Основные источники предпринимательских рисков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные источники предпринимательских рисков.



Риски

1. Экономическое содержание предпринимательских рисков.

 

2 основные позиции рассмотрения сущности экономического риска:

 

1) В виде возможного ущерба от реализации того или иного решения, в виде финансовых, материальных и иных потерь (классическая теория)

2) С точки зрения возможной удачи, получения дохода или прибыли в результате реализации решения (неоклассическая теория).

Предпринимательский риск – это деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанное с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого надо оценить вероятности достижения желаемого результата и отклонения от него, и на этой основе выбрать более приемлемый вариант.

 

Основные источники предпринимательских рисков.

 

Основные причины неопределенности – источники риска:

- спонтанность природных процессов и явлений

- наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов

- НТП

- неполнота, недостаточность и асимметрия информации

Источники, способствующие возникновению неопределенности и риска:

- ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов при принятии и реализации решений

- невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания

- относительная ограниченность социальной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, идеалах, намерениях, оценках, стереотипах поведения

Предпринимательский риск – риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности.

1) Ситуация риска – необходимость принятия одного из нескольких решений в неопределенной обстановке

2) Осознание риска – понимание индивидуумом того, что в своей хозяйственной практике он столкнулся с «ситуацией риска»

 

 

Критерии количественной оценки риска.

1) Критерий Вальда – критерий «максимин» - критерий гарантированного результата. Применяется в таблице 1 и позволяет выявить тот вариант, который обеспечивает наилучший результат в условиях наихудшей обстановки

2) Критерий Сэвиджа – критерий «минимакс» - критерий наименьшего время. Применяется к таблице 2 и позволяет выявить тот вариант, при котором максимальные потери в условиях наихудшей обстановки будут наименьшими.

3) Критерий Лапласа – критерий недостаточного обоснования – применяется как для 1-ой, так и для 2-ой таблицы, при этом считается, что у нас нет оснований предпочесть тот или иной сценарий как наиболее вероятный, поэтому они считаются равновероятными (равновозможными). Если этот критерий используется для 1-ой таблицы, то выбор производится в пользу решения с наибольшим среднеарифметическим результатом, а если по 2-ой – то выбор в пользу решения с наименьшим среднеарифметическим показателем риска.

4) Критерий оптимизма – критерий «максимакс» - используется для 1-ой таблицы и позволяет выявить тот вариант решения, при котором возможно достижение наилучшего результата.

5) Критерий Гурвица позволяет выявить вариант решения с учетом склонности конкретного лица к риску или к осторожности. Применяется для обоих таблиц.

Таблица 1:

K –

6) Критерий математического ожидания, используется для обеих таблиц. Используется в том случае, когда известны вероятности того или иного развития событий. Если этот критерий применяется к 1 таблице, то решений – максимальный средневзвешенный результат, к 2 таблице – с минимальным средневзвешенным показателем риска.

 

 

Покупатели или клиенты

1) Покупатели потребительского рынка – физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления

Факторы, влияющие на потребителя:

· Культурные (факторы культурного порядка, социальное положение покупателя)

· Социальные (референтные группы, семейное положение, роли и статус)

· Личностные (возраст и этапы жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и ее представление о себе)

· Психологические (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения)

2) Покупатели рынка производителей – организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего их использования в процессе производства для создания уже иной готовой продукции.

Особенности рынка промышленных товаров:

· На нем меньше покупателей

· Эти покупатели намного крупнее

· Их спрос определяется спросом конечных потребителей

· Обычно и спрос не эластичен по цене

· Спрос может резко меняться

· Эти покупатели являются профессионалами

3) Покупатели рынка промежуточных продавцов – физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги в целях их последующей перепродажи для извлечения собственной прибыли в сфере обращения

4) Покупатели рынка госучреждений – государственные учреждения, приобретающие товары или услуги в целях собственного потребления, или же для последующего использования их в сфере коммунальных услуг, или же для использования данных товаров или услуг в целях благотворительности

5) Покупатели международного рынка – все покупатели, находящиеся за пределами страны производства товаров и услуг

Конкуренты: лицо, группа лиц, фирма или предприятие, соперничающее на каком-либо поприще с другим, имеющее собственные специфические интересы в какой-либо сфере деятельности и осуществляющее ее в соответствии с этими интересами.

бизнес, соперничающий с компанией, поставляющей определенные товары и услуги на рынок, предлагающий покупателям идентичный либо похожий продукт.

