Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невербальные компоненты коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ни у кого не вызывает, очевидно, сомнений сама возможность читать эмоции у людей и у животных (ужас на лице человека и на мордочке кошки, одинаково понятный наблюдателю). В. Г. Колшанский, написавший книгу «Паралингвистика», доказал и проиллюстрировал тезис о том, что невербальные компоненты коммуникации (мимика, жесты, фонация междометий) играют огромную роль в процессе общения. Они помогают установить место свое и собеседника на шкале «свой — чужой» (как это работает на национальном уровне, мы рассмотрим в курсе этнопсихолингвистики). Но они помогают и установить первичный контакт. Например, как Вы думаете, как общался с папуасами Н. Н. Миклухо-Маклай до того, как выучил их язык? Сам ученый описал это в своей книге. Если коротко, то это происходило так: Туй (молодой папуас) встревоженно быстро говорил что-то, Миклухо-Маклай его, конечно, не понимал. Тогда Туй изобразил с помощью пантомимы, что, как только корабль, на котором прибыл ученый, скроется из виду, люди из соседней деревни придут и убьют Миклухо-Маклая. Значит, ученому нужно спрятаться, и Туй ему в этом поможет. В наши дни есть один западный исследователь, который принципиально не учит иностранных языков, но по- стоянно путешествует по разным странам. Причем не по туристическим местам, а по самым что ни на есть глубинкам, где и иностранцев-то никогда не видели. Цель его вояжей — выяснить, могут ли люди общаться, не имея общего языка, и насколько радикально различаются выражения чувств у представителей разных культур. Слава Богу, пока с этим отчаянным человеком все в порядке. Более того, он написал интереснейшую работу по Китаю. К. Ф. Седов и Н. И. Горелов приводят пример из «Героя нашего времени». Помните встречу Печорина и Максима Максимовича? Перечитайте это место, проанализируйте текст романа. Что Вы обнаружите? (Речь Печорина сдержанна, но вежлива. Так на что же обиделся Максим Максимович?) Или вспомните сцену встречи герцогини Марльборо (А. Демидова) и лорда Болленброка (К. Лавров) из последнего фильма «Стакан воды» (взгляд герцогини говорит значительно больше, чем улыбка и слова, предписанные протоколом) I Невербальные компоненты коммуникации в конце концов могут переходить (через крайнюю стереотипизацию поведения) в ритуал, нарушение которого может вызвать у собеседника явное недоумение или шок. В качестве примера приведу небольшой фрагмент из «Сказки о тройке» Стругацких: Мы встали и поклонились. Комендант, не спуская с пас напряженного взора, вылез из-за своего столика, сделал несколько крадущихся шагов и, остановившись перед Эдикол1, протянул руку. Вежливый Эдик, слабо улыбнувшись, пожал эту руку и представился, после чего отступил на шаг и поклонился снова. Комендант, казалось, был потрясен. Несколько мгновений он стоял в прежней позе, а затем поднес свою 3 Постарайтесь привести свои аналогичные примеры из литературы, кинематографа. ладонь к лицу и недоверчиво осмотрел ее Что-то было не так Комендант быстро замигал а потом с огромным беспокойством, как бы ища оброненное принялся оглядывать пол под ногами Тут до меня дошло — Документы' — прошипел я — Документы ему дай1 Комендант, бочезненноулыбаясь, продолжал озираться Эдик торопливо сунул ему свое удостоверение и заявку Комендант ожил Действия его вновь стали осмысленными Карл Леонхард написал монографию «Мимические, жестовые и фонические средства эмоционально-коммуникативной выразительности», в которой он проанализировал и классифицировал невербальные компоненты коммуникации Важнейшие выводы они обязательны при общении, в большинстве случаев не осознаются говорящим, но всегда учитываются слушающим, они в основном носят универсальный характер, не зависят от пола, возраста, национальности и культуры Более того, есть компоненты, общие для человека и животного Однако тезис об универсальности невербальных компонентов коммуникации требует очень серьезного уточнения, что мы и сделаем в курсе этнопсихолингвистики, когда рассмотрим случаи коммуникативных неудач, обусловленных именно невербальными компонентами коммуникации А пока скажем лишь следующее если мы проанализируем книгу «Язык жестов» Алана Пиза, то увидим, что целый ряд жестов, элементов мимики лица и прочих невербальных компонентов, которые описывает указанный автор, отличается от тех, к которым привыкли мы 4 4 Вспомните случаи Вашего общения с иностранцами или с людь ми, приехавшими из далеких краев не возникало проблем'' (Личная зона, положение и движения рук контакт глаз громкость тактичь ные контакты и др Помните уМ Задорнова «итальянцы вообще раз говаривают руками») Функции невербальных компонентов коммуникации (найдите примеры) * контактоустанавливающая (социативная), * волеизъявление (волюнтативная), * апеллятивная (обращение или призыв), * репрезентативная (выражение отношения к предмету) Невербальные компоненты коммуникации могут выполнять функции синтаксических составляющих (постарайтесь найти свои примеры) х субъекта, * предиката, * объекта (прямого и косвенного), * обстоятельства места, * меры, степени, образа действия В связи с этим стоит вкратце остановиться на языке глухих В языке жестов используются два типа знаков, две системы жестовая речь и «пальцевая» речь (дактилология, на буквенной основе) Как выясняется, жестом можно обозначить не только какой-либо предмет (человек, дерево, дождь), но и понятия достаточно абстрактные, соотносимые, например, с грамматической категорией времени (сегодня сейчас — один жест, вчера — другой жест, есть жест для обозначения раньше назад, как «час назад») Кстати, мы часто используем жесты, обозначающие время (прошедшее — показываем себе за спину и будущее — показываем вперед), в нашей повседневной речи и со слышащими людьми Часто эти жесты используют преподаватели иностранных языков Но здесь кроется и опасность, так как не для всех культур прошлое находится за спиной (но об этом в курсе этнопсихолингвистики) Дактилология в первую очередь используется для передачи имен собственных и абстрактных понятий В общении с глухими, слепыми и слепоглухими может использоваться также дактилография («написание» буквы, например, на руке реципиента) Широко используется людьми, лишенными зрения, также и система Брайля (на некоторых бутылках Вы, наверняка, видели у донышка ряд загадочных выпирающих точек — это и есть надпись на системе Брайля — для того, чтобы слепой человек мог прочитать, что он покупает). На эту систему «переведены» многие книги, журналы и другие издания СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная Горелов И Н Седов К Ф Основы психолингвистики М, 1997 Залевская А А Введение в психолингвистику М, 1999 Дополнительная Белянин В П Введение в психиатрическое литературоведение Мюнхен, 1996 Жирмунский В М Теория стиха Л, 1975 Журавлев А П Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие М,1972 Журавлев А П Фонетическое значение Л, 1974 Леонтьев А А Основы психолингвистики М, 1999 Любимова Н А, Пинежанинова Н П, Сомова Е Г Звуковая метафора в поэтическом тексте СПб, 1996 Теория метафоры М, 1990 Шабес В Я Событие и текст М, 1989 Шабес В Я Речь и знание СПб, 1990 Rosch Е On the Internal Structure of Perceptual and Semantic Categories// Cognitive Development and the Acquisition of Language / Moore Т Е (Ed) NY, London, 1973 P 111—114 Rosch E Principles of Categorization // Cognition and Categorization / Rosch E & В В Lloyd (Eds) Hillsdale, 1978 P 27—48 ЛЕКЦИЯ 3 Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект Что и как «хранится» в голове человека1? Как функционируют эти «единицы хранения» (концепты, образы и представления)9 Остановимся на взглядах на природу человека и человеческого сознания, изложенных в трудах Л С Выготского, А Н Леонтьева, А Р Лурии, Н И Жинкина, а также их последователей Тем более, что именно этим взглядам мы будем следовать в наших рассуждениях
ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ? Начнем с самого начала, с определения психики как таковой. «Психика, — пишет А Н Леонтьев, — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность Психические явления — ощущения, представления, понятия — суть более или менее точные и глубокие отражения, образы, снимки действительности» Следовательно, психические явления вторичны, а действительность есть первичное, определяющее При этом специфика психики заключается в том, что «ощущение предметно, отражает свойства предметов действительности» Но что есть отражение действительности9 (В скобках заметим, что этот вопрос является краеугольным камнем не только в психологии, но и в философии) Для психоло- гических исследований важнейшим является постулат о том, что отражение у живых организмов — всегда актив ный процесс, при этом сама организация и деятельность живого организма является отражением объективных свойств окружающей среды. Более того, всякое психическое отражение есть результат реальной связи, реального взаимодействия живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности. Наличие психики, т. е. способности активного отражения окружающей действительности, отличает живой субъект от неживого. Однако в самой этой способности заложено и разграничение внутри класса «живых высокоорганизованных материальных тел» — отличие человека от животных, ибо психическое отражение, характерное для животных, оказывается противопоставленным сознательному отражению, специфически присущему человеку. Сознательное отражение есть отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта. Это такое отражение, которое выделяет объективные устойчивые свойства окружающего предметного мира '. Так мы подходим к понятию сознания, которое есть специфически человеческая форма отражения действительности и высший тип психики (А. Н. Леонтьев). Последнее утверждение, с которым мы не можем не согласиться, безусловно, требует определенных уточнений. 1 Ср.: «Когниция [как «познание, познавание» и «мышление, размышление»] ярко отражает сущность homo sapiens'a и его интеракцию, взаимодействие со средой, направленные на выживание человека, совершенствование его приспособления к природе, познание мира и т. п. Когниция есть проявление умственных, интеллектуальных способностей человека и включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира — всего того, что составляет основу для рационального и осмысленного поведения человека» (Краткий словарь когнитивных терминов). Во-первых, что есть действительность, и, во-вторых, как понимается отражение. Разбирая концепцию О. Розеншто-ка-Хюсси, К. Гарднер пишет, что, по мнению философа, человечество было сформировано четырьмя типами речи: 1) племенная речь отсылала человека к прошлому, 2) храмовая речь, наподобие той, что родилась в Древнем Египте, направляла человека к звездам, 3) речь Древней Греции посредством поэзии и философии сосредоточивала человека на его внутреннем «я», 4) речь народа Израиля посредством пророчеств обращала человека к его будущему. Христианство сплавило эти четыре модуса речи в единое целое. Такое понимание позволило О. Розенштоку-Хюсси на основе четырех ориентации в действительности сделать вывод о наличии «креста реальности». Четыре ориентации, четыре «фронта жизни» (прошлое, будущее, внутреннее и внешнее) составляют «доступную нам действительность», которая предстает не как круг, а как крест. Это положение принципиально важно, так как, в соответствии с таким пониманием, действительность оказывается намного шире материального мира, непосредственно окружающего человека. ЧТО ЕСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ? Действительность — это все сущее, материальное и идеальное, реально существующее и воображаемое (в виде, например, воспоминаний о прошлом, мечтаний о будущем, плодов воображения и фантазий), принадлежащее сознанию и лежащее вне его (не за границами сознания, а именно вне его, т. е. материальный мир, который может восприниматься по пяти чувственным каналам). И если космос (вселенная, универсум), понимаемый как все познанное и непознанное, все познаваемое и непознаваемое, индифферентен к процессу познания, не связан с сознанием и, следовательно, может включать в себя нерасчлененное ничто, то действительность, связанная с процессом познания, с сознанием, содержит нечто и что-то, а лежащее за границами созна- ния ничто входит в действительность только через указанные категории (нечто и что-то2). Таким образом, элементами (фрагментами) действительности являются факты в самом широком смысле: от артефактов до ментефактов. Следовательно, в действительность оказываются включенными и «домоуправ» (работник ЖЭКа / ДЭЗа), и «домовой». Мир художественной литературы при этом представляет собой, так сказать, «вторичную действительность», «виртуальную реальность», которая тоже является частью действительности. Из этого следует, что персонажи художественных произведений, населяя данную «вторичную действительность», созданную автором, также входят и в действительность «первичную». Иначе говоря, конкретный «домоуправ», с которым можно поговорить по телефону, — «элемент» действительности (это, очевидно, ни у кого не вызывает возражений), но и домовой, которого можно никогда в жизни не увидеть (и более того — в существование которого можно и не верить), и Остап Бендер, вынужденный стать в конце своей «карьеры» домоуправом, суть такие же «элементы» действительности, как и реальный работник ДЭЗа, несмотря на абсолютно различную природу данных феноменов. ЧТО ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ? Следующий вопрос: как понимать отражение. Конечно же, речь в данном случае идет не об отражении, например, в зеркале и даже не об отпечатке ноги на мокрой глине (повторим, что в психологии отражение понимается как всегда активный процесс). В данном случае отражение пони-
: Ср.: «Действительность, лежащая вне сознания, становится реальностью сознания только через ее дискретизацию, универсальная форма которой — понятие, являющееся инструментом дискурсивного мышления»(Л. О. Чернейко). О разграничении понятий «действительность» vs «реальность», о вхождении в сознание нерасчленного ничто через стадии нечто и что-то — см. работы указ, автора. мается как процесс однозначно активный, как процесс восприятия информации при одновременной ее когнитивной обработке (хотя и не всегда осознаваемой на уровне рацио). Воспринимая информацию, например, о каком-либо предмете (в широком смысле), человек определяет его, некоторым образом классифицирует и «помещает» на определенное место в той картине мира, которая у него уже существует (конечно, это достаточно грубое представление процесса, который уже подробно описан в литературе). Иначе человек не мог бы ориентироваться в мире, представляя собой вечную tabula rasa. В данном вопросе, как Вы уже, очевидно, поняли, я стою на материалистической точке зрения, считая, что мир, окружающий конкретного человека, первичен, а сознание данного конкретного человека является отражением (не зеркальным — sic!, а в том понимании, как это было сказано ранее) действительности. Косвенным подтверждением этого служит, на мой взгляд, широко известный психологический эксперимент, когда человека просят нарисовать несуществующее животное. Как правило, фантастические создания являют собой контаминацию элементов уже известных данному конкретному человеку реально существующих животных. Безусловно, такие результаты не могут быть объяснены одной единственной причиной. Процессы, проходящие в «черном ящике» (в мозгу человека, в сознании человека), очень сложны, до конца не познаны и не поняты. Они являются предметом изучения психологов, нейрофизиологов и представителей других специальностей, не связанных напрямую с лингвистикой. Нас это интересует в значительно меньшей степени и никоим образом не является предметом нашего разговора. Все, что нам с Вами необходимо в данном случае, — это определить некоторые основные, принципиально важные для нас понятия. Это мы и попытались сделать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.220.29 (0.008 с.) |