Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное обоснование обновления производства

Поиск

 

Научно обоснованное управление имеет ярко выраженный творческий характер и требует групповой организации разработки и оценки концепций обновления производства /20/.

Обоснование обновления производства исходит из прогнозов и создает исходные данные для дальнейшего творческого обновления производства.

Научное обоснование обновления производства можно расчленить на следующие основные элементы:

1. Получение информации и формирование представления об отдельных идеях и конкретных предположениях в области новаций;

2. Определение основных целей творческой деятельности по обновлению производства с учетом покупательского спроса, социальной потребности и экологической безопасности;

3. Отбор идей и предложений, их оценка, установление иерархии, выбор наиболее эффективных направлений обновления производства и конкретных мероприятий, необходимых на практике;

4. Разработка комплекса частных перспективных планов обновления производства, например, интеграция производства в странах СНГ; распределение продукции для внутреннего и внешнего рынка; разработка производственных программ; развития производственной базы технологии, организации производства и т. д.

5. Формулирование общего перспективного плана обновления производства.

С организационной точки зрения научное обоснование подготовки производства, в котором участвуют различные подразделения и работники предприятия, можно подразделить на следующие главные этапы:

1. Создание самостоятельной информационной базы, из которой можно черпать сведения о вероятных тенденциях развития производства в стране и в других странах, а также получать информацию о потребностях, возможностях и ограничениях в области изучаемых новшеств.

2. Изучение условий творческой деятельности по обновлению производства, а также факторов, препятствующих ее развитию. В результате выдвигаются конкретные цели обновления производства, составляется баланс возможностей, потребностей, источников и средств для реализации перспективных планов.

3. Разработка альтернатив перспективных планов обновления производства. При этом полученные данные синтезируются в конкретные варианты решений, носящих, как правило, многовариантный процесс, в результате которого постепенно углубляется.

4. Оптимизация перспективных планов обновления производства на основе оценки вариантов, выбора допустимых решений и оптимального варианта в соответствии с выбранными критериями. Оптимизация носит, как правило, многокритериальный характер, что вносит определенные сложности в реализацию решений ввиду отсутствия четких методов решения многокритериальных задач.

5. Обсуждение в коллективе и утверждение перспективных планов. Функцией ЛПР завершается процесс научного обоснования обновления производства.

 
Сложность и многогранность описанных этапов неизбежно связаны с риском ошибочных действий, возможностью появления непредвиденных ситуаций, поэтому становится необходимым хотя бы в общем виде ознакомиться с проблемой риска.

 


Глава 5. Риски и их учет в обновлении производства

 

Инновационная деятельность и риски

Любая фирма, функционирующая в условиях рынка, ставит своей целью получение прибыли. В тоже время объективно возможны и убытки.

Риск является атрибутом, то есть неотъемлемым свойством новаторской, инновационной экономической деятельности.

Каждый человек в повседневной, производственной, экономической деятельности постоянно встречается с ситуациями, которые не имеют однозначного решения и обязательно требуют выбора одного из нескольких вариантов, обладающих, в свою очередь, различными вероятностями исхода.

Этот процесс находит свое выражение в понятии “риск”.

Риски возникают в результате многочисленных факторов воздействия внешней среды – конкурентов, поставщиков, правительственных решений, общественного мнения, конъюнктуры или моды, недостатка полноценной релевантной информации и т. д.

Риск предупреждает с одной стороны о возможной неудаче, а с другой – о возможном выигрыше. Поэтому при решении творческих, новаторских задач весьма важным является:

· выявлять возможные благоприятные и отрицательные последствия своих действий;

· учитывать степень вероятности получения нужного результата, вероятность нежелательных последствий и отклонений от выбранной цели.

Необходимо отметить, что наличие риска не является ни достоинством, ни недостатком. Более того, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий, как правило, вредит экономике, подрывает ее динамизм и эффективность.

Известно высказывание академика В. Чаломея: “…чтобы система работала устойчиво, ее чаще необходимо трясти”/2/.

Сильнейшим фактором риска является конкуренция, которая на рынке новаций может быть дополнена такими “специфическими свойствами”, как появление угрозы внедрения товаров – заменителей, изготовленных по новой, более экономичной технологии, или наступления “иноотраслевых” конкурентов.

