![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Организация денежных расчетов предприятия
1. Сущность и значение денежных расчётов в деятельности предприятия
Товарный обмен между производителями и потребителями происходит в форме купли-продажи. При этом каждое предприятие в одно и то же время выступает поставщиком для одних предприятий и покупателем для других. Товарный обмен между поставщиками и потребителями выступает на основе денежных расчётов. Деятельность предприятия в области денежных расчетов является важным звеном в кругообороте средств, а их своевременное проведение — важным условием для непрерывного процесса воспроизводства. Денежные расчёты, которые осуществляются предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности могут совершаться какналичными деньгами, так и в безналичной форме. В совокупности эти денежные расчёты образуют денежный оборот. В денежном обороте предприятия можно выделить такие направления: а) расчёты, связанные с процессом производства (покупка сырья, материалов, основных фондов); б) расчёты по результатам деятельности (финансовые обязательства предприятия перед бюджетом, централизованными фондами целевого назначения, кредитными, страховыми организациями); в) внутрихозяйственные расчёты — расчёты с рабочими и служащими. Указанные направления в денежном обороте различны как по экономическому содержанию, так и по технике их проведения, видам и методам финансового контроля над их проведением. Однако в совокупности их осуществление способствует непрерывному движению материальных фондов в процессе производства и реализации продукции. Своевременное проведение денежных расчётов создаёт нормальные условия для производства и реализации продукции, возможности воспроизводственного процесса на предприятии, выполнения денежных обязательств перед другими субъектами хозяйственной деятельности, бюджетом, банками. Кроме того, своевременные денежные расчеты предотвращают отвлечение средств в просроченную дебиторскую задолженность и способствуют ускорению оборачиваемости оборотных средств. Государство разграничивает сферу использования налично-денежных и безналичных расчётов. Однако в настоящее время безналичные расчёты широко используются при формировании и использовании доходов населения, а предприятия могут использовать налично-денежные расчёты при обеспеченииматериальными ресурсами воспроизводственногопроцесса. При этом движение наличных денег и безналичных платежных средств взаимосвязано. Это проявляется в следующем: предприятие получает выручку за реализованную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги путем перечисления денег на текущий счет, т.е. безналичным путем. В то же время предприятие в обслуживающем его банке имеет возможность получить наличные деньги для выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и др. целей. Кроме того банки могут выдавать предприятиям и организациям деньги на их текущие потребности. При этом, полученные предприятием наличные средства имеют обязательное целевое использование. Предприятия и организации, получая плату в форме наличных денег, вносят их в банкна свой счёт. В дальнейшем они рассчитываются с бюджетом по обязательным платежам, с кредитными учреждениямив безналичной форме. С другими предприятиями, с рабочими и служащими они могут рассчитываться как в безналичной, так и в наличной формах. В денежном обороте преобладают безналичныерасчёты, т.к. они имеют ряд преимуществ перед налично-денежными расчётами: 1. ускорение расчётов; 2. экономия затрат, связанных с перевозкой наличности, их пересчётом и хранением; 3. использование безналичных расчётов уменьшает потребность в обращении 4. приданных расчётах денежная масса аккумулируетсяв банках, и создаются условия для целевого использования. Безналичные расчёты- форма денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путём списания средств со счёта покупателя и зачисления их на счёт поставщика.
2. Принципы организации безналичных расчётов.
