Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем же занимается ПЛ. Какие проблемы призвана решить.

Поиск

Начнем опять же с диахронического представления объектов и предметов ПЛ. Упомянутая нами книга 1954 года содержала обсуждение следующих вопросов: «кодирование» и «декодирование» информации, «пропускная способность канала связи», «приложение мер энтропии» к исследованию того, как происходит «передача информации» с помощью речевого общения. Иначе говоря, в середине 50-х в центре внимания психолингвистов были идеи общей теории связи, которая трактовалась как одна из платформ для разработки ПЛ (А. А. Залевская).

Позднее исследователи начали предпринимать попытки понять коммуникацию и процессы, имеющие место при общении, через компьютерное моделирование интеллектуальных процессов, при помощи исследований искусственного интеллекта, когда проводилась аналогия между работой мозга (трактуемого как «процессор») и компьютером (напр., A. Garnham).

В 1990-е годы активизируется обращение к исследованиям в области нейрологии и к моделям когнитивных (по-


знавательных) процессов на основе аналогии с устройством и принципом работы мозга.

Для развития ПЛ, становления ее как самостоятельной научной дисциплины и динамики ее проблематики принципиальное значение имели «две когнитивные революции» (по Р. Харре).

1) Вспомним, что для бихевиоризма (ведущего направления первой половины XX в.) было свойственно изучение «объективного», т. е. наблюдаемого извне поведения (основной объект исследования — цепочка S —> R). Так вот, переход от изучения «объективного» поведения к изучению когнитивных феноменов, «субъективных» ментальных процессов — явился первой когнитивной революцией. Этот переход связан с именем Н. Хомского. (Кстати, вспомним, что в СССР всячески приветствовали прогрессивного американского ученого Наума Хомского — он был и остается ярым сторонником коммунистических идей, и в пух и прахгромили реакционного лингвиста Noam Chomsky — за сугубо идеалистические взгляды на язык.) Именно Хомский впервые выступил с серьезной и аргументированной критикой основных постулатов и принципов бихевиоризма и обосновал необходимость исследовать ментальное, а не поведенческое.

2) Для традиционной лингвистики был свойствен интерес к фонетической и грамматической системе, к слову, предложению. Однако в последней трети XX века происходит перенос внимания на текст и далеена дискурс (об определении этих понятий мы будем подробно говорить позднее; Харре, чьи идеи мы излагаем, под дискурсом понимает совместную речевую деятельность). Это и стало второй когнитивной революцией, в результате которой произошло оформление дискурсивной психологии (как отдельного направления в ПЛ) и дискурсивного подхода в исследованиях.


Какие вопросы решает ПЛ сегодня и какие проблемы представляются наиболее актуальными в наши дни? Предмет ПЛ чрезвычайно широк, в центре внимания ПЛ сегодня находится следующее:

* механизмы понимания, запоминания и продуцирования речи;

* процессы порождения и понимания речи;

* функционирование языка при порождении и восприятии речи;

* механизмы пользования языком;

* ментальный словарь;

* овладение языком:

 

— онтогенез детской речи, врожденные языковые механизмы, языковое окружение ребенка;

— изучение второго / иностранного языка;

 

* феномен билингвизма;

* речевой механизм человека и особенности его становления и функционирования;

* языковые / речевые нарушения;

* интеллектуальные процессы при коммуникации.

В зарубежной ПЛ к числу популярных в наши дни относятся следующие проблемы (это краткий перечень тем, рассматриваемых в коллективной монографии «Handbook of Psycholinguistics», M. A. Gernsbacher (Ed.); San Diego etc., 1994):

* широкий спектр вопросов, связанных с различиями в понимании речи со слуха и при чтении;

* роль контекста при переработке неоднозначных слов;

* понимание фигурального языка (метафор, идиом и т. д.);

* уровни репрезентации в памяти текстов и построение ментальных моделей содержания текста;

* особенности детской речи (овладение языком, понимание текста, овладение чтением и т. д.);

* мозговые механизмы и нейропсихологические проблемы языка.


Для российской ПЛ особый интерес сегодня представляет следующее:

* невербальные компоненты коммуникации;

* соотношение феноменов «язык — человек — общество»;

* феномен языковой личности;

* образ / картина мира;

* этнокультурная специфика коммуникации;

* межкультурное общение, аспекты взаимодействия языков и культур, языковых картин мира.

ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ПЛ

И теперь вернемся еще раз к основным постулатам психолингвистической теории и рассмотрим их более подробно:

1. единица психолингвистического анализа — элементарное речевое действие и речевая операция, а не коррелят некоторой языковой единицы в психике носителя языка;

2. единица психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, поскольку речевая деятельность рассматривается в рамках общепсихологической теории деятельности и несет на себе признаки деятельности как таковой (предметность, целенаправленность, мотивированность, иерархическая / вертикальная организация и фазная / горизонтальная организация);

3. эвристический принцип организации речевой деятельности; психолингвистическая теория должна быть не алгоритмической, но эвристичной, т. е. должна предусматривать звено, в котором осуществляется выбор стратегии речевого поведения, должна быть гибкой, должна допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения / восприятия речи, она не должна противоречить экспериментальным данным, получаемым в результате исследований на иных теоретических основах;

4. психолингвистическая теория должна являть синтез деятельностного (процессуального) подхода и подхода


в плане образа (отображения); восходит к концепции Рене Декарта через идеи Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, о. Павла Флоренского и А. Н. Леонтьева — противопоставление сознания и бытия, «внутричеловеческого» и «внечеловеческого» мира, образа и процесса;

5. в речевой деятельности особую роль играет вероятностное прогнозирование, моделирование будущего;

6. в основе восприятия речи лежат процессы, хотя бы частично воспроизводящие процессы порождения.