В этих неординарных условиях является вполне закономерным и появление нового поколения менеджеров – “ риск-тейкеров ”, то есть людей, действующих незаурядно, творчески и дерзко, рискованно, но расчетливо.

Люди, обладающие способностью к риску, но подчиняющиеся при этом необходимым общественным регламентациям,– важное достояние общества, ценный ресурс устойчивого развития экономики.

Выделим в этой связи народно – хозяйственный и локальный риск. Первый связан с реализацией стратегических задач, а второй возникает на более низких уровнях и решает более конкретные задачи, связанные с инновационной деятельностью предприятий и объединений.

Локальный риск возникает при выборе программ и решений по разработке и внедрению конкретных видов техники и технологий.

В принципе здесь существует две основные, базовые альтернативы.

Одни коллективы, отказываясь от рискованных вариантов, продвигаются медленно, осторожно, ориентируясь лишь на частичную модернизацию. Такой путь более спокоен, но абсолютно бесперспективен с точки зрения НТП, больше того, он вгоняет экономику в многомиллиардные обременительные и неэффективные расходы.

Другой путь – создание принципиально новых технологий, способных конкурировать с товарами на мировом рынке. Он рискован, труден, но только он позволяет создавать конкурентоспособную продукцию.

В этой связи представляется интересным ознакомиться с некоторыми методами оценки риска.

 

 

Методы оценки риска

 

1. В ряде случаев мера риска (как степень ожидаемой неудачи) определяется через соотношение вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий, которые могут наступить в этом случае.

2. Иногда, наоборот, прибегают к определению величины, связанной с полезностью, которую можно получить в случае удачи:

(3.1)

где П – ожидаемая полезность от принятого решения;

Ру – вероятность успеха (удачи);

Оу – оценка успеха;

 
Рн – вероятность неуспеха;

Он – потери от неудачи.

Точность ожидаемой полезности, конечно, будет далеко не абсолютной, но позволяет сопоставлять варианты по критерию полезности и принимать вполне оправданное и значимое практическое решение.

Другим интересным подходом, изложенным в теории полезности, является выбор определенной линии поведения ЛПР в зависимости от целей и путей их достижения, характеризуемых различной степенью нежелательности и достоверности.

Задача решается с помощью построения матрицы линий поведения и вероятности появления объективных условий /2,6/.

3. Степень риска часто определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

Наилучшим здесь будет решение, которому соответствует минимальный риск. Другими словами, подвергаясь минимальному риску, человек в данной ситуации поступает оптимально.

Для выбора решения с минимальным риском предлагается составить функцию риска

, (3.2)

где R – риск;

А и В – ущерб от выбираемых решений;

Р1, Р2 – степень уверенности (вероятности), что произойдут ошибки при принятии этих решений / 2 /.

4. Для оценки степени экономического риска как вероятности технического и коммерческого успеха при нововведениях можно использовать формулу, применяемую многими американскими компаниями:

 

, (3.3)

 

где Э – эффективность реализации нововведений;

П – ежегодный объем продажи нового изделия;

С – продажная цена изделия;

Т – жизненный цикл новации (период от освоения изделия до

снятия его с производства);

Рm – вероятность технического успеха (внедрения);

Рк – вероятность коммерческого успеха (возможность сбыта и

получения ожидаемой прибыли);

 

–сумма затрат на реализацию, включающая затраты на разработку, освоение производства и текущие производственные затраты.
Вероятность технического и коммерческого успеха определяется в зависимости от характера продукции по специально разработанным таблицам с учетом других факторов (информационных, производственно-технических, научно-технических, юридических, кадровых).

5. В ряде случаев для определения степени риска и выбора оптимальных решений применяется методика “дерево решений” /2/.

Она предполагает графическое построение различных вариантов, которые могут быть приняты. Соотнося субъективные и объективные оценки событий, размеры потерь, доходов и следуя по ветвям “дерева”, оценивают каждый вариант пути / 2 / и выбирают наилучший. Аналогичный пример рассматривается и в более поздних работах[2].

Иногда для оценки риска применяют отдельные положения теории игр. /16/.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.38 (0.012 с.)