Тактика иных следственных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика иных следственных действий



Тактика допроса несовершеннолетнего обви­няемого. Предъявление обвинения должно стать для подростка собы­тием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки. При предъявлении обвинения несовершеннолетнему

нужно не только разъяснить его сущность, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причи­нен обществу и близким.

Анализ следственной практики показывает, что нередко обвинение несовершеннолетним предъявляется несвоевременно — непосредст­венно перед ознакомлением обвиняемого с материалами дела, что при­водит к нарушению права обвиняемого на защиту. В таких случаях не­совершеннолетний обвиняемый и его защитник, в связи с завершением предварительного следствия непосредственно после предъявления об­винения, не имеют реальной возможности реализовать свои права, предусмотренные законом.

Предъявление обвинения имеет важное воспитательное значение и в отношении подростка, к которому на предварительном следствии применяются меры, заменяющие уголовное наказание. В противном случае у таких подростков и в ближайшем окружении создается впе­чатление о полной безнаказанности.

Если изучение личности при подготовке к допросу несовершенно­летнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и бо­лее узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подго­товке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подрост­ка, путем использования тех же источников информации, должна быть изучена всесторонне.

В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежа­щие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед не­совершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъяв­ленному обвинению.

После оглашения постановления о привлечении в качестве обви­няемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он се­бя виновным в предъявленном обвинении или нет, как это предусмот­рено ст. 150 УПК РСФСР. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя.; После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ I несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать.

Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершенно­летнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликт­ной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: а) мак­симальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; б) получение объяснений по поводу имею­щихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стиму-j лирования дальнейшей детализации показаний; в) выявление обстоя-I тельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, I

и поведения соучастников после совершения общественно опасных действий; г) постановка дополнительных вопросов для уточнения мо­тива и цели преступления; д) не рекомендуется требовать от раскаяв­шегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наи­более жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех так­тических приемов, -которые были рекомендованы при допросе несовер­шеннолетних подозреваемых, целесообразны следующие: а) предъяв­ление в определенной последовательности собранных в процессе рас­следования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем по­рядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную сис­тему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолет­нему нужно разъяснить; б) в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведе­ния фактические данные, которые непосредственно не уличают подро­стка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого он не совершал; в) допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь распо­лагает достаточными доказательствами для опровержения ложных по­казаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема за­ключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимо­сти ложных показаний и по другим вопросам; г) психологический эф­фект внезапности можно применять в зависимости от возраста допра­шиваемого и характера доказательств, которыми располагает следова­тель; д) разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину об­стоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

Тактика очной ставки. Очная ставка — не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершенно­летнего обвиняемого (подозреваемого) и других допрошенных по делу лиц, так как на очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого уча­стника очной ставки, но и из-за повышенный внушаемости и податли­вости, а также в результате сильного психологического воздействия со стороны другого допрошенного на очной ставке лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следст-

венных действий (следственного эксперимента, проверка показаний на месте и др.), следователь должен использовать прежде всего эти воз­можности.

Нецелесообразно проводить очную ставку при очевидности отрица­тельного воздействия на несовершеннолетнего обвиняемого со сторо­ны взрослого соучастника (угроза, запугивание, шантаж) или если не­совершеннолетний потерпевший болезненно реагирует на предстоя­щую встречу с обвиняемым. В подобных случаях показания несовер­шеннолетнего обвиняемого или потерпевшего можно зафиксировать с помощью видео- или звукозаписи и воспроизвести их при допросе. При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взросло­го путем твердого контроля за его поведением, очную ставку с участи­ем несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы.

При невозможности устранения существенных противоречий дру­гими процессуальными средствами возникает вопрос о проведении оч­ной ставки. При ее проведении желательно присутствие педагога, ко­торый, используя свои специальные познания, не только сможет по­мочь в подготовке и проведении очной ставки, но и в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на друго­го участника очной ставки. При проведении очной ставки с несовер­шеннолетним обвиняемым может участвовать защитник.

Выбор момента для производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого определяется достаточностью соб­ранных доказательств, которые можно использовать для изобличения другого соучастника преступления. Разрабатывая план производства очной ставки, необходимо предусмотреть возможность последователь­ного использования совокупности вещественных доказательств, доку­ментов, заключений экспертиз и других источников.

С большой осмотрительