Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика паротитной инфекции

Поиск

Основной задачей в борьбе с паротитной инфекцией на 2007-2010 г.

(Г.Г. Онищенко, 2007 г) является снижение заболеваемости ею до уровня не более 3 случаев на 1 млн. населения. Активная иммунизация проводится отечественной живой аттенуированной паротитной вакциной (вакцинный штамм выращивается на клеточной культуре эмбрионов японских перепелов). В составе вакцины небольшое количество неомицина или канамицина и следовые количества белка сыворотки крупного рогатого скота.

Вакцина паротитно-коревая культуральная жива я (Россия)

MMR (Мерк Шарп Доум)

Приорикс Глаксо Смит Кляйн (Англия)

Тривакцина SII Индия

Вакцинация проводится в 12-15 мес. и ревакцинация в 6-7 лет.

ВОЗ поставила задачей: сократить заболеваемость паротитной инфекцией

 

в Европейском регионе к 2010 г. или раньше до уровня 1 или меньше на 100 000 населения.

 

СТРЕПТОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

 

Коды по МКБ-10: В95.0. В95.1. В95.2

Стрептококки (S. pyogenes) являются возбудителями различных по клиническим проявлениям заболеваний у человека: скарлатины, ангины, ревматизма, миокардита, гломерулонефрита, рожи, заболеваний кожи, сепсиса, гнойного менингита, отита, синусита, заболеваний желчевыводящих и мочевыводящих путей, а также часто играют роль в развитии осложнений, возникающих на фоне других заболеваний.

Стрептококковые заболевания регистрируются во всех регионах земного шара. Болезни кожи чаще наблюдаются в жарких странах (или в жаркое время года для любой страны), тогда как ангина, скарлатина - в холодное время года и в странах с холодным и умеренным климатом. Болеют дети всех возрастов, начиная с периода новорожденности. Заражение происходит контактно-бытовым и воздушно-капельным путем, а также через зараженные продукты питания.

По антигенной структуре различают 21 серологическую группу стрептококков (от А до U), а по способности лизировать эритроциты в кровяном агаре они подразделяются на α, β и γ – типы. Наибольшее значение для человека в развитии патологии имеют стрептококки группы А, обладающие β-гемолитической активностью

Стрептококки других групп, в частности В, являются причиной осложнений у ослабленных хирургических больных; группы С – пневмонии у новорожденных, группы Д- септического эндокардита.

 

СКАРЛАТИНА

 

Скарлатина – это острое инфекционное заболевание, характеризующееся

симптомами общей интоксикации, ангиной и высыпаниями на коже.

Возбудителем скарлатины является b-гемолитический стрептококк группы

“А”. Установлено 46 различных серологических штаммов стрептококка и каждый из них может быть возбудителем скарлатины.

. Различают более 20 внеклеточных антигенов, выделяемых БГСА при росте в тканях. Из них наиболее важное значение имеют эритрогенные токсины (ЭТ) А,В,С, стрептолизины «О» и «S», стрептокиназы А и В, дезоксирибонуклеазы, гиалуронидаза, протеиназа и др., усиливающие распространение микробов, всасывание антигенов и проявляющих инвазивность и агрессивные свойства стрептококков. Основным токсическим компонентом стрептококка является экзотоксин – ЭТ, токсин Дика (син.), обладающий пирогенностью, способностью повреждать ткани, подавлять РЭС, вызывать иммуносупрессию, влиять на проницаемость мембран и т.д. ЭТ состоит из двух фракций: термолабильной, обладающей токсическими свойствами и термостабильной, являющейся стрептококковым аллергеном.

Одним из основных признаков БГСА вызывать скарлатину, является способность к токсинообразованию (продукции экзотоксина). При этом решающая роль в развитии скарлатины принадлежит уровню ангтитоксического иммунитета ребенка. При отсутствии его в момент заражения БГСА, инфекция протекает как скарлатина, а при его достаточной напряженности, но отсутствии антимикробного иммунитета – как любая другая форма стрептококковой инфекции (ангина, фарингит, лимфаденит, флегмона, некротизирующий фасциит, эндокардит, рожа и др.).

Патогенез скарлатины представляет собой последовательное развитие трех стадий (линий), связанных с токсическим, септическим и аллергическим воздействием стрептококка. Эти линии патогенеза являются взаимосвязанными.

