Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С исполнением судебных актов арбитражных судовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья 318. Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов
Комментарий к статье 318
1. В соответствии со ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения. В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Судебное решение арбитражного суда первой инстанции приобретает свойство исполнимости после его вступления в законную силу (ст. 180 АПК РФ). Однако в определенных случаях допускается немедленное исполнение решения суда, т.е. исполнение судебного акта до его вступления в законную силу. Основания и порядок немедленного исполнения регулируются ст. 182 АПК РФ. Определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено настоящим Кодексом или арбитражным судом (ст. 187 АПК РФ). Аналогичным образом регулируется вопрос об исполнении постановлений судов вышестоящих инстанций (апелляционной, кассационной, надзорной), с учетом того что указанные акты вступают в законную силу со дня их принятия. Исполнительное производство как вид деятельности специального государственного органа - Федеральной службы судебных приставов - регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Именно в этом Законе содержатся нормы о принципах исполнительного производства, субъектах исполнительного производства, сроках совершения исполнительных действий, об общих правилах обращения взыскания на имущество должника и особенностях обращения взыскания на имущество должника-организации и т.д. Необходимо отметить, что большинство решений в рамках исполнительного производства принимается непосредственно самим судебным приставом-исполнителем, однако часть вопросов разрешается под контролем суда. Нормы комментируемого раздела регулируют вопросы, разрешаемые в рамках исполнительного производства арбитражным судом. Основная роль арбитражного суда в исполнительном производстве - судебный контроль за правильностью действий судебного пристава-исполнителя, который может иметь либо предварительный, либо последующий характер. Предварительный судебный контроль проявляется в виде дачи разрешения на совершение тех или иных исполнительных действий (в соответствии со ст. 77 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится только при условии предварительного получения определения суда). Последующий судебный контроль осуществляется после совершения того или иного исполнительного действия судебным приставом-исполнителем, но по инициативе заинтересованных лиц - сторон исполнительного производства - или других граждан и организаций, права которых нарушены в результате действий судебного пристава-исполнителя и которые обращаются в суд с соответствующим заявлением. Под последующий судебный контроль могут подпасть практически любые действия, решения или бездействие судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц ФССП России (ст. 128 Закона об исполнительном производстве). Последующий судебный контроль может быть подразделен на прямой и косвенный. Прямой контроль осуществляется при оспаривании действий должностных лиц службы судебных приставов в порядке ст. 128 Закона об исполнительном производстве, гл. 24 АПК РФ, когда суд констатирует правомерность или неправомерность тех или иных действий судебного пристава-исполнителя и обладает правом отменить незаконное постановление судебного пристава или обязать его выполнить определенные действия для восстановления нарушенных прав заявителя. Косвенный контроль проявляется при возникновении споров о праве, тем или иным образом связанных с исполнительным производством, например, при подаче иска об исключении имущества из описи (об освобождении от ареста) или о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, и т.п. Кроме того, некоторые решения, касающиеся движения исполнительного производства, на сегодняшний день имеет право принимать только арбитражный суд, но не сам судебный пристав-исполнитель. Объектами указанных решений согласно Закону об исполнительном производстве являются: - восстановление пропущенного срока исполнительной давности (ст. 23); - разъяснение положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения в случае их неясности (ст. 32); - отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, изменение способа и порядка их исполнения (ст. 37); - отложение исполнительных действий, помимо случаев, когда указанное действие вправе совершить судебный пристав-исполнитель (ст. 38); - приостановление и прекращение исполнительного производства по ряду оснований (ст. ст. 39, 43, 45); - замена выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником (ст. 52); - наложение штрафа за неисполнение исполнительного документа банком или иной кредитной организацией (ст. 114). В судебной практике возникало немало проблем с определением того, в каком порядке подлежат рассмотрению вопросы, возникающие на стадии исполнения судебного акта арбитражного суда <1>. Поскольку порядок рассмотрения арбитражным судом всех возникающих на стадии исполнения вопросов детально не урегулирован, применяются нормы, регулирующие сходные отношения (например, ст. 324 АПК РФ). Так, в результате внесенных в ст. 324 АПК РФ изменений предусмотрено, что по правилам, установленным ч. 2 ст. 324 АПК РФ, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом. Такой подход представляется оправданным. -------------------------------- <1> См., например: Рекомендации Научно-консультативного совета ФАС Западно-Сибирского округа (принятые по итогам заседания, состоявшегося 9 сентября 2011 г. в г. Горно-Алтайске).
