Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уголовно-правовая характеристика ограничения свободы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ограничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее не известный уголовному и уголовно-исполнительному законодательству России. Однако, впервые оно было регламентировано в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года, но данный законодательный акт так и не был введен в действие, что было связано с дезинтеграцией Советского Союза. УК РФ 1996 г. с начала действия и до 2010 г. предусматривал ограничение свободы в качестве основного вида наказания. Оно так же, как и сейчас, было регламентировано в ст. 53 УК. В УИК РФ предусмотрена целая глава, в нормах которой регламентировано исполнение ограничения свободы – Глава 8 «Исполнение наказания в виде ограничения свободы», включающая первоначально статьи с 47 по 60. По действующему законодательству некоторые из отмеченных статей утратили силу, это - ст. 47, 48, 51-53, 55-56. Остальные изложены в новой редакции[78]. Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ были внесены существенные изменения, коснувшиеся назначения и исполнения ограничения свободы. Ограничение свободы по действующему уголовному и уголовно-исполнительному законодательству — вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осуждённого, которые исполняются без изоляции осуждённого от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа – уголовно-исполнительной инспекции. Как отмечено в ч. 1 ст. 53 УК РФ (в новой редакции) ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: - не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; - не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; - не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; - не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. В законе также отмечается, что установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции (а именно инспекция, согласно УИК РФ является тем специализированным органом, призванным осуществлять надзор за осужденными, отбывающими ограничение свободы), а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Ограничение свободы – срочное наказание, причем сроки его дифференцированы в зависимости от того, назначено ли данное наказание в качестве основного или дополнительного. Если ограничение свободы назначено в качестве основного наказания, то его срок может составить от 2-х месяцев до 4-х лет. Если же оно назначено в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы, то его срок составляет от 6 месяцев до 2-х лет. Ограничение свободы имеет механизмы собственного обеспечения. Согласно части пятой ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей данное наказание, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы или принудительными работами, из расчета - один день принудительных работ или лишения свободы за два дня ограничения свободы. О возможности замены ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания в ст. 53 УК РФ никаких указаний не содержится. Однако говорить о том, что подобная замена попросту невозможна – преждевременно! Определенные гарантии обеспечения исполнения ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, предусмотрены не в Уголовном, а в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Правда, они достаточно расплывчаты, поскольку согласно ч. 5 ст. 58 УИК РФ злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. С каким конкретно законодательством – не поясняется. Далее лишь говорится, что осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 6 ст. 58 УИК). Однако механизмы обеспечения исполнения ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного к лишению свободы, все-таки имеются – в Особенной части УК РФ, в частности в ст. 314 УК «Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы», которая Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2010 г. В части 1 ст. 314 УК отмечается, что злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания - наказывается лишением свободы на срок до одного года. Причем в данном случае законодателю следовало бы прямо прописать, что речь идет об ограничении свободы, назначенном в качестве дополнительного наказания, а это вытекает только из Примечания к данной статье, согласно которому «уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания». В ч. 4 статьи 58 УИК указаны категории осужденных лиц, которые признаются злостно уклоняющимися от отбывания ограничения свободы: а) осужденные, допустившие нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к ним взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденные, отказавшиеся от использования в отношении них технических средств надзора и контроля; в) скрывшиеся с места жительства осужденные, место нахождения которых не установлено в течение более 30 дней; г) осужденные, не прибывшие в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 УИК РФ. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы или принудительными работами. Причем следует отметить, что в данном случае законодатель предусмотрел лишь возможность подобной замены, а не ее обязательность, как было предусмотрено ранее в ч. 4 ст. 53 УК, – речь уже не идет об обязанности суда произвести такую замену, поскольку в законе используется формулировка: «… суд может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы…», а не «…оно заменяется принудительными работами или лишением свободы». Основанием подобной замены может являться только злостное уклонение осужденного от отбывания ограничения свободы. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений. Статья 47.1. УИК РФ предусматривает новый порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы[79]. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, как уже было отмечено ранее, является уголовно-исполнительная инспекция, а не исправительный центр. Поскольку обновленное ограничение свободы будет отбываться на дому – отпала необходимость в их строительстве. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания. Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию. В течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительная инспекция извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности. Согласно ч. 1 ст. 50 УИК наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства, а точнее – дома, в силу этого данное наказание в обиходе получило название «домашний арест». Исчисление сроков ограничения свободы имеет свои особенности, связанные с тем, назначено ли данное наказание в качестве основного или в качестве дополнительного. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. При этом в срок ограничения свободы засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. Срок ограничения свободы при назначении его в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В законе также отмечается, что время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин в срок ограничения свободы не засчитывается. Согласно ч. 1 ст. 50 УИК наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства, а точнее – дома, в силу этого данное наказание в обиходе получило название «домашний арест». Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Речь в данном случае идет об электронных браслетах, которых в настоящее время еще нет. Вопрос о том, где будут приобретаться эти средства лишь активно дискутируется как в прессе, так и на уровне Правительства РФ. Можно отметить, что государству опять же придется потратить немалые средства, поскольку, как было отмечено – это удовольствие не из дешевых. Предполагается, что один комплект электронных браслетов будет стоить около 30 000 р. Тем не менее, видимо, в данном случае, это должно обходиться дешевле, нежели строительство исправительных центров в каждом субъекте Федерации. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.007 с.) |