В месте внедрения на слизистой ротоглотки, дыхательных, половых путей или на поврежденной коже (при ожогах, ранах), стрептококк вызывает воспалительные изменения. При скарлатине чаще всего входными воротами являются небные миндалины. Из места внедрения он может распространяться по лимфатическим путям в регионарные лимфатические узлы, по поверхностным сосудам, интраканаликулярно или при соприкосновении на близлежащие ткани. В крови при этом появляются токсические субстанции β-гемолитического стрептококка, которые воздействуют на сердечно-сосудистую, нервную и эндокринную системы. В организме развивается сложный патологический процесс, который представлен токсическим, септическим и аллергическим синдромами.

В классификации скарлатины, предложенной А.А. Колтыпиным, заболевание делят по типу, тяжести и течению. К типичным относятся формы, протекающие со специфичными для скарлатины ситмптомами: интоксикацией, ангиной и характерной сыпью. Заболевание зхарактеризуется четкой цикличностью с наличием четырех периодов: инкубационного, начального, высыпания и реконвалесценции. Типичные формы делятся на легкие, среднетяжелые и тяжелые. Критериями тяжести являются выраженность симптомов интоксикации и местных воспалительных явлений в ротоглотке.

К атипичным относят стертые (легчайшие) формы со слабой и кратковременной выраженностью клинических симптомов болезни, в том числе и с отсутствием сыпи, которые могут диагностироваться только в очаге скарлатины; экстрабуккальную (экстрафарингеальную) скарлатину – раневую, ожоговую, послеродовую, при которой отсутствуют симтомы ангины, но насыщеннее сыпь в месте входных ворот инфекции; аггравированные формы - самые тяжелые: геморрагическую и гипертоксическую (с развитием ДВС- синдрома и инфекционно-токсического шока).

По течению скарлатина можетбыть осложненной и неосложненной. По характеру осложнений выделяют гнойные, чаще развивающиеся в ранние сроки болезни у детей дошкольного возраста и поздние, аллергические, чаще возникающие у детей школьного возраста на 2-3 неделе болезни. Выделяют также течение гладкое и негладкое. Под последним понимается появление повторных температурных волн, наслоение интеркуррентных или обострение хронических заболеваний. В последние годы встречаются преимущественно легкие и легчайшие

формы скарлатины, представляющие затруднение в диагностике заболевания.

Независимо от тяжести скарлатины могут развиться осложнения со

стороны жизненно важных органов (сердце, почки и др.).

Наличие у стрептококков общих с тканями человека ферментов обусловливает перекрестные реакции, в результате которых в патологический процесс могут быть вовлечены различные органы и системы.

Определенные трудности в лечении скарлатины связаны с появлением

штаммов стрептококка, устойчивых к пенициллинам.

Все вышесказанное диктует необходимость изучения скарлатины,

выявления осложнений, своевременного и рационального лечения

заболевания.

 

Список литературы по базисным разделам темы

Основная литература:

1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. - Инфекционные болезни у детей. – М.Медицина. – 2006.

2. Учайкин В.Ф. - Руководство по инфекционным болезням у детей. – М., ГЭОТАР Медицина. - 1998. стр. 243-250.

Дополнительная литература:

1. Симованьян Э.Н. Инфекционные болезни у детей М 2007

2. Иванова В.В. Руководство по детским инфекциям. Под ред. Ивановой В.В.- СПб.- 2002.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – научиться диагностировать клинические формы скарлатины на основании данных анамнеза заболевания, эпиданамнеза, уметь правильно оценивать результаты вспомогательных лабораторных методов обследования для своевременного назначения терапии и предупреждения развития осложнений.

В процессе домашней самоподготовки к практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам:

- микробиологическая характеристика b-гемолитического стрептококка;

- патоморфологическая характеристика изменений в тканях при воздействии стрептококка;

- методы лабораторной диагностики стрептококковой инфекции;

- клиника и принципы терапии скарлатины;

- эпидемиологические особенности скарлатины;

- исходы скарлатины.

Студент должен знать:

· свойства возбудителя, пути заражения, особенности воспалительного процесса;

· классификацию скарлатины;

· клинику скарлатины;

· патогенез основных форм скарлатины;

· основные лечебные мероприятия и лекарственные препараты, применяемые при данном заболевании;

· осложнения краснухи, их частоту и исходы заболевания;

· исходы скарлатины.