2. В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Системное толкование ст. ст. 5, 7 - 9 данного Закона позволяет прийти к выводу, что Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель имеет право осуществлять принудительное исполнение только тех документов, которые названы в указанном Законе в качестве исполнительных (ст. 12). Как правило, основанием для принудительного исполнения выступает исполнительный лист, выдаваемый в порядке, указанном ст. 319 АПК РФ. Непринудительное исполнение судебных актов арбитражного суда (минуя службу судебных приставов) может осуществляться и при отсутствии исполнительного листа. Например, определение арбитражного суда об обеспечении иска в виде наложения ареста на объект недвижимости может быть направлено для исполнения в Федеральную регистрационную службу без выдачи исполнительного листа, что только ускорит процедуру наложения ареста. Однако новый Закон об исполнительном производстве регулирует указанный вопрос несколько иначе: в соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Закона указанные в этой статье органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, перечисленных в ст. 12 этого же Закона. 3. Форма бланка исполнительного листа, а также порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов". Данным Постановлением утверждены также Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов.
Статья 319. Выдача исполнительного листа
Комментарий к статье 319
1. Комментируемая статья регулирует все вопросы, связанные с выдачей исполнительных листов арбитражного суда. Исполнительный лист выдается только на основании вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда либо на основании судебного акта, подлежащего немедленному исполнению. Для получения исполнительного листа необходимо обратиться в арбитражный суд, который принял соответствующий судебный акт. Однако исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции. 2. Исполнительный лист выдается на руки или направляется взыскателю. При наличии письменного ходатайства взыскателя исполнительный лист может быть направлен для исполнения непосредственно арбитражным судом. Из этого общего правила есть ряд исключений. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника. При применении данной нормы необходимо руководствоваться информационным письмом Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. N 114 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами статьи 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>. В соответствии с данным письмом при толковании и применении ч. 3 комментируемой статьи арбитражным судам необходимо учитывать положения бюджетного законодательства, в частности Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетного кодекса РФ. -------------------------------- <1> Вестник ВАС РФ. 2006. N 11.
Исходя из положений ст. 20 БК РФ взыскание денежных средств в доход бюджетов всех уровней осуществляют администраторы поступлений в бюджеты, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 2 Закона о бюджетной классификации. Таким образом, уполномоченным государственным или муниципальным органом на взыскание денежных средств в доход бюджета является администратор поступлений в бюджет, который, как правило, выступает в судебном процессе от имени соответствующего публично-правового образования. Следует учитывать, что в федеральном законе может быть установлено специальное правило о том, кому направлять исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП исполнительный лист на взыскание в бюджет штрафов за административные правонарушения направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности. По делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исполнительный лист направляется на исполнение арбитражным судом в пятидневный срок со дня принятия решения независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя. 3. Если в резолютивной части судебного акта предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, либо заверенная судом копия судебного акта должна быть выдана взыскателю вместе с исполнительным листом. При отсутствии надлежащим образом заверенной копии судебного акта органы Федерального казначейства отказывают в исполнении исполнительного документа в соответствии с положениями бюджетного законодательства. 