Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елена герасимова. Егэ: борьба не закончена // независимая Газета. – 2007, 26 января

Поиск

Законопроект по единому государственному экзамену не вызвал единодушия в депутатской среде.

Ни одно мероприятие модернизации образования не вызывает столь ожесточенной дискуссии в обществе, как Единый государственный экзамен. Второе и третье чтение законопроекта по ЕГЭ разрешило ситуацию в пользу нововведения, но споры не утихают. Оппонентами ЕГЭ по-прежнему остаются ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, московская мэрия, ряд депутатов профильного комитета по образованию и Нижегородская область. Как заявил ректор Садовничий, МГУ войдет в список вузов, которым будет позволено проводить свои (дополнительные) вступительные испытания.

Как раз этот момент вызывает озабоченность у Общественной палаты. Ее председатель – ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов – считает, что критерии отбора таких вузов и перечень направлений подготовки, соотношение между результатами ЕГЭ и результатами дополнительных испытаний четко не установлены, а значит, вероятен риск, что вузы будут соревноваться за эти права «под ведомственными коврами».

Альтернативой ЕГЭ ректор Садовничий считает олимпиады. Сегодня МГУ проводит свои олимпиады, в том числе и такой широкомасштабный проект «Покори Воробьевы горы!». Но «горлышко» олимпиад даже при широком основании все равно узкое, уверен Ярослав Кузьминов. Комиссия Общественной палаты предлагает сделать федеральные олимпиады и конкурсы достаточно массовой формой поступления, с тем чтобы через них становились студентами не менее 20 – 30 тыс. человек в год (от 3 до 5% от общего приема). Для обеспечения объективности при проведении вузовских олимпиад Палата предлагает передать право на проведение их группам вузов, имеющих общие направления подготовки.

Протесты и предложения депутатов и директоров школ – противников ЕГЭ – более резки и радикальны. В данном случае оппозиция в лице Олега Смолина и его Общественного движения «Образование для всех» и председателя Советов директоров школ РФ Я. С. Турбовского предлагает и вовсе Совету Федерации РФ отклонить уже принятый законопроект без создания согласительной комиссии. А Министерству образования и науки РФ рекомендует «продолжить эксперимент по использованию технологий Единого государственного экзамена и организовать эксперименты по альтернативным технологиям оценки качества знаний и организации вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения».

Между тем Единый госэкзамен – дело решенное. К 2009 году он станет обязательным для всех. В текущем и следующем учебных годах география эксперимента будет расширяться. Единый госэкзамен-2007 охватит 13 общеобразовательных предметов: русский язык, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, литература, английский, немецкий и французский языки, информатика. Как передает слова министра пресс-служба Минобразнауки РФ, в контрольно-измерительных материалах текущего года уменьшится число заданий на выявление фактологических знаний выпускников и увеличится число заданий, ориентированных на оценку уровня творческого мышления.

С учетом результатов ЕГЭ в 2006 году было зачислено около 500 тыс. абитуриентов в 1650 вузах и филиалах; из них – 35% иногородних и 25,5% – из сельской местности.

Как заявляет Минобразнауки РФ, выборочные инспекционные проверки, проведенные сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и представителями государственных экзаменационных комиссий субъектов РФ, выявили в 6 регионах отдельные факты нарушений. Основные нарушения в субъектах РФ были связаны с неудовлетворительной подготовкой распорядительных и нормативных документов, подготовкой специалистов, привлекаемых к проведению ЕГЭ, несоблюдением информационной безопасности и порядка проведения ЕГЭ участниками и организаторами в пунктах проведения экзамена.

Игорь Семенихин. Единый госэкзамен – шаг вперед или два шага назад? Куда катится образование в России... // Наследие. Ru. – 2007, 5 марта

 

<...> Что же означает подписание закона о Едином госэкзамене, по мнению критиков?

Как считает Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик РАЕН, «конечная цель ЕГЭ – оглупление русской нации, низведение её до уровня бессловесного стада. Один из инструментов этой диверсии и есть Единый госэкзамен»...

Сейчас мы слышим от чиновников Минобрнауки: не нужно-де драматизировать... Ну, подумаешь, заменили устные и письменные экзамены тестированием выпускников. Вреда не будет. На каждый вопрос – несколько вариантов ответов. Надо только поставить «галочку» против правильного. Зато сколько удобств. Выпускные экзамены одновременно являются приёмными в вуз. Набрал 100 баллов, отослал сертификат в понравившийся институт – и ты уже студент. Все довольны: и выпускники, и учителя, и преподаватели вузов.

