ТОП 10:

Принудительные работы как новый вид наказания, ограничивающий свободу осужденного и связанный с частичной изоляцией от общества.



 

7 декабря 2011 г. Федеральным законом № 97-ФЗ были внесены изменения в УК РФ, УИК РФ, Кодекс об административных нарушениях и другие законодательные акты. Изменения, внесенные в Уголовный кодекс в значительной мере, затронули нормы Общей части, коснулись, в частности , и системы наказаний, поскольку перечень наказаний пополнился еще одним видом – принудительными работами. (п. з1 ст. 44, ст. 531 УК РФ). В результате система наказаний опять включает 13 видов наказаний, из которых на сегодняшний день основных наказаний – 9 (обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, арест, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Принудительные работы, пополнив группу основных наказаний , занимают место между ограничением свободы, которое отбывается в настоящее время по месту жительства осужденного, и арестом.

Анализ статьи 531 УК РФ и 45 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что данное наказание является основным видом, срочным, поскольку применяется в течение определенного срока (от 2 месяцев до 5 лет). Это наказание является заменяемым и замещающим, поскольку с одной стороны, в случае злостного уклонения от его отбывания, оно может заменяться лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за один день исправительных работ; с другой – такие виды наказаний как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы в случае злостного уклонения от их отбывания также могут заменяться принудительными работами.

Принудительные работы можно отнести к разряду частично – специальных видов наказаний, поскольку данное наказание не может применяться ко всем осужденным, в частности, оно не назначается несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Принудительные работы имеют механизм собственного обеспечения их исполнения, поскольку в УК РФ предусмотрена их замена более строгим наказанием при определенных обстоятельствах. В- частности, согласно ч. 6 ст. 531 УК РФ «в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ». Причем как видно, речь идет не о злостном уклонении, законодатель использует термин «уклонение». При этом возникает вопрос – почему регламентируя замену иных видов наказаний более строгим (например, при замене штрафа, обязательных и исправительных работ, ограничения свободы), в законе предусмотрено одно основание - злостное уклонение, а в данном случае другое - уклонение? То есть можно отметить отсутствие единообразного законодательного подхода при решении данного вопроса.

Новое наказание, безусловно, можно отнести к видам наказаний, связанным с исправительно-трудовым воздействием на осужденного, что вытекает уже из названия самого наказания. К тому же это – и имущественный вид наказания, поскольку из заработной платы осужденного в доход государства высчитывается от 5 до 20 %. Данные признаки – обязательный труд и определенные вычеты из заработной платы роднят данное наказание с исправительными работами.

На первый взгляд, может показаться, что в системе наказаний появился в некотором роде избыток наказаний, связанный с обязательным привлечением осужденного к труду. В редакции ст. 531 УК РФ вряд ли можно отследить еще один немаловажный признак данного наказания, который как представляется, законодатель, в некоторой степени завуалировал. Это - связь принудительных работ с ограничением свободы, либо, что, на мой взгляд, более правильно, - связь, хотя и с частичной, тем не менее, изоляцией осужденного от привычных условий жизни осужденного. Социальной изоляции здесь нет, а вот физическая изоляция явно присутствует. Хотя, в самой норме УК РФ (ст. 531 ) об этом ничего не говорится. Указано лишь, что принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Местом отбывания принудительных работ являются, исходя из норм новой Главы 8.1. Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Исполнение наказания в виде принудительных работ», – исправительные центры.

Даже поверхностный взгляд на нормы указанной главы приводит нас к весьма неутешительным выводам: принудительные работы – это предусмотренное в первоначальной редакции УК и УИК РФ наказание в виде ограничения свободы, но в более жестком варианте.

Ужесточение видится, во-первых, в увеличении срока наказания с 3 до 5 лет; во-вторых, в том, что помимо изоляции осужденного в исправительных центрах, законом предусмотрены, как уже отмечалось ранее, удержания из заработной платы осужденных от 5 до 20 % в доход государства. Это при том, что обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств (ч. 2 ст. 60.5 УИК РФ в ред. ФЗ От 7 декабря 2011 г.).

