Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Основные инструменты денежно-кредитного регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономики Украины
Одним из способов воздействия государства на экономику является денежно-кредитная (монетарная) политика государства – совокупность форм и методов государственного влияния на предложение денег (МS) с целью обеспечения равновесия между предложением денег и спросом на них. Осуществляется эта политика центральным банком страны (НБУ), ее основная функция - создание таких условий, при которых денежно-кредитная система была бы устойчивой и функционировала в интересах, экономического роста, высокого уровня занятости, стабильного уровня цен и баланса внешнеэкономической деятельности. Главным заданием монетарной политики является определение спроса на деньги со стороны экономических агентов и обеспечения соответствующего предложения, которое бы соответствовало запланированному увеличению объемов производства без угрозы стабильности национальной валюте и денежно-кредитному рынку в целом, а также препятствовала развитию инфляции за счет монетарной составной. Задачи монетарной политики: улучшение структуры денежной массы; расширение сферы применения безналичных расчетов; обеспечение роста объемов валютных резервов центробанка; обеспечение экономически обоснованного уровня обменного курса национальной денежной единицы (гривны). В Украине, с созданием в сентябре 1991 г. Национального банка Украины (НБУ), начался процесс формирования двухуровневой структуры банковской системы, представленной, с одной стороны, НБУ, а с другой – сетью коммерческих банков и банковских институтов. Центральный банк осуществляет монетарную политику путем прямого влияния на предложения денег (эмиссия наличности, лимит объемов кредитов, которые НБУ предоставляет правительству и коммерческим банкам, прямое регулирование процентной ставки). НБУ принадлежит исключительное право на эмиссию денег. Основным видом наличных кредитных денег являются банкноты. Монопольное право центрального банка осуществлять эмиссию банкнот является основой контроля над предложением денег. Влияние центробанка на условия предоставления кредита является основой влияния на объем спроса и предложения денег. Эмиссия денег, имеющих кредитную основу (банкнот), должна осуществляться под определенное обеспечение, которым выступают долговые обязательства хозяйствующих субъектов (коммерческие векселя, банковские акцепты), долговые обязательства правительства, а также иностранная валюта. Одновременно безналичную эмиссию могут осуществлять и коммерческие банки. При этом важным является то, что кредитная эмиссия предшествует эмиссии наличности, поскольку современные банкноты обеспечиваются активами центробанка, основными статьями которых являются валютные резервы, государственные ценные бумаги и кредиты банковским учреждениям. Таким образом, эмиссионный процесс в экономике определяется в конечном итоге отношениями центрального банка с коммерческими банками и правительством. И именно эти отношения являются решающими в регулировании денежного оборота. С другой стороны, центробанк, увеличивая объем кредитов, предоставляемых коммерческим банкам и правительству, увеличивает собственные ресурсы кредитования. Этим он отличается от коммерческих банков, которые выполняя мультипликацию банковских депозитов, имеют границу мультипликативного процесса, обусловленную его тенденцией к угасанию. Основными опосредованными инструментами кредитно-денежной политики являются: • операции на открытом рынке; • изменение учетной ставки центрального банка; • изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке включают покупку и продажу центральным банком страны правительственных ценных бумаг или валюты. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, т.к. без особых усилий может способствовать расширению или сокращению активных операций банков (предоставлению кредитов). Например, в условиях спада в экономике правительство заинтересовано в увеличении деловой активности предприятий. Для этого оно осуществляет скупку государственных облигаций, ранее выпущенных в обращение, досрочно погашая свои обязательства по выплате дохода. В результате этого предприятия и частные лица получают на руки наличные деньги, которые могут пустить в хозяйственный оборот, а значит, будут созданы предпосылки для увеличения объема производства. Наоборот, в условиях инфляционного «перегрева» экономики на вершине экономического цикла центральный банк увеличивает продажу государственных ценных бумаг. Высокий доход по этим облигациям привлекает средства инвесторов, банков, других финансовых учреждений. Масса наличных денег, работающих в экономике, сокращается, деловая активность затухает. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральным банком тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритании, Канада). Изменение учетной ставки ссудного процента – это изменение ставки процента, по которой центральный банк страны предоставляет ссуды коммерческим банкам. Эта ставка называется ставкой рефинансирования, или ставкой центрального кредита. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым влияет на возможность этих банков выдавать кредиты. Как правило, государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста, чтобы ослабить «перегрев» экономики. Удорожание кредита и ограничение притока денег в кредитную систему называется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»). Изменение нормы обязательных резервов – это метод прямого воздействия на величину банковских резервов, которые в обязательном порядке банки и сберегательные учреждения должны держать в виде вкладов в центральном банке страны. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше норма обязательного резерва. Нормы обязательных резервов относительно стабильны и пересматриваются один или два раза в год. Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов и через банковский мультипликатор приводит к увеличению денежного предложения. Наоборот, если центральный банк заинтересован в сокращении предложения денег, он будет увеличивать обязательные нормы резервов. Денежно-кредитная политика в нашей стране в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Становление денежно-кредитной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным секторами экономики. Денежно-кредитную политику независимой Украины можно разделить на несколько этапов: Первый этап (1992-1996 гг.) – создание денежной системы на основе внедрения в оборот украинского купона и подготовка к введению национальной валюты. Главная задача этого периода – стабилизация купона и преодоление инфляции. Монетарная политика этого периода была направлена на эмиссионную поддержку экономической системы без коренной структурной перестройки. В результате этого периода НБУ самостоятельно стал контролировать эмиссию и денежные потоки, а также были удовлетворены потребности экономики в наличных деньгах. Второй этап (сентябрь 1996 г. – конец 1998 г) связан с выпуском в оборот постоянной национальной валюты – гривны. Этот этап называют этапом становления денежно-кредитного рынка Украины и его регулирования с помощью монетарных инструментов. Достижения этого этапа: - введение постоянной национальной валюты; - развитие фондового рынка гос.ценных бумаг, которые эмитировались в форме облигаций внутреннего гос.займа (ОВГЗ); - ограничение дефицита бюджета; - ослабление инфляционного давления дефицита бюджета на экономику; - ограничение денежной экспансии. Монетарная политики этого периода направлена на: - поддержание покупательной способности гривны; - стабилизацию финансовых рынков; - поддержку банковской системы. Позитивными результатами третьего этапа можно считать: относительно низкий уровень инфляции; произошло увеличение реальных денег в экономике и постепенное восстановление процесса ремонетизации. Наибольшее негативное влияние на эффективность монетарной политики оказали операции НБУ на рынке ОВГЗ, когда НБУ стал единственным покупателем гос.ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынках, что означало возвращение к финансированию бюджетного дефицита исключительно за счет эмиссии НБУ. В 1999 г. Законом Украины «О Национальном банке Украины» запрещалось участие НБУ на первичном рынке ОВГЗ, что вдвое сократило поступления в бюджет от размещения облигаций. С ноября 1999 г. МинФин остановило погашение той части облигаций, собственником которой был НБУ. Приоритетными задачами денежно-кредитной политики Украины на современном этапе являются: - обеспечение внутренней и внешней стабильности гривны как монетарной предпосылки экономического роста; - поддержание уровня инфляции в границах 6-7%; - наращивание золотовалютных резервов; - улучшение структуры денежной массы и рост уровня монетизации экономики; - создание условий для снижения цены кредитных ресурсов; - применение методов по стимулированию развития фондового рынка; - увеличение доверия кредиторов и вкладчиков к банковской системе; - расширение безналичной формы расчетов; - усовершенствование банковского законодательства и нормативно-правовых актов НБУ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.007 с.) |