Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сочинение – это явление культуры, А не просто форма экзамена. Открытое письмо в государственную думу рф // литературная Газета. – 2008. – № 5, 2 июняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наболело. Начиная со следующего учебного года итоговая аттестация школьников будет проводиться только в форме ЕГЭ. Эксперимент завершается. Успешно, как уверяют чиновники. Единственный предмет, который так и не удалось «втиснуть» в тесты, – литература. Казалось бы, и слава Богу. Однако интрига в том, что в этом случае литература может вообще выпасть из списка предметов, аттестация по которым обязательна. Понимая это, участники прошедшего в ноябре Форума словесников предложили довольно сложную схему, по которой выпускники всё же будут сдавать литературу. В формате ЕГЭ (то есть с независимой экспертной оценкой и засчитыванием результатов при поступлении в вуз), но без тестовых заданий, предполагающих однозначные ответы. Реакции из министерства пока не последовало, законодатели тоже молчат. На днях к школьным учителям присоединились преподаватели МГУ имени М. В. Ломоносова. В отличие от участников форума, старательно избегавших слова «сочинение», педагоги старейшего университета предложили вернуться именно к этому традиционному экзаменационному жанру. Сегодня мы публикуем письмо, направленное ими в Государственную Думу. Мы, профессора и преподаватели МГУ имени М. В. Ломоносова, весьма обеспокоены наметившимися в последнее время негативными тенденциями в сфере русского языка и литературы. Особенно остро встал вопрос о таком экзаменационном жанре, как сочинение. Сохранится ли оно как базовый экзамен для выпускников средней школы и как основное испытание при поступлении в ведущие вузы России? Выражаем твёрдое убеждение в том, что осуществляемая в последние годы поэтапная отмена сочинения как экзаменационного жанра по своим разрушительным последствиям сопоставима с геополитической катастрофой 1991 года. Всем известно, что существуют некоторые социокультурные реалии, объединяющие большинство жителей нашей страны и являющиеся краеугольным камнем российской государственности. Это общий исторический путь. Это русский язык, который представители многих народов называют вторым родным языком. Наконец, это русская классическая литература, вершинные произведения которой и духовные ценности, утверждаемые в них, признаются не только в нашей стране, но и во всём мире. Если мы откажемся от этого наследства – от собственной истории, языка, литературы, культуры, то Россия перестанет существовать как единое государство, а российская цивилизация исчезнет с лица Земли. Для сбережения национальных ценностных ориентиров очень важно сохранить и те формы экспертной оценки знаний выпускников школ, которые имеют общекультурное значение. И в первую очередь – сочинение на литературную тему. Письменный экзамен в форме сочинения не только проверяет знания учащихся в области отечественной классики и навыки практического владения русским языком, но и выявляет степень приобщения молодого гражданина к национальной культуре, к российской цивилизации. Совершенно очевидно, что выпускники наших школ и университетов, любящие родной язык, хорошо знающие историю своего народа, его литературу и культуру, будут трудиться в России, на благо родной страны, и, даже работая по необходимости за границей, они будут стремиться вернуться на родину, дать своим детям образование на русском языке, привить им любовь к родной земле. Если же мы будем обучать в наших университетах иванов, не помнящих своего родства, не знающих толком ни русского языка, ни русской литературы и культуры, то не получится ли, что на деньги российских налогоплательщиков мы станем готовить кадры преимущественно для зарубежных фирм и транснациональных корпораций, совершенно не заинтересованных в экономическом и духовном возрождении России? Теперь собственно о жанре сочинения, уникальном жанре, складывавшемся в педагогической практике нашей страны в течение столетий. Так, во-первых, сочинение даёт возможность оценить практическое, неформальное и, главное, творческое владение русским языком, умение строить самостоятельные суждения. Никакой формальный тест, предлагаемый в рамках ЕГЭ по русскому языку, и даже диктант или изложение, предполагающие воспроизведение чужого текста, чужих