Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный цикл продукции и конкретные функции управления

Поиск

 

Процессы жизненного цикла продукции можно представить в следующем виде.

Таблица 1

Этапы жизненного цикла продукции (упрощенный пример)

 

«Простая» продукция[2]   Сложная продукция[3]
· Маркетинговые исследования · Маркетинговые исследования
· Проектирование (разработка продукта) · Проектирование (разработка продукта)
· Технологическая подготовка производства · Технологическая подготовка производства
· Продвижение · Продвижение
  · Сбыт
· Снабжение (закупка, доставка, хранение сырья) · Снабжение (закупка, доставка, хранение сырья)
· Изготовление (выпуск продукции) · Изготовление (выпуск продукции)
· Распределение (поставка продукции) · Распределение (поставка продукции)
· Сбыт ·
· Использование · Эксплуатация (использование)
  · Обслуживание
  · Ремонт
  · Модернизация
  · Утилизация

 

Любой стадии жизненного цикла продукции или нескольким стадиям соответствует т. н. «конкретная функция управления». Например, «управление маркетингом», «управление сбытом», «управление производством» и т. д.


Введем следующие понятия:

 

Функция управления Совокупность однородных видов работ по формированию или осуществлению управляющих воздействий

 

Конкретная функция управления Функция управления, определяемая по принадлежности задач управления к деятельности производственного объединения (промышленного предприятия) в целом, или к конкретным стадиям производственного процесса, или по направленности на конкретные факторы производства, или по содержанию задач обеспечения управления

 

Помимо специальных функций управления, соответствующих основным стадиям жизненного цикла продукции и видам ресурсов, на любом промышленном предприятии осуществляются общие функции управления:

 

Общая функция управления промышленным предприятием (производственным объединением) Часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности органов управления производственным объединением (промышленным предприятием) и определяющая специализацию управленческого труда

 

Примечание 2. Основные значения понятия «функция».

 

Функция 1) выражение, преобразующее независимые переменные в результат (в математике); 2) то же, что и «назначение» (ответ на вопрос, «зачем?») (в системном анализе); 3) совокупность однородных видов работ (в управлении).

 


Общие функции управления

 

Рассмотрим следующие общие функции управления:

 

Функция управления Назначение
Целеполагание Устанавливать цели предприятия (определять количественно определенный образ желаемого будущего состояния)
Планирование Определять: 1) какие результаты должны быть получены для достижения целей, 2) какие для этого нужны бизнес-процессы, из каких работ они состоят и каким способом они будут выполняться, 3) сколько ресурсов требуется для достижения целей предприятия.
Организация Определять, каким образом должны быть распределены работы между сотрудниками, чтобы необходимые результаты были достигнуты
Стимулирование Определить, каким образом побудить сотрудников к выполнению необходимых работ (для достижения необходимых результатов)
Распорядительство Передать сотрудникам принятые управляющие воздействия и инициировать выполнение необходимых действий
Контроль Обеспечивать учет фактических показателей деятельности, их сравнение с желаемыми (плановыми, целевыми) показателями и выявление отклонений, признание этих отклонений приемлемыми или неприемлемыми.
Анализ Выявлять причины неприемлемых отклонений фактических показателей деятельности от желаемых (плановых, целевых) показателей.
Выработка управляющих воздействий Разрабатывать предложения по осуществлению управляющих воздействий для достижения целей управления (для выполнения планов).
Регулирование Обеспечивать осуществление управляющих воздействий для достижения целей управления

 

Указанные общие функции управления составляют «полный управленческий цикл», который выполняется при осуществлении каждого вида управления (в т. ч. при выполнении каждой специальной функции управления).

 

Полный управленческий цикл Выполняется при реализации каждого из видов управления и включает в себя общие функции управления: прогнозирование и планирование, организацию работы, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование, контроль, учёт и анализ.

 

Макет системы управления предприятием

Система управления предприятием Упорядоченная совокупность органов управления или упорядоченная совокупность управляющих воздействий органов управления на объекты управления

 

 

В системе управления могут быть выделены следующие подсистемы:

Основные конкретные подсистемы управления продукцией (выделяются по стадиям жизненного цикла продукции):

· управление маркетингом (изучение рынков и т. д.);

· управление проектированием продукции;

· управление продвижением продукции (распространение информации среди потенциальных потребителей);

· управление материально-техническим снабжением (закупки ресурсов и т. д.);

· управление производством;

· управление продажами;

· управление доставкой продукции и т. д.

 

Основные конкретные подсистемы управления ресурсами (выделяются по видам ресурсов):

· управление материальными ресурсами;

· управление персоналом (трудовыми ресурсами);

· управление финансами;

· управление информационными ресурсами.

 

Основные общие подсистемы управления (выделяются по общим функциям управления):

· подсистема планирования и контроля;

· организационная структура;

· система стимулирования.


Тема 3. Возможности управления людьми

Основные понятия

Основным и самым сложным объектом управления в любой социально-экономической системе является человек. Чтобы понять возможности управления людьми и выявить возможные управляющие воздействия, необходимо сначала рассмотреть механизм поведения человека.

В современной психологии и экономике считается, что человек действует только тогда, когда у него существуют неудовлетворенные потребности.

 

Потребность Психическое состояние человека, характеризующееся ощущением недостатка в чем-либо

 

Например, человек испытывает потребности в еде, отдыхе, одежде, жилье, обучении, общении, уважении и др. Человек предпринимает различные действия для удовлетворения своих потребностей, в том числе участвует в производственной деятельности.

Предполагается, что человек всегда действует рационально, то есть максимизирует свою совокупную «полезность» (субъективное восприятие удовлетворенности потребностей). «Полезность» = «Восприятие удовлетворения» минус «восприятие усилий».

Примечание 3. Если мы можем измерить удовлетворение и усилия, то модель преобразуется в вид: «Эффект» = «результаты действий» минус «использованные ресурсы». А если мы измеряем результаты и ресурсы в стоимостном выражении, то можно говорить о модели: «Экономический эффект» = «доходы» минус «затраты».

Продолжая анализ деятельности человека, увидим, что действия человека зависят не только от его потребностей, но и от внешних условий, в которых он находится. Для описания механизма поведения человека используются понятия мотива и стимула.

 

Мотив Внутреннее побуждение человека к действию

 

Интересно также определение, которое дает Ф. Котлер: Мотив – потребность (нужда), ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.


 

Стимул Внешнее обстоятельство,которое, затрагивая основные потребности человека, становится значимым для него и побуждает его к деятельности

 

Таким образом, чтобы побудить человека к действию, необходимо создать у него «мотив». Это осуществляется путем предложения человеку «стимула»:

потребность + стимул = мотив à действие

 

Таким образом, понятие «стимулирование» означает, что руководство создает для персонала такие условия, при которых трудовая деятельность становится необходимым условием удовлетворения потребностей работника, формирования у него мотивов трудовой деятельности.

Например, главной задачей основного производства может быть повышение качества выпускаемой продукции. Условием получения премии руководителей и рабочих основных цехов должно быть, например, отсутствие или низкое количество брака (в пределах нормы). Цеха и бригады, допустившие больше брака в своей работе, должны получить существенно меньше денег, чем цеха и бригады, отработавшие качественно.

 
 

Рис. 1. Структура системы стимулирования

 

Интересы предприятия играют главенствующую роль по отношению к интересам его сотрудников, поскольку от соблюдения интересов предприятия зависит его благополучие и, в конечном итоге – удовлетворение интересов сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.008 с.)