Меняющееся представление о предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меняющееся представление о предприятии



«Предприятие как машина»: считалось, что промышленные организации принадлежат их владельцам. Представляемая как машина, организация не имеет собственной цели, а служит инструментом для своих владельцев, средством достижения их цели извлечения прибыли. Работники, личные цели которых считались нерелевантными, рассматриваются как заменимые машины или части машины. Такое представление о корпорации как машине сохранялось при следующих условиях:

1) владелец обладает неограниченной властью над своими работниками;

2) угроза экономических лишений, связанных с безработицей, для наёмных работников реальна и серьёзна;

3) квалификация работников в целом должна быть низкой;

4) уровень образования и запросов у рабочих должен быть относительно низким.

На переломе XIX и XX столетий условия, питавшие механистическую концепцию корпорации, стали изменяться: возможности роста компании стали ограничиваться рамками самофинансирования, поэтому многие фирмы стали общественными или были поглощены другими; появился менеджмент, отделённый от владения, что способствовало развитию союзов, росту соцобеспечения и экономики; растущая механизация требовала более высокой квалификации рабочих; поднялся уровень образования и запросов тех, кто пополнял ряды наёмных работников. Механистическая концепция предприятия не устояла перед натиском этих изменений.

«Предприятие как организм»: предприятие наделяется собственными целями и жизнью, причём главными целями являются выживание и рост. Прибыль – необходимость, но не смысл жизни. Корпорация не ответственна за достижение целей её частей – работников. Однако рост квалификации работников, продолжавшийся рост богатства и т. д. в значительной степени подорвал существующую философию труда.

«Предприятие как организация»: организация есть целенаправленная система, которая является частью одной или более целенаправленных систем и части которой – люди – имеют собственные цели. В управлении организации выделяют три независимых уровня ответственности: за достижение целей управляемой системы (контроль), целей людей, являющихся элементами этой системы (гуманизация), и целей системы или систем, в которые входит данная (целей окружающей среды).

Предприятие как социально-экономическая система

С точки зрения понимания предприятия как «организации» можно выделить следующие субъекты, влияющие на деятельность предприятия (заинтересованные стороны).

 

Рис. 2
. Основные заинтересованные стороны

 

Заинтересованная сторона(stakeholder) Лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации. Примеры: потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнёры или общество

 

Требования Потребность или ожидание, которое установлено, является правилом сложившейся практики или обязательно

 

Таким образом, обобщая модель системы «предприятие», рассмотренную ранее, можно сказать, что назначение этой системы – получение результатов (продуктов или услуг), которые способны удовлетворить требования всех заинтересованных сторон.

 

Эффективность предприятия

Возможные подходы к определению и измерению эффективности деятельности предприятия:

- подход с точки зрения теории систем;

- целевой подход;

- многопараметрический подход;

- многопараметрический подход с учетом фактора времени.

 

Подход с точки зрения теории систем (часто его называют также «процессным подходом» или «ресурсным подходом»):

- выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды (системы более высокого уровня);

- для удовлетворения этих требований полный цикл «вход – процесс – выход» должен находиться в центре внимания руководства.

 

Критерии эффективности должны отражать каждое из этих соображений, а эффективность должна определяться соответствующим образом.

Эффективность 1. Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

 

Целевой подход. Взгляд на эффективность, который подчеркивает центральную роль достижения цели как критерия для оценки эффективности.

 

Эффективность 2. Свойство объекта, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при его создании

Многопараметрический подход предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации.

Этот подход к эффективности акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации. Люди и их группы, принимающие участие в организации, включают ее сотрудников (менеджеров и исполнителей), акционеров, директоров, поставщиков, кредиторов, официальных лиц на всех государственных уровнях, менеджеров конкурирующих и сотрудничающих организаций и общественность.

Каждая из этих групп предполагает, что организация будет управляться таким образом, что они будут получать выгоду. Однако эти ожидания могут быть совместимы или несовместимы с ожиданиями других групп. Таким образом, организация может быть признана эффективной или неэффективной в зависимости от того, кто производит оценку.

 

Эффективность 3. Характеристика соотношения показателей, отражающих свойства объекта с точки зрения разных заинтересованных сторон

 

Многопараметрический подход с учетом фактора времени

Параметр времени вводится в модель в тех случаях, когда организация (система) рассматривается в качестве элемента более крупной среды (надсистемы). Внешняя среда предоставляет организации ресурсы, т. е. все, что может быть использовано организацией для получения результатов. В свою очередь, организация предоставляет внешней среде результаты своей деятельности. Таким образом, внешняя среда и организация совершают обмен результатами и ресурсами. Например, предприятие обменивает свою продукцию на деньги потребителей, получая финансовые ресурсы. Затем предприятие обменивает эти деньги на сырье, оборудование и т. п., получая материальные, трудовые и т. п. ресурсы для производства продукции.

С точки зрения этого подхода можно выделить следующие критерии эффективности.

Краткосрочные критерии:

Продуктивность – способность организации обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды.

Качество – удовлетворение запросов клиентов в части функционирования изделий и предоставления услуг, причем показатели оценки и суждения о качестве исходят от самих покупателей и клиентов.

Экономичность – отношение «выходов» к вводимым факторам.

Гибкость – способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых и различных продуктов и услуг.

Удовлетворенность – означает, что работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации.

Среднесрочный критерий эффективности: к онкурентоспособность – умение организации сохранить свои позиции на выбранных ею рынках.

Долгосрочный критерий эффективности: выживание. Организации способны повысить свою эффективность в долговременном аспекте, разработав ситуационные планы и выбрав нужный план, когда внешние перемены диктуют необходимость изменений.

Временн ы е соображения позволяют оценить эффективность в кратко-, средне- и долгосрочном плане. Организация может быть эффективной с т. з. краткосрочных критериев, но НЕэффективной с позиций конкурентоспособности и развития.

 

Эффективность 1. Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
  2. Свойство объекта, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при его создании.
  3. Характеристика соотношения показателей, отражающих свойства объекта с точки зрения разных заинтересованных сторон
Экономическая эффективность Эффективность объекта, выраженная в стоимостных единицах измерения

 

Эффективность предприятия =
Экономичность   Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами (краткосрочные показатели).
Результативность Свойства объекта, характеризуемые степенью достижения целей, поставленных при его создании (среднесрочные показатели).
Сбалансированность Характеристики соотношения показателей, отражающих свойства объекта с точки зрения разных заинтересованных сторон (долгосрочные показатели).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.009 с.)