Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление инновациями на предприятии

Поиск

 

Опыт убеждает, что менеджмента в качестве точно определенной величины в экономике не существует. И это не панацея от всех бед производителя. Менеджмент – это очень динамичное многоплановое явление, проявление которого постоянно корректируется в соответствии с конкретными условиями.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений, это риск и ответственность за процветание фирмы. Менеджер должен быть способен на быструю и правильную оценку хозяйственной ситуации с тем, чтобы найти то единственное верное из возможных вариантов решение, которое и будет в конкретных условиях оптимальным. Еще в большей степени ответственен инновационный менеджер, деятельность которого сопряжена с постоянно возникающими неадекватными ситуациями, рисками и угрозами стабильности финансового положения фирмы. Он действует на этапах формирования и внедрения новаций в производство и является главным координатором и связующим звеном в инновационной цепи.

Инновационный менеджер обеспечивает согласованность действий в работе конструкторов и технологов, контролирует разработку документации стандартов предприятия, осуществляет надзор за техническим уровнем и качеством изготовления пробных, пионерных образцов нового изделия, решает вопросы, связанные с сертификацией изделия при его выходе на серийный уровень.

Сертификация – важнейший и ответственнейший период в жизненном цикле продукта и представляет собой комплекс действий, посредством которых независимой стороной проверяется и удостоверяется соответствие продукции требованиям нормативно-технических документов.

Наличие сертификата в значительной мере облегчает выход продукции на мировой рынок.

Другие важные функции инновационного менеджера можно сформировать в виде следующих задач:

·

 
определять, ставить и достигать инновационные цели предприятия на стратегический и тактический периоды путем организаций всего исследовательско-конструкторско-технологического и организационного процессов (см.гл.9);

· систематически разрабатывать и внедрять в практику работы фирмы более совершенные формы бизнеса, проникать в новые сферы предпринимательства;

· постоянно совершенствовать структуру предприятия, добиваясь эффективности работы каждого работника и всего коллектива в целом как единой взаимодействующей гибкой системы;

· обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, меняющегося рыночного спроса, коллизий и неожиданностей внешней среды организации;

· применять прогрессивные существующие и разрабатывать новые комплексные мотивационные системы, стимулирующие творческую и инновационную активность работников, не забывая при этом социально-психологические аспекты по поддержанию чувства социальной значимости работника, его защищенности, ответственности и профессионального роста;

· вовлекать работников всех категорий во все фазы инновационного процесса как с точки зрения их информированности, так и с точки зрения участия в управлении производством.

Перечисленное, конечно же, не раскрывает всей многоплановости и многогранности работы инновационного менеджера, но дает некоторое представление о непростой и важной для предприятия деятельности, позволяет в некоторой степени осознать круг проблем, стоящих перед инновационным менеджментом и ростом его эффективности.

Выводы по разделу

 

1. Обновление производства неразрывно связано с его моделированием, целью которого является упорядочение, преобразование, улучшение структуры и взаимосвязи систем, способствующих нормальному функционированию предприятий. Модель – условный образ объекта, отображающий наиболее существенные характеристики, процессы и взаимосвязи реальных систем. В инновационных процессах наибольшее распространение получили организационные модели, среди которых определенный интерес вызывает кибернетическая модель.

2. Изучение инновационных процессов также невозможно без уяснения сути и глубины данного явления, этого можно достичь с помощью определенных классификаций нововведений, которые позволяют определять границы и глубину различных инновационных процессов. Из имеющихся классификаций наиболее полно и дифференцированно представлена многоуровневая ступенчатая система обновления с указанием факторов, характеризующих каждую ступень обновления.

3. Обновление производства затрагивает все элементы деятельности предприятий и неизбежно требует значительных затрат. Величина потерь, связанная с нововведениями, зависит от эффективности способов и методов обновления. Наименьшие потери образуются при параллельном и плавном переходе на новый продукт, что требует тщательной конструкторской и технологической подготовки и участия в них производственных и инновационных менеджеров.

4. Программа обновления производства на предприятии является синтезом решений. В нее должны включаться все новации по видам и этапам обновления с указанием исполнителей этих изменений. Эта программа является комплексным процессом принятия решений по освоению новых изделий, обновлению парка машин и оборудования, технологических, конструкторских, организационных, социологических и других изменений.

5. Критерии обновления производства занимают важное место в организационных моделях, так как позволяют определить направление и цели намеченных работ. Решающим значением для выработки критериев является качество изделий, которое отражает меру полезности изделий, совокупность свойств, определяющих степень способности изделия выполнять присущие ему функции.

6.

 
Качество – это широкое и обобщающее понятие, которое выражается и измеряется совокупностью свойств с помощью следующих характеристик: технические параметры, эксплуатационные свойства, долговечность, надежность, безопасность, психологические свойства, гигиенические и эргономические показатели, дизайн. Отличительными свойствами качества обладают пищевые продукты. Кроме органолептических свойств (вкус, запах, внешний вид), важными критериями качества пищевых продуктов являются питательные свойства и безвредность для здоровья. Снижение одного показателя здесь невозможно компенсировать (в отличие от промышленного продукта) другим. Если один из критериев качества равен нулю, то и все остальные будут равны нулю.