Нормы Главы 8.1. УИК РФ по исполнению принудительных работ практически в точности копируют исполнение ограничения свободы в первоначальной редакции УИК .

Сущность принудительных работ согласно согласно нормам Уголовно-исполнительного кодекса РФ заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста в специальном учреждении – исправительном центре в условиях осуществления за ним надзора. Хотя, данная сущность постигается лишь при исследовании норм именно УИК РФ, а не Уголовного кодекса.

При исполнении данного наказания, согласно нормам УИК РФ в первоначальной редакции, личная свобода осужденного также ограничивалась, что выражалось в ограничении возможности распоряжаться собой, предусматривалось ограничение свободы передвижения, выбора места жительства и места пребывания. Осужденный так же, как и при лишении свободы, частично изолировался от прежнего окружения, семьи, коллег по работе и помещался в исправительный центр, где на него распространялся принудительный режим, за его поведением устанавливался надзор. Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных центров, утвержденных Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ, осужденные обязаны выполнять установленные в исправительном центре правила внутреннего распорядка, не покидать его пределы в ночное время; работать по усмотрению администрации; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра, как правило, в нерабочее время, продолжительностью не более двух часов в день; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Осужденным запрещалось приобретать, хранить и пользоваться предметами и веществами, согласно специально установленному Перечню.

Осужденные, а также помещения, в которых они должны были проживать, могли подвергаться обыску, а вещи – досмотру. Одежда, белье, обувь приобретались осужденными самостоятельно за счет собственных средств, стоимость питания также оплачивалось за счет собственных средств осужденных.

Осужденным к ограничению свободы, не нарушающим Правила внутреннего распорядка исправительных центров, могли быть разрешены выезды за пределы исправительных центров, а лицам, имеющим семью, по постановлению начальника исправительного центра могло быть разрешено проживание с семьей на собственной или арендованной жилой площади.

Такие осужденные обязаны были являться по вызову администрации исправительного центра для регистрации до 4-х раз в месяц.

Данный вид наказания допускал возможность заочного обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта РФ по месту отбывания наказания.

Все выше отмеченное характерно и для «нового» наказания в виде принудительных работ – все те же исправительные центры, те же Правила внутреннего распорядка, те же права и обязанности. Вот только не совсем ясно, какую цель преследовал законодатель, отменив первоначальную редакцию ограничения свободы и наделив данный вид наказания новым, совершенно иным содержанием, если по истечении менее года, опять вернулся к нему, по сути, лишь сменив «вывеску».

За 14 лет действия УК РФ и УИК РФ у государства так и не нашлось средств на строительство исправительных центров, хотя возможно изначально указанные средства и выделялись. Возникает вопрос – когда на этот раз ждать их строительства? Или же опять можно говорить о том, что система наказаний пополнилась еще одним отложенным наказанием, которое так и не начнет применяться на практике.

Хотя, в законе предусмотрен еще один вариант отбывания (исполнения) принудительных работ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 60.1. УИК РФ «Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний». А к исправительным учреждениям, как известно, относятся: колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Вот только предусмотрены данные учреждения для отбывания двух из самых строгих действующих видов наказания – лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы. А эти наказания связаны с полной физической изоляцией осужденных от общества. О социальной изоляции и здесь говорить вряд ли можно. Каким образом данное положение согласуется с принципами законности, справедливости и гуманизма, если речь идет, по сути, об отбывании принудительных работ «на зоне»? А ведь законодатель определяет принудительные работы как альтернативу лишению свободы! В ч. 1 ст. 53 1 УК прямо сказано: «Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые». И каким образом выделение указанных зон будет происходить на практике, учитывая более строгий режим и изоляцию осужденных, отбывающих лишение свободы. Без дополнительного финансирования и в данной ситуации не обойтись.

Представляется, что законодатель еще раз продемонстрировал непродуманный и скороспелый подход при решении важной проблемы. А судьи опять же будут вынуждены назначать осужденным те несколько видов наказаний, которые так прижились в российской действительности штраф, исправительные работы, лишение свободы….

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.007 с.)