Студент должен уметь:

· при сборе анамнеза обратить внимание на преморбидный фон ребенка;

· выяснить течение беременности и родов у матери, график вакцинации и реакции на прививки, перенесенные ранее заболевания, аллергический анамнез;

· при осмотре больного выявить и оценить основные клинические симптомы;

· решить вопрос о необходимости госпитализации больного или лечении в домашних условиях;

· в соответствии с клинической классификацией скарлатины правильно поставить диагноз, составить план обследования и лечения больного;

· анализировать данные вспомогательных методов обследования (анализ крови, анализ мочи, бактериологический анализ слизи с миндалин и носоглотки, ЭКГ);

· провести дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями.

Схема обследования больного скарлатиной

Собирая анамнез, следует выявить возможный контакт с больным стрептококковой инфекцией (ангиной, рожистым воспалением, стрептодермией и т.д.); обратить внимание на острое начало заболевания, выяснить жалобы больного, сроки появления сыпи, ее локализацию, уточнить проводимую терапию.

При осмотре больного необходимо: обратить внимание на тяжесть состояния и самочувствие больного, выраженность симптомов интоксикации, наличие изменений в ротоглотке (отграниченность гиперемии, ангина, обложенность и выраженность сосочков языка); отметить цвет кожных покровов, их сухость, характер и локализацию сыпи, выявить признаки симпатикотонии (тахикардия, повышение АД, сухость кожи, белый дермографизм).

В динамике наблюдения за больным следует обратить внимание на появление пластинчатого шелушения на ладонях и стопах, признаки ваготонии (брадикардия, приглушение тонов сердца, снижение АД, красный дермографизм), отметить наличие ”малинового” языка.

Необходимо выявить возможные осложнения (со стороны сердца, почек и др.).

При назначении лечения учитывается тяжесть заболевания наличие сопутствующей хронической патологии со стороны ЛОР-органов (хронический гайморит, синуситы, аденоиды), появление осложнений.

 

Проверьте самоподготовку, отвечая на вопросы тестового контроля и тест-задачи:

1. Возбудителем скарлатины является:

а) стафилококк в) b-гемолитический стрептококк гр. ”А”

б) иерсинии г) коринобактерии.

2. Основной путь передачи скарлатины:

а) воздушно-капельный в) парентеральный

б) контактный г) пищевой.

3. Характер сыпи при скарлатине:

а) пятнисто-папулезная в) уртикарная

б) петехиальная г) мелкоточечная.

4. Когда появляется пластинчатое шелушение при скарлатине?

а) 1–2 день в) 14–16 день

б) 5–8 день г) 18–21 день.

5. Характер гиперемии в ротоглотке при скарлатине:

а) разлитая

б) с синюшным оттенком

в) яркая отграниченная

6. В какие сроки появляется ”малиновый язык”:

а) 1–2 день в) 7–10 день

б) 3- 5 день г) 20–21 день?

7. Со стороны периферической крови при скарлатине отмечаются:

а) лимфоцетоз в) лимфопения

б) нейтрофилез г) нейтропения.

8. Для лечения скарлатины антибиотиком выбора являются:

а) аминогликозиды в) цефалоспорины

б) пенициллин г) тетрациклины.

9. Продолжительность лечения больных легкой формой скарлатины:

а) 1–3 дня в) 5–7 дней

б) 3–5 дней г) 7–10 дней.

10. Дифференциальный диагноз скарлатины следует проводить с:

а) корью в) энтеровирусной инфекцией

б) псевдотуберкулезом г) инфекционным мононуклеозом.

 

Проверьте ответы: 1 –в; 2 –а; 3 –г; 4 –б; 5 –в; 6 –б; 7 –б; 8 –б; 9 –в; 10 –б.

Сумма эталонных ответов – 10

Расчет оценки студента:

а (сумма правильных ответов)

К (коэффициент усвоения) = ----------------------------------------

б (сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно.

При К равном 0,7–0,79 – удовлетворительно.

При К равном 0,8–0,89 – хорошо.

При К равном 0,9–1,00 – отлично.

 

 

Тест-задача

 

Ребенок Оля Г., 5 лет, посещает сад, заболела 3/Х, когда повысилась температура тела до 39°C, отмечалась повторная рвота, боль в горле. Получала парацетамол, теплое молоко с медом. 4/Х утром температура осталась высокой – 38,5°C, на щеках румянец, бледный носогубный треугольник, на коже туловища, конечностей (преимущественно на сгибательных поверхностях) обильная мелкоточечная сыпь. В зеве яркая гиперемия миндалин, дужек, в лакунах обеих миндалин сероватые наложения. Увеличены и болезненны тонзиллярные л/узлы. По другим органам изменений не выявлено.