4. По общему правилу по одному делу выдается один исполнительный лист. Однако в случаях, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи, допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному делу. Из содержания данных норм следует, что основаниями для выдачи нескольких исполнительных листов могут быть: а) вынесение судебного акта в пользу нескольких истцов; б) вынесение судебного акта против нескольких ответчиков; в) необходимость исполнения исполнительного документа в различных местах (например, если у должника открыто несколько счетов в разных банках); г) вынесение судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков. Выдача нескольких исполнительных листов производится по ходатайству взыскателя. При выдаче нескольких исполнительных листов по одному делу к содержанию исполнительных листов предъявляются дополнительные требования. В судебной практике нередки споры, связанные с выдачей исполнительного листа. Так, МУП обратилось в суд с иском к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ивановской области (далее - управление, казначейство) о признании незаконным отказа управления в принятии к оплате исполнительного листа Арбитражного суда Ивановской области. Оставляя без изменения судебные акты об удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции указал следующее. Управление возвратило исполнительный лист без исполнения, указав на несоответствие наименования должника по исполнительному листу его наименованию как получателя средств федерального бюджета, так как в результате реорганизации должник вошел в состав Главного управления по делам ГО и ЧС Ивановской области. Арбитражный суд Ивановской области определением, принятым в соответствии со ст. 48 АПК РФ, произвел замену ответчика по делу правопреемником - Главным управлением по делам ГО и ЧС Ивановской области. При этом новый исполнительный лист судом не выдавался. Исполнительный лист, копия решения суда по делу и Определение о замене ответчика правопреемником направлены МУП в УФК Министерства финансов РФ по Ивановской области для взыскания задолженности с надлежащего должника. Казначейство по почте повторно возвратило исполнительный лист без исполнения, указав на необходимость переоформления исполнительного листа с целью внесения изменений в сведения о должнике, что послужило основанием для обращения МУП в арбитражный суд с настоящим иском. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если настоящей статьей не установлено иное. Упомянутой нормой не предусмотрена выдача исполнительного листа при процессуальном правопреемстве. Согласно ч. 5 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе излагается резолютивная часть судебного акта. При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что действующим процессуальным законодательством не предусмотрена возможность выдачи нового исполнительного листа при замене должника на стадии исполнительного производства. Указание в исполнительном листе правопреемника ответчика будет противоречить резолютивной части решения и тем самым нарушать требования ч. 5 ст. 320 АПК РФ <1>. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2005 г. по делу N А17-6822/5-2004.
5. Указание в ч. 7 комментируемой статьи на ничтожность исполнительного листа, выданного на основании не вступившего в законную силу судебного акта, неслучайно. Такие ситуации возможны при восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции. Возвращение исполнительного документа по требованию суда является основанием для окончания исполнительного производства.
Статья 320. Содержание исполнительного листа
Комментарий к статье 320
1. Общие требования к форме и содержанию исполнительных документов устанавливаются ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Перечень комментируемой статьи и перечень ст. 13 данного Закона в целом совпадают, однако в соответствии с АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны дата, место рождения должника-гражданина, место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Указанные сведения необходимо выяснять, начиная со стадии возбуждения дела, отражая их в материалах дела. Напротив, в отличие от АПК РФ новый Закон требует указания места нахождения суда, выдавшего исполнительный документ. Названные разночтения необходимо учитывать, поскольку несоблюдение формы и неуказание всех необходимых реквизитов исполнительного листа влекут за собой неблагоприятные для взыскателя последствия в виде отказа в принятии исполнительного документа и возвращения его взыскателю для исправления недостатков (ст. 31 Закона). В судебной практике и практике применения законодательства об исполнительном производстве достаточно часто возникает вопрос о возможности внесения исправлений в текст исполнительного листа. Так, ОАО (взыскатель) обратилось с заявлением об исправлении опечатки в исполнительном листе, выданном по делу, в связи с неправильным указанием в нем даты принятия судом решения и адреса реестродержателя акций. Определением суда первой инстанции опечатка, допущенная при изготовлении исполнительного листа, исправлена. Суд указал, что в исполнительном листе дату судебного акта следует читать как "11 мая 2004 года", адрес реестродержателя обыкновенных именных акций ОАО "К." также был уточнен. ОАО "К." при подаче кассационной жалобы сослалось на необходимость применения меры, предусмотренной ст. 