Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр шмелев. Егэ: литературные опыты // ctege. Org. – 2007, 1 декабряСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учителя опасаются, что экзамен по литературе перестанет быть обязательным. С 2009 года школьникам, возможно, не придется сдавать обязательный экзамен по литературе. Учителя говорят о революции в отечественном образовании и протестуют против изменений. Пока итоговая аттестация по литературе является обязательной, но с 2009 года в России школьные экзамены будут проходить только в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). «Экзамен [по литературе] был обязательным для выпускников средних учебных заведений еще до революции и сохранялся в этом качестве в течение многих десятилетий, – говорится в заявлении, подписанном участниками Форума словесников России, прошедшего в начале ноября. – Сегодня в системе ЕГЭ определены два обязательных экзамена. Экзамена по литературе среди них нет». Участники форума потребовали от Министерства образования принятия решения о сохранении за экзаменом по литературе статуса обязательного. Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы № 57 Москвы, согласен с коллегами. По его словам, современные ученики стали меньше читать, потому что у литературы появилось много разных конкурентов: видео, компьютерные игры. С упразднением обязательной аттестации любителей чтения станет еще меньше. «Отмена государственного экзамена – серьезнейший удар по этому предмету», – говорит Евгений Бунимович, председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию. По его словам, сохранить предмет можно, поменяв форму экзамена. «Если форма государственной аттестации не вписывается в предмет, то надо не предмет менять, а менять форму аттестации», – говорит он. Экзамен в виде тестов для литературы не подходит, считает Елена Талыбина, кандидат филологических наук. «Подозреваю, что детям в этом году придется сдавать литературу по тестам, – говорит она. – Они к [ним] пока не готовы, и по моим сведениям, их даже никто не собирается к этим тестам особо готовить.» На вопрос, сохранится ли обязательный выпускной экзамен по литературе, Александр Гаврилов, руководитель пресс-службы департамента образования, ответил утвердительно. Но в какой форме он будет проходить, пока неизвестно. Участники Форума словесников России предлагают разделить обязательный экзамен по литературе на два уровня: базовый (завершающий школьное литературное образование) и профильный (позволяющий продолжить литературное образование в вузах). Право выбора уровня экзамена предоставляется ученику в зависимости от его планов на продолжение образования. Но чтобы такой экзамен стал возможен, требуется внесение поправок в закон об образовании, где сказано, что единый экзамен проходит с «использованием заданий стандартизированной формы».
В. Линков. Государство считает, что ни литература, ни литературоведение не нужны... // Русский журнал. – 2008, 21 января Что сегодня происходит с гуманитарным образованием? Насколько изменилась ситуация по сравнению с советскими временами, когда литературоведение было государственной идеологией? Чем нынешние студенты-гуманитарии отличаются от тех, кто учился 15 – 30 лет назад? И почему школьный предмет «литература» способен при желании стать подлинной национальной идеей? Об этом обозреватель «Русского журнала»Н. Иванова-Гладильщикова беседует с доктором филологических наук, профессором факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова В. Я. Линковым). Чем больше станут давить, тем больше будет обратная реакция Владимир Линков: При советской власти литературоведение было серьезным делом, связанным с государственной идеологией. А потому государство считало своим долгом его поддерживать. Существовали влиятельные академические институты, в литературоведение шли серьезные, «солидные» люди. «Русский журнал»: И все они были подкованы марксистско-ленинской философией... В. Л.: Разумеется, преподавание носило догматический характер. И это было недостатком (узкий кругозор, авторы допустимые и недопустимые). Об истине существовали своеобразные представления: это то, что нужно. Но все-таки истина была. Если ученый предлагал статью, ее проверяли прежде всего на истину: соответствует она или не соответствует государственной идеологии. Сейчас на истину не проверяют. Говорят: интересно или неинтересно. Критика никого не интересует. Точнее, научной критики нет вообще. Можно писать фактически все что угодно. А если и появляется критика, то ее воспринимают как сведение личных счетов. Я говорю о литературоведах. У историков все немножко по-другому. РЖ: В преподавание истории сейчас, наоборот, пытаются внедрить новую идеологию (я имею в виду два школьных учебника по истории и обществознанию, которые сегодня бурно обсуждаются). Но хорошо ли, что так называемая «истина» вторглась в школьную историю? Может, лучше не иметь никакой «истины»? В. Л.: Уверен, что не лучше. Например, некий историк пишет работу о Великой Отечественной войне. И излагает факты не объективно, а в соответствии с идеологическими требованиями (не обращая внимания на провалы, неудачи, а говоря только о достижениях). И это преподносится как истина. Но ведь такая работа вызовет желание ее опровергнуть. И обязательно будет опровергаться. Но когда из атмосферы вообще исчезает понятие истины, это конец (можно говорить все что угодно). Даже догматическое навязывание истины все-таки полезней ее отсутствия. РЖ: Ну вы даете! В. Л.: Потому что догматическое навязывание истины обязательно вызовет реакцию (конечно, если это давление не будет абсолютным)... Но для осуществления абсолютного давления «нужны» многолетние репрессии, железный занавес. А подобное сегодня немыслимо, хотя бы из-за Интернета. Чем больше станут давить, тем больше будет обратная реакция.
На русской литературе можно построить национальную идею РЖ: Это мы рассуждаем абстрактно. Но все-таки, что сегодня происходит с литературой, литературоведением? В. Л.: Государство считает, что ни литература, ни литературоведение не нужны. Не нужна и культура в целом как предмет преподавания. Когда-то было такое выражение: культурный человек. Сейчас такого понятия просто не существует. В этом смысле государство о культуре не заботится. Оно поддерживает музеи (или что-то еще) или же рассматривает культуру как развлечение. В целом же власть не понимает, в чем ценность культуры, литературы для укрепления того же государства. Современный английский историк Джеффри Хоскинг в своей книге «Россия: народ и империя» пишет, что русская литература сделала в ХIХ веке больше для создания национального сознания, чем государство и церковь. И это так и есть. Сегодня наше государство ищет объединяющее начало в стране. А ведь это русский язык и литература. РЖ: Но это общая декларация. А как ее использовать на практике? В. Л.: Русская литература не имеет конкурента в России. Сейчас хотят сделать объединяющей идеей православие. Но ведь православие не объединит всех: его не станут преподавать в школах, например, Башкирии. Ему противопоставят ислам (это касается и Кавказа). А русской литературе нечего противопоставить. В других регионах России нет ничего равного ей. И поэтому школьники будут воспринимать литературу. Это и есть национальная идея. На русской литературе можно построить единение страны. С ее помощью будет вырабатываться единый менталитет, общее представление о вещах. То, что называется духом. Этот дух живет в литературе и в языке. Мне говорил один поляк, что если бы Россия не проводила такой брутальной политики по отношению к Польше, то русская культура завоевала бы поляков. Или: когда Короленко нужно было сказать, кто он – украинец или русский, русская литература решила для него все. Однако государство этого не понимает. Православие в школе будут воспринимать как навязывание, а литературу – нет. К ней отнесутся нормально.
Школа не учит человека говорить, писать и читать
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.01 с.) |