Сущность и назначения внутрихозяйственного (управленческого) учёта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначения внутрихозяйственного (управленческого) учёта



Сущность и назначения внутрихозяйственного (управленческого) учёта

Управленческий учёт явл. составляющей процесса управления, потому что обеспечивает информацией, важной для определения стратегии и планирования будущих операций предпр., контроля его текущей деятельности, оптимизации использования ресурсов, оценки эффективности деятельности и т.д.

Согласно ЗУ «О бух. учёте» внутрихоз. (управленческий) учёт – это система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием.

Объект управленч. учёта – хозяйственные средства и хоз. операции предпр.

В методологии управленч. учёта используются, как общепринятые (документирование, счета, баланс, инвентаризация) элементы, так и специфические (группировки, контрольные счета, планирование, контроль, анализ).

Функции управленч. учёта:

- обеспечение информацией руководителей всех уровней управления;

- Формирование информации, которая служит средством коммуникационной связи между структурными подразделениями предпр. и различными уровнями управления;

- перспективное планирование и координация действий по развитию предпр. в будущем на основе анализа фактических результатов деятельности;

- оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подраздулений предпр.

 

Классификация затрат по элементам и статьям калькуляции

По экономическому содержанию операционные затраты группируются по экономическим элементам и статьям калькуляции

Элемент расходов – совокупность экономически однородных расходов.

Согласно ПСБУ 16, расходы операционной деятельности группируются по сл. экономическим элементам:

- Материальные затраты (стоимость израсходованных в производстве (ероме продуктов собственного производства) сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива, энергии, зап.частей, тары и т.д.);

- Расходы на оплату труда (зар.плата по окладам и тарифам, премии и поощрения, материал. помощь, оплата отпусков и т.д.);

- Отчисления на социальные мероприятия (ЕВСС);

- Амортизация;

- Прочие операционные расходы (командировочные, услуги связи).

Использование такой группировки затрат необходимо для планирования затрат производства, снижения и выявления резервов, контроль за расходами, определения экономических показателей.

Перечень калькуляционных статей затрат устанавливается предприятием самостоятельно исходя из особенностей технологии и организации производства. Выделяют такие статьи калькуляции:

- Расходы на оплату труда;

- Отчисления на соц.мероприятия;

- Семена и посадочный материал;

- Удобрения;

- Корма;

- Сырье и материалы;

- Работы и услуги;

- Расходы на содержание основных средств, в том числе амортизация осн.средств;

- Расходы на управление и обслуживание производства и т.д.

 

Модели поведения затрат

Поведение затрат – это характер реагировании затрат на изменение деятельности предприятия.

Деятельность, влияющая на расходы наз. фактором затрат.

В основу разделения затрат на постоянные и переменные положен релевантный диапазон и время.

Релевантный диапазон (промежуток) – диапазон деятельности предприятия. Постояные затраты явл.постоянными только в рамках релевантного диапазона деятельности и только в теч. опр. режима времени.

Модель поведения постоянных затрат:

1). Общая сумма постоянных затрат остаётся одинаковой независимо от объёмов производства;

2). Постоянные затраты на единицу продукции увеличиваются при снижении объёма производства и наоборот – уменьшаются при увеличении уровня производственной деятельности.

Модель поведения переменных затрат:

1). Общая сумма переменных затрат изменяется пропорционально изменению объёмов производства;

2). Переменные затраты на единицу продукции явл. неизменными.

 

 

Система калькуляции полных затрат

При составлении внешней отчётности (предназначенной для внешних пользователей) используют систему калькуляции полных затрат.

Калькуляция полных затрат – метод, предусматривающий включение в себестоимость всех (постоянных и переменных) производственных затрат.

Примером калькуляции полных затрат являются системы учёта затрат по заказам и по процессам.

Калькуляция по заказам – система калькуляции себестоимости продукции на основе учёта затрат по каждому индивидуальному объекту или по отд.партии изделий. Используется в индивидуальных и мелкосерийных производствах (кораблестроение, авиационная промышленность, издательская деятельность).

