Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивные совокупности знаний и представлений

Поиск

В предыдущих лекциях мы с Вами договорились, что каждый человек говорящий обладает некоторым набором знаний и представлений, которые могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Приведем еще один пример. В русском фольклоре есть небезызвестный персонаж — Баба-Яга (вспомним, кстати, произведение Леонида Филатова «Про Федота стрельца, удалого молодца (сказка для театра по мотивам русского фольклора)»: «Ну, случайно, ну, шутя, Сбилась с верного путя! Дак ведь я — дитя природы, Пусть дурное, но — дитя!» или: «Я — фольклорный элемент, У меня есть документ, Я вообче могу отседа Улететь в один момент!»). Предположим, что я глубоко симпатизирую этой «старушке», она кажется мне вовсе не злобной, не отвратительной, а вполне добродушной, в чем-то даже интеллигентной, славной пожилой дамой, которую вечно обманывают разные Иваны — либо царевичи, либо дураки (часто, впрочем, в одном лице). Но, будучи воспитанной в русском на-ционально-лингво-культурном сообществе, я прекрасно понимаю, что для большинства русских Баба-Яга — ведьма в ступе или на помеле, только и знающая, что делать всякие гадости «добрым молодцам». Более того, если меня кто-либо назовет Бабой-Ягой, то я пойму это как откровенно грубое высказывание по поводу моей внешности (вспомним, что «классическая» Баба-Яга — старое, урод-


ливое существо, с крючковатым носом, да еще к тому же с «костяной ногой», что следует из текстов сказок) и, возможно, моего характера (вспомним, например, эпизод из фильма «Дорогой мой человек»: маленькая девочка с удивлением спрашивает своего отца: «А разве д о бр ы е Бабки-Ежки бывают!», что предполагает существование только злых «Бабок-Ежек»). Таким образом, имеются как бы два разных «образа» одного и того же предмета: индивидуальное представление и коллективное, — которые базируются на знании текстов русских сказок и инвариантах восприятия самого персонажа. Однако если я специалист по фольклору, занимаюсь русским народным творчеством, то я, как профессионал в этой области, не могу не владеть дополнительной, специальной информацией о данном персонаже как таковом и о его месте в системе других образов русского фольклора. Иначе говоря, у меня будет еще и «третье» представление о Бабе-Яге — представление, присущее специалисту, сформированное на основе знаний, обязательных для члена профессиональной группы, профессионального социума. Вспомним, кстати, что помимо индивидуального опыта и конкретной ситуации, смысл в значительной мере связан с профессиональной, социальной и вообще групповой принадлежностью данного человека (А. А. Леонтьев) и что личность «входит» в общество через социальные группы (Е. Ф. Тарасов). Следовательно, мы имеем дело не с двумя, но с тремя «наборами» знаний и представлений: (1) индивидуальным и двумя коллективными: (2) социум-ным и (3) национальным. Как пишет О. Розеншток-Хюс-си, «посредством говорения (и вот это уже к растениям и животным не относится) человек может в каждый данный момент радвигать границы внутреннего пространства, делая его все более и более емким. Роза всегда остается розой. Человек же принадлежит к ряду сообществ различной численности и предназначения — семье, городу, расе, цивилизации, церкви, роду человеческому — в той мере, в


какой он творчески относится к языку этих сообществ» Соответственно, выделяются'

* индивидуальное когнитивное пространство (ИКП)

определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность, каждый человек говорящий,

* коллективное когнитивное пространство (ККП)определенный образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми необходимо обладают все личности входящие в тот или иной социум,

* когнитивная база (КБ)определенным образом структурированная coeoкупнocmь необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного националъно-лингво-культурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета 2

Сразу в двух словах определим разницу между нацио-нально-лингво-культурным сообществом и социумом социум объединяется по одному какому-либо признаку (профессия, конфессия, возраст, образование, хобби и т д), национально-лингво-культурное сообщество объединено комплексом признаков (язык, история, культура, религия и т д, в каждом конкретном случае набор данных при-

' Концепция была разработана в рамках деятельности научного семинара «Текст и коммуникация» (Д В Багаева Д Б Гудков И В Захаренко и В В Красных)

1 Ср «Можно сделать вывод, что принадлежность к определенной культуре определяется именно наличием базового стереотипного ядра знании, повторяющегося в процессе социализации индивидуума в данном обществе, и достаточно стереотипного (на уровне этниче ской культуры, а не личности) выбора элементов периферии» (Ю Е Прохоров) (выделено мною — В К) Термин «национатьно детерминированное минимизированное представление» принадлежит Д Б Гудкову


знаков индивидуален) Более подробно мы будем рассматривать данный вопрос в рамках курса этнопсихолинг-вистики

Форма хранения информации, способ оперирования ею — это то, что «объединяет» ИКП и ККП, с одной стороны, и КБ — с другой Действительно, и ИКП, и ККП, и КБ формируются когнитивными структурами и представляют собой совокупности знаний и представлений, т е содержат феномены одной природы Но на этом сходство заканчивается Различия же касаются в первую очередь «единиц хранения» Их конкретный «набор» в когнитивных пространствах и в КБ будет отличаться не только по содержанию и по степени известности другим (языковым) личностям, но и по степени «обработанности»

В силу объективной минимизации хранящих феноменов сама КБ будет являть собой также «минимизированную», достаточно, но не жестко ограниченную совокупность фе-номенов-«культурных предметов», представляющую собой «открытое» множество «Открытое» не в смысле «бесконечное», но лишь как способное к изменениям, когда какой-либо элемент заменяется другим, аналогичным по природе и функциям Как проходит процесс минимизации9 Иными словами, каков путь приобретения тем или иным феноменом статуса элемента (единицы) когнитивной базы9 Думается, что этот процесс имеет двунаправленный характер подвергаясь определенной (заданной когнитивной базой) обработке, феномен входит в КБ, и становясь элементом КБ (вернее — став таковым), он задает «правила» обработки аналогичных феноменов при их восприятии, т е выступает как некий эталон

Данный алгоритм в некоторой степени аналогичен процессам анкоринга и объективизации (по С Московичи) Суть процесса анкоринга заключается в интегрировании новых феноменов впечатлений, отношений, объектов, действий — в рамки уже существующего мировоззрения и уже


известных категорий; это позволяет сократить до минимума «пугающее воздействие» всего нового, неизвестного. (М. Л. Макаров). Анкоринг не является «чисто» когнитивным процессом, поскольку в нем (в процессе анкоринга), по мысли Д. Жоделе (D. Jodelet), значения и смыслы ин-терпретативно приписываются, предицируются феноменам. Обработка, которой подвергаются новые феномены, ведет к изменениям последних и имеет социальную природу (U. Flick). Объективизация (по S. Moscovici) — это второй механизм превращения незнакомого знания в «знакомое», он сводится к преобразованию абстрактных концептов в «нечто почти конкретное». Процесс объективизации осуществляется в следующем порядке: сначала «извне» поступает иконическая сущность неясной идеи или предмета, и концепт переходит в образ; затем они соотносятся со структурой «фигуративного ядра» — комплексом образов, символизирующим комплекс идей, или прототипом (более подробно об этих процессах см., например, книгу М. Л. Макарова). Чтобы более четко представить себе, что это за процессы (анкоринг и объективизация), вспомните свои ощущения, когда Вы в первый раз читали научно-фантастическое произведение (в каждом из них немало новых для неискушенного человека феноменов). Или перечитайте роман Т. Толстой «Кысь»: вот уж где россыпь новых и квазиновых феноменов, которые необходимо вписывать в уже существующую систему категорий и соотносить это «новое» с уже существующим комплексом образов.

В связи с указанными совокупностями знаний и представлений возникает целый ряд вопросов. Во-первых, это вопросы, требующие подхода с точки зрения синхронии. Например, где проходит граница между разными трансформациями одной КБ, с одной стороны, и разными КБ — с другой (например, русской и украинской, русской и белорусской, белорусской и литовской); т. е., так сказать, го-


ризонтальный срез. Очевидно, имеет место некий континуум, в котором нет резких границ между разными когнитивными базами. Помимо этого, говоря о синхронии, мы должны также иметь в виду и, так сказать, вертикальный срез, который также ставит целый ряд вопросов, связанных с границами когнитивной базы и коллективных когнитивных пространств.

Во-вторых, вопросы, требующие подхода с точки зрения диахронии, «истории». Например, как следует рассматривать русскую КБ, современную и XIX века: как единую или как разные?

Следует отметить, что не только КБ, но и КП-ва являются национально-детерминированными и национально-маркированными. И в этом принципиальное отличие предлагаемой концепции от гномического (культурного) кода Р. Барта, ибо (энциклопедические) знания могут «объединять», но представления, за этими знаниями стоящие, могут значительно разниться и провоцировать конфликты (например, Суворов для русских и поляков, Бородино для русских и французов, Чингисхан для русских и монголов, Хиросима или Том Сойер для русских и американцев и т. д.). Национальная маркированность и детерминированность КП-в вполне объяснимы, так как их «ядром» (и ИКП, и ККП монокультурного социума) служит КБ того нацио-нально-лингво-культурного сообщества, которое является родным для носителя/носителей данного когнитивного пространства.

Таким образом, каждый человек обладает своим ИКП, набором ККП (семейное, профессиональное, конфессиональное ККП и т. д.) и КБ того национально-лингво-куль-турного сообщества, членом которого он является. ИКП человека включает в себя и КБ и ККП всех социумов, в которые он входит. Схематично это может быть изображено следующим образом (см. сх. 7).


Схема 7. Строение совокупности знаний и представлений личности



 

ИКП содержит как личный опыт, так и «социальные» знания и коллективные представления, которые человек приобретает в процессе социализации, ибо «психика человека формируется как своего рода единство физиологических предпосылок и социальных средств. Лишь усваивая эти средства, присваивая их, делая их частью своей личности и своей деятельности, человек становится самим собой» (Л. -С. Выготский). Основной канал «присвоения» «социальных средств», «достижений развития предшествующих поколений», «культурной информации», т. е. основной канал социализации — это общение, в которое оказывается включен ребенок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.21 (0.009 с.)