнения осужденным приговора суда, и объяснение осужденного приобщаются к личному делу.

Далее говорится, что о продлении срока наказания инспекция информирует заинтересованные службы органов внутренних дел, военкомат, администрации организаций и органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденному, а также делает отметку в журнале учета и контрольно-сроковой карточке.

Однако подобной нормы о продлении срока наказания не содержит ни Уголовный кодекс РФ, ни Уголовно-исполнительный. В ч. 1 статьи 36 УИК РФ лишь отмечено, что срок наказания исчисляется «с момента вступления приговора в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью». Сами по себе положения Инструкции о продлении срока наказания заслуживают внимания, поскольку речь идет именно о механизмах обеспечения исполнения данного наказания, однако им необходимо придать статус Федерального закона, поскольку в них содержатся прямые ограничения правового положения осужденного.

Основными факторами, которые определяют назначение этого наказания, являются:

- характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

- личность виновного.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.004 с.)