Калькуляция по процессам – система калькуляции себестоимости продукции на основе группировки затрат в рамках отд.процессов или стадий производства. Система характерна для массового серийного производства (химическая, текстильная, металлургическая промышл. и т.д.)

 

Система калькуляции переменных затрат

Для составления внутренних отчётов используют калькуляцию переменных затрат (также используется для принятия текущих решений).

Калькуляция переменных затрат – предусматривает включение в себестоимость только переменных производственных затрат.

В случае использования данной системы, операционные затраты (управление, сбыт и т.д.) и постоянные производственные затраты рассматриваются как затраты периода и списываются за счёт прибыли. Таким образом в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются только переменные производственные затраты.

Система калькуляции переменных затрат даёт возможность определить маржинальный доход (необходим для принятия управленческих решений).

Маржинальный доход – это разница между доходом от реализации продукции и переменными затратами производства.

Он отображает вклад сегмента (продукта, подразделения) в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.

С учётом этого маржинальный доход можно рассчитать как сумму постоянных затрат и прибыли..

Отчёт на основе калькуляции переменных затрат отображает маржинальный доход.

Система «директ-костинг» (Дж. Гаррисон, 50-е гг. ХХ в.) – в себестоимость включаются только переменные затраты.

 

Учёт затрат и калькуляция себестоимости услуг ремонтной мастерской

На субсчёте 2341 учитывают расходы ремонтно-механических мастерских на ремонт производственного оборудования, машин, транспортных средств, модернизацию, техническое облуживание, изготовление зап.частей и т.д.

Поступившая для ремонта техника осматривается в присутствии инженера-механика и зав.мастерской. По результатам осмотра составляют Ведомость дефектов на ремонт мшин в 2-х экземплярах. 1 экземпляр остаётся в ремонтной мастерской, а 2-й экземпляр передаётся зав.складом для выдачи необходимых зап.частей.

После окончания ремонта Ведомость дефектов вместе с лимитно-заборной карточкой, накладными и др.первичными документами поступает в бухгалтерию, где определяют фактическую стоимость израсходованных зап.частей, оплату труда и др.фактические расходы на ремонт.

Прямые затраты на ремонт тракторов, машин и оборудования группируют в Журнале учёта затрат ремонтной мастерской, который составляется на основании Ведомости дефектов и др.первичных документов.

Наряду с прямыми затратами в ремонтно-механической мастерской существуют расходы, которые нельзя отнести непосредственно на стоимость ремонтируемых объектов. Эти затраты учитывают на отд.аналитическом счёте Цеховые расходы.

Цеховые (общепроизводственные) расходы распределяют пропорционально прямой зар.плате начисленной непосредственно за ремонт. При этом составляют Ведомость распределения цеховых расходов.

Фактическая себестоимость завершённых ремонтных работ ежемесячно списывается на потребителей услуг.

Данные из первичных и сводных документов переносятся в производственный отчёт, затем в Журнал-ордер и Главную Книгу.

Учет брака в производстве

Понятие брака продукции. Браком в производстве считается продукция, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, кот. не отвечают за своим качеством установленным стандартам или техническим условиям и не можіть быть использованными за своим прямым назначением или могут быть использованы только после дополнительных расходов на исправление

С\х п\п учитывают потери от брака при производстве продукции ремонтной мастерской, подсобных промышленных производств (на мельницах, крупорушках, в консервном производстве, при переработке овощей, фруктов, ягод и т.п.)

