Понятие рыночной цены для целей расчета налога на прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рыночной цены для целей расчета налога на прибыль



В п. 1 ст. 40 Налогового кодекса указано: «...Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен».

Рыночная цена определяется согласно положениям, установленным ст. 40 Налогового кодекса, как цена, сложившаяся на рынке идентичных товаров, а при их отсутствии — однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавок к цене или скидок.

Под «обычными» следует понимать надбавки к цене и скидки, которые широко применяются в какой-либо сфере предпринимательской деятельности.

Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, должны также учитывать и предоставляемые проверяемым налогоплательщикам скидки (с учетом размера скидок, основания их предоставления и т.д.). При этом следует иметь в виду, что перечень оснований для предоставления скидок, приведенный в п. 3 ст. 40. носит примерный характер.

В п. 2 ст. 40 НК указано: «...налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами. В п. 1 ст. 20 НК РФ перечислены случаи, когда лица считаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Таковыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

■ одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

■ одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

■ лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В п. 2 ст. 20 НК РФ также указано, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг);

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок.

На основании пп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе проверять правильность применения цен, предусмотренных только самим внешнеторговым контрактом. Если российская сторона — покупатель по внешнеторговому контракту впоследствии реализует приобретенный товар, то налоговые органы не вправе проверять правильность применения цен по последующим сделкам.

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Следует отметить, что ранее, до введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса, в которых предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг, положения, предусмотренные п. 3 ст. 40, не применялись при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг. При этом в ст. 40 НК РФ не определено однозначно, какой период относится к «непродолжительному периоду времени». В ходе осуществления контроля для проверки правильности применения цен налоговые органы могут определить «непродолжительный период» как продолжительность производственного цикла в зависимости от конкретных условий деятельности налогоплательщика, рассматриваемой ситуации с учетом конкретных обстоятельств, связанных с особенностями реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика.

Таким образом, «непродолжительный период времени» может быть принят налоговым органом для одних налогоплательщиков как 30 дней, для других — как квартал или год.

В п. 3 ст. 40 НК РФ указано: в случаях, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются и сторону повышения или в сторону понижения более чем ни 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4—11 ст. 40. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

■ сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

■ потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

■ истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

■ маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

■ реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:

■ официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже — информация о биржевых котировках состоявшихся сделок на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Министерства финансов Российской Федерации по государственным ценным бумагам и обязательствам;

■ информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

■ информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.

При этом налогоплательщик имеет право предоставить налоговому органу информацию из других источников о рыночных ценах на момент реализации товаров (работ, услуг), а налоговый орган — использовать предоставленную информацию при наличии достаточных оснований для признания ее достоверной.

В п. 4 ст. 40 НК РФ указано: «Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях».

Цены на аналогичные товары могут отличаться и зависеть от времени и места продажи или его качества. Объективное изменение цены складывается под действием рыночных сил — необходимо ориентироваться на эластичность потребительского спроса, срок годности, увеличение срока хранения товара, увеличение тарифов на электроэнергию и другие внешние факторы. Индекс цен учитывает их влияние на определенные группы товаров, например потребительские, сырьевые, экспортные.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Пункты 6 и 7 настоящей статьи распространяются не только на товары, но также и на услуги, работы и ценные бумаги. Следует отметить, что ценные бумаги, в том числе акции, для целей налогообложения являются товаром (п. 2, 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ). Соответственно, на них распространяются требования ст. 40 НК РФ, устанавливающей порядок применения сторонами цен сделок (п. 14 ст. 40 НК РФ).

Под идентичными ценными бумагами в целях гл. 25 НК РФ следует понимать ценные бумаги, имеющие одинаковые основные характерные для них признаки, а именно: вид бумаги, валюту платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения. Под однородными ценными бумагами в целях гл. 25 НК РФ исходя из совокупности параметров, присущих однородным товарам, следует признавать ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые имущественные права.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ). Бремя доказывания несоответствия цены в договоре рыночной цене ложится на налоговые органы.

В п. 8, 9 НК РФ указано: «При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При осуществлении налогового контроля и определении рыночных цен при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами обычные надбавки к цене или скидки, должны учитываться в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 40 НК. В частности, учитываются скидки, вызванные:

■ сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

■ потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

■ маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки и т.п.

Учитывая изложенное, применяемые конкурентами скидки должны учитываться при оценке сопоставимости условий соответствующих сделок, если они являются обычными скидками.

Для определения цены для целей налогообложения в п. 10 ст. 40 НК РФ предусматривается применение метода цены последующей реализации и затратного метода. Последний состоит в том, что рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты; на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Данные методы используются в случаях:

■ отсутствия на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам;

■ отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг;

■ невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

При отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем, применяется затратный метод.

Проблема ценообразования между взаимозависимыми лицами является не только юридической, но и экономической. Здесь сталкиваются интересы налогоплательщиков и налоговых органов. Налогоплательщик, как правило, может представить достаточно подробную и полную информацию, обосновывающую его позицию по вопросу установления цен. Но налоговые органы не всегда принимают эту информацию.

РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.011 с.)