Уголовно-правовая характеристика ограничения свободы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовно-правовая характеристика ограничения свободы.



Ограничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее не известный уголовному и уголовно-исполнительному законодательству России. Однако, впервые оно было регламентировано в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года, но данный законодательный акт так и не был введен в действие, что было связано с дезинтеграцией Советского Союза.

УК РФ 1996 г. с начала действия и до 2010 г. предусматривал ограничение свободы в качестве основного вида наказания. Оно так же, как и сейчас, было регламентировано в ст. 53 УК.

В УИК РФ предусмотрена целая глава, в нормах которой регламентировано исполнение ограничения свободы – Глава 8 «Исполнение наказания в виде ограничения свободы», включающая первоначально статьи с 47 по 60. По действующему законодательству некоторые из отмеченных статей утратили силу, это - ст. 47, 48, 51-53, 55-56. Остальные изложены в новой редакции[78].

Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ были внесены существенные изменения, коснувшиеся назначения и исполнения ограничения свободы.

Ограничение свободы по действующему уголовному и уголовно-исполнительному законодательству — вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осуждённого, которые исполняются без изоляции осуждённого от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа – уголовно-исполнительной инспекции.

Как отмечено в ч. 1 ст. 53 УК РФ (в новой редакции) ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:

- не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;

- не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;

- не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;

- не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

В законе также отмечается, что установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции (а именно инспекция, согласно УИК РФ является тем специализированным органом, призванным осуществлять надзор за осужденными, отбывающими ограничение свободы), а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Ограничение свободы – срочное наказание, причем сроки его дифференцированы в зависимости от того, назначено ли данное наказание в качестве основного или дополнительного. Если ограничение свободы назначено в качестве основного наказания, то его срок может составить от 2-х месяцев до 4-х лет. Если же оно назначено в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы, то его срок составляет от 6 месяцев до 2-х лет.

Ограничение свободы имеет механизмы собственного обеспечения. Согласно части пятой ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей данное наказание, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы или принудительными работами, из расчета - один день принудительных работ или лишения свободы за два дня ограничения свободы.

О возможности замены ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания в ст. 53 УК РФ никаких указаний не содержится. Однако говорить о том, что подобная замена попросту невозможна – преждевременно!

Определенные гарантии обеспечения исполнения ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, предусмотрены не в Уголовном, а в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Правда, они достаточно расплывчаты, поскольку согласно ч. 5 ст. 58 УИК РФ злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. С каким конкретно законодательством – не поясняется. Далее лишь говорится, что осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 6 ст. 58 УИК).

Однако механизмы обеспечения исполнения ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного к лишению свободы, все-таки имеются – в Особенной части УК РФ, в частности в ст. 314 УК «Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы», которая Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2010 г.

В части 1 ст. 314 УК отмечается, что злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания - наказывается лишением свободы на срок до одного года. Причем в данном случае законодателю следовало бы прямо прописать, что речь идет об ограничении свободы, назначенном в качестве дополнительного наказания, а это вытекает только из Примечания к данной статье, согласно которому «уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания».

В ч. 4 статьи 58 УИК указаны категории осужденных лиц, которые признаются злостно уклоняющимися от отбывания ограничения свободы:

а) осужденные, допустившие нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к ним взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденные, отказавшиеся от использования в отношении них технических средств надзора и контроля;

в) скрывшиеся с места жительства осужденные, место нахождения которых не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденные, не прибывшие в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 УИК РФ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы или принудительными работами.

Причем следует отметить, что в данном случае законодатель предусмотрел лишь возможность подобной замены, а не ее обязательность, как было предусмотрено ранее в ч. 4 ст. 53 УК, – речь уже не идет об обязанности суда произвести такую замену, поскольку в законе используется формулировка: «… суд может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы…», а не «…оно заменяется принудительными работами или лишением свободы».

Основанием подобной замены может являться только злостное уклонение осужденного от отбывания ограничения свободы.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

Статья 47.1. УИК РФ предусматривает новый порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы[79].

Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, как уже было отмечено ранее, является уголовно-исполнительная инспекция, а не исправительный центр. Поскольку обновленное ограничение свободы будет отбываться на дому – отпала необходимость в их строительстве.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета.

Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

В течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительная инспекция извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Согласно ч. 1 ст. 50 УИК наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства, а точнее – дома, в силу этого данное наказание в обиходе получило название «домашний арест».

Исчисление сроков ограничения свободы имеет свои особенности, связанные с тем, назначено ли данное наказание в качестве основного или в качестве дополнительного. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. При этом в срок ограничения свободы засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы.

Срок ограничения свободы при назначении его в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В законе также отмечается, что время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин в срок ограничения свободы не засчитывается. Согласно ч. 1 ст. 50 УИК наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства, а точнее – дома, в силу этого данное наказание в обиходе получило название «домашний арест». Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Речь в данном случае идет об электронных браслетах, которых в настоящее время еще нет. Вопрос о том, где будут приобретаться эти средства лишь активно дискутируется как в прессе, так и на уровне Правительства РФ. Можно отметить, что государству опять же придется потратить немалые средства, поскольку, как было отмечено – это удовольствие не из дешевых. Предполагается, что один комплект электронных браслетов будет стоить около 30 000 р. Тем не менее, видимо, в данном случае, это должно обходиться дешевле, нежели строительство исправительных центров в каждом субъекте Федерации.

При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.012 с.)