Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Водородоподобная система в квантовой механикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Состояние микрочастицы описывается в квантовой механике волновой функцией ψ. Она является функцией координат и времени. Квадрат модуля волновой функции определяет вероятность dP того, что частица будет обнаружена в пределах объема dV: . (8.14) Волновая функция может быть найдена путем решения уравнения Шрёдингера: . (8.15) Здесь Δ – оператор Лапласа (); U –потенциальная энергия частицы. Уравнение Шрёдингера является основным уравнением квантовой механики. Подобно тому, как уравнения динамики Ньютона не могут быть получены теоретически, а представляют собой обобщение большого числа опытных фактов, уравнение Шрёдингера также нельзя вывести из каких-либо известных ранее соотношений. Его следует рассматривать как исходное основное предположение, справедливость которого доказывается тем обстоятельством, что все вытекающие из него следствия самым точным образом согласуются с опытными фактами. В атоме водорода или водородоподобном ионе потенциальная энергия электрона равна: . (8.16) Уравнение Шрёдингера имеет в этом случае вид: . (8.17) Можно показать, что (8.17) имеет однозначные, конечные и непрерывные решения в следующих случаях: 1) при любых положительных значениях Е; 2) при дискретных отрицательных значениях энергии, равных: , (n =1, 2, 3,…∞). (8.18) Случай Е> 0 соответствует электрону, пролетающему вблизи ядра и удаляющемуся вновь на бесконечность. Случай Е< 0 соответствует электрону, находящемуся в пределах атома. Сравнение (8.18) и (8.10) показывает, что квантовая механика приводит к таким же значениям энергии водородного атома, какие получались и в теории Бора. Однако в квантовой механике эти значения получаются логическим путём при решении уравнения Шрёдингера. Бору же для получения такого результата пришлось вводить специальные дополнительные предположения. Экспериментальная часть Приборы и оборудование: монохроматор УМ-2, ртутная лампа, неоновая лампа, водородная лампа, источник питания.
Описание экспериментальной установки
Для наблюдения спектра излучения в работе используется стеклянно-призменный монохроматор типа УМ-2, предназначенный для исследования спектров в диапазоне длин волн от 0.38 до 1.00 мкм. Схема монохроматора представлена на рис. 8.4. Коллиматор 1, имеющий щель 1', снабжен микрометрическим винтом 9 для регулировки ее ширины. Свет от исследуемого источника света падает через нее на коллиматорный объектив 2, снабженный микрометрическим винтом 8. Этот винт позволяет смещать объектив относительно щели при фокусировке спектральных линий. Далее на пути лучей расположена сложная спектральная призма 3, смонтированная на поворотном столике 6. Призма состоит из трех склеенных призм Р1, Р2, Р3. Промежуточная призма Р2 сделана из крона. Лучи, отражаясь от ее грани, поворачиваются на 90о. Благодаря такому устройству дисперсии призм Р1 и Р3 складываются. Поворотный столик 6 вращается вокруг оси при помощи барабана 7, на котором нанесены деления. При вращении барабана призма поворачивается, и в поле зрения появляются различные участки спектра, которые рассматриваются при помощи зрительной трубы, состоящей из объектива 4 и окуляра 5. Для отсчета положения линий спектра по делениям барабана 7 используется указатель 11. Массивный корпус 10 защищает основные узлы от повреждения и загрязнений.
Порядок выполнения работы
Задание 1. Градуировка монохроматора по спектральным линиям ртутной и неоновой ламп.
1. Установить неоновую лампу как можно ближе к входной щели монохроматора. 2. Зажечь неоновую лампу и пронаблюдать полученный от нее спектр. Определить d – положение каждой линии по барабану монохроматора. Результаты записать в табл.8.1. 3. Заменить неоновую лампу ртутной и провести аналогичные измерения; результаты записать в табл.8.2. 4. Построить по полученным данным обеих таблиц 8.1 и 8.2 объединенный график зависимости длины волны от делений барабана: λ= f (d) (градуировочный график).
Таблица 8.1
Таблица 8.2
Задание 2. Измерение спектра водорода. 1. Осторожно установить водородную лампу у входной щели монохроматора. 2. Зажечь водородную лампу и пронаблюдать полученный от нее спектр. 3. Определить положение спектральной линии по барабану монохроматора. Результаты занести в таблицу 8.3. 4. С помощью градуировочного графика найти длины волн линий спектра водорода и также занести в таблицу 8.3. Таблица 8.3
5. Рассчитать постоянную Ридберга для каждой спектральной линии водорода, выразив R из формулы (8.1). 6. Найти среднее значение R ср, рассчитать погрешность Δ R; все результаты записать в табл.8.3. 7. По формуле (8.13) рассчитать теоретическое значение постоянной Ридберга. Сравнить экспериментальное R ср значение с теоретическим. 8. Из (8.13) выразить постоянную Планка и рассчитать её экспериментальное значение, подставив в формулу экспериментальное R ср. Сравнить с табличным: h =6.63.10-34 Дж.с. 9. Сделать выводы. Контрольные вопросы 1. Ядерная модель атома и её трудности. 2. Сформулируйте постулаты Бора. 3. Используя постулаты Бора, найдите радиусы разрешённых орбит, скорости электрона на них и энергии стационарных состояний. 4. Представьте графически схему энергетических уровней и опишите спектр атома водорода, происхождение серий и отдельных линий в этом спектре. Что такое основное состояние? Возбуждённое? Ионизированное? 5. Недостатки теории Бора. В чём её ценность? 6. Как в квантовой механике описывается состояние микрочастицы? Физический смысл волновой функции. 7. Запишите уравнение Шрёдингера. Каким образом в квантовой механике получается квантование энергии? Используемая литература
[1] §§ 37.5, 38.1-38.4, 39.1,39.2; [2] §§ 29.1, 30.1, 30.4, 31.3; [3] §§ 4.2, 4.16. 4.21, 4.27-4.31; [6] §§ 14, 15, 21, 22; [7] §§ 208-212, 223-225.
Лабораторная работа 3-09
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.007 с.) |