С позиции покупателя:

1) Желания конкуренты – желания, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить

2) Товарно-родовые конкуренты – основные способы удовлетворения выбранного ранее желания

3) Товарно-видовые конкуренты – прочие разновидности того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя

4) Марки конкуренты – товары уже разных производителей (фирм), способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя

Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет потенциальный или реальный интерес к деятельности данного предприятия и может оказывать влияние на его способности извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия:

1) Благотворные аудитории – спонсоры

2) Искомые аудитории (СМИ, группы депутатов, лица в органах исполнительной власти)

3) Нежелательные аудитории (группы, интересы которых наше предприятие не должно привлекать, но вынуждено считаться с ним, если он проявляется) – общества потребителей, налоговые органы

По содержанию:

1) Финансовые круги – те контактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом (банки, другие кредитные учреждения, инвестиционные компании)

2) Гражданские группы действий – союзы потребителей, защитники окружающей среды, представители религиозных и национальных меньшинств

3) Контактные аудитории средств информации – организации, распространяющие новости, статьи и комментарии (телекомпании, радиостанции, газеты, журналы и прочие СМИ)

4) Местные контактные аудитории – окрестные жители и их общинные организации

5) Контактные аудитории государственных учреждений – необходимо учитывать все изменения, происходящие в государственной сфере

6) Широкая публика – не выступает по отношению к предприятию в виде организованной силы (известные футболисты, актеры, журналисты, писатели проч.)

7) Внутренние контрактные аудитории – собственные рабочие, служащие предприятия. Общее правило: мнение внутренней контактной аудитории рано или поздно будет перенесено на все остальные контактные аудитории

Основные понятия классификации рисков. Классификация экономических рисков по Дж. Кейнсу.

Риск кредитора

Связан с сомнением опасности преднамеренного банкротства или прочих попыток должника уклониться от выполнения обязательств и возможности недостаточности обеспечения ссуды в случае возникновения опасности невольного банкротства вследствие того, что расчеты заемщика на получение предполагаемого дохода не оправдаются

Риск инфляции

Связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы. Денежный заем всегда будет менее надежным, нежели реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно отражается на инвестировании средств

 

 

Комплексный риск

· Риск инфляции

 

3. Прочие юридические лица

Финансовый риск – валютный риск

Товарный риск:

· Риск отсутствия спроса на общественные услуги

Комплексный риск:

· Риск реакции фирм и потребление на правительственные мероприятия

· Риск инфляции

10. Экономическое содержание и классификация банковских рисков

Основные виды банковских рисков:

1) Кредитный

2) Процентный

3) Риск несбалансированной ликвидности банка

4) Риск в сфере расчетов

5) Риск, связанный с банковскими злоупотреблениями

6) Риск по формированию депозитов

Банковские риски можно классифицировать по признакам:

1. по типу коммерческого банка (специализированные, отраслевые, универсальные)

2. по сфере влияния или возникновения банковского риска:

· внешние (не зависят от деятельности банка, а зависят от макроэкономической ситуации)

· внутренние (кредитный, процентный и …)

 

3. по составу клиентов банка: Мелкие и крупные кредиты в разрезе заемщиков по-разному влияют на банковские риски. Мелкие заемщики больше зависимы от случайности в экономике или крупные кредиты одному или группе заемщиков одной отрасли, региона, страны могут сильно повлиять на ликвидность, возврат банку кредитов.

4. по методу учета риска

5. по степени БР: все банковские операции классифицируются по возможной величине их риска. Все операции классифицируются на 5 групп в зависимости от их риска:

 

1 группа: безрисковые операции: хранение банками денежных средств в кассе и на счете обязательных резервов ЦБ 2%

2 группа: малорисковые:

ü ссуды, гарантированные федеральным правительством

ü ссуды под залог драг металлов в части их рыночной стоимости

ü операции с ценными бумагами правительства до 10%

3 группа: малорискованные:

ü операции с ценными бумагами субъектов РФ

ü ссуды клиентам, предоставленных банками со 100% участием иностранных инвестиций и под гарантии, полученных от материнских банков групп развитых стран до20%

4 группа: операции с повышенной степенью риска, основной позицией является операции с корпоративными ц.б. до70%

5 группа. Все прочие до100%

 

6. по распределению риска во времени

7. по характеру учета риска

8. по возможностям регулирования БР

9. по методам регулирования БР:

 

Специфика банковской деятельности требует особых методов уменьшения БР, среди которых можно выделить:

1. банковская диверсификация, под которой понимают перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставляемых большему количеству клиентов при сохранении общего размера операций банка

2. выдача крупных кредитов только на консорциональной основе, т.е. по межбанковским соглашениям

3. введение депозитных сертификатов

4. страхование кредитов и депозитов

5. введение залогового права и выдача ссуд под гарантию

6. расширение переучетных операций

 

Основными являются:1,2,5,9.

