Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Состав арбитражного судаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел
Комментарий к статье 17
1. В арбитражном процессуальном праве закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел, в соответствии с которым большинство дел по первой инстанции рассматривается единолично судьей, за исключениями, указанными в законе, а пересмотр судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядках осуществляется коллегиально. Исключения из единоличного рассмотрения дел по первой инстанции либо устанавливаются законом (ч. 2 комментируемой статьи), либо становятся возможными по ходатайству сторон (ч. 3 комментируемой статьи). Новацией является возможность рассмотрения дела по первой инстанции коллегиальным составом судей в связи с его сложностью по мотивированному ходатайству судьи, разрешенному председателем судебного состава (ч. 5 комментируемой статьи). Практически это возрождение в несколько измененном виде ранее существовавшего положения. В качестве первой инстанции в системе арбитражных судов действуют арбитражные суды субъектов РФ. Федеральные арбитражные суды округов ранее рассматривали дела исключительно в кассационном порядке, однако в настоящее время они призваны действовать в качестве суда первой инстанции при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок. По определенным законом категориям дел Высший Арбитражный Суд РФ также рассматривает дела в качестве суда первой инстанции. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают единолично следующие дела: 1) экономические споры и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, за исключением тех случаев, когда по ходатайству сторон дело подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей или председатель судебного состава удовлетворил ходатайство судьи о рассмотрении дела в коллегиальном составе; 2) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если законом не установлено исключение: - административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 200 АПК РФ); - дела о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 205 АПК РФ); - дела об оспаривании решений административных органов (ч. 1 ст. 210 АПК РФ); - дела о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 АПК РФ); - дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не предусмотрено законом; 3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК РФ); 4) дела упрощенного производства (ч. 2 ст. 226 АПК РФ); 5) заявления об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК РФ), по вопросу компетенции третейского суда (ч. 3 ст. 235 АПК РФ); 6) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК РФ); 7) заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК РФ); 8) заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, принятого единолично судьей (гл. 37 АПК РФ). Перечисленные выше дела с участием иностранных лиц также рассматриваются единолично, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Все дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются коллегиально в силу прямого указания закона (п. 1 ч. 2 комментируемой статьи). Определяя состав арбитражного суда, рассматривающего заявление о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебного акта, следует исходить из того, что если арбитражный суд первой инстанции рассмотрел дело коллегиально, то пересмотр его производится также коллегиально. 2. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей или судьи и двух арбитражных заседателей. В Высшем Арбитражном Суде РФ все дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально тремя профессиональными судьями в силу прямого указания на то в законе (ч. 2 комментируемой статьи), участие в судебном разбирательстве арбитражных заседателей на данном уровне не предусмотрено. 3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусмотрел четыре случая рассмотрения дел коллегиальным составом судей по первой инстанции. Во-первых, коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Закон относит к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ по первой инстанции следующие категории дел: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Сложность названных дел, их общественная значимость предопределили коллегиальный состав судей, рассматривающих данные дела. Во-вторых, коллегиальным составом судей рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, к подсудности какого суда отнесено данное дело. Признание нормативных правовых актов недействующими затрагивает интересы большого количества лиц. Кроме того, законом установлено немедленное вступление в законную силу решений по таким делам без права на апелляционное обжалование. Эти судебные решения подлежат обязательному опубликованию. В-третьих, коллегиально рассматриваются дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (п. 4 ч. 2 комментируемой статьи). В этом случае дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. В-четвертых, в коллегиальном составе рассматриваются дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи (п. 5 ч. 2 комментируемой статьи). Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность назначения коллегиального состава судей для рассмотрения дела председателем суда. АПК 2002 г. не воспроизвел данную норму. Теперь данная норма снова введена в АПК РФ. В этом случае должен быть сформирован состав из трех судей. Часть 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень случаев рассмотрения дел в коллегиальном составе судей. Коллегиальное рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции допускается только в случаях, предусмотренных в ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"). Федеральные арбитражные суды округов рассматривают заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в коллегиальном составе судей - три профессиональных судьи (ч. 1 ст. 222.8 АПК РФ). При коллегиальном рассмотрении дела подготовка указанных дел осуществляется единолично судьей. Судья единолично решает и другие вопросы: о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, об обеспечении иска и т.д. 4. За исключением дел, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется судьей и двумя арбитражными заседателями. По общему правилу дела по первой инстанции в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично. Но если сторона спора заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и это ходатайство будет удовлетворено судом, то дело рассматривается коллегиально: судьей и двумя арбитражными заседателями. Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 комментируемой статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства (ч. 3 комментируемой статьи). Закон использует термин "дела особого производства", хотя АПК РФ не выделяет таковые. Очевидно, что законодатель имел в виду дела об установлении юридических фактов, которые отнесены ГПК РФ к делам особого производства. Арбитражные заседатели не принимают участия в пересмотре судебных актов в апелляционном, кассационном, надзорном производствах. Высший Арбитражный Суд РФ также дал разъяснение того, рассматриваются ли с участием арбитражных заседателей дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Принимая во внимание, что дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, возникают из публичных правоотношений, они с участием арбитражных заседателей не рассматриваются в силу абз. 2 ч. 3 комментируемой статьи (информационное письмо ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"). Закон называет субъектов, обладающих правом инициировать вопрос о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, - это стороны по делу. Для рассмотрения ходатайства достаточно заявления одной из сторон. По смыслу закона иные лица, участвующие в деле, не обладают такими полномочиями. Поскольку закон не предусматривает право на заявление ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражного заседателя в качестве специального полномочия представителя, то последний вправе заявлять подобные ходатайства без наличия на то оговорки в доверенности. Организационно-правовые вопросы участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел определены Законом об арбитражных заседателях. 5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает коллегиальное рассмотрение дела в апелляционном, кассационном и надзорном производствах. В апелляционном и кассационном производствах дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен при наличии большинства членов Президиума пересматривать судебные акты, вступившие в законную силу, в порядке надзора (ч. 3 ст. 303 АПК РФ). Однако в апелляционном производстве есть исключение в коллегиальном рассмотрении: судебные акты, прошедшие упрощенный порядок разбирательства, пересматриваются единолично судьей. При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании - это положение относится ко всем случаям коллегиального рассмотрения независимо от судебной инстанции. Однако в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях некоторые процессуальные действия совершаются единолично судьей в силу указания на то закона (прием апелляционных, кассационных жалоб (ч. 2 ст. 261, ч. 2 ст. 278 АПК РФ), оставление указанных жалоб без движения (ст. ст. 263, 280 АПК РФ), их возвращение (ст. ст. 264, 281 АПК РФ) и пр.). При пересмотре судебных актов в надзорном порядке судья Высшего Арбитражного Суда РФ единолично решает вопрос о принятии заявления или представления к производству и истребовании дела из арбитражного суда (ч. 2 ст. 293 и ч. ч. 1, 4 ст. 295 АПК РФ), о возвращении заявления или представления (ст. 296 АПК РФ). 6. Если в силу АПК РФ судье предоставлено право единолично рассматривать дело или совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени арбитражного суда (ч. 5 комментируемой статьи). Так, при коллегиальном рассмотрении дела судья единолично осуществляет подготовку дела и действует при этом от имени арбитражного суда.