7. Противоречивость и конфликтность критериев качества изделия требуют специальных методов принятия решения. Часто при этом приходится решать многокритериальные задачи выбора эффективного решения. Но на практике часто решения об обновлении производства обычно принимаются на основа балльных оценок, система которых позволяет привести различные свойства изменяющихся вариантов к общему знаменателю.

8. Оценка возможной прибыльности нововведения является необходимой, хотя и достаточно сложной задачей. В основу оценок положено сравнение объема инвестиций и будущих денежных поступлений. При этом используются следующие показатели с учетом дисконта: срок окупаемости инвестиций, чистая приведенная эффективность вложений, норма доходности.

9. Принятые решения по обновлению производства могут быть успешно внедрены только после тщательно проведенной конструкторской, проектной, инвестиционной, материальной и других видов технико-экономической и организационной подготовки производства. Инновационный менеджер обязан принимать участие во всех перечисленных мероприятиях, возглавлять, контролировать и координировать их, уделяя главное внимание организационной подготовке и обеспечению будущего производства.

10. Продвижение нового продукта на рынок предполагает особую ценовую политику. Установление первоначальной цены имеет важное значение для дальнейшего благополучного существования товара и фирмы. Цена может устанавливаться "сама по себе" и с учетом объемов выпускаемой продукции, исходя из рыночной ситуации и затратных принципов. Однако, в любом случае, она должна учитывать доходность фирмы и восприимчивость потребителей.

11. Выведение нового товара на рынок – сложнейший и важнейший этап инновационного процесса, от которого зависит его судьба, время ЖЦИ, а, порой, и существования самой фирмы. Очень важно на этом этапе определить именно тот рынок (или сегмент), где этот товар крайне необходим и выбрать именно то время, тот момент (не раньше и не позже), когда новый продукт будет легко воспринят потребителем. В этом заключается высшее искусство менеджера, руководителя и его маркетологов.

 

 

Основные термины и понятия

Моделирование Активная подготовка сбыта
Цепная модель инноваций Проектная подготовка
Кибернетическая модель Классификация нововведений Конструкторская подготовка Технологическая подготовка
Ступени обновления Организационная подготовка
Освоение производства Обеспечение производства
Переход на новую продукцию Освоение производства
Модели перехода Условия реализации нововведений
Взаимосбалансированность переходного периода Выведение товара на рынок Рыночное вытягивание
Критерии обновления производства Правила горизонтальной и вертикальной цепочек Перспективы продвижения товара Рыночная политики фирмы Ценообразование
Кривые развития и прогрессивные изменения Ценовая политика фирмы Лицензии и рынок
Критерии качества продукта Органолептические свойства товара Клин доходов Сертификация товаров
Принятие решения Многокритериальные задачи Чистая приведенная эффективность Норма доходности
Балльный поход Дисконтирование
Матричный подход Риск
Критерии принятия решения Вовлеченный риск
Окупаемость инвестиций Стадии инновации
  Функции инновационного менеджера

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность и назначение моделирования инновационного процесса? Назовите виды моделей и дайте им характеристику.

2. Как и по каким принципам классифицируются нововведения в промышленности?

3. Что собой представляют ступени нововведения?

4.

 
В чем сущность правил горизонтальной и вертикальной цепочек при обновлении производства? Как увязываются эти правила с эффективностью нововведений?

5. Какие основные критерии обновления производства Вы знаете? Дайте им характеристику.

6. Что такое конфликтность критериев? Компромисс?

7. Что такое многокритериальная задача при обновлении производства? Какие Вы знаете подходы к ее решению?

8. Какие Вы знаете теоретические и практические методы принятия решений по обновлению продукции и производства?

9. В чем заключается возможная прибыльность нововведений? Назовите основные показатели и объясните их сущность.

10. Каким образом и на каких этапах определения срока окупаемости нововведений необходим учет коэффициента дисконтирования?

11. В чем сущность внутренней доходности нововведений? Приведите формулу.

12. Назовите основные этапы подготовки и обеспечения нововведений. Каким образом, по Вашему мнению, их можно сократить?

13. Какова сущность ценообразования и ценовой политики фирмы? Каковы, на Ваш взгляд, основные условия успешной реализации товара?

14. Назовите основные функции инновационного менеджмента. Какова, по Вашему мнению, наиважнейшая его функция?

15. Хотели бы Вы работать инновационным менеджером? И почему.

 

 


Раздел 4. Зарубежный опыт и оценка эффективности
нововведений

 

Рассматривая вопросы инновационной деятельности, тесно связанной с мировым НТП, было бы ошибкой упустить из вида мировой опыт, накопленный человечеством в этой области.

Безусловными лидерами в производстве мировой научной продукции являются США и Япония.

Считается, что примерно 80% всех мировых инноваций создается в США. Затраты США на НИОКР превышают расходы Англии, Франции, ФРГ и Италии, вместе взятых и составляют более половины затрат на НИОКР всего капиталистического мира.

Второй мировой державой, осуществляющей огромные расходы на новации, является Япония. По этим расходам на душу населения Япония находится на одном уровне с США.

Такое внимание к НИОКР привело к тому, что в США продается 90% новых товаров и только 10% старых, поступивших на рынок более 5 лет назад.

Успехи Страны восходящего солнца также общеизвестны. Если ранее Япония многие инновации заимствовала у Запада и СССР, то в настоящее время есть чему поучиться и у Японии, вышедшей на первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, роботов и другой техники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.014 с.)