Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Организация денежных расчетов предприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Сущность и значение денежных расчётов в деятельности предприятия
Товарный обмен между производителями и потребителями происходит в форме купли-продажи. При этом каждое предприятие в одно и то же время выступает поставщиком для одних предприятий и покупателем для других. Товарный обмен между поставщиками и потребителями выступает на основе денежных расчётов. Деятельность предприятия в области денежных расчетов является важным звеном в кругообороте средств, а их своевременное проведение — важным условием для непрерывного процесса воспроизводства. Денежные расчёты, которые осуществляются предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности могут совершаться какналичными деньгами, так и в безналичной форме. В совокупности эти денежные расчёты образуют денежный оборот. В денежном обороте предприятия можно выделить такие направления: а) расчёты, связанные с процессом производства (покупка сырья, материалов, основных фондов); б) расчёты по результатам деятельности (финансовые обязательства предприятия перед бюджетом, централизованными фондами целевого назначения, кредитными, страховыми организациями); в) внутрихозяйственные расчёты — расчёты с рабочими и служащими. Указанные направления в денежном обороте различны как по экономическому содержанию, так и по технике их проведения, видам и методам финансового контроля над их проведением. Однако в совокупности их осуществление способствует непрерывному движению материальных фондов в процессе производства и реализации продукции. Своевременное проведение денежных расчётов создаёт нормальные условия для производства и реализации продукции, возможности воспроизводственного процесса на предприятии, выполнения денежных обязательств перед другими субъектами хозяйственной деятельности, бюджетом, банками. Кроме того, своевременные денежные расчеты предотвращают отвлечение средств в просроченную дебиторскую задолженность и способствуют ускорению оборачиваемости оборотных средств. Государство разграничивает сферу использования налично-денежных и безналичных расчётов. Однако в настоящее время безналичные расчёты широко используются при формировании и использовании доходов населения, а предприятия могут использовать налично-денежные расчёты при обеспеченииматериальными ресурсами воспроизводственногопроцесса. При этом движение наличных денег и безналичных платежных средств взаимосвязано. Это проявляется в следующем: предприятие получает выручку за реализованную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги путем перечисления денег на текущий счет, т.е. безналичным путем. В то же время предприятие в обслуживающем его банке имеет возможность получить наличные деньги для выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и др. целей. Кроме того банки могут выдавать предприятиям и организациям деньги на их текущие потребности. При этом, полученные предприятием наличные средства имеют обязательное целевое использование. Предприятия и организации, получая плату в форме наличных денег, вносят их в банкна свой счёт. В дальнейшем они рассчитываются с бюджетом по обязательным платежам, с кредитными учреждениямив безналичной форме. С другими предприятиями, с рабочими и служащими они могут рассчитываться как в безналичной, так и в наличной формах. В денежном обороте преобладают безналичныерасчёты, т.к. они имеют ряд преимуществ перед налично-денежными расчётами: 1. ускорение расчётов; 2. экономия затрат, связанных с перевозкой наличности, их пересчётом и хранением; 3. использование безналичных расчётов уменьшает потребность в обращении 4. приданных расчётах денежная масса аккумулируетсяв банках, и создаются условия для целевого использования. Безналичные расчёты- форма денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путём списания средств со счёта покупателя и зачисления их на счёт поставщика.
2. Принципы организации безналичных расчётов.
