НИОКР и их роль в инновационном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НИОКР и их роль в инновационном процессе



Для достижения своих целей и задач государство разрабатывает принципы своей инновационной политики в области НИОКР. В различных странах Запада они включают:

· свободу научного и научно-технического творчества;

· правовую охрану интеллектуальной собственности;

· конкуренцию в научной и научно-технической деятельности;

· интеграцию научной и научно-технической деятельности с образованием и производством;

· поддержку НИОКР в сфере производства;

· стимулирование инновационной деятельности;

· определение приоритетных направлений и концентрацию ресурсов на этих направлениях;

· проведение собственных НИОКР и инновационной политики;

· развитие международного научного сотрудничества.

Особое внимание на Западе уделяется вопросам защиты интеллектуальной собственности. Здесь уместно упомянуть об американском подходе: практически все, что предлагается, публикуется и патентуется. Лучше сделать так, чем утерять приоритет. У нас же существовала жесткая система «просеивания» изобретений, многие из которых не были защищены авторскими свидетельствами, потеряны для страны, а затем покупались у более ловких стран за валюту в качестве их изобретений.

Поэтому здесь уместно сказать о том, что многие ошибочно считают патенты единственно ошибочно возможным средством защиты изобретений.

 
В действительности, патенты (или авторские свидетельства) становятся перед лицом технологического ускорения все менее и менее эффективными. Очень легко обойти патент внедрением еще более новой технологии, которая изменит способ производства товара. В добавление к патенту технология должна быть защищена торговой маркой, промышленным дизайном, авторским правом. / 12 /.

Торговая марка – может быть дана продукту или процессу, который полностью связан с технологией так, что любые нарушения торговой марки есть нарушения технологии. Например, новой сенсорной калибровочной технике могут дать торговую марку “сенсопроверка”, и, если эта торговая марка зарегистрирована, третья сторона, пытающаяся использовать эту технологию, портит свое имя.

Промышленный дизайн – может также быть зарегистрирован и может быть даже более эффективным, чем торговая марка, особенно, когда физические параметры и внешний вид зависят от самой технологии. Зарегистрированный промышленный дизайн – это как раз то, что не дает другому промышленнику прямо скопировать чье-либо изделие.

Авторское право – защитит от использования другими таких письменных материалов как инструкции, технологические статьи и т. д.

Задачей отдельного предприятия является определение приоритетов в своей области деятельности. В США, например, крупные корпорации предпочитают совершенствовать старые и разрабатывать новые технологии. Небольшие фирмы склонны к разработке и выпуску новых продуктов. Решение о выпуске нового продукта является наиболее ответственным и рискованным решением, к тому же по этому вопросу обычно в фирме единства нет.

Определением приоритетов в НИОКР в небольших фирмах занимаются подразделения по нововведениям. В крупных фирмах – это функции отделов НИОКР или даже специально организованных для этой цели дочерних фирм, аналогов НИИ.

При решении вопроса, какие исследования производить, обычно используют опрос экспертов (экспертные оценки, анализ), а также данные маркетинговых исследований и различную информацию.

Основными источниками информации являются:

· народнохозяйственные планы, прогнозы и балансы;

· патентная литература и реферативные журналы;

· статистические обзоры и научные отчеты;

· нормативные документы и библиографические указатели;

· материалы производственных экскурсий, ведомственные издания и проспекты.

Внутренний информационный фонд дополняет внешний специфическими внутризаводскими документами коммерческого, технического, производственного, экономического характера, полученными на основе бухгалтерских, плановых, сметных, статистических и подобных им данным.

Основным источником новой информации являются фундаментальные научные исследования, прикладные разработки и анализ накопленного опыта.

 
 


Рис. 3.3. Этапы информационной подготовки обновления производства

 

После создания информационной базы осуществляется обработка полученных данных (рис. 3.3)

Составленная таким образом информационная база служит основой для разработки прогнозов в области научно-технического прогресса сбыта и внешней торговли, обновления ассортимента изделий и производства.

 

 

6.3. Прогнозирование и планирование нововведений

 

 
Прогнозирование и планирование тесно связаны друг с другом. Прогнозирование является необходимым условием оптимального функционирования как отдельной организации, так и видов ее деятельности. Прогноз позволяет предвидеть появление тех или иных результатов в будущем, а план, обладая большей определенностью и директивностью, отвечает на вопрос, что должно произойти в оговоренное время и по желанию человека.

Прогноз может предшествовать разработке плана, производиться в процессе его разработки или следовать за планом, предопределяя развитие событий по его выполнению. «Хотя технологический прогноз отвергается большинством ученых, так как при этом была сделана масса ошибок, – пишет известный канадский предприниматель Д.Дойл, - производитель должен убедить ученого сделать его и пояснить для себя будущее товара и рынка» /12/.

Наверное, некоторое технологическое предвидение у группы ученых AECL могло бы круто изменить развитие компьютерного дела в Канаде. Ученые исследовательского института по созданию ядерного оборудования AECL в Чок Ривер разработали оригинальную систему для замера вибрации в конце 50-х годов, которая использовала внутреннюю память и транзисторы (то и другое тогда было новинкой). Те же ученые могли, видимо, предсказать, что из тех же элементов через несколько лет будет построен полный вычислительный комплекс и что нужно сделать совсем немного, чтобы создать его. Они вполне могли бы создать первый в мире миникомпьютер.