«Позвольте всё же возразить, – отвечает С. Комков. – Единый госэкзамен насаждается в виде эксперимента с 2001 года. Каковы же его результаты? Что он дал средней и высшей школе? Какую пользу принёс? В какие, наконец, средства обошёлся нашему налогоплательщику? Ни на один из этих вопросов ответа, увы, нет.

Первый миф. Нам говорят: Единый госэкзамен исключает из процесса приёма студентов охочие до взяток приёмные комиссии. А значит, искореняет взяточничество. Но бороться с вузовской коррупцией – задача совсем других органов. А так вы соглашаетесь, что мздоимцы остаются на местах, только придумали средство лишить их подношений.

Однако “эксперимент” показал: коррупция не только не изживается, она поднимается на качественно новый уровень. В 2006 году мы получили массу сигналов о том, как сдавали ЕГЭ в ряде российских школ. Там помещения классов поделили на “платные” и “бесплатные” места. На одних усадили ребят, чьи родители отвалили мзду за высокие баллы, на другие – детей неимущих или просто честных родителей.

А в соседней аудитории группа специально подобранных учителей начинала выполнять задания, как только распечатывался пакет с экзаменационными вопросами. Потом ответы тихонечко раздавали “платникам”. Тем оставалось только проставить в нужных местах “галочки” в бланках и получить заветные 95 – 98 баллов. Известны уже и тарифы: так, по заявлениям учителей и родителей, за выполнение 100-балльного экзамена надо было выложить примерно 2 000 долларов.

Второй миф. Мол, теперь паренёк или девочка из самой отдалённой юрты или аймака может поступить в самый престижный московский вуз. Трудно, конечно, ждать подобной сердобольности от министра Фурсенко, который проводит курс на коммерциализацию высшего образования, массовое закрытие сельских школ и сокращение в вузах бюджетных мест.

Нет, сказками да баснями маскируют новую коррупционную сеть: теперь у институтов, получающих со всех уголков страны сотни сертификатов “отличников”, появился соблазн сдирать с родителей желающего поступить “вступительный взнос”. И не придерёшься! Пойди узнай, почему отдали предпочтение мальчику из Урюпинска, а не девочке из Жердевки. Зато нетрудно предположить, что часть поборов уходит в министерство.

Но даже если допустить, что юношу или девушку со 100-балльным сертификатом из сельской глубинки зачислили в вуз, они ведь должны в Москве на что-то существовать. Родители им помогать не смогут. Стипендии хватит на то, чтобы два-три раза сытно пообедать. Общежитий нет, а из каких доходов платить за комнату или вскладчину за квартиру? Ведь это несколько тысяч рублей в месяц. Но ещё нужны деньги на еду, одежду, книги, транспорт и т. п. Вот почему часть “отличников” начинает сразу переводиться на заочное отделение»...

Как говорит статистика, сегодня до 60% студентов-очников вместо занятий вынуждены подрабатывать... Хорошо ли это? Если парень учится, скажем, на электронщика, но пропускает лекции и семинары, чтобы элементарно выжить, какие знания он получит? Особенно когда торгует в лотке джинсами? И потом: кто и что ждёт выпускника после окончания вуза? Очень часто – биржа труда и безработица.

Как утверждают критики ЕГЭ, тестовая форма отсеивает от вузов самых талантливых ребят, имеющих творческое воображение и нешаблонное мышление. Они-то, как правило, с тестированием справляются плохо. Не идут на махинации, не суют учителям конверты, а рассчитывают на свои способности и терпят поражение.

Но главный порок ЕГЭ – он со школьной скамьи ломает всю психологию ребят. Они уже не стремятся думать, учить, получать глубокие знания, прекрасно понимая, что на «госах» от них потребуется только умение «угадать». Да и учителя все больше нацеливаются на банальное натаскивание.

Таким образом, по мнению критиков, ЕГЭ несёт в себе самое страшное – он делает обучение и воспитание в школе совершенно ненужным, лишним. «Угадал» – и аттестат о среднем образовании у тебя в кармане. «Угадал» за деньги – и ты уже в институте.

Почему же, несмотря на несметное число минусов и отсутствие плюсов, Минобрнауки начало активно внедрять ЕГЭ, охватывая им всё новые регионы? Для многих ответ очевиден. Потому что кроме идеологической разрушительной цели он стал ещё и хорошей кормушкой для всех причастных к нему толкачей. Сколько за минувшие годы они ухлопали средств на «эксперимент» и сколько разворовали, никто не считал.