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <1>, в виде возвращения исполнительного документа в суд, его выдавший. Арбитражному суду следовало изъять из обращения данный исполнительный лист и выдать новый по форме, установленной комментируемой статьей. Оставляя определение суда первой инстанции без изменения, суд кассационной инстанции указал следующее. В соответствии со ст. 319 АПК РФ на основании судебного акта выдается исполнительный лист. Согласно п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе, в частности, должна быть указана дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению, а также изложена резолютивная часть судебного акта. По смыслу данной статьи резолютивная часть судебного акта включается в исполнительный лист дословно, кроме тех ее положений, которые не имеют отношения к исполнению. В исполнительном листе при указании даты вынесения судебного акта и местонахождения реестродержателя судом допущена опечатка. Установив данное обстоятельство, арбитражный суд правомерно исправил опечатку. Исправление опечатки, допущенной при изготовлении текста исполнительного листа, не затрагивает существа принятого решения. То обстоятельство, что действующий АПК РФ прямо не регулирует вопрос об исправлении опечатки в исполнительном листе, не означает невозможности ее исправления <2>. -------------------------------- <1> В действующем Законе об исполнительном производстве - ст. 31. <2> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2005 г. по делу N Ф04-7804/2005(16541-А45-28).
В судебной практике также достаточно часто возникают вопросы, связанные с изменением наименования должника (взыскателя) и необходимостью уточнения соответствующих сведений в исполнительном листе. Так, предприниматель К. обратился в суд с заявлением об изменении наименования должника, указанного в исполнительном листе. Заявленные требования были удовлетворены, в определении суд указал: считать надлежащим наименованием должника по исполнительному листу наименование "Администрация Центрального административного района городского округа "Город Чита". Основанием удовлетворения заявления стало внесение изменений в учредительные документы администрации Центрального административного района г. Читы, что связано с приведением наименования данного органа в соответствие с Законом Читинской области от 19 мая 2004 г. и решением Читинской городской Думы от 30 сентября 2004 г. В Единый государственный реестр юридических лиц 21 июня 2004 г. была внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - Администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита", о чем выдано свидетельство. Арбитражный суд установил, что изменение наименования должника не связано с вопросом процессуального и материального правопреемства. В соответствии с п. 4 ч. 1 комментируемой статьи в исполнительном листе должны быть указаны наименование должника-организации и его место нахождения. Подпунктом 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <1> установлено, что в исполнительном документе обязательно должны быть указаны наименование должника-организации, его адрес. Так как изменилось наименование должника, суд кассационной инстанции признал правомерным вывод Арбитражного суда Читинской области о необходимости внесения изменений в исполнительный лист. -------------------------------- <1> В действующем Законе об исполнительном производстве - ст. 13.
Заявление предпринимателя К. подано во исполнение судебного акта, вынесенного арбитражным судом. Совершение исполнительных действий исходя из смысла Федерального закона "Об исполнительном производстве" возможно только в отношении лица, указанного в исполнительном документе в качестве должника. Указание в исполнительном листе несуществующего наименования организации-должника делает невозможным проведение исполнительных действий <1>. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2006 г. по делу N А78-4740/02-С1-6/62-Ф02-3576/06-С2.