В анализе крови: Эр–3х5х1012 г/л, лейк.– 14,3х109 г/л, пал.–12%, сегм.–59%, лимф.– 25%, эоз.–3%, мон.–5%, СОЭ–23 мм/час.

 

Решая задачу, ответьте на следующие вопросы:

1. Поставьте клинический диагноз. (3)

2. Укажите ведущие симптомы, характерные для этого заболевания. (5)

3. Перечислите характерные изменения в ротоглотке. (3)

4. Назовите проявления, связанные с действием экзотоксина гемолитического стрептококка. (4)

5. Какие изменения в периферической крови отмечаются у больного? (4)

6. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз? (3)

7. Назначьте антибактериальную терапию. (1)

8. Какие противоэпидемические мероприятия следует провести врачу детского сада, который посещал ребенок? (4)

9. Назовите основные принципы клинической классификации скарлатины. (3)

10. Перечислите показатели тяжести скарлатины. (3)

11. Назовите источники заражения при скарлатине. (3)

12. Укажите пути передачи скарлатины. (2)

13. Каковы особенности антибактериального и антитоксического иммунитета при скарлатине? (2)

14. Укажите изменения со стороны кожных покровов, типичные для начального периода скарлатины. (4)

15. Укажите клинические проявления септической линии патогенеза при скар- латине. (5)

16. Какие аллергические проявления могут наблюдаться при скарлатине? (6)

17. Назовите аллергические осложнения, связанные с предшествующей сенсибилизацией организма стрептококком, среди детей старшего возраста. (3)

18. Реакция Дика, ее сущность и значение в разные сроки скарлатины? (3)

19. Назовите симптомы, наблюдаемые при ”скарлатинозном” сердце и чем они обусловлены? (6)

20. Каковы особенности скарлатины у детей 1-го года жизни? (5)

21. Какие формы скарлатины относятся к атипичным? (4)

22. Назовите клинические проявления скарлатины в более позднем периоде (2–3 неделя болезни). (4)

23. Перечислите показания к госпитализации больных скарлатиной. (3)

24. Условия, необходимые при госпитализации больных скарлатиной? (2)

25. Чему способствует применение антибиотиков при всех формах тяжести скарлатины? (2)

26. Какие из перечисленных антибиотиков целесообразно применять для лечения больных скарлатиной? (2)

а) левомицетин, б) пенициллин, в) гентамицин, г) эритромицин.

27. Когда реконвалесценты скарлатины допускаются в дошкольные детские учреждения и в первые два класса школы? (1)

28. Сроки карантина при контакте с больным скарлатиной? (1)

29. Сроки изоляции больных ангиной (детей и взрослых) из очага скарлатины? (1)

30. Укажите причины негладкого течения скарлатины. (2)

31. Перечислите мероприятия по организации ”стационара на дому”. (4)

Сумма эталонных ответов – 98

Расчет оценки студента:

а (сумма правильных ответов)

К (коэффициент усвоения) = ----------------------------------------

б (сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно.

При К равном 0,7–0,79 – удовлетворительно.

При К равном 0,8–0,89 – хорошо.

При К равном 0,9–1,00 – отлично.

 

Эталоны ответов к тест-задаче

1. Скарлатина, типичная, среднетяжелая форма.

2. Повышение температуры, рвота, боль в горле, ангина, мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне на туловище и сгибательных поверхностях конечностей.

3. Яркая отграниченная гиперемия дужек, миндалин наложения в лакунах (лакунарная ангина), язык густо обложен.

4. Высокая температура, сыпь, поражение центральной и вегетативной нервной системы, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы.

5. Лейкоцитоз, нейтрофилез, сдвиг влево, ускоренная СОЭ.

6. Псевдотуберкулез, медикаментозная, пищевая аллергия, стафилококковая инфекция со скарлатиноподобным синдромом.

7. Пенициллин 400 мг. х 2 раза в день в/м – 5–7 дней.

8. Изоляция больного, наблюдение за контактными, разобщение контактных на 7 дней, экстренное извещение в СЭС.

9. Предложены Колтыпиным: тип, тяжесть, течение.

10. Общие симптомы интоксикации, степень поражения ротоглотки, реакция регионарных л/узлов.

11. Больные скарлатиной, больные другими формами стрептококковой инфекции, бактерионосители.

12. Воздушно-капельный, контактно-бытовой, пищевой.

13. Антибактериальный иммунитет типоспецифический,

антитоксический – видоспецифический.

14. Сухость кожи, мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне, локализация – боковые поверхности туловища, сгибательные поверхности конечностей, дермографизм белый с удлиненным скрытым периодом и коротким явным периодом.

15. Некротические изменения в ротоглотке, гнойный лимфаденит, мастоидит, гнойный гайморит, гнойный артрит.

16. Появление пятнисто-папулёзной или уртикарной сыпи, отечность лица, глаз, увеличение всех л/узлов, лимфаденит, нефрит, эозинофилия.

17. Нефрит, миокардит, артриты.

18. Определение наличия антитоксического иммунитета,

положительная в начале заболевания, отрицательная с 7–10 дня болезни.

19. Брадикардия, систолический шум, расширение границ влево, снижение АД, акцент II тона на легочной артерии, смена фаз вегетативной нервной деятельности ("вагус-фаза").

20. Слабо выраженный токсический синдром, ангина преимущественно катаральная, необильная сыпь, отсутствие шелушения, частые гнойные осложнения (отиты, лимфадениты).

21. Стертые: экстрабукальная (ожоговая, раневая, послеродовая), геморрагическая, гипертоксическая.

22. Пластинчатое шелушение, наличие ”скарлатинозного сердца”, наличие тонзиллярного лимфаденита, малиновый язык.

23. Дети со среднетяжелой и тяжелой формами скарлатины,

по эпидемическим показаниям (дети из закрытых детских коллективов, из общежитий, при невозможности изолировать ребенка и обеспечить ему соответствующий уход), осложненное течение.

24. Небольшие палаты (2–3 больных),

одновременное заполнение палат (в течение 1–2 дней).

25. Быстрая санация больного от гемолитического стрептококка, предупреждение возникновения осложнений.

26. Пенициллин, эритромицин.

27. Через 22 дня со дня заболевания.

28. 7 дней.

29. 22 дня.

30. Отсутствие антибактериальной терапии или ее неадекватное применение, суперинфицирование при несоблюдении противоэпидемических мероприятий.

31. Изоляция больного, ежедневная влажная уборка с дез. растворами, обработка посуды, белья, игрушек, антибактериальная терапия.

 

Протокол лечения скарлатины

Лечение скарлатины начинается с определения места лечения (на дому или в стационаре) и обязательного назначения антибактериальной терапии.

Показаниями к госпитализации при скарлатине являются: наличие модифицирующих факторов риска в течении болезни - ранний возраст ребенка, пороки развития сердца и сосудов, энцефалопатия, нефропатия, иммунодефицитные состояния; тяжелые формы болезни, и в тех случаях, когда в домашних условиях невозможно изолировать больного и создать необходимые для лечения условия. Больного госпитализируют в бокс или в маломестные палаты при условии одновременного заполнения таковых с целью профилактики реинфекции реконвалесцентов.

Показанием для госпитализации вОРИТ являются тяжелые формы скарлатины с выраженными явлениями токсического синдрома (токсико-септическими осложнениями болезни), гипертоксической и геморрагической формами болезни.

Показанием к госпитализации в хирургическое отделение являются гнойно-септические осложнения скарлатины (гнойный лимфаденит, аденофлегмона и др.)

Режим постельный в течение всего острого периода болезни. Диета должна соответствовать возрасту ребенка и содержать все необходимые ингредиенты. Проводится витаминотерапия.

Основным методом лечения скарлатины является антибактериальная терапия, которая назначается в максимально ранние сроки болезни, независимо от тяжести болезни. ЛС выбора, обладающих бактерицидным типом действия и активностью в отношении стрептококков и их ассоциаций, являются препараты пенициллинового ряда. Если невозможно провести пенициллинотерапию, в том числе «защищенными» пенициллинами, используются антибиотики из группы макролидов или цефалоспоринов.

При легкой, стертой и среднетяжелой формах скарлатины (особенно при лечении в домашних условиях) назначают один из препаратов внутрь:

Азитромицин внутрь 10мг/кг 1р в 1 сутки, затем 5 мг/кг 1 р 4 дня за 1 час до еды; Амоксициллин /клавуланат внутрь в суточной дозе 30-60 мг/кг в 3 приема 5 дней;Феноксиметилпенициллин внутрь в суточной дозе 100 мг/кг в 4 приема за 0,5-1 час до еды 5 дней;Цефаклор внутрь в суточной дозе 20-40 мг/кг в 2-3 приема 5 дней;Цефиксим внутрь в суточной дозе детям старше 6 мес. 8 мг/кг в 1-2 приема независимо от еды на 5 дней

Альтернативные ЛС макролиды.

При среднетяжелой форме (при наличии модифицирующих факторов риска неблагоприятного течения скарлатины) и тяжелой форме болезни антибактериальная терапия проводится парентерально.

ЛС выбора при среднетяжелой форме скарлатины являются:

Бензилпенициллин в/м 100-150 000 ЕД/кг/сут в 2-3 введения 5-7 дней; Оксациллин в/м 200 мг/кг/сут в 2-3 введения 5-7 дней;Цефазолин в/м 100 мг/кг/сут в 2-3 введения 5-7 дней;Цефалотин в/м 100 мг/кг/сут в 3 введения 5-7 дней

При тяжелой форме скарлатины увеличивается доза пенициллина от 500 тыс.ЕД до 1 млн. ЕД /кг в сутки при в/в или в/м введении, а в случае отказа от препаратов пенициллинового ряда назначаются цефалоспориновые препараты широкого спектра действия 2-3 поколений или макролид в/в - эритромицина фосфат. Удлиняется курс антибиотикотерапии до 7-14 дней.

При развитии тяжелого местного процесса (с выраженным септическим компонентом) назначают 2 антибиотика, из которых хотя бы один широкого спектра действия. С этой целью могут быть использованы стартовые сочетания препаратов пенициллинового либо препаратов цефалоспоринового ряда 3 поколения в сочетании с препаратом группы аминогликозидов.

Особенностью является обязательное включение в схему лечения (наряду с антибиотиками) заместительной иммунокорригирующей терапии - стандартных высокоактивных иммуноглобулиновых препаратов: пентаглобина или интраглобина (октагама), или иммуноглобулина человеческого нормального, а также противогрибковых ЛС с целью профилактики и лечения кандидоза в процессе антибиотикотерапии:

Пентаглобин в/в капельно 5 мл/кг ежедневно, 3-5 введений (при необходимости повторить курс ч/з 1 нед.) или Интраглобин в/в капельно 5-8 мл/кг ежедневно 3-5 введений или Иммуноглобулин человеческий нормальный 500мг-800мг /кг ежедневно 3-5 введений

+

Флуконазол в/в капельно 10 мг/кг/сут на 10-14 дней

В комплексной терапии тяжелых форм скарлатины обязательным условием является проведение дезинтоксикационной терапии, коррекции электролитных нарушений и КЩС, включающей в/в капельное введение 10% раствора альбумина, реополиглюкина, гемодеза и глюкозо-солевых растворов.

При тяжелых токсических, септических или токсико-септических формах вводят: Альбумин 10% р-р, в/в капельно 5-10 мл/кг/сут 2-5 введений или Плазма крови свежезамороженная в/в капельно в течение 30-60 мин 5-10 мл/кг/сут, 3-5 введений или Реополиглюкин в/в капельно 5-10 мл/кг/сут, 2-5 введений или Гемодез в/в капельно 5-10 мл/кг/сут, 2-5 введений

Соотношение коллоидных и кристаллоидных растворов 1:2 из расчета возрастных физиологических норм, общим объемом от 50-100 мл/кг массы тела в сутки под контролем диуреза.

В инфузионную терапию включают введение с 5-10% глюкозой инсулина, витаминов гр.В, аскорбиновой кислоты, ККБ, ингибиторов протеолиза (контрикала, гордокса, трасилола); При развитии ДВС - синдрома в/в или п/к вводят гепарин и/или свежезамороженную плазму под контролем коагулограммы.

Глюкокортикоидные гормоны вводят при развитии ИТШ с признаками

острой надпочечниковой недостаточности: Гидрокортизон в/в 20-75 мг/кг/сутки в 3-4 введения, а при шоке 3-4 степени каждые 30 мин под контролем АД или Преднизолон в/в 5-20 мг/кг/сутки в 3-4 введения, а при шоке 3-4 степени каждые 30 мин под контролем АД. При системной артериальной гипотонии (симпатикопарезе) назначают кардиотоники: Допамин в/в 5-20 мкг/кг/мин (развести в 10% р-ре глюкозы) до нормализации АД (контроль каждые 10 - 20 мин)до нормализации АД. При снижении сердечного выброса назначаются сердечные гликозиды Коргликон 0,06% -0,1 /кг/сут (развести в изотоническом р-ре NaCl или 10% глюкозе.

При появлении признаков отека - набухания головного мозга (судороги, потеря сознания, стойкая гипертермия), наряду с введением глюкокортикоидов (гидрокортизона или преднизолона), противосудорожных препаратов, проводят дегидратационную терапию:

Лазикс 0,5-1 мг/кг/сут (до купирования синдрома) или маннитол 1,5 г/кг/сут (до купирования синдрома). Коррекция КЩС достигается адекватной кислородотерапией (подачей увлажненного кислорода через катетер или маску, вплоть до ИВЛ), введением реополиглюкина, глюкозо-калиевой смеси, панангина и др.

В симптоматической терапии скарлатины показанием к назначению антигистаминных препаратов являются аллергическая сыпь или обострение атопического дерматита.

Важным направлением симптоматической терапии скарлатины является назначение жаропонижающих ЛС. Показанием к их назначению является лихорадка (свыше 38ºС).

Для приема внутрь ЛС выбора являются препараты парацетамола или ибупрофена.

При стойкой гипертермии (отсутствии эффекта от вводимых внутрь антипиретиков и физических методов охлаждении) и при лихорадке свыше 40º С вводят «литическую смесь».

 

 

КОРЬ

Код МКБ-10: В 05.9

Корь – одна из самых распространенных инфекций на земном шаре.Этоострое, высококонтагиозное заболевание вирусной природы с аэрогенным механизмом распространения, характеризующееся интоксикацией, генерализованным поражением слизистых оболочек и своеобразной сыпью. Возбудитель - РНК-геномный вирус рода Morbillivirus семейства Paramyxoviridae. Антигенная структура сходна с возбудителями парагриппа и эпидемического паротита. Наиболее важные антигены - гемагглютинин, гемолизин, нуклеокапсид и мембранный белок. Корь сохранила все типичные черты клинических проявлений. Обычно корь начинается с катарального (продромального) периода. В течение 2–3 дней у ребенка отмечается высокая температура, насморк, конъюнктивит. Затем, на 4–5 день появляется сыпь (период высыпаний), сначала единичная, необильная, затем множественная. Высыпания сопровождаются новым повышением температуры. Высыпания появляются поэтапно, в первый день — за ушами, на лице и шее, на второй день — на туловище и на третий день — на руках и ногах. Обильные высыпания сливаются. Держится сыпь 3–4 дня, затем бледнеет, (появляется пигментация), мелкоотрубевидное шелушение и бесследно исчезает на 10 — 15 день болезни Осложнения кори возникают часто и представляют большую опасность, особенно для детей раннего возраста. Самое частое из них — пневмония. Реже встречаются отиты, ларингиты, стоматиты, кератиты, гнойничковые поражения кожи. Первым признаком осложнений является повторное повышение температуры. Частая причина развития осложнений присоединение бактериальной флоры и поражение ЦНС. Именно эти осложнения обуславливают летальность от кори.

В гемограмме при неосложнённой кори отмечают лейкопению или нормоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, лимфоцитоз, появление плазматических клеток, увеличение СОЭ. У взрослых возможны нейтрофилия, лимфопения и анэозинофилия. Выделение вируса из носоглоточных смывов и постановку серологических реакций (РТГА, РСК и РН в парных сыворотках) в клинической практике применяют редко, поскольку их результаты носят ретроспективный характер. Наиболее перспективными методами в настоящее время являются методы ПЦР и ИФА.

Благодаря вакцинопрофилактике ежегодно удается предотвратить более 1,35 млн. случаев смерти от кори в развивающихся странах. Вакцинопрофилактика повлияла и на тяжесть клинического течения кори у привитых детей, среди которых в 50% случаев стали наблюдаться легкая и атипичная формы кори. Прививки от кори в России делаются уже более 40 лет, что привело к снижению заболеваемостью этой инфекцией, а смертность была практически ликвидирована.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.012 с.)