Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия

Поиск

Теория потребительского выбора основана на допущении о том, что потребитель ведет себя рационально, стремясь максимизировать удовлетворение своих потребностей в процессе покупки и потребления товаров и услуг в определенном их сочетании.

Предпочтения потребителя – это система ценностей человека по отношению к благам, это ранги, которые потребитель устанавливает для альтернативных вариантов удовлетворения своих потребностей. Кроме предпочтений на потребительский выбор влияют цены благ и доходы потребителя.

В ординалистском подходе оценка полезности наборов благ осуществляется косвенным путем, на основе выявления предпочтений. Таким образом, если один набор благ для потребителя предпочтительнее другого, то, следовательно, он обладает большей полезностью.

Кривая безразличия – это кривая, каждая точка которой характеризует множество наборов благ равнополезных (равноценных) с позиции конкретного потребителя (наборов безразличия).

Набором безразличия называют набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью, поэтому ни один из наборов не имеет предпочтения перед другими. Если допустить,что в каждый набор входит только два товара (например, товары X и Y),то кривая безразличия будет иметь вид, представленный на рисунке 1.

U

Рис. 1. Кривая безразличия

Если в системе координат отобразить множество кривых безразличия, каждая из которых отображает разный уровень удовлетворения потребностей потребителя, то получим карту безразличия (рис.2).

 

Рис. 2. Карта кривых безразличия.

Чем дальше от начала координат расположена кривая безразличия, тем более предпочтительные наборы товаров она представляет.

Два товара, входящие в потребительский набор, являются взаимозаменяемыми. Количественным показателем степени взаимозаменяемости является предельная норма замещения (MRS).

Предельная норма замещения блага Y благом X показывает, каким количеством блага Y потребитель готов пожертвовать ради увеличения в наборе количества блага X на единицу, при условии сохранения полезности на том же уровне.

; U=const, или ,

где MRSxy – предельная норма замещения товаром X товара Y;

Dх и Dу – величины изменения потребления, соответственно, товара X и товара Y;

U – уровень полезности;

MUx и MUy – предельная полезность, соответственно товаров х и Y.

Как отмечалось, выбор потребителя зависит не только от его предпочтений, но и от количества денег, которым располагает потребитель, т.е. от его бюджета.

Бюджет – это количество денег, которое доступно для расходования в данный период времени. Доход потребителя и покупательная способность денег (то есть цены товаров) характеризуют бюджетное ограничение потребителя.

Для анализа влияния бюджетных ограничений на потребительский выбор предположим, что весь доход потребитель тратит на приобретение только двух товаров X и Y, не берёт взаймы и не берёт кредитов.

В данном случае доход потребителя (I) будет равняться его расходам:

I = PxX + PyY, (1)

где Px и Py – цены соответствующих товаров.

Из уравнения бюджетного ограничения (1) можно вывести уравнение бюджетной линии:

. (2)

Бюджетная линия показывает все доступные конкретному потребителю наборы благ.

Если бюджет потребителя І составляет 20 грн., цена товара X равна 1 грн., а цена товара Y – 2 грн., то бюджетная линия будет иметь вид:

Рис. 3 Бюджетная линия

Какой бы из наборов А или В мы не выбрали, затраты на его приобретение составляют 20 грн.

Так как линия бюджетного ограничения прямая, она имеет постоянный наклон, который можно выразить через предельную норму замещения:

MRS = Dy / Dx = - Px / Py. (3)

Изменения дохода и цен на товары изменяет положение бюджетной линии. Если увеличивается доход, то кривая сдвигается параллельно вправо, а если доход уменьшается – то влево. Изменение цены какого-либо товара вызывает изменение наклона линии бюджетного ограничения.

Итак, кривая безразличия даёт информацию о предпочтениях потребителя, а бюджетная линия – о его финансовых возможностях.

Для определения товарного набора, который выберет потребитель, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией (рис. 4).

Рис. 4. Равновесие потребителя

Выбирая среди доступных потребителю наборов А, В, С набор, обладающий максимальной полезностью, потребитель выберет набор В, находящийся в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии. Наборы А и С менее предпочтительны для потребителя по сравнению с набором В, так как располагаются на кривой безразличия U1 отображающей меньший уровень полезности наборов благ.

Таким образом, равновесие потребителя соответствует комбинации товаров, которая максимизирует полезность при заданном бюджетном ограничении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.209.244 (0.006 с.)