Рынок: сущность, структура, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, структура, функции



Рынок делит всех экономических агентов на покупателей и продавцов. Взаимодействуя друг с другом, они формируют особую социальную среду, для которой характерно то, что осуществляется обмен по рыночным ценам, в результате чего происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Рынок можно определить как механизм передачи прав собственности, что связано с определенными издержками (трансакционными). Они включают затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров, выявлением характеристики реализуемых товаров, услуг, ресурсов, а также заключением самих контрактов.

Рынок обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением, это сфера обмена товаров и услуг, он базируется на общественном разделении труда и выражает отношения собственности. Это механизм согласования экономических интересов агентов рыночной экономики. Рынок не ограничивается отраслью производства, под которой понимается совокупность фирм, предприятий, реализующих родственные или однородные товары. Для рынка наиболее яркая черта – обмен по рыночной цене. На рынке совершенной конкуренции, где много продавцов и покупателей, цена задается самим рынком. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. Здесь невозможно оказывать воздействие на цену. Но если появляется возможность повлиять на цены – это уже несовершенная конкуренция. Для этого рынка характерно установление разных цен на один и тот же товар.

Сущность рынка проявляется в таких его функциях:

1. Опосредование общественного разделения труда между экономически обособленными товаропроизводителями. В условиях конкуренции каждый товаропроизводитель стремится к внедрению новых технологий, ноу-хау, к улучшению условий производства и труда. Это выявляет наиболее эффективные технологические связи между конкурентными участниками общественного производства и обусловливает эффективность рыночной экономики. Под конкуренцией понимается борьба всех экономических агентов против всех за лучшие условия производства, за достижение максимальной прибыли. Она способствует не только повышению эффективности экономики, развитию самого НТП, но и рациональному использованию ограниченных ресурсов, наибольшему удовлетворению разнообразных потребностей общества, снижению цен. Конкуренция, в зависимости от различных критериев, может быть представлена как ценовая и неценовая, совершенная и несовершенная, внутриотраслевая и межотраслевая.

2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки, издержки производства, качество и ассортимент продукции рынок предоставляет каждому контрагенту рыночных отношений объективную информацию об этом. Принятие хозяйственных решений, экономический выбор как продавцов, так и покупателей основываются на полноте этой информации, на умении и возможности ее обработки.

3. Формирование оптимальных пропорций общественного воспроизводства, отраслевого и территориального разделения труда. Виды пропорций:

а) общеэкономические, охватывающие все народное хозяйство (между производством и потреблением, сбережениями и инвестициями и др.);

б) между отраслями (межотраслевые);

в) внутриотраслевые (между производством чугуна, стали и др.);

г) внутрипроизводственные (между цехами, участками, сменами);

д) территориальные (между субъектами РФ).

Важную роль в формировании данных пропорций играет межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция.

4. Ценообразующая. В результате взаимодействия спроса и предложения рынок сам задает цены в условиях совершенной конкуренции. Важную роль в достижении соответствия спроса и предложения и в установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы. В условиях несовершенной конкуренции типичным становится установление цен заранее в результате личного или безличного контакта.

5. Санирующая (рыночный отбор). С помощью конкуренции общественное производство освобождается от убыточных или низкорентабельных фирм, которые разоряются и покидают отрасль, а эффективные хозяйственные единицы получают зеленый свет в своем дальнейшем развитии. В результате повышается средняя эффективность общественного воспроизводства.

Функционирование рынка связано с такой проблемой как трансакционные издержки. Это те издержки, которые имеют место в сфере обмена и предполагают передачу прав собственности. Экономические агенты как собственники благ путем обмена передают соответственно друг другу право пользования, владения и распоряжения этими благами. Одним из первых исследователей трансакционных издержек был Р. Коуз – английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1991 г.). Именно он первым включил «издержки по сделкам» в анализ экономической организации.

