Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сергей Миронов: ЕГЭ – это большая ошибка // Российская газета. – 2007, 30 маяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Когда к 2009 году, – продолжил Сергей Миронов, – согласно логике Министра образования РФ, система ЕГЭ заработает в полной мере, мы получим поколение необразованных людей – граждан нашей страны. ЕГЭ – это не обучение знаниям, а натаскивание учеников на правильные ответы, ограниченное рамками вопрос-ответ. В такой системе человек не научится мыслить, самостоятельно находить информацию и критически ее оценивать. На это была нацелена советская система образования, которую мы разрушили и пытаемся теперь копировать зарубежный опыт тестирования». Точку зрения Сергея Миронова разделяют педагоги-практики, выступившие на парламентских слушаниях в Совете Федерации по проблемам качества современной учебной литературы. Главное в процессе обучения – подготовить ребенка к будущей жизни, где он будет самостоятельно осваивать новые области знания, самосовершенствоваться и развиваться, идя в ногу со временем. «На это обращали внимание учителя, которые работают сегодня с детьми и понимают, что им надо, какие программы и какие учебные пособия», – заметил Сергей Миронов. Сегодняшний уровень учебной литературы требует срочного вмешательства со стороны государства и корректировки законодательства в сфере образования, подчеркнул Сергей Миронов. Прозвучала на слушаниях и новая для законодателей информация – предлагается изменить систему образования на «линейную парадигму». «Я понял, что на практике это означает лишь одно – полную смену учебников и, вероятно, на этом кто-то хочет хорошо заработать», – сделал вывод Сергей Миронов. В вопросах образования надо руководствоваться таким критерием, как польза для детей, для страны, и никакими другими, подчеркнул он. Александр Архангельский. ЕГЭ и ПРО: два слова на три буквы // РИА Новости. – 2007, 7 июня
Говорить бы сегодня о важном. Об американских радарах в Чехии, о жесткой речи президента Буша про демократию в России, о саммите большой восьмерки, о будущем европейского мира, которое поставлено под мощный знак вопроса. Но все-таки начнем с неочевидного. С сюжета, который прошел по разряду скандала, но если вдуматься как следует, имеет к нашему грядущему такое же прямое отношение, как планы по размещению элементов ПРО по всему периметру границ России. Речь – о питерском выпускнике; накануне всеобщего экзамена он откуда-то достал актуальный вариант вопросов ЕГЭ по русскому, быстренько ответил на все вопросы и вывесил их ночью в Интернете для всеобщего пользования и подготовки. Щедрого юношу отловили, лишили результатов пройденного теста и обязали заново ответить на вопросы. Другие. Подобранные по всей строгости карательной педагогики. Между тем авантюрный юноша, который сильно подставил своих благодетелей (кто-то же отдал ему варианты заданий до того, как были прилюдно вскрыты конверты), заслуживает нашей общей благодарности и внеконкурсного зачисления в любой интересующий его ВУЗ. Потому что он поступил примерно так, как ровно двадцать лет назад поступил немецкий хулиган (примерно того же возраста) Матиас Руст. Руст пробуравил спортивной «Сессной» воздушную границу СССР; хваленое ПВО ядерной сверхдержавы обнаружило полную беспомощность – системы в целом; через брешь, пробитую Рустом, вышел воздух, и шарик начал неумолимо сдуваться. Теперь безымянный питерский школьник слету пробил границу ЕГЭ; он обнаружил дыры в ядерном щите российского образования, высмеял принцип контроля, возведенный в ранг государственной политики. И, может быть, дал некоторый шанс пересмотреть закон о Государственном экзамене. Который задумывался как еще одна форма контроля за знаниями, как обезличенный формат проверки уровня выпускников, способный а) избавить школу от взяток, б) уравнять шансы способного москвича и талантливого жителя Ебурга. А превратился в систему тотального, безальтернативного и при этом, как выясняется, совершенно бесполезного тестирования. Вопросы – крадут, ответы – выкладывают в общий доступ. Спрашивается, стоило ли огород городить, идти на немыслимые издержки, если преимущества не подтвердились? Теперь о главном. Об издержках. Даже если поверить, что в естественно-техническом цикле тестирование применимо (сколько ни спрашивал математиков – абсолютное большинство против до ярости), то в гуманитарной сфере оно никуда не годится и попросту вредно. Начетническое знание дат, имен, сюжетных поворотов не говорит о понимании существа проблемы – это раз. Отпадает необходимость всерьез читать весь набор школьной классики; достаточно запомнить список