Основой организации безналичных расчётов в хозяйственном обороте Украиныявляется инструкция «О безналичных расчётах в хозяйственном обороте Украины». Эта инструкция распространяется на предприятия, организации,учреждения всех форм собственности, на учреждения банков, на субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица и на физических лиц, которые осуществляют безналичныерасчёты в национальной валюте Украины. Организация безналичных расчётов базируется на следующих принципах: 1. средства предприятия подлежат обязательному хранению в банках за исключением остатков наличностив кассах в пределах установленных банком лимитов и норм расходов из выручки,которые предусмотрены порядком ведения кассовых операций в хозяйстве Украины; 2. безналичные расчёты между предприятиями осуществляются через банковские учреждения путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя средств; 3. средства со счёта предприятия списываются по распоряжению владельца, а в случае отсутствия средств на его счёте банк документы к оплате не 4. предприятия самостоятельно выбирают форму расчётов и оговаривают её в своих договорах и соглашениях без участия банков. Учреждения банков 5. предприятия имеют право выбора банка для открытия своих счетов. Банк на договорной основе осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов и выполняет их распоряжение по перечислению средств со счетов; 6. момент осуществления платежа должен быть максимально приближен по времени кмоменту отгрузки товара, выполнения работ, предоставления услуг; 7. своевременное получение предприятием средств за отгруженную продукцию.
3. Формы безналичных расчётов.
Безналичные расчёты в хозяйственном обороте Украины осуществляются по следующим расчётным документам: 1. Платёжными поручениями; 2. Платёжными требованиями-поручениями; 3. Чеками; 4. Аккредитивами; 5. Векселями; 6. Инкассовыми поручениями-распоряжениями. 1. Платёжное поручение — это письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении определённой суммы денег с его счёта на счёт получателя средств в том же или ином учреждении банка. Платёжные поручения используются при расчётах за товары, услуги и выполненные работы, при расчётах с бюджетом, банками, страховыми и аудиторскими компаниями. Поручения принимаются банком только в пределах средств на его счёте. Платёжные поручения принимаются в расчётах по платежам товарного и нетоварного характера. Расчёты платёжными поручениями могут осуществляться: • за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; • в порядке предоплаты; • для завершения расчётов по активам сверки взаимной задолженности предприятий.
Схема документооборота
1. заключениедоговора; 2. отгрузка продукции покупателю и выставление счёта-фактуры; 3. покупатель представляет в банк, где он обслуживается платёжные 4. банк покупателя в соответствии с платёжным поручением списывает 5. сообщение банку поставщика от банка покупателя о сумме, списанной со счёта покупателя; 6. банк покупателя сообщает покупателю, что с его счёта сняты деньги; 7. происходит зачисление денежных средств на счёт поставщика; 8. сообщение поставщику о поступлении денег на его счёт выпиской со счёта. 2. Платёжное требование-поручение - это комбинированный расчётный документ, состоящий из двух частей. Верхняя часть требование предприятия-поставщика предприятию-покупателю оплатить стоимость товаров, работ, услуг. Нижняя часть - поручение покупателя своему банку о переводе денежных средств с его счёта на счёт поставщика. Платёжное требование-поручениезаполняется получателемсредств и направляется плательщику. Т.о., это документ, который содержит требование продавца к покупателю и поручение покупателя к своему банку оплатить стоимость товаров, работ, услуг на основе направленных ему расчётных и отгрузочных документов. Плательщик при согласии оплатить заполняет нижнюю часть этого документа и передает его в банк. Схема документооборота
1. заключение договора; 2. отгрузка продукции; 3. вместе с отгрузочными документами поставщик передаёт платёжное 4. покупатель заполняет нижнюю часть документа и передаёт в свой банк для 5. денежные средства списываются со счёта плательщика; 6. сообщение покупателю о списании денежных средств со счёта; 7. платёжное требование поручение пересылается в банк поставщика; 8. средства зачисляются на счёт поставщика; 9. сообщение поставщику, что деньги зачислены на его счёт. 3. Чеки - это документы, которые содержат письменное распоряжение владельца чека (чекодателя) учреждениюбанка (банку-эмитенту), который ведёт его счёт, уплатить чекодержателю указанную в чеке сумму средств. Чекодатель — юридическое или физическое лицо, которое осуществляет платёж с помощью чека и подписывает его. Чекодержатель - юридическое или физическое лицо, которое является получателемсредств по чеку. Банк-эмитент — банк, выдающий чековуюкнижку юридическому или физическому лицу. Расчётные чеки (чековые книжки) изготавливаются на специальной бумаге и являются бланкамистрогой отчётности. Срок действия чековой книжки 1 год.