МЕСТО ПЛ В РЯДУ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН

ПЛ уже заняла свое определенное место в ряду других дисциплин. Об этом и поговорим. Развитие герменевтики, попытки толкования текстов, прояснения «потаенных» смыслов отражали интерес человека к Слову (к тому, что говорится, и что за словом стоит), и неистребимое желание человека Слово познать и понять. С другой стороны, человек пытался разобраться в себе, понять, что есть душа. Со временем, по мысли Е. С. Никитиной, в европейской философии осуществился переход от понятия души к понятию сознания. Дальнейшее развитие психологической науки привело к изучению человека как личности во всей совокупности ее проявлений, как носителя сознания, осуществляющего ряд деятельностей, в том числе — деятельность речевую. В середине XX века, как мы с Вами уже договорились, оформляется новая дисциплина — ПЛ, которая (повторим) обращает основное внимание, в частности, на процессы порождения и восприятия речи, на языковое сознание личности.

Во второй половине 60-х с работ У. Нейссера начинается новое направление в психологии — когнитивная психология, которая «изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение»


(Р. Л. Солсо). Применительно к ПЛ когнитивный подход, по мнению А. А. Леонтьева, предполагает изучение роли познавательных процессов в речевой деятельности.

Параллельно с этим зарождается и развивается другое направление — когнитивная лингвистика, ставящая целью понять, изучить и по возможности описать «концептосфе-ру» человека. Отталкиваясь от языковой картины мира, когнитивная лингвистика также подходит к изучению языкового сознания, образа мира, существующего в голове человека. Итак, «первый круг» познания Слова замкнулся: начавшись с попыток понять, вскрыть скрытые смыслы и объяснить их и пройдя «через тернии» различных научных дисциплин, он вернул нас к исходной проблеме — проблеме понимания, понимания себя и других. Будучи существом социальным, человек формируется как личность и проявляет себя в общении с другими, в совместной деятельности. Следовательно, проблема взаимопонимания относится к числу далеко не последних. ПЛ по определению не может не исследовать когнитивные аспекты овладевания и пользования языком (по мнению А. А. Залевской, она вообще становится когнитивной наукой4), и в силу этого она не может не быть связанной с «букетом» когнитивных дисциплин, и в первую очередь — с когнитивной лингвистикой.

Развитие цивилизации, появление новых технологий и новой техники привело к тому, что все более важное место в жизни человека занимают контакты с представителями других культур. И следовательно, все более активно развиваются исследования межэтнических, межкультурных контактов и, к сожалению, конфликтов. Все это привело в результате к формированию нового научного направления — этнопсихолингвистики. Помимо этого, в обществе имеют место и внутренние социальные расслоения, которые

4 Тезис не бесспорный, так как излишне категоричный, и требует целого ряда уточнений.


провоцируют (особенно в кризисные эпохи) обострение межсоциумных противоречий и конфликтов

ПЛ генетически связана с психологией При этом психология занимается межличностным общением, одним из основных средств которого является язык (А А Леонтьев)

ПЛ занимается широким спектром проблем, которые так или иначе связаны с языком — его освоением и использованием, следовательно, она и «по порождению», и по сути самым тесным образом связана с традиционной лингвистикой

ПЛ, изучая коммуникацию во всех аспектах и исповедуя принцип активности субъекта деятельности, не может не рассматривать субъекта коммуникации, и в этом смысле она смыкается с социолингвистикой

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Горелов И Н Седов К Ф Основы психолингвистики М 1997

Залевская А А Введение в психолингвистику М 1999

Леонтьев А А Основы психолингвистики М 1999

Дополнительная

Наумова ТН Психологически ориентированные синтаксические теории в русской и советской лингвистике Саратов 1990

Никитина Е С Проблема сознания в психологии (исторический аспект)//Язык и сознание парадоксальная рациональность М, 1993 С 35—50 С 35

Тарасов Е Ф Введение История психолингвистических школ Тео рия речевой деятельности // Текст лекций «Введение в психолига вис тику» (для студентов педагогических факультетов аспирантов и слу шателей ФПК) М 1991 Ч 1 С 3—54

Харре Р Вторая когнитивная революция // Психологический жур нал 1996 Т 17 №2 С 3—15

Blumenthal A L The Emergence of Psycholmguistics // Synthese 1987 Vol 72 P 313—323

Carroll D W Psychology of Language Pacific Grove CA Brooks / Cole 1994

Kess J F Psycholmguistics Psychology Linguistics and the Study of Natural Language Amsterdam/Philadelphia John Benjamins 1993


ЛЕКЦИЯ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.2.111 (0.01 с.)