Учет брака в производстве классифицируется за такими признаками

1 По месту возникновения

внутренний брак -, выявленный до отгрузки продукции (или передачи) потребителю

внешний - брак, выявленный непосредственно у покупателя

2 По характеру дефектов

окончательный брак - который невозможно исправить или экономически нецелесообразно исправленный

исправимый брак, который может быть исправленный путем дополнительной обработки

3 За причинами возникновения(некачественные материалы, неподача електроенерпі)

А За виновными лицами (рабочий, поставщик)

Документирование брака. Возникновение бракав производстве документируется Актом о браке (ф Т-46), Сообщением о браке (ф Т-47) В этих документах отмечают данные о забракованной продукции (вид, сорт, единицу измерения, количество), причины возникновения брака, виновное лицо, вид брака Для обобщения информации о потерях от брака в производстве предназначен активный счет 24 «брак в производстве»

За дебетом счета 24 отображают расхода через выявленный внешний и внугрішній брак (стоимость неиспользованного, окончательного недостатка и расхода на исправление недостатка)

За кредитом счета 24 отображают суммы, которые списываются на расходы на производство как потери от брака, суммы уменьшения потерь от брака продукции, стоимость доходов от бракованной продукции или реализации ее по уменьшенной цене, стоимость получения из виновников брака, суммы возмещений, полученных от поставщиков недоброкачественных матеріачів которые послужили причиной порчи продукции.

Аналит. учет по этому счету ведется по видам произ-ва продукта, где возник брак, а также в разрезе статей калькуляции

Определение потерь отбрака. По статье калькуляции «Потери от брака» вкіючаються

- себестоимость окончательно забракованоі продукции,

- стоимость сырья и материалов, испорченных в случае остановки или простоя оборудования из-за временное отключение энергии

-затраты на устранение гехтчно неминуемого брака

Внешний окончательный брак оценивается за фактической производственной себестоимостью забракованной продукции, включая расхода на отправку покупателю и возвращение от покупателя в хозяйство Стоимость забракованной готовой продукции отображается на бух. счетах сторнируемыми записями по ее отгрузке покупателю После этого стоимость готовой продукции списывается из кредита счета 23 «Производство» в дебет счета 24 «Брак в производстве»

Потери предприятия от брака продукции, который можно исправить состоит из расходов на повторную или дополнит. Обработку. Потери от брака уменьшаются на стоимость полученных материалов по цене их возможного использования, а также на сумму претензий к поставщикам, которые стали причиной брака.

Себестоимость внутреннего исправимого недостатка включает: затраты на сырье и материалы, израсходованные на устранения дефектов продукции, расхода на заработную плату рабочих, начисленную за исправление брака, отчисление на социальные мероприятия

Возмещение потерь от брака Потери от брака могут быть возмещены виновными лицами В случае исправимого брака из виновников взимается стоимость исправления, а при непоправимом браке - стоимость сырья и материалов, сумма основной зар платы и т.п. В бухгалтерском учете такие операции отображают так

1 На стоимость оприходованной побочной продукции от списание конечного брака

ДТ 209 «Др. материалы» КТ 24 «брак в производстве»

2 На сумму списания на виновных лица потерь от конечного и исправимого недостатка

ДТ 375 «Расчеты за возмещение причиненного ущерба» КТ 24

3 На сумму выставленной претензии за поставку некачественной сыро виші и материалов

ДТ 374 «Расчеты за претензиями» КТ 24

 

Сущность и назначения внутрихозяйственного (управленческого) учёта

Управленческий учёт явл. составляющей процесса управления, потому что обеспечивает информацией, важной для определения стратегии и планирования будущих операций предпр., контроля его текущей деятельности, оптимизации использования ресурсов, оценки эффективности деятельности и т.д.

Согласно ЗУ «О бух. учёте» внутрихоз. (управленческий) учёт – это система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием.

Объект управленч. учёта – хозяйственные средства и хоз. операции предпр.

В методологии управленч. учёта используются, как общепринятые (документирование, счета, баланс, инвентаризация) элементы, так и специфические (группировки, контрольные счета, планирование, контроль, анализ).

Функции управленч. учёта:

- обеспечение информацией руководителей всех уровней управления;

- Формирование информации, которая служит средством коммуникационной связи между структурными подразделениями предпр. и различными уровнями управления;

- перспективное планирование и координация действий по развитию предпр. в будущем на основе анализа фактических результатов деятельности;

- оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подраздулений предпр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.048 с.)