Схема документооборота
1. заключение договора; 2. поставщик передаёт товар покупателю; 3. покупательпередаёт чек поставщику; 4. поставщик передаёт чек в свой банк; 5. банк поставщика передаёт чек в банк покупателя; 6. банк покупателя списывает средства со счёта покупателя; 7. сообщениепокупателю о списании средств с его счёта; 8. средства из банкапокупателя передаются в банк поставщика; 9. деньги зачисляются на счёт поставщика; 10. сообщение поставщику, что на его счёт поступили денежные средства. Несмотря на внешнююсложность, оплату наличнымиденьгами и чеками между двумяэтими расчётами имеются существенные различия. Если оплата наличными абсолютно гарантирована, то передача чека от покупателя к поставщику ещё не означает факта действительной оплаты, т.к. фактическое перечисление денег зависит от наличия денежного покрытия переданного чека. В этой связи гарантированная оплата чека может быть обеспечена: 1. Путёмдепонирования чекодателем средств на отдельном счёте в банке. С этой целью вместе с заявлением на выдачу чековой книжки представляется платёжное поручение на депонирование средств на отдельном счёте чекодателя; 2. Наличием средств на соответствующем счёте чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком по соглашению с чекодателем при предоставлении чековой книжки. Для поставщика данная форма имеет как преимущества, так к недостатки. Преимущества: 1. Относительная быстрота расчётов; 2. Большая скорость поступления денег на счёт чекодержателя, ускорение оборота и сокращение дебиторской задолженности. Недостатки: 1. Недостаточные гарантии платежей из-за недостаточности средств к чекодателя; 2. Невозможность расчетов чеками при крупных суммах платежей; 3. Возможность подделки. Чековая форма расчетов имеет определенные преимущества для покупателя. Главнымявляется высокая степень гарантии получения товара, т.к. чек передаётся и выписывается в момент получения товаров, работ, услуг. Если клиент прекращает расчёты чеками, а срок действия чековой книжки истёк, то чекодатель представляет её в банк вместе с платёжным поручением для зачисления неиспользованного остатка на счёт, с которого депонировались средства. В случае полного использования чеков, но при неиспользованном денежном лимите, чековая книжка сдаётся в банк, а взамен её чекодателю выдаётся новая чековая книжка. 4. Аккредитив – форма расчетов, при которой банк-эмитент по поручению своего клиента обязан выполнить платеж третьему лицу (бенефициару или продавцу) и предоставить полномочия другому банку, который по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив. Виды аккредетива: 1. Покрытые – аккредитивы, которые предусматривают предварительное бронирование средств плательщика на отдельном счете в банке-эмитенте или исполняющем банке. 2. Непокрытые — аккредитивы, оплата по которым гарантируется банком-эмитентом за счёт банковского кредита, 3. Отзывной — аккредитив, который может быть заменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия продавца. 4. Безотзывной - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован при согласии продавца, для которого он был открыт.
Схема документооборота
1. заключение договора; 2. покупатель поручает своему банку открыть аккредитив; 3. банк покупателя открывает аккредитив; 4. банк покупателя сообщает банку поставщика об открытии аккредитива; 5. банк поставщика сообщает поставщику, что на его имя выставлен 6. отгрузка продукции; 7. поставщик сдаёт в банк документы об отгрузке товара; 8. банк поставщика пересылает документы об отгрузке в банк покупателя; 9. денежные средства из банка покупателя пересылаются в банк поставщика; 10. денежные средства зачисляются на счёт поставщика; 11. сообщение покупателю, что с его аккредитива сняты денежные средства; 12. сообщение поставщику, что на его счёт пришли денежные средства.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.011 с.) |