Тщательное обдумывание стратегии производства приводит к сокращению продолжительности инновационной цепи, появлению сопутствующих товаров. Предвидение служит информационным источникам для составления нового долгосрочного стратегического плана – первого шага к активной работе предпринимателя.

Стратегический план нововведений должен охватывать период 5-7 лет и разрабатываться ежегодно.

В хорошо руководимой компании стратегический план будет принят за три месяца до начала планируемого периода и является основой для разработки бизнес-плана организации по инновационной деятельности, который в США называют инноват-планом / 5/.

В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важнейших задач:

· определение возможных целей и приоритетное развитие прогнозируемого объекта;

· оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

· определение вариантов мероприятий, необходимых для обеспечения каждой из возможных альтернатив развития прогнозируемых объектов;

· оценки ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ мероприятий.

Прогноз позволяет:

· сокращать количество вариантных проработок при формировании плана;

· повышать глубину и качество обоснования плана;

· моделировать возможные пути развития объекта прогноза;

· намечать необходимые мероприятия по достижению ожидаемых результатов.

Таким образом, прогноз, прежде всего, играет роль главного критерия обоснованности плановых решений. Однако прогнозные разработки могут использоваться и для определения возможных последствий выполнения или невыполнения плановых заданий.

Необходимость разработки различных видов научно-технических прогнозов предопределяется сложностью инновационной сферы как объектов управления. Прогнозы различаются по характеру объектов, виду и целям прогнозирования, содержанию, периоду и степени комплексности, уровню разработки, методам прогнозирования и т.д.

Современная отечественная и зарубежная практика насчитывает более 130 различных методов разработки прогнозов. Все многообразие методических приемов научно-технического прогнозирования условно можно свести к трем важнейшим группам: прогнозирование на основе экстраполяций, экспертные методы прогнозирования и методы моделирования, которые достаточно подробно рассматриваются в других курсах подготовки специалистов.

На базе выполненного прогноза руководство предприятием решает вопрос о направленности инновационных планов, задачами которых являются выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовка решений по обеспечению и достижению запланированных результатов.

Планы представляют собой наиболее важные и распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. (Рис. 3.4)

Планы устанавливают желаемое и требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт – план". При этом контроль становится предметным и направленным на обеспечение целевого состояния системы.

В процессе планирования осуществляются:

· обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для предприятия в целом и для каждой структурной единицы;

·
 
формирование программ исследований разработок и производства инновационной продукции;

· распределение программ и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепления за исполнителем;

· установление календарных сроков проведения работ по проектам;

· расчет потребности в ресурсах и распределении их по исполнителям на основе бюджетных расчетов;

· обеспечение устойчивой и эффективной системы контроля и регулирования инновационной деятельности и плановых заданий;

установление форм и методов стимулирования, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

 


Постановка

задачи

планирования

               
 
 
   
Поиск альтернатив
 
Прогнозирование  
 
Оценка  


Разработка

плана

 

       
 
 
   

 

 

 

 


Рис. 3.4. Содержание процесса планирования инноваций

 

 

Планирование базируется на ряде принципов, устанавливающих общие правила проектирования и функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте /17/:

· единство научно-технических, социальных, экологических и экономических задач развития;

· научная обоснованности и оптимальности решений;

· доминирование стратегических аспектов;

· комплексности и бюджетная сбалансированность;

· гибкость и эластичность;

· непрерывность.

Инновационная деятельность предприятия направлена на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. Однако любые цели и задачи не могут игнорировать вопросы обеспечения социальных и психологических условий в коллективе для эффективной творческой деятельности его членов. Поэтому планирование инноваций, как никакой другой вид деятельности предприятия, должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии.

Принцип научной обоснованности базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия.

Уровень научной обоснованности и оптимальности принимаемых решений повышается по мере развития теории менеджмента и совершенствования методов планирования инноваций.

Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов. Реальное воплощение этот принцип находит в составе разрабатываемых планов и методах их взаимного согласования, а также бюджетной сбалансированности планов. Это достигается применением балансового подхода во всех сферах и на всех уровнях предприятия по планированию материального, трудового, финансового, энергетического и других видов обеспечения.

Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает выполнение требования динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявления случайных факторов в инновационных процессах, учитывать слабые и сильные стороны фирмы, отражать риски и шансы, свойственные рыночной экономике. Эластичность планирования заключается в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусматривает плановые альтернативные действия.

Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности, а также требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений.

Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой долгосрочные стратегические расчеты на 5-7 лет разрабатываются ежегодно и успешно сочетаются с краткосрочными (текущими) детальными планами.

В хорошо руководимой компании стратегический план будет принят за три месяца до начала планируемого периода и является основой для разработки бизнес-плана организации по инновационной деятельности, который в США называют инноват-планом /5/.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.037 с.)