Социально-экономические последствия инфляции в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические последствия инфляции в Украине



Инфляция – это стойкое увеличение уровня цен, возникшее в результате того, что значительная часть денежной массы оказалась необеспеченной экономическими благами. Однако, инфляция не означает подорожания одновременно всех без исключения товаров, некоторые из них даже могут подешеветь. Повышение общего уровня цен вызывает сокращение реальных доходов и рост стоимости жизни.

Для инфляции характерно длительное рыночное нарушение равновесия. Рост цен, при этом, может быть результатом воздействия целого ряда факторов – роста издержек производства и обращения, повышения технических и улучшения качественных характеристик выпускаемой продукции. Повышение цен под влиянием этих факторов не имеет инфляционного характера, т.к. оно сопровождается ростом стоимости и ценности поступающей на рынок массы товаров и услуг. Здесь не нарушается баланс между товарной и денежной массой.

Не следует отождествлять инфляцию с денежной эмиссией. Эмиссия денег может иметь как инфляционный, так и неинфляционный характер. Если выпуск денег направлен на покрытие финансирования дефицита государственного бюджета или обусловлен стремлением правительства удерживать безработицу на уровне, ниже естественного, то эмиссия выступает как инфляционный показатель.

Современная экономическая наука различает два типа инфляции: 1) инфляцию спроса и 2) инфляцию предложения.

Инфляция спроса объясняется нарушением равновесия между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) с точки зрения совокупного спроса. Такая ситуация в экономике характеризуется большим количеством денег при малом объеме товаров. Реальный сектор экономики не в состоянии отреагировать на предъявленный объем спроса увеличением реального объема национального производства, поскольку все имеющиеся ресурсы задействованы и рационально используются. В этих условиях «отоварить» свои доходы можно, заплатив большую цену за желаемые товары. Это обусловливает рост уровня цен при неизменном объеме производства товаров.

Инфляция затрат производства (совокупного предложения) возникает вследствие изменения затрат производства и предложения на рынке. Это обусловливается ростом средних затрат производства.

Рост затрат на единицу продукции в экономике приводит к сокращению прибыли (в условиях неизменность уровня цен). Это стимулирует товаропроизводителей к уменьшению объема предложения, что, в свою очередь, вызывает рост цен.

В зависимости от темпов инфляции, ее негативного воздействия на экономику, выделяют:

1 ползучая (умеренная) характеризуется незначительными темпами прироста цен;

2 галопирующая предусматривает годовой рост цен от 10% до 200%;

3 гиперинфляция характеризуется темпом роста цен, превышающем 200% в год.

По степени уравновешенности роста цен различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Сбалансированная инфляция – динамика цен различных товарных групп относительно друг друга неизменна, а при несбалансированной – темпы роста цен в различных товарных группах по отношению друг к другу постоянно изменяются в различных пропорциях.

С точки зрения предсказуемости – инфляция классифицируется как ожидаемая и неожиданная. Под ожидаемой инфляцией понимается то, что она прогнозируема, а неожиданная – наоборот, непредсказуема.

Кроме открытой, существует и скрытая (подавленная). Это такое состояние экономики, при котором рост уровня цен не наблюдается, однако в наличии дефицит товаров и услуг, имеет место искусственное ограничение потребительского спроса.

Для измерения открытой инфляции используются показатели: индекс Пааше, индекс инфляции потребительских цен, дефлятор ВНП.

Индекс Пааше: (1)

где h – индекс роста цен за один год; – цены одних и тех же продуктов, но выраженные в ценах соответственно базового и текущего годов; – объем выпуска данного продукта в текущем году.

Этот индекс включает в себя обширный перечень товарных групп. Расчет ведется на основе данных о выпущенном объеме продукции в текущем (исследуемом) году, который оценивается в ценах данного года и в ценах года, который принят в качестве базисного.

Для измерения инфляции используется показатель – темп (уровень) инфляции, который выражает темп прироста среднего уровня потребительских цен за исследуемый период. Данный показатель может быть использован для расчета темпа инфляции и за период в несколько лет. Для этого рассчитываются индексы потребительских цен за соответствующие годы. Для измерения темпа инфляции используют следующую формулу:

(2)

где Ит – темпы прироста среднего уровня потребительских цен;

ИПЦi – индекс потребительских цен исследуемого года;

ИПЦ0 – индекс потребительских цен в году, принятом за базисный.

Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости определенного набора (корзины) благ в исследуемом году со стоимостью этой же корзины благ в базисном году:

(3)

где ИПЦ – индекс потребительских цен;

W0 – стоимость корзины потребительских благ в базисном году;

W1 – стоимость корзины потребительских благ в исследуемом

году.

ИПЦ еще называют индексом стоимости жизни, который позволяет оценить изменение реальных доходов населения во времени. Однако необходим тщательный подбор благ самой потребительской корзины, который позволял бы сопоставить их во временном разрезе.

Темп (уровень) инфляции определяется путем вычитания от индекса цен текущего года индекса цен предыдущего года и деления этой разницы на индекс цен предыдущего года и умножением полученной части на 100%.

(4)

где – темп инфляции;

Рt – индекс цен в t-м году;

Pt-1 – индекс цен в году, предшествующем году t.

Для измерения уровня цен в экономике в целом используется дефлятор ВНП:

(5)

где ВНПн – ВНП, выраженный в текущих ценах, или номинальный ВНП; ВНПр – ВНП, выраженный в ценах базового года.

В то же время для измерения инфляции используется темп роста дефлятора ВНП, или норма инфляции.

(6)

где Ин – норма инфляции;

ДВНПi – дефлятор ВНП исследуемого года;

ДВНП0 – дефлятор ВНП базового года.

В 1 пол. 90-х гг. Украины испытывала настоящий инфляционный шок. Начало гиперинфляции пришлось на 1992 г., вызванное проведением «либерализации цен». Это означало передачу функций ценообразования непосредственно производителю продукции на фоне общего дефицита потребительских товаров. Опустошение магазинов было проявлением инфляции спроса. Рост денежных поступлений в предшествующие годы вошел в противоречие с изменениями в производительности труда, в объемах национального производства, следовательно, появился дефицит товаров.

Рост цен в 1993 г. оказался еще более значительным. Государственные структуры Украины не смогли нормализовать денежное обращение и финансы, несколько раз прибегали к инфляционной денежной эмиссии.

Сокращение физических объемов производства усугубляло несоответствие между денежной и товарной массой, разрешение этого противоречия осуществлялось путем инфляционных скачков.

Активизировались профсоюзы. Возникли проблемы с обеспечением экономики энергоносителями. В результате всего этого цены в Украине резко возросли. Для большинства домашних хозяйств инфляция связана со снижением реальных доходов, она уменьшает покупательную способность денег.

Инфляция также обесценивает сбережения.

Неожиданная инфляция наносит ущерб кредиторам. Непредвиденное повышение темпов инфляции не может быть учтено в кредитном договоре. В результате – процент по кредиту оказывается ниже уровня инфляции.

Инфляция вызывает нервозность у людей, рост социального напряжения в обществе.

Что касается предприятий, предпринимателей, то инфляция вносит в производство элемент дезорганизации. Возрастают цены на факторы производства, тем самым увеличиваются издержки.

Инфляция нарушает инвестиционный процесс, а гиперинфляция его фактически разрушает – обесцениваются отчисления и др. сбережения, предназначавшиеся для инвестиционных целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.026 с.)