Статья 18. Формирование состава суда
Комментарий к статье 18
1. Комментируемая статья была существенно изменена в 2010 г. Право на рассмотрение дела справедливым и беспристрастным судом означает соблюдение предусмотренных законом требований к формированию состава суда. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет принципы формирования состава суда для рассмотрения дела: - исключение влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной системы распределения дел; - специализация судей; - нагрузка судей. Среди названных принципов первый носит процессуальный характер, поддерживая независимость судей, два других - организационный характер: наличие специализации в суде и учет нагрузки. Исключение влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, предполагает такую систему распределения дел, в соответствии с которой дело должно распределяться независимо от вмешательства любого субъективного фактора (просьбы заинтересованных в исходе дела лиц, а также усмотрения руководства суда, судей, работников аппарата суда и пр.). В настоящее время порядок распределения дел в самых общих чертах определен Регламентом арбитражных судов РФ. В соответствии с Регламентом распределение исковых заявлений, заявлений, жалоб и дел в арбитражном суде осуществляется председателями судебных коллегий и председателями судебных составов соответственно между судебными составами и судьями. Распределение производится с учетом специализации и нагрузки судебных составов, судей и должно обеспечивать объективное и беспристрастное рассмотрение каждого дела. Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом судей, председательствующий и персональный состав суда назначаются председателем судебного состава. Председатель арбитражного суда с учетом нагрузки и специализации судебных составов и судей вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, если отсутствует возможность сформировать коллегиальный состав судей для рассмотрения конкретного спора или нагрузка судей судебной коллегии не позволяет рассмотреть дело в установленные сроки, а также в других случаях, предусмотренных АПК РФ. Во многих судах распределение дел производится в автоматизированном режиме. Электронное распределение дел позволяет устранить влияние субъективного фактора, равномерно распределить дела между судьями. Специализация в арбитражном суде определяется приказом председателя суда. Введение специализации предопределено разнообразием дел, подведомственных арбитражному суду, их сложностью и стабильно высокой нагрузкой судей. Наиболее крупная специализация проявляется в выделении в структуре арбитражного суда двух коллегий по рассмотрению гражданско-правовых споров и административных дел. В крупных судах коллегии подразделяются на судебные составы. В большинстве судов судебные составы специализируются на рассмотрении отдельных категорий дел. Каждый арбитражный суд выбирает свой подход к системе специализации. Например, в Арбитражном суде Свердловской области действует приказ, по которому сформулированы принципы распределения дел в соответствии со специализацией судебных составов и с учетом необходимости выравнивания нагрузки. Судьи первого состава рассматривают дела о недвижимом имуществе (кроме споров о земле), связанные с приватизацией, по спорам из договоров строительного подряда. Судьи второго судебного состава рассматривают гражданско-правовые споры, связанные с ценными бумагами, с применением законодательства о земле, споры из договоров займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, финансирования под уступку денежного требования (факторинг), финансовой аренды (лизинг), доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, залога, в том числе недвижимого имущества, банковской гарантией. Судьи третьего судебного состава рассматривают дела о недвижимом имуществе (кроме споров о земле), по спорам из договоров перевозки, транспортной экспедиции, аренды транспортных средств и т.д. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона об арбитражных заседателях состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Основаниями независимости арбитражного заседателя являются возможность его отвода и обязанность судьи проверить, нет ли обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 21 АПК РФ, в силу которых арбитражный заседатель не может участвовать в рассмотрении дела. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона об арбитражных заседателях арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда. Данная норма - проявление принципа неизменности судебного состава. Суд, рассматривая дело, непосредственно исследует доказательства, формирует свое внутреннее убеждение как основу оценки доказательств по делу. В связи с этим изменение судебного состава в период рассмотрения дела не только нежелательно, но и невозможно без рассмотрения дела сначала. Возникает вопрос: с какого момента действует ч. 2 комментируемой статьи? По этому поводу было много споров, но сегодня под рассмотрением дела понимается весь процесс с момента принятия заявления к производству. Однако возможно принятие заявление другим судьей при указании в определении на то, что дело принято к производству другого судьи. 3. Замена судьи или одного из судей возможна в исключительных случаях, предусмотренных в законе: 1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном АПК РФ, самоотвода или отвода судьи, арбитражного заседателя; 2) длительного отсутствия судьи, арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в командировке. Закон не определяет понятия длительности отсутствия судьи. Как показывает судебно-арбитражная практика, нахождение судьи в основном отпуске (30 дней) не приводит к его замене. 