Можно высказать следующее предположение: при изменении наименования должника (взыскателя), что не является процессуальным правопреемством, оснований для разрешения указанного вопроса в судебном порядке не имеется. Судебному приставу-исполнителю среди материалов исполнительного производства должны быть представлены достоверные доказательства изменения наименования стороны исполнительного производства. Аналогичным образом при смене фамилии должником-гражданином судебному приставу-исполнителю должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие данный факт (свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени и пр.). При этом отметим, что разрешение указанного вопроса в судебном порядке способствует усилению бесспорности совершаемых приставом исполнительных действий. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. N 114 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" по смыслу п. 4 ч. 1 комментируемой статьи в случае удовлетворения иска (заявления) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (далее - публично-правовое образование) о взыскании с должника денежных средств в исполнительном листе в качестве взыскателя должно быть указано соответствующее публично-правовое образование. Судебный пристав-исполнитель вправе возвратить исполнительный лист только в том случае, если в нем отсутствуют реквизиты, предусмотренные законом. Так, в исполнительном листе, выдаваемом арбитражным судом, не требуется указывать номер расчетного или иного счета должника <1>. -------------------------------- <1> Письмо ВАС РФ от 17 марта 1998 г. N С1-7/ОУ-202 и Министерства юстиции РФ от 24 марта 1998 г. N 1873-СС "О мерах по организации взаимодействия арбитражных судов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5.
2. Исполнительный лист арбитражного суда изготавливается на специальном бланке, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда. При возникновении явных сомнений в подлинности исполнительного документа (наличие подчисток, приписок или зачеркнутых слов; изложение его содержания на нескольких листах, не скрепленных надлежащим образом; нечитаемость печати арбитражного суда) судебный пристав-исполнитель отказывает в принятии исполнительного документа, постановление о возвращении исполнительного документа вместе с самим исполнительным документом направляет в арбитражный суд, выдавший данный документ.
Статья 321. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению
Комментарий к статье 321
1. Комментируемая статья устанавливает правила, связанные со сроками предъявления исполнительного документа арбитражного суда к исполнению. Согласно ч. 1 данной статьи срок предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом, по общему правилу составляет три года. Названный срок исчисляется не с даты выдачи исполнительного листа, а с даты вступления судебного акта, на основании которого он выдан, в законную силу. Если судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, был обращен к немедленному исполнению, то срок предъявления исполнительного документа начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия судебного акта. Если была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, то срок исчисляется со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки, рассрочки. В качестве исключения установлен трехмесячный срок предъявления к исполнению исполнительного документа, по которому взыскателю уже был восстановлен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению. В таком случае срок исчисляется со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению (см. комментарий к ст. 322 АПК РФ). Согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" "статья 321 Кодекса устанавливает новые сроки предъявления исполнительного листа к исполнению. Если шестимесячный срок предъявления исполнительного листа к исполнению, установленный статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, не истек к 1 сентября 2002 года, то он продолжает течь до истечения сроков, предусмотренных статьей 321 Кодекса" <1>. -------------------------------- <1> Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи время, в течение которого имело место приостановление исполнения, не включается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению (по вопросу о приостановлении исполнения см. комментарии к ст. ст. 283, 298 АПК РФ). Понятия приостановления исполнения судебного акта и приостановления исполнительного производства нетождественны, поскольку приостановление исполнительного производства возможно только в отношении возбужденного исполнительного производства (см. комментарий к ст. 327 АПК РФ). 3. Согласно ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению или частичным исполнением судебного акта, а после возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения начинает течь новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению. Таким образом, в случае отсутствия у должника имущества исполнительный лист может предъявляться к исполнению неограниченное количество раз, главное, чтобы после возвращения исполнительного документа взыскателю не истек новый трехлетний срок. Предъявление исполнительного листа к исполнению регулируется ст. 30, согласно которой исполнительный лист направляется судебному приставу-исполнителю с соответствующим заявлением, и ст. 8 Закона об исполнительном производстве, согласно которой исполнительный лист о взыскании денежных средств направляется на исполнение в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую счета должника. Помимо названных случаев исполнительный лист может быть направлен по месту работы должника (ст. ст. 9, 98 Закона) или по месту отбытия уголовного наказания для удержания взысканной суммы из заработной платы (ст. 100 Закона). Все эти случаи подтверждают предъявление исполнительного документа к исполнению. Частичное исполнение судебного акта происходит, когда должник добровольно совершает действия, предусмотренные исполнительным документом, например перечисляет взыскателю часть денежной суммы, взысканной решением арбитражного суда.
