Основные формы самострахования как приема снижения уровня риска, положительные и отрицательные стороны.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы самострахования как приема снижения уровня риска, положительные и отрицательные стороны.



Самострахование– децентрализуемая форма создания предпринимателем натуральных и денежных страховых фондов для оперативного преодоления временных затруднений финансово-коммерческого характера. Суть: создание на предприятии резервных фондов, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов и убытков. Самострахованию должны подвергаться следующие виды рисков:

- нестрахуемые риски

- риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения

- большинство рисского допустимого уровня, расчетная стоимость предполагаемого ущерба по которым невысока

Направления:

1)Резервный фонд. Не менее 5% суммы полученной прибыли.

2) Целевые фонды, напр, фонд страхования ценового риска, фонда уценки товара на предприятиях торговли. Размер определяется уставом организации.

3) Резервные суммы в системе бюджетов.

4) Формирование системы страховых запасов по отдельным элементам оборотных активов предприятия – денежным средствам, материалам.

5) Нераспределенный остаток прибыли

Преимущества самострахования – предприятие имеет возможность более эффективно управлять рисками, т.к. может направлять программу финансирования.

Негативные стороны самострахования:

а) создание собственного резервного фонда для компенсации потерь от редких событий, которые могут и не наступить, является нерациональным использованием средств, т.к. эти деньги не вовлекаются в оборот, при этом определение оптимального размера фонда – достаточно сложная проблема, т.к. условия деятельности предприятия постоянно изменяются

б) из-за недооцененности ущерба средств резервного фонда может быть недостаточно

в) необходимо учитывать влияние инфляции, из-за которой средства резервного фонда со временем обесценивается

г) самострахование требует дополнительных затрат

40. Методы снижения риска.

Основные приемы – диверсификация (рассеивание риска за счет капитала, резервов и т.п. или сочетание пределах уставного капитала разных видов деятельности), премия за риск (данная премия компенсирует действие факторов риска, которые являются рыночными и не могут быть диверсифицированы), приобретение дополнительной информации для более точного прогноза результатов и тем самым снижения степени неопределенности риска, лимитирование (установление норматива или удельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.)

Основные методы диверсификации:

§ Предпринимательской деятельности фирмы

§ Портфеля ценных бумаг

§ Программы реального инвестирования

§ Кредитного портфеля фирмы

§ Валютной корзины фирмы

§ Финансового рынка

Лимитирование выражается в установлении лимита, т.е. предельных сумм расходов и т.п. по содержанию представляет собой приемы локализации риска и включает в себя:

· Создание венчурных предприятий

· Выделение специального подразделения внутри предприятия

· Использование внутренних нормативов - На предприятии разработкой таких внутренних нормативов занимается финансовая служба самого предприятия, поскольку специалистам данной службы лучше, чем кому-либо другому известны особенности его финансовой и производственной деятельности.

Большое значение в управлении рисками имеет повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятельности. Приобретение надежной и достаточной информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д. Сюда входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о фин. Устойчивости и т.п.

 

41. Основные формы диверсификации рисков.

Как правило, в экономической литературе диверсификацию рассматривают как метод уменьшения фин. рисков, в т.ч. банковские и инвестиционные.

Основные формы диверсификации:

§ Предпринимательской деятельности фирмы. Предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом.

§ Портфеля ценных бумаг, которая позволяет снижать инвестиционные риски не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.

§ Программы реального инвестирования. При ее формировании целесообразно отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного, крупного проекта.

§ Кредитного портфеля фирмы, которая направлена на снижение кредитного риска, возникающего при коммерч. Кредитовании, и которая предусматривает разнообразие покупателей продукции и услуг.

§ Валютной корзины фирмы. Выбор нескольких видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операции, что дает возможности минимизировать валютные риски.

§ Финансового рынка. Организация работ одновременно на нескольких сегментах финансового рынка. Неудача на одном из них может быть компенсирована успехом на другом.

 

42. Основные формы лимитирования (локализации) рисков.

Лимитирование выражается в установлении лимита, т.е. предельных сумм расходов и т.п. по содержанию представляет собой приемы локализации риска и включает в себя:

· Создание венчурных предприятий

· Выделение специального подразделения внутри предприятия

· Использование внутренних нормативов

Система внутренних нормативов может включать в себя:

· Предельный размер заемых средств

· Минимальный размер активов в высоколиквидной форме

· Определение максимального размера потребительского или товарного кредита, который может предоставитьс одному покупателю

· Максимальный размер депозитного вклада для одного вкладчика

· Максимальный период отвлечения средст в дебиторскую задолженность

 

43. Основные методы передачи риска.

Суть методов заключается в том, что предприятие-трансфер передает риск предприятию, принимающему риск на себя путем заключения договора за плату.

В современной практике основными методами передачи риска являются:

o Страхование

o Хеджирование

o Заключение контрактов (строительные, лизинг, на хранение и перевозку грузов, договор - факторинга, контракт - поручительство)

o Защитные оговорки

1) Страхование: с т. зрения управления рисками, суть страхования состоит в передаче риска др. субъекту (страховщику) за определенную плату.