В последние три года только за счёт федеральной целевой программы «Развитие образования в России» на его проведение из госбюджета ежегодно выделялось примерно по 50 млн. долларов. Причём часть средств, например, идёт в коммерческую структуру «КРОК инкорпорейтед». Она прославилась тем, что продаёт свои компьютерные программы с вариантами сдачи экзаменов по цене 100 тыс. долларов за диск. Представляете? Любая, самая «навороченная» программа «Майкрософт» стоит не более 10 – 12 тыс. долларов. Это наводит на мысль, что в цену дисков просто-напросто закладываются пресловутые «откаты», которые затем возвращаются выбравшим эту фирму благодетелям из министерства. Теперь, как считает С. Комков, воровать будут «официально». Ведь, по сообщению замминистра Д. Ливанова, отныне «затраты из федерального бюджета на проведение ЕГЭ составят около 330 млн. рублей в год». И еще каждый регион должен будет раскошеливаться на пять млн. руб.

Чтобы разобраться в практической сути вопроса, я решил обратиться к опытному московскому педагогу – преподавателю Академии им. Плеханова Марине Белой. Она – кандидат физико-математических наук, не понаслышке, а на практике знает, что такое ЕГЭ...

«Введение ЕГЭ, на мой взгляд, ведет к краху российской науки и образования, – считает она. – Потому что до сих пор каждый вуз имел возможность отобрать тех абитуриентов, которые имели надлежащий уровень по данному предмету. В частности, сейчас речь идет о математике. Математика – этот тот предмет, изучение которого в вузе нельзя начать с нуля, должен быть базис. В том случае, если мы будем обязаны принимать студентов по результатам Единого государственного экзамена, никакой специализированной подготовки для поступления в вуз не потребуется. Ведь все сдают один экзамен! Раньше осуждали вузы за коррупцию, что для поступления надо заниматься на подготовительных курсах или с репетиторами. Да, раньше, действительно, надо было готовиться к поступлению в высшее учебное заведение, которое, в свою очередь, выставляло свою высокую планку требований. Теперь этого нет...»

По словам М. Белой, к сожалению, наша средняя школа дает очень низкий уровень знаний, который не достаточен для поступления в вузы... А теперь на «черном рынке» можно просто купить готовые результаты ЕГЭ, которые стоят где-то порядка пяти тысяч долларов.

В группе студентов, где преподает ныне М. Белая, 70% – кто сдал экзамены, 30% – кто прошел по ЕГЭ.

«Есть у меня один студент. Стоит у доски, – рассказывает М. Белая. – Ему надо было написать производную функцию Y= 2 константа. Я говорю: “Ну, чему равна производная константы?” Он молчит. Спрашиваю: “Ну, чему равна скорость изменения постоянной величины?” Молчит. Тогда говорю: “Она меняется?” Тогда он отвечает: “Да я же по ЕГЭ поступил”... “Хорошо, – говорю, – берете задачник, открываете таблицу производных, ищите, чему равна производная константы, сейчас – на моих глазах!” Он берет задачник, ищет и не может найти таблицу производных. Ему кто-то подсказывает: 43, имея в виду страницу. Студент, услышав это, гордо подходит к доске и пишет 43! Я бы никогда не посмела рассказать это, если бы у меня не было 30 студентов-свидетелей, с какими “знаниями” к нам приходят абитуриенты по ЕГЭ»....

Как считает в этой связи другой известный физик-математик Виктор Левадный, внедрение новой системы образования в России – дело трудное и неблагодарное.

«При ее реформировании нужно прежде всего учитывать человеческий фактор, – говорит он. – Новая система не свойственна российской ментальности и не соответствует нашим традициям. В России существует одна из последних сложившихся в XIX веке в Германии образовательных систем. И она разрушается. Ну, не будет у нас работать новая, как не будет, например, неподкупных гаишников, как в Америке полицейских... Посему из этого надо исходить».

Что ж, Россия опять, очертя голову, бросилась за американизацией теперь уже образования. Многие московские педагоги, с коими я разговаривал, уповают лишь на одно: их ректорам удастся отстоять прежнюю систему хотя бы в рамках отдельных вузов, например МГУ или Физтеха... Боюсь, западная уравниловка приведет к тому, что блатные ЕГЭшные студенты заполонят наши вузы и напрочь нивелируют уровень высшего образования. Жаль, что г-н Фурсенко и иже с ними не в абитуриуентском возрасте и не из сельской глубинки...

Глядишь, не стали бы во главе таких опрометчивых и противоречивых реформ образования в России...

Воистину, пока Россия производит впечатление образованной державы, но будет ли производить дальше?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.01 с.)