Основой организации безналичных расчётов в хозяйственном обороте Украиныявляется инструкция «О безналичных расчётах в хозяйственном обороте Украины». Эта инструкция распространяется на предприятия, организации,учреждения всех форм собственности, на учреждения банков, на субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица и на физических лиц, которые осуществляют безналичныерасчёты в национальной валюте Украины. Организация безналичных расчётов базируется на следующих принципах: 1. средства предприятия подлежат обязательному хранению в банках за исключением остатков наличностив кассах в пределах установленных банком лимитов и норм расходов из выручки,которые предусмотрены порядком ведения кассовых операций в хозяйстве Украины; 2. безналичные расчёты между предприятиями осуществляются через банковские учреждения путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя средств; 3. средства со счёта предприятия списываются по распоряжению владельца, а в случае отсутствия средств на его счёте банк документы к оплате не 4. предприятия самостоятельно выбирают форму расчётов и оговаривают её в своих договорах и соглашениях без участия банков. Учреждения банков 5. предприятия имеют право выбора банка для открытия своих счетов. Банк на договорной основе осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов и выполняет их распоряжение по перечислению средств со счетов; 6. момент осуществления платежа должен быть максимально приближен по времени кмоменту отгрузки товара, выполнения работ, предоставления услуг; 7. своевременное получение предприятием средств за отгруженную продукцию.
3. Формы безналичных расчётов.
Безналичные расчёты в хозяйственном обороте Украины осуществляются по следующим расчётным документам: 1. Платёжными поручениями; 2. Платёжными требованиями-поручениями; 3. Чеками; 4. Аккредитивами; 5. Векселями; 6. Инкассовыми поручениями-распоряжениями. 1. Платёжное поручение— это письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении определённой суммы денег с его счёта на счёт получателя средств в том же или ином учреждении банка. Платёжные поручения используются при расчётах за товары, услуги и выполненные работы, при расчётах с бюджетом, банками, страховыми и аудиторскими компаниями. Поручения принимаются банком только в пределах средств на его счёте. Платёжные поручения принимаются в расчётах по платежам товарного и нетоварного характера. Расчёты платёжными поручениями могут осуществляться: • за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; • в порядке предоплаты; • для завершения расчётов по активам сверки взаимной задолженности предприятий.
Схема документооборота
![]()
1. заключениедоговора; 2. отгрузка продукции покупателю и выставление счёта-фактуры; 3. покупатель представляет в банк, где он обслуживается платёжные 4. банк покупателя в соответствии с платёжным поручением списывает 5. сообщение банку поставщика от банка покупателя о сумме, списанной со счёта покупателя; 6. банк покупателя сообщает покупателю, что с его счёта сняты деньги; 7. происходит зачисление денежных средств на счёт поставщика; 8. сообщение поставщику о поступлении денег на его счёт выпиской со счёта. 2. Платёжное требование-поручение- это комбинированный расчётный документ, состоящий из двух частей. Верхняя часть требование предприятия-поставщика предприятию-покупателю оплатить стоимость товаров, работ, услуг. Нижняя часть - поручение покупателя своему банку о переводе денежных средств с его счёта на счёт поставщика. Платёжное требование-поручениезаполняется получателемсредств и направляется плательщику. Т.о., это документ, который содержит требование продавца к покупателю и поручение покупателя к своему банку оплатить стоимость товаров, работ, услуг на основе направленных ему расчётных и отгрузочных документов. Плательщик при согласии оплатить заполняет нижнюю часть этого документа и передает его в банк. Схема документооборота
![]()
1. заключение договора; 2. отгрузка продукции; 3. вместе с отгрузочными документами поставщик передаёт платёжное 4. покупатель заполняет нижнюю часть документа и передаёт в свой банк для 5. денежные средства списываются со счёта плательщика; 6. сообщение покупателю о списании денежных средств со счёта; 7. платёжное требование поручение пересылается в банк поставщика; 8. средства зачисляются на счёт поставщика; 9. сообщение поставщику, что деньги зачислены на его счёт. 3. Чеки - это документы, которые содержат письменное распоряжение владельца чека (чекодателя) учреждениюбанка (банку-эмитенту), который ведёт его счёт, уплатить чекодержателю указанную в чеке сумму средств. Чекодатель — юридическое или физическое лицо, которое осуществляет платёж с помощью чека и подписывает его. Чекодержатель - юридическое или физическое лицо, которое является получателемсредств по чеку. Банк-эмитент — банк, выдающий чековуюкнижку юридическому или физическому лицу. Расчётные чеки (чековые книжки) изготавливаются на специальной бумаге и являются бланкамистрогой отчётности. Срок действия чековой книжки 1 год.
