Теория поведения потребителя. Кривые безразличия и бюджетная линия. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория поведения потребителя. Кривые безразличия и бюджетная линия.



 

При изучении данной темы необходимо уяснить сущность и особенности потребительского выбора. Анализируя мир потребительских предпочтений, целесообразно выявить два подхода в трактовке потребительского поведения, показать сущность таких явлений как полезность благ, отношения предпочтения и безразличия, воздействие таких факторов, как уровень доходов, цен, налогов, психологических законов.

Суверенитет потребителя проявляется в праве выбора покупок. Покупатель сам решает, какие покупать товары, в каком количестве, а какие не покупать. Каждый потребитель в условиях рыночной экономики наделен свободой потребительского поведения. Свое поведение в огромном мире товаров и услуг потребитель строит рационально, осуществляя выбор с целью удовлетворения своих потребностей.

В экономической теории имеют место два подхода к трактовке поведения потребителя – кардиналистский (количественный) и ординалистский (качественный). Первый основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ, которые приобретает потребитель, в особых гипотетических единицах измерения – ютилах. При осуществлении выбора потребители руководствуются правилом сопоставления полезности благ с их ценами, стремясь к условию равновесия. Важной проблемой экономической теории является измерение и соотношение полезности различных благ. Эти вопросы широко разрабатывались в ХIХ в. австрийской экономической школой, представителями которой были такие известные экономисты, как К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, Г. Госсен.

Осуществляя оценку полезности блага, потребитель сопоставляет ее с ценой. В результате возникает потребительское равновесие. Это достигается следующим образом:

– средняя предельная полезность

Определение цены товара во многом связано с оценкой полезности блага потребителем. Эта оценка полезности носит субъективно-психологический характер и зависит от многих факторов: возраста, пола, жизненного опыта, культурно-образовательного уровня и др. Полезность блага оценивается и с точки зрения степени потребности в нем покупателя, а также различных обстоятельств, связанных с моментом самой оценки. Наиболее существенный фактор – количество самого блага, поэтому полезность товара зависит от величины его запаса и от степени удовлетворения полезности в нем. Еще А. Смит – «отец экономики» – отметил одну парадоксальную ситуацию, связанную с оценкой полезности блага – вода и алмазы. «Парадокс А. Смита» заключается в том, что запасы воды превышают потребность в ней человека и ее оценка гораздо ниже алмазов, которые весьма редкие в природе. Благо, которого мало, оценивается выше.

Согласно теории предельной полезности необходимо выделять следующие понятия:

1. Общая полезность (ТU);

2. Предельная полезность (MU);

Полезность всего запаса блага есть общая полезность, а дополнительная полезность потребляемой каждой единицы блага – предельная полезность.

Осуществляя анализ общей и предельной полезности, экономическая наука выявила ряд зависимостей, которые получили название закона Госсена.

Первый закон Госсена гласит: по мере роста потребления блага его предельная полезность снижается. Этот закон называется законом убывающей предельной полезности.

Характер изменения общей полезности целесообразно рассматривать на основе функции предельной полезности, под которой понимается скорость изменения общей полезности при увеличении потребления блага на одну единицу.

Индивид, с целью наибольшего удовлетворения своих потребностей будет увеличивать приобретение более полезных благ и сокращать количество благ с меньшей полезностью на единицу затрат. В результате для достижения максимальной общей полезности предельная полезность каждого блага в наборе товаров выравнивается – суть второго закона Госсена.

Таким образом, взвешенные по цене () предельные полезности благ становятся равными между собой.

Если кардиналисты рассматривали предельную полезность блага только как абсолютную величину, то представители ординалистского подхода, анализируя поведение потребителя, строили свое понимание данного явления на применении отношений предпочтения ∞ и безразличия ~. Этот подход основан на четырех аксиомах:

1. Аксиома полной упорядоченности предполагает, что потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров, опираясь на отношения предпочтения ∞ и безразличия ~. Для любой пары набора А и В потребитель может установить, что товар А ∞ В, или А ~ В (в этом случае данные товары равноценны).

2. Аксиома транзитивности показывает взаимозависимость в потребительском выборе 3-х товаров. Если А ∞ В ∞ С, то в итоге А ∞ С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений потребителя.

3. Аксиома ненасыщения гласит: если набор А содержит не меньшее количество благ, чем набор В, а на один товар больше, то А ∞ В.

4. Аксиома независимости потребителя констатирует, что удовлетворение потребностей индивида зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими индивидами.

Потребительский выбор можно представить в виде кривой безразличия, а также карты кривых и бюджетной линии.

 

 

Рис. 4.1. Потребительский выбор

Точки А и В характеризуют возможные комбинации товаров Х и J, при которых их общая полезность для потребителя одинакова. Любая точка на кривой, расположенной правее и выше предыдущей, более предпочтительнее и приносит потребителю большую полезность. Модель кривых безразличия была впервые обоснована Ф. Эджуортом. Наклон кривой безразличия выражает предельную норму замещения двух товаров X и J, это соотношение предельных полезностей товаров при заданном их количестве. Каждая точка на кривой безразличия имеет определенный угол наклона, равный предельной норме замещения, т. е. пропорции, в которой потребитель готов обменять товар Х на товар J. Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия, которая характеризуется тем, что кривые не пресекаются, имеют вид нисходящих, они вогнуты и чем выше расположена кривая, тем более предпочтительнее она для потребителя. Эти перечисленные особенности кривых безразличия могут быть представлены как их четыре свойства.