мыслей, этого проверить не могут. Во-вторых, сочинение позволяет выявить реальное знание выдающихся произведений русской классической литературы, формирующих национальное самосознание гражданина России, определяющих его принадлежность к российской цивилизации. Понятно, что никакое «эссе», написанное на основе отрывков из современных публицистических или художественных текстов (нередко сомнительного содержания, как это предлагалось на ЕГЭ по русскому языку в 2007 году), подобных задач выполнить не может. В этой связи особенно важным представляется сохранить сочинение именно как универсальное, всеобъемлющее испытание и по русскому языку, и по русской классической литературе, не подменяя его двумя изолированными экзаменами (ЕГЭ по русскому языку и ЕГЭ по литературе). Противники сочинения нередко утверждают, что при его написании имеют место нарушения порядка проведения экзамена и другие недостатки (например, использование шпаргалок, в том числе в электронной форме, субъективность оценок и т. д.). Да, к сожалению, подобные факты встречаются. Но, вероятно, всем нам нужно бороться именно с этими негативными явлениями, а не с сочинением как таковым. Сочинение-то здесь при чём? Думается, что сочинение на литературную тему, будучи уникальным явлением русской национальной культуры и ведущим экзаменационным жанром отечественной педагогики, должно сохранить своё достойное место в средней и в высшей школе России XXI века. С глубоким уважением, профессора и преподаватели МГУ имени М. В. Ломоносова: Б. Есин, ветеран Великой Отечественной войны, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики; А. Варламов, писатель, профессор филологического факультета; И. Волгин, писатель, литературный критик, профессор факультета журналистики; В. Воропаев, литературный критик, профессор филологического факультета; Д. Ивинский, профессор филологического факультета; А. Изотов, доктор филологических наук, доцент филологического факультета; В. Красовский, доктор филологических наук, доцент факультета журналистики; А. Леденев, доктор филологических наук, доцент филологического факультета; В. Линков, профессор факультета журналистики; В. Недзвецкий, профессор филологического факультета; А. Песков, профессор филологического факультета; А. Ранчин, профессор филологического факультета и др. (всего 30 подписей). Елена Маранцман, доктор педагогических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена, руководитель научного коллектива УМК «Академический школьный учебник». Кому он нужен, этот Пушкин? // Литература. – 2008. – № 9 Случилось то, чего с замиранием сердца и надеждой («не посмеют!») ожидало всё педагогическое сообщество России. Литературы как обязательного предмета, по которому все выпускники средней школы сдают экзамен, нет! Она низведена до уровня «элитного» предмета для тех, кто ещё умеет и хочет серьёзно читать, а следовательно, задумываться над сущностью бытия, и тех, про которых теперь пренебрежительно говорят: «Пипл хавает». Незаметно, под демократическим лозунгом: «Этого хочет простой народ – ученики/учителя и родители» – нынешние чиновники исправили ошибку большевиков, которые не убрали из программы воспитания строителей коммунизма классическую русскую литературу. Наоборот: до постперестроёчных времён, до посткоммунизма, торжествующего сегодня, литература была одним из основных предметов и по часам, отводящимся на её изучение, и – даже! – по характеру отчётности. В выпускном классе все ученики сдавали устный экзамен и писали сочинение. Тогда и аттестат назывался аттестатом зрелости. Зрелости, которая предполагает наличие не только знаний, но и собственного мнения по наиболее важным мировоззренческим вопросам. Классическая русская литература вся об этом, её не волнуют сиюминутности, она и подвигала учеников к размышлению над жизнью, к осознанию себя в мире. Разъяснением того, что литература – это наше всё, и занимались последние пять лет те, кто понимал опасность решения, ныне воплотившегося в директиву Минобрнауки. Не помогло. Не услышали. Да и было ли желание услышать?! Но до 2009 года ещё есть время, а министерство не Господь Бог. Обратимся к проблеме уже в ситуации крайней опасности, без иллюзий. Рассмотрим аргументы за то, чтобы не сдавать «литературу» в качестве обязательного предмета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.008 с.) |