действующих лиц. Это два. Закон о ЕГЭ породил неустранимое противоречие между министерскими инструкциями об обязательности выпускного и вступительного сочинения – и официальными стандартами контроля; в итоге сочинение как жанр уже с этого года начинает вытесняться на обочину учебного процесса. Это три. Тот, кому не нужно писать сочинение «на выходе», не станет напрягаться «на входе»; достаточно будет дайджестов и словарей – школьники еще прагматичнее, чем их родители. В результате через несколько лет мы получаем первое поколение, которое не вникает (хотя бы поверхностно) в ход русской и мировой истории, относится к ней примерно как к набору биржевых сводок и статистических данных. В таком-то году было то-то. В такую-то эпоху правил тот-то. Рынок вырос, рынок упал. Прибыль есть, прибыли нет. Это поколение не аукается образами родной литературы; оно выпадает из зоны естественного общенационального взаимопонимания, которое кажется естественным, как воздух, но в реальности должно быть гарантировано школой. Человек русской культуры – тот, у кого при слове Печорин сам собою возникает образ смутного героя безвременья; при упоминании Онегина с Татьяной – мысль о свободе, страдании, любви; при отсылке к войне 1812 года – ясные лица Пьера, Наташи, тяжелый характер Болконского-старшего, полные плечи Элен. Как ни странно, изучение русской и мировой классики – не только и не столько образовательное дело, сколько цивилизационное, политическое, государственное. Но самое существенное, самое больное: ЕГЭ, ставший – еще раз – безальтернативным, нивелирующим способом замера знаний, действует на общество столь же разлагающе, как действуют на него безальтернативные выборы. Пока есть борьба и конкуренция, выдвигаются яркие лидеры; как только наступает эра усреднения, все крупное и масштабное вытесняется на обочину, а в центре мироздания оказываются крепкие, надежные, бесперспективные середняки. Хотим ли, чтобы в центре «русского мира», о котором все настойчивей говорит наш любимый вождь, стоял середняк? Хотим ли мы, чтобы посерело российское образование, которое всегда носило лидерский характер, было заточено на лучших, а остальным предлагалось подтянуться или уйти? Хотим ли мы этого? Если да, то давайте сразу так и договоримся. Сходу обозначим цель: новая Россия не претендует на серьезные роли в мире, на прорывные технологии, на большую культуру; огромная страна хочет быть маленьким удобным мирком для умеренно-успешной посредственности во всех областях и сферах. Не готовы? Так зачем же нам тогда ЕГЭ. Этот закон, за время прохождения в Думе изменивший первоначальные очертания до неузнаваемости, так что инициаторы и разработчики хватаются за голову, – быть может, главная ошибка нашей эпохи. Все остальные поправимы, эта – нет. В конце концов, управляемые выборы не продержатся века; хочется кому-то или нет, но они рано или поздно сами собой распадутся и уступят место относительно свободному волеизъявлению. Тотальный передел собственности от олигархов к погоновожатым с неизбежностью обернется еще одним переделом; прикрывайся мифом об оранжевой революции, не прикрывайся, отжимай несогласных, не отжимай, потроши НКО, не потроши, финал предопределен. Не по воле либералов, не по заказу вашингтонского обкома, а по неумолимой логике исторической жизни. Затаптывай СМИ, не затаптывай, дистиллируй потоки мнений, не дистиллируй, свободное содержание все равно себя сохранит, а дистилляторы отправятся на досрочную пенсию. Но вот образование, развернутое от глубины к пустоте, от вершины к посредственности, будет мстить за себя долго и жестоко, на протяжении десятилетий. Если угодно, вопрос о ЕГЭ в десятки раз важней вопроса о преемнике, о демократии и экономике. От того, что будет в головах теперешних детей, напрямую зависит то, в каком мире мы окажемся через десять-пятнадцать лет. Что же до ПРО, то это слово из трех букв означает главную ошибку жизни «друга Билла». И эта ошибка, буде она до конца случится, тоже повлияет на общее наше будущее – примерно на такую же перспективу. Закрывшаяся, оскорбленная, опасающаяся Россия вынуждена будет отвечать ударом на удар. Искать в космической защите земные бреши. И обязательно найдет. Как питерский школьник нашел их в непроницаемой сфере ЕГЭ. Потому что не осталось в нашем мире ничего непроницаемого. Ни в образовательной области, ни в военной. Ни в России, ни в Европе. Ни в Америке, ни в Китае. Тот, кто это первым поймет и развернет политику в заданном историей направлении (по всем, повторяю, фронтам), тот выиграет грядущее. А кто не поймет, пусть потом не пеняет на Руста.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.01 с.) |