Сущность рынка проявляется в его структуре. В учебной литературе имеют место различные классификации этой структуры. Так, например, в зависимости от различных критериев можно построить следующую таблицу:

Критерии Структура
По отраслям Нефтяной рынок, автомобильный, компьютерный и т. п.
По характеру продаж Оптовый рынок, розничный рынок
По экономическому назначению Рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок средств производства, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок ноу-хау, теневой рынок
По степени ограничения конкуренции Монополистический рынок Олигополистический рынок Свободный рынок Смешанный рынок и т. д.
По географическому положению Местный рынок, региональный рынок, национальный, мировой рынок

Рыночное хозяйство предполагает адекватную инфраструктуру. Совокупность специальных рыночных институтов есть рыночная инфраструктура, которая включает банковскую и биржевую системы, страховые компании, рекламные бюро, информационные центры, юридические конторы и др.

Рыночная система имеет следующие характеристики:

1. Частная собственность на все виды движимого и недвижимого имущества. Право собственности представляет не только возможность заключать договоры и контракты экономическим агентам, но и приобретать, распоряжаться и реализовывать ресурсы по своему усмотрению. Институт частной собственности поддерживается правом завещания. Права собственности стимулируют инвестирование, инновации, обмен и экономический рост.

2. Равенство экономических прав юридических и физических лиц.

3. Свобода предпринимательства и выбора.

4. Конкуренция.

5. Конкурирующим механизмом рыночной системы является система цен и рынков.

6. Использование денег, личного интереса и выгоды.

7. Рыночная экономика, базируясь на товарном производстве и общественном разделении труда, предполагает активное использование современных технологий, ноу-хау, достижений НТП.

Таким образом, рынок как социально-экономический механизм имеет положительные и негативные характеристики. В целом он является величайшим изобретением человеческой цивилизации, позволяет людям при минимуме затрат получать максимальные результаты.

 

Государство и рынок

 

Одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, — стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т. е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессии; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию.

Во-первых, в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня пуска продукции и занятости.

Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» — принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств.

В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности функциони рования банковской, денежной и финансовой систем страны. Несмотря на различия в формах собственности,Центральный банк любой страны контролируется государственными органами власти или управляется лицами, назначаемыми главой государства.

Рынок в наше время не является единственным регулятором экономической жизни. На экономические отношения воздействует государство, используя законодательство и экономические методы. Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений. Особое место занимает антимонопольное законодательство, цель которого - ограничить на рынке диктат монополистических объединений. Один из рычагов регулирования экономики - государственные заказы, закупки тех или иных товаров (прежде всего, военного назначения), которые позволяют увеличить спрос, т. е. расширить внутренний рынок. Важнейшим рычагом является финансово-экономическое регулирование в форме налогов. Государство увеличивает или уменьшает ставки налогов с населения и с предпринимателей. Таким образом, оно способствует расширению производства или тормозит его, стимулирует или сокращает спрос. За счет части собранных налогов государство предоставляет субсидии предпринимателям, поощряя производство в тех или иных отраслях. Среди основных рычагов воздействия на рынок следует назвать кредитно-денежную систему. Государство обеспечивает экономику деньгами и контролирует их обращение в целях поддержания экономической стабильности (подробнее об этом вы узнаете из следующего параграфа). Товаропроизводители в определенных ситуациях (например, когда необходимо вложить средства в техническое переоснащение производства или когда предыдущая партия товара не продана и выручка не поступила) нуждаются в том, чтобы занять деньги. Их дают взаймы на короткий или длительный срок (кредит) банки. При этом деньги должны быть возращены банку в сумме, на несколько процентов превышающей сумму, взятую взаймы. Понижая или повышая процентную ставку, государственный банк ограничивает или расширяет возможности получения кредита. А это, в свою очередь, влияет на возможности расширения производства тех или иных товаров. Воздействие государства на рынок осуществляется и с помощью экономического программирования. Государственные программы или планы в рыночной экономике оказывают на нее большое влияние, хотя не являются обязательными для частных товаропроизводителей.

 

Государственные органы разрабатывают программы и прогнозы на ряд лет, анализируют варианты равновесия между производством и потреблением, между различными отраслями производства. На этой основе даются рекомендации товаропроизводителям, принимаются решения о льготных кредитах и субсидиях и других мерах активизации предпринимательской деятельности. С середины XX в. такое "косвенное планирование" рыночной экономики утвердилось во всех развитых странах Запада. За счет государства осуществляются научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что частично избавляет предпринимателей от соответствующих расходов и тем самым стимулирует производство определенных видов продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.014 с.)