Схема документооборота
![]()
1. заключение договора; 2. поставщик передаёт товар покупателю; 3. покупательпередаёт чек поставщику; 4. поставщик передаёт чек в свой банк; 5. банк поставщика передаёт чек в банк покупателя; 6. банк покупателя списывает средства со счёта покупателя; 7. сообщениепокупателю о списании средств с его счёта; 8. средства из банкапокупателя передаются в банк поставщика; 9. деньги зачисляются на счёт поставщика; 10. сообщение поставщику, что на его счёт поступили денежные средства. Несмотря на внешнююсложность, оплату наличнымиденьгами и чеками между двумяэтими расчётами имеются существенные различия. Если оплата наличными абсолютно гарантирована, то передача чека от покупателя к поставщику ещё не означает факта действительной оплаты, т.к. фактическое перечисление денег зависит от наличия денежного покрытия переданного чека. В этой связи гарантированная оплата чека может быть обеспечена: 1. Путёмдепонирования чекодателем средств на отдельном счёте в банке. С этой целью вместе с заявлением на выдачу чековой книжки представляется платёжное поручение на депонирование средств на отдельном счёте чекодателя; 2. Наличием средств на соответствующем счёте чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком по соглашению с чекодателем при предоставлении чековой книжки. Для поставщика данная форма имеет как преимущества, так к недостатки. Преимущества: 1. Относительная быстрота расчётов; 2. Большая скорость поступления денег на счёт чекодержателя, ускорение оборота и сокращение дебиторской задолженности. Недостатки: 1. Недостаточные гарантии платежей из-за недостаточности средств к чекодателя; 2. Невозможность расчетов чеками при крупных суммах платежей; 3. Возможность подделки. Чековая форма расчетов имеет определенные преимущества для покупателя. Главнымявляется высокая степень гарантии получения товара, т.к. чек передаётся и выписывается в момент получения товаров, работ, услуг. Если клиент прекращает расчёты чеками, а срок действия чековой книжки истёк, то чекодатель представляет её в банк вместе с платёжным поручением для зачисления неиспользованного остатка на счёт, с которого депонировались средства. В случае полного использования чеков, но при неиспользованном денежном лимите, чековая книжка сдаётся в банк, а взамен её чекодателю выдаётся новая чековая книжка. 4. Аккредитив – форма расчетов, при которой банк-эмитент по поручению своего клиента обязан выполнить платеж третьему лицу (бенефициару или продавцу) и предоставить полномочия другому банку, который по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив. Виды аккредетива: 1. Покрытые – аккредитивы, которые предусматривают предварительное бронирование средств плательщика на отдельном счете в банке-эмитенте или исполняющем банке. 2. Непокрытые — аккредитивы, оплата по которым гарантируется банком-эмитентом за счёт банковского кредита, 3. Отзывной — аккредитив, который может быть заменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия продавца. 4. Безотзывной - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован при согласии продавца, для которого он был открыт.
Схема документооборота
![]()
1. заключение договора; 2. покупатель поручает своему банку открыть аккредитив; 3. банк покупателя открывает аккредитив; 4. банк покупателя сообщает банку поставщика об открытии аккредитива; 5. банк поставщика сообщает поставщику, что на его имя выставлен 6. отгрузка продукции; 7. поставщик сдаёт в банк документы об отгрузке товара; 8. банк поставщика пересылает документы об отгрузке в банк покупателя; 9. денежные средства из банка покупателя пересылаются в банк поставщика; 10. денежные средства зачисляются на счёт поставщика; 11. сообщение покупателю, что с его аккредитива сняты денежные средства; 12. сообщение поставщику, что на его счёт пришли денежные средства.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.018 с.) |