Статья 322. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению
Комментарий к статье 322
1. В комментируемой статье регулируются вопросы восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. Пропуск срока предъявления исполнительного документа к исполнению препятствует возбуждению исполнительного производства (а значит, и принудительному исполнению) и является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возвращении исполнительного документа (ст. 31 Закона об исполнительном производстве). Аналогичное правило предусмотрено и Положением ЦБ РФ от 10 апреля 2006 г. N 285-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями". Согласно ст. 23 Закона об исполнительном производстве взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат. В частности, сказанное означает, что не подлежат восстановлению сроки предъявления к исполнению постановления по делу об административном правонарушении. Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражные суды выдают исполнительные листы. Единственным субъектом, имеющим право ходатайствовать о восстановлении срока предъявления исполнительного листа, является взыскатель. Заявление должно быть подано в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело. При разрешении вопроса о восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению суд должен установить следующие обстоятельства: а) срок предъявления исполнительного документа действительно пропущен; б) восстановление указанного срока должно быть разрешено федеральным законом; в) причины пропуска срока являются уважительными. Определение того, являются ли указываемые в ходатайстве взыскателя причины пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению уважительными, отнесено к судебному усмотрению. При разрешении указанного ходатайства суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и представленные заявителем доказательства. Заявитель должен доказать невозможность совершения действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению в установленный законом срок либо незамедлительно после его истечения. 2. По правилам ст. 117 АПК РФ заявление о восстановлении пропущенного срока рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит одно из двух определений: о восстановлении срока предъявления исполнительного листа к исполнению или об отказе в этом, копии которого направляются взыскателю и должнику. Определения могут быть обжалованы (ч. 3 комментируемой статьи).
Статья 323. Выдача дубликата исполнительного листа
Комментарий к статье 323
1. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом. Термин "дубликат" не тождествен понятию "копия исполнительного документа", дубликат обладает той же силой, что и сам исполнительный документ. На дубликате делается специальная отметка: "Дубликат". Единственным субъектом, имеющим право просить о выдаче дубликата исполнительного листа, является взыскатель. Заявление должно быть подано в арбитражный суд, принявший судебный акт. 2. Обращение за выдачей дубликата возможно при определенных условиях: а) если не истек срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению (см. комментарий к ст. 321 АПК РФ); б) заявление должно быть подано не позднее одного месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало известно об утрате после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. 3. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается арбитражным судом в судебном заседании в срок не более 10 дней со дня поступления заявления в суд. О времени и месте судебного заседания должны быть извещены все лица, участвующие в деле. Однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления и разрешения вопроса о выдаче дубликата. По результатам судебного заседания выносится одно из двух определений: о выдаче дубликата исполнительного листа или об отказе в выдаче такого дубликата. Оба определения могут быть обжалованы.
Статья 324. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения
Комментарий к статье 324
1. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов выходит за рамки компетенции судебного пристава-исполнителя, данный вопрос может быть разрешен исключительно судом. Аналогичное правило закреплено в ст. 37 Закона об исполнительном производстве. Отсрочка исполнения исполнительного документа означает перенос начала совершения исполнительных действий на иную, более позднюю дату. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона об исполнительном производстве в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. Один из случаев, когда судебный пристав должен обратиться с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, предусмотрен ст. 60 Закона об исполнительном производстве. Согласно данной норме судебный пристав-исполнитель, получив уведомление налогового органа об осуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника (организации), обращается в соответствии с процессуальным законодательством РФ с заявлением об отсрочке исполнения исполнительного документа до возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. Случаи предоставления отсрочки и рассрочки исполнения судебного акта предусмотрены и иным законодательством. Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" <1> положение ст. 290 БК РФ о сокращении или прекращении финансовой помощи заемщику из соответствующего бюджета при неисполнении им обязательства по возврату бюджетных средств, в том числе в виде предоставления отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, а также отсутстви
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.013 с.) |