Различают 2 основных термина в страховании:

а) имущественное страхование:

Объект страхования – имущество фирм в разных своих проявлениях (от строений и оборудования до поголовья скота). С точки зрения рисков, термин «имущественное страхование» применимо прежде всего к такому виду предпринимательского риска, как производственный (чистый) риск;

б) страхование ответственности:

По сравнению с а), страхование ответственности является более сложным понятием: при нем объектом страхования выступает ответственность фирмы (предпринимателя) перед 3-ми лицами за причиненный им ущерб, причем такая ответственность включает очень большое число ситуаций (от ответственности за не возврат кредитов до ответственности за причинение экологического ущерба природе).

На примере страхования особенно ярко видна взаимосвязь всех методов управления рисками: например, такие понятия, как сострахование и перестрахование, по своей сути является одновременно и страхованием, и распределением риска между др. страховщиками.

2)Хеджирование – это система заключений срочных контрактов и сделок, учитывающих вероятность в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая целью избежать неблагоприятных последствий, таких изменений при падении курса одной из валют.

3)Факторинг представляет собой отношения по уступке прав взыскания задолженности с дебитора ее владельцем специализированной фирме (факторинговой фирме), а она уже пытается взыскать эту задолженность с дебитора, но с передачей ее бывшему владельцу меньшей части задолженности.

 

44. Договорные формы передачи риска.

1) Страхование: с т. зрения управления рисками, суть страхования состоит в передаче риска др. субъекту (страховщику) за определенную плату.

Различают 2 основных термина в страховании:

а) имущественное страхование:

Объект страхования – имущество фирм в разных своих проявлениях (от строений и оборудования до поголовья скота).

С точки зрения рисков, термин «имущественное страхование» применимо прежде всего к такому виду предпринимательского риска, как производственный (чистый) риск;

б) страхование ответственности:

По сравнению с а), страхование ответственности является более сложным понятием: при нем объектом страхования выступает ответственность фирмы (предпринимателя) перед 3-ми лицами за причиненный им ущерб, причем такая ответственность включает очень большое число ситуаций (от ответственности за не возврат кредитов до ответственности за причинение экологического ущерба природе).

2)Хеджирование – это система заключений срочных контрактов и сделок, учитывающих вероятность в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая целью избежать неблагоприятных последствий, таких изменений при падении курса одной из валют.

Помимо страхования и хеджирования существуют также иные формы передачи риска путем заключения контрактов:

- строительные контракты, когда все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма

- аренда, в том числе финансовая аренда, или лизинг, когда при заключении договора значительная часть рисков передается арендатору, однако часть рисков остается на собственнике

- контракты на хранение и перевозку грузов, когда транспортная компания берет на себя риски, связанные с гибелью или порчей продукции во время ее транспортировки

- контракт-поручительтсво и договор факторинга

-Защитные оговорки - договорные условия, включаемые по соглашению сторон в международные контракты, оговаривающие возможность изменения (пересмотра) первоначальных условий договора в процессе его исполнения с целью страхования риска возможных потерь контрагентов.

 

45. Методы и виды хеджирования финансовых рисков

Хеджирование ФР широком смысле - применение любых механизмов уменьшения уровня риска, как внутренних, так и внешних.

Выделяют 2 операции хеджирования:

· хеджирование на повышение (покупкой). Представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем.

· на понижение (продажей). Биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий х на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем

 

В зависимости от вида используемых производных ценных бумаг выделяют несколько видов хеджирования фин. рисков:

· х с использованием опционов - позволяет нейтрализовать фин. риски по операциям с ЦБ, валютой, реальными активами.

· х с использованием операции «своп» - торгово-фин. обменная операция, в которой заключение сделки о купле (продаже) ЦБ, валюты заключается контрсделки, об обратной продаже (купле) того же фин. инструмента через определенный срок на тех же или иных условиях.

· хеджирование с использование фьючерсных контрактов - срочные, заключаемые на биржах сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент заключения сделки с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем.

Принцип механизма хеджирования с использованием ФК основан на том, что если предпринимательская орг-ция несет фин. потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец валюты или ценных бумаг, то она выигрывает в тех же размерах как покупатель.

Методы компенсации риска

Методы воздействия на риск:

А) Избежание/уклонение от риска – выход из зоны риска

Б) Удержание/сохранение от риска:

В) Снижение от риска

Г) Передача/трансфер от риска

Д) Компенсация риска

 

1) стратегическое планирование

стратегическое планирование деятельности как метод компенсация риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности предприятия. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разработать компенсирующие мероприятия, план использования резервов;

2) прогнозирование экономической обстановки

прогнозирование внешней обстановки, т.е. периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов общеэкономическое прогнозирование;

3) активный целенаправленный маркетинг

Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

4) мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды

мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. Необходимо широкое использование информатизации - приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшествам, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил хозяйственной деятельности и скорректировать оперативные и стратегические планы;

5) создание системы резервов, близкой к страхованию, но сосредоточенной внутри предприятия

создание системы резервов этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, комплектующих, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности. Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.

- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций

- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами

- получение от партнеров дополнительного уровня премии за риск

Методы компенсации риска -Относятся к упреждающим методам, которые должны создать условия, исключающие появление причин и факторов риска.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.66.171 (0.009 с.)