Содержание метода избежания риска и условия его применения.

Избежание/уклонение от риска – выход из зоны риска. Под избежанием понимается отказ от любого мероприятия, связанного с риском (прекращение производства определенной продукции, отказ от определенной сферы бизнеса, в которой такие риски присутствуют), или разработка мероприятий, которые полностью исключают данный вид риска. При этом предприятие лишается возможности получения дополнительной прибыли Выход из зоны риска является особенно эффективным, когда велики вероятность возникновения убытков и когда велик возможный размер убытка. Избежание рисковых ситуаций – практически единственная альтернатива. Применяется чаще всего на предварительном этапе. Однако при использовании данного метода следует учитывать, что некоторых рисков избежать невозможно, а значит, возникает необходимость использования других методов снижения риска.

Условия применения:

- отказ от одного вида риска не влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;

- уровень риска намного выше уровня возможной доходности произведенной сделки или деятельности в целом

Содержание методов удержания (сохранения) риска и особенности их применения.

1) Принятие риска без финансирования. Оставление риска за предпринимателем, на его ответственность; покрытие убытков за счет собственных ресурсов. Фирма сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки не приведут к невосполнимым потерям. Одни риски принимаются из-за потенциала, другие из-за неизбежности. Потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления рискового события. Для принятия предпринимательского риска на себя необходимо учитывать:

- потери, возникающие в результате деятельности, которые легко увидеть и просчитать, следует учитывать как оперативные расходы, а не как текущий ущерб

- потери, которые вызываются единичными опасностями, необходимо выделять из всех возможных потерь, поскольку они могут быть уменьшены страхованием или принятием риска без финансирования (самострахование или резервирование средств).

2) Самострахование: предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков при непредвиденных ситуациях за счет части собственных оборотных средств. Целесообразно в том случае, когда а) стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с фондом б) возможность убытка невелика.

В России разрешается создавать страховые фонды за счет себестоимости продукции в размере не более 1% от объема реализуемой продукции.

Самострахование – децентрализуемая форма создания предпринимателем натуральных и денежных страховых фондов для оперативного преодоления временных затруднений финансово-коммерческого характера. Самострахованию должны подвергаться следующие виды рисков:

- нестрахуемые риски

- риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения

- большинство рисского допустимого уровня, расчетная стоимость предполагаемого ущерба по которым невысока

Направления:

1)Резервный фонд. Не менее 5% суммы полученной прибыли.

2) Целевые фонды, напр, фонд страхования ценового риска, фонда уценки товара на предприятиях торговли. Размер определяется уставом организации.

3) Резервные суммы в системе бюджетов.

4) Формирование системы страховых запасов по отдельным элементам оборотных активов предприятия – денежным средствам, материалам.

5) Нераспределенный остаток прибыли

Преимущества самострахования – предприятие имеет возможность более эффективно управлять рисками, т.к. может направлять программу финансирования.

Негативные стороны самострахования:

а) создание собственного резервного фонда для компенсации потерь от редких событий, которые могут и не наступить, является нерациональным использованием средств, т.к. эти деньги не вовлекаются в оборот, при этом определение оптимального размера фонда – достаточно сложная проблема, т.к. условия деятельности предприятия постоянно изменяются

б) из-за недооцененности ущерба средств резервного фонда может быть недостаточно

в) необходимо учитывать влияние инфляции, из-за которой средства резервного фонда со временем обесценивается

г) самострахование требует дополнительных затрат

Методы компенсации риска

Методы воздействия на риск:

А) Избежание/уклонение от риска – выход из зоны риска

Б) Удержание/сохранение от риска:

В) Снижение от риска

Г) Передача/трансфер от риска

Д) Компенсация риска

 

1) стратегическое планирование

стратегическое планирование деятельности как метод компенсация риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности предприятия. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разработать компенсирующие мероприятия, план использования резервов;

2) прогнозирование экономической обстановки

прогнозирование внешней обстановки, т.е. периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов общеэкономическое прогнозирование;

3) активный целенаправленный маркетинг

Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

4) мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды

мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. Необходимо широкое использование информатизации - приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшествам, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил хозяйственной деятельности и скорректировать оперативные и стратегические планы;

5) создание системы резервов, близкой к страхованию, но сосредоточенной внутри предприятия

создание системы резервов этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, комплектующих, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности. Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.

- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций

- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами

- получение от партнеров дополнительного уровня премии за риск

Методы компенсации риска -Относятся к упреждающим методам, которые должны создать условия, исключающие появление причин и факторов риска.

ТОФМ

Концепция денежного потока

Одним из основных направлений деятельности финансового менеджера является выбор целесообразного вложения денежных средств. В частности, это делается в рамках инвестиционного анализа, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектов притоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов.

Данная концепция предполагает: а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока; в) выбор ставки дисконтирования, позволяющей сопоставлять элементы денежного потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

 

Содержание финансового механизма.

ФМ на предприятии осуществляется с помощью фин. механизма, представляющего собой систему взаимодействия централизованно установленных гос. законов и НПА, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов фин. ресурсов и др. ден. фондов, обеспечивающих активную хоз. деят-ть предприятия. Фин. механизм формирует системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства и снижению с/с продукции, росту прибыли и уровню рентабельности, повышению конкурентной позиции на рынке и т.п.

Финансовый механизмсовокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты фин. управления для достижения намеченных стратегических целей. Он призван содействовать наиболее полной реализации финансами своих функций. Фин. механизм включает нормативно-правовое регулирование финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, фин. инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информац. базу и др. элементы.

Помимо перечисленных элементов, в фин. менеджменте следует также учитывать и такие внешние рыночные регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки фин. инструментов на фондовом рынке и т.п.

Эффективность фин. механизма обеспечивается только при условии активного использования всех фин. категорий: выручки, прибыли, амортизации, ОФ и оборотных средств, кредита, налогов и др.

 

Финансовые методы.

Финансовый метод – способы количественной и качественной оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений в области финансовой деятельности.

Методы:

1. Статистический метод - суть его состоит в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном предприятии за определенный промежуток времени. Устанавливается величина и частота получения определенного результата и на основе этого составляется прогноз на будущее. С этой целью рассчитывается коэффициент вариации. Чем больше его значение, тем сильнее колеблемость анализируемого признака. На сегодня установлена следующая оценка до 10% - слабая колеблемость, 10-25% - средняя, более 25% - высокая.

2. Балансовый метод - сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчёта резервов повышения эффективности производства.

3. Анализ - Различные методы финансового анализа позволяют выявить слабые места в экономике предприятия, охарактеризовать его ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, отдачу активов и рыночную активность.

4. Количественные методы оценки рисков (анализ риска банкротства) - В первую очередь анализу подвергаются сведения, содержащиеся и документах годовой бухгалтерской отчетности. Основными критериями неплатежеспособности, Характеризующими структуру баланса, являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. На основании указанной системы показателей можно оценить вероятность наступления неплатежеспособности предприятия.

5. Метод экспертной оценки - комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.

6. Метод аналогий - обычно используется при анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.

 

Внутренние:

- руководство - управляющим нужна финансовая информация для планирования и контроля за деятельностью компании

- собственники – в первую очередь их интересует оценка рентабельности, прибыльности, а также уровень риска утраты капитала; определение увеличения или уменьшения доли собственных средств предприятия и оценка эффективности использования ресурсов руководством компании;

- работники организации (и не только), если они одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льгот, возможности дальнейшего трудоустройства.

Внешние:

- покупатели – их интересует способность предприятия выполнять взятые на себя обязательства по своевременной и в полном размере поставке продукции

- контрагенты/поставщики – их интересует информация о платежеспособности предприятия

- кредиторы – их интересует кредитоспособность заемщика, перспективы возврата предоставленных средств

- налоговые органы (государство) - проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов

- инвесторы: заинтересованы в информации, характеризующей предприятие как объект надежного размещения средств, способный реализовать предложенную инвестиционную программу

- статистические органы

 

Риски

1. Экономическое содержание предпринимательских рисков.

 

2 основные позиции рассмотрения сущности экономического риска:

 

1) В виде возможного ущерба от реализации того или иного решения, в виде финансовых, материальных и иных потерь (классическая теория)

2) С точки зрения возможной удачи, получения дохода или прибыли в результате реализации решения (неоклассическая теория).

Предпринимательский риск – это деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанное с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого надо оценить вероятности достижения желаемого результата и отклонения от него, и на этой основе выбрать более приемлемый вариант.

 

Основные источники предпринимательских рисков.

 

Основные причины неопределенности – источники риска:

- спонтанность природных процессов и явлений

- наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов

- НТП

- неполнота, недостаточность и асимметрия информации

Источники, способствующие возникновению неопределенности и риска:

- ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов при принятии и реализации решений

- невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания

- относительная ограниченность социальной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, идеалах, намерениях, оценках, стереотипах поведения

Предпринимательский риск – риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности.

1) Ситуация риска – необходимость принятия одного из нескольких решений в неопределенной обстановке

2) Осознание риска – понимание индивидуумом того, что в своей хозяйственной практике он столкнулся с «ситуацией риска»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.101 с.)