Бюджетная линия отражает количественные соотношения товаров Х и У, которые потребитель может приобрести при фиксированном доходе. Бюджетная линия имеет два свойства:

Изменение дохода потребителя ведет к смещению бюджетной линии вправо вверх (при росте доходов) и влево вниз (при уменьшении доходов);

Изменение цен на товары Х и У ведет также к смещению бюджетной линии вправо вверх (при снижении цены на оба товара) и вправо вниз (при увеличении цен на товары Х и У). Если цены изменяются по отношению друг к другу, то потребитель приобретает больше подешевевшего товара, а покупка второго товара остается на прежнем уровне. В этом случае бюджетная линия примет асимметричное положение.

Уравнение бюджетного ограничения можно представить в следующем виде:

У = РХ·Х + РУ·У,

где У – доход потребителя;

РХ – цена товара Х;

РУ – цена товара У;

Х и У – количество товаров Х и У.

Точка Е – оптимум потребителя или его равновесное состояние (точка касания линии бюджета и кривой безразличия). Именно здесь проявляется правило максимизации полезности, что означает равенство предельной полезности блага предельным затратам потребителя. В случае, когда один из товаров (Х или J) не потребляется, то точки касания кривой безразличия и бюджетной линии не существует. Равновесие потребителя определяется угловым решением, т. е. таким положением, которое близко к касанию.

Поведение потребителя зависит не только от уровня доходов, цен на товары и услуги, налогов, но и других факторов, что связано с характеристикой самого потребительского спроса. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит его на два направления: функциональный и нефункциональный. Первый связан с потребительскими свойствами блага, а второй в своей основе содержит психологические законы в рамках вкусов и предпочтений потребителей: эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена. Эффект присоединения к большинству означает, что потребитель строит свое поведение таким образом, что оно не отличается от поведения других потребителей. Он покупает те же самые товары, что и другие потребители. Эффект сноба означает стремление выделиться из толпы, а эффект Веблена связан с престижным или демонстративным потреблением.

 

Изучая бюджеты семей, немецкий экономист и статистик XIX в. Э. Энгель (1821–1896) сформулировал следующую закономерность: отношение части доходов населения, предназначенной на закупку продовольствия, к общему доходу уменьшается вместе с ростом этого дохода. Отсюда выделяются две группы товаров – качественные или полноценные и некачественные или неполноценные.

Экономическое развитие современных стран подтверждает, что с ростом доходов и достижением более высоких жизненных стандартов падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домохозяйств и возрастает на одежду, транспортные средства, медицинское обслуживание, спорттовары, жилье, предметы роскоши.

Возраст и вкусы потребителя также оказывают воздействие на потребительский спрос. В долгосрочном периоде важен и такой фактор, как будущая экономическая конъектура, но еще больше его поведение зависит от изменения дохода и цен. Рост денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо – вверх. На графике это выглядит следующим образом.

 

Рис. 4.2. Линия «доход – потребление» для нормальных товаров.

С ростом дохода от J1, J2, J3 (бюджетные линии) происходит их последовательное смещение вправо, что соответствует кривым безразличия U1, U2, U3. Изменяется и равновесное состояние потребителя Е1, Е2, Е3. Причем набор Е2 содержит большее количество товаров Х и Y, а набор Е3, больше, чем набор Е2. Соединение этих точек образует кривую, которую Дж. Хикс назвал «доход-потребление».

Эффект дохода – это доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная соответствующим изменением реального дохода при стабильных относительных ценах товаров.

Эффект замещения – это доля прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась в результате замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Этот эффект связан с изменением цен, что можно представить графически.

 

 

а)

 

 

 

 

б)

 

 

Рис. 4.3. Линия «цена-потребление» и кривая спроса на отдельный товар.

На рисунке 4.3. (а) показано влияние изменения цен на относительную замену товара Y на товар Х (товар Х – нормальный). Соединяя точки Е1 и Е2, которые появляются при снижении цены товара Х и смещении потребления на более высокую кривую безразличия получим кривую «цена-потребление». С помощью этой кривой можно построить линию индивидуального спроса потребителя на отдельный товар (б).

Р. Гиффен (1837–1910), английский экономист, выявил парадоксальную ситуацию, которая противоречила требованию закона спроса. Изучая ценообразование и бюджеты бедных слоев населения Англии и Ирландии, он увидел, что при росте цен на картофель спрос на него не уменьшается, а возрастает (товары Гиффена).

При покупке товаров не всегда происходит эквивалентный обмен, иной раз потребитель оказывается в выигрыше, который называется потребительской рентой или «излишком потребителя». Этот выигрыш равен разнице между самой высокой ценой, которую был бы согласен заплатить потребитель и ценой, реально установившейся на рынке данного товара. Это есть разница между ценой спроса отдельного покупателя и рыночной ценой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)