4. Замена судьи, арбитражного заседателя также производится при прекращении или приостановлении их полномочий по основаниям, указанным в федеральном законе (ч. 4 комментируемой статьи). Это новое положение, отраженное в комментируемой статье, хотя и ранее в силу прекращения или приостановления полномочий судьи, арбитражного заседателя проводилась замена судьи. Замена судьи или одного из судей в случаях, предусмотренных ч. ч. 3, 4 комментируемой статьи, производится с соблюдением требований данной статьи и установленного в суде порядка распределения дел (п. 37 Регламента арбитражных судов РФ). О замене судьи председатель судебного состава (председатель судебной коллегии, председатель арбитражного суда) издает распоряжение или выносит определение, которое приобщается к материалам дела. Не исключается и возможность наложения председателем судебного состава (председателем судебной коллегии, председателем арбитражного суда) соответствующей резолюции на докладной записке должностного лица арбитражного суда, в которой изложены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости замены судьи. Такая докладная записка также приобщается к материалам дела. Однако правильнее исходить из положения закона о том, что судебные акты в арбитражном процессе выносятся в форме решения, постановления или определения, последними фиксируются процессуальные действия. Соответственно, и замену судьи правильнее оформлять определением. 4. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала. В судебной практике не всегда однозначно толкуется положение закона о рассмотрении дела сначала. Закон имеет в виду начало судебного разбирательства. Этот вывод следует из грамматического толкования рассматриваемого положения закона, а также из того, что само положение о неизменности судебного состава относится лишь к рассмотрению дела. 5. Существенной новацией в порядке формирования состава суда стало введение правила о возможности совершения отдельных процессуальных действий без замены судьи. Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе принятие искового заявления или заявления и возбуждение производства по делу, рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи. Перечень процессуальных действий, перечисленных в ч. 5 комментируемой статьи, нельзя признать исчерпывающим, так как может возникнуть необходимость совершения и других процессуальных действий, не терпящих отлагательства. При определении в иных случаях возможности совершения процессуального действия другим судьей без замены уже назначенного судьи следует исходить из их природы. Это не должно привести к разрешению дела и должно носить характер действий, которые не могут быть отложены. Наиболее характерным является обеспечение иска - срочное процессуальное действие, которое должно быть совершено в течение суток. В частности, на заседании Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 10 ноября 2011 г. обсуждался вопрос: возможно ли совершение в порядке взаимозаменяемости таких процессуальных действий, как вынесение дополнительного решения, разъяснение решения, исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в нем (ч. 5 комментируемой статьи), или в данном случае требуется замена судьи? Исходя из принципа неизменности состава суда, рассматривающего дело, закрепленного в ч. 2 комментируемой статьи, и учитывая, что вынесение дополнительного решения напрямую связано с разрешением спора по существу, такое процессуальное действие не включают в число действий, которые могут быть совершены одним судьей вместо другого в порядке взаимозаменяемости. Для принятия дополнительного решения другим судьей (составом суда), нежели тот, что принял решение, требуется замена судьи, которая оформляется с учетом разъяснений, содержащихся в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Замена судьи, осуществленная в целях вынесения дополнительного решения, не означает, что судебное разбирательство по делу должно быть произведено с самого начала. По смыслу ч. 5 комментируемой статьи в случаях, не терпящих отлагательства, такие процессуальные действия, как разъяснение решения, исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в нем, могут быть совершены одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости. 6. Рассмотрение дела "незаконным" составом судей является безусловным основанием для отмены судебного решения в апелляционном и кассационном порядках (п. 1 ч. 4 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).
Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей
Комментарий к статье 19
1. Привлечение арбитражных заседателей к участию в процессе рассмотрения дел регулируется комментируемой статьей и Законом об арбитражных заседателях (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ, от 29 июня 2009 г. N 136-ФЗ). Принятию названного Закона предшествовало проведение правового эксперимента по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению дел в арбитражных судах. Институт арбитражных заседателей отличается от существовавшего ранее института народных заседателей в судах общей юрисдикции. Институт народных заседателей в судопроизводстве отражал участие граждан в отправлении правосудия. Арбитражные заседатели призваны оказывать профессиональную помощь в силу имеющегося у них опыта хозяйственной, экономической деятельности. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ при утверждении в 1996 г. Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей указал, что эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 2. Арбитражные заседатели привлекаются для рассмотрения дел только в судах первой инстанции. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. В силу действующего законодательства арбитражными заседателями не могут быть: 1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; 2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; 3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; 4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы; 5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); 6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу, текст которой установлен Законом. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 Закона об арбитражных заседателях. Если срок полномочий арбитражного заседателя истекает в процессе рассмотрения дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу. 3. Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только при наличии определенных условий: - ходатайство стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления; - ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной; - дело должно отличаться особой сложностью. Закон не дает определения сложности дела, в любом случае это оценочная категория, к которой можно отнести дела, по которым еще не сложилась судебная практика, трудоемкие дела с большим количеством лиц, участвующих в деле, многоэпизодные дела и пр.; - необходимы специальные познания в области экономики, финансов, управления. Это очень верный подход законодателя, демонстрирующий отличие арбитражных заседателей от действовавших ранее народных заседателей - наличие специализации и опыта в области экономики, финансов и управления; - ходатайство должно быть заявлено не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. На стадии подготовки дела суд обязан разъяснить сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей. Наиболее правильным представляется указание на такое право в определении о подготовке дела. Поскольку в арбитражном процессе судьи часто выносят одно определение о принятии дела к производству и его подготовке, в котором указывают и время проведения предварительного судебного заседания, то упоминание в этом определении о праве сторон на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей не только желательно, но и необходимо, так как первая встреча судьи со сторонами может произойти в срок менее чем за месяц до судебного разбирательства. Закон не оговаривает форму заявления ходатайства: волеизъявление может быть выражено в письменной форме в виде отдельного документа, быть включено в исковое заявление, отзыв на иск, встречное исковое заявление. Но в ходатайстве должно быть обоснование сложности дела и необходимости специальных познаний в области экономики, финансов, управления. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается в порядке, определенном ст. 159 АПК РФ (ч. 3 ст. 19). По результатам рассмотрения выносится определение. Для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей необходимо наличие всех указанных выше требований, для отказа в удовлетворении ходатайства достаточно отсутствия любого из перечисленных положений. Но других оснований для отказа в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей закон не называет. В случае если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей выбираются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации и путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда. В судах существуют разные системы выбора арбитражных заседателей. Там, где используется электронное распределение дел, аналогичный механизм применяется и для объективного выбора арбитражных заседателей. Списки арбитражных заседателей формируются и утверждаются в порядке, установленном федеральным законодательством. Арбитражные суды субъектов РФ формируют списки арбитражных заседателей на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Списки арбитражных заседателей представляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются пленумом названного суда. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Для удобства выбора сторонами кандидатур арбитражных заседателей их списки размещаются на сайтах судов в Интернете, в информационных киосках, иных средствах, доступных для сторон. Каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя из списка арбитражных заседателей и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее чем за 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру. Процессуальное право стороны на выбор кандидатуры арбитражного заседателя реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ч. 2 ст. 137 АПК РФ). При участии в деле нескольких истцов или ответчиков (ст. 46 АПК РФ) суд предлагает соучастникам выбрать общую кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела. В случае отсутствия между соучастниками согласия по поводу общей кандидатуры арбитражного заседателя председательствующий в заседании самостоятельно выбирает такую кандидатуру из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, путем случайной выборки с использованием автоматизированной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда (Постановление Пленума ВАС РФ от 1 июля 2010 г. N 38 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия"). 4. В отношении арбитражных заседателей может быть заявлен отвод или они сами могут заявить самоотвод (см. комментарии к гл. 3 АПК РФ). Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично. Если замена арбитражного заседателя возможна, то она осуществляется по правилам ч. ч. 2, 3 ст. 18 АПК РФ. В случае замены выбывшего арбитражного заседателя рассмотрение дела начинается сначала. В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично. Отсутствие возражения сторон против единоличного рассмотрения дела должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания. Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции. 5. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Но арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.
Статья 20. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе. Особое мнение судьи
Комментарий к статье 20
1. Комментируемая статья относится в равной степени к рассмотрению дела коллегиальным составом профессиональных судей и судьей с двумя арбитражными заседателями. В любой инстанции все судьи, рассматривающие и разрешающие дела, обладают равными правами, несут равные обязанности - это проявление одного из основополагающих принципов правосудия - независимости судей. При рассмотрении дела могут быть заявлены ходатайства, отводы, может возникнуть необходимость совершения определенных процессуальных действий (объявление перерыва, отложение судебного заседания, приостановление производства по делу и пр.); все вопросы, возникшие во время рассмотрения дела, суд, рассматривающий дело коллегиально, решает с равным участием всех судей. Каждый судья обладает одним голосом и не вправе уклониться от голосования. Вопросы могут решаться после совещания судей на месте или с удалением в совещательную комнату (вынесение решения по делу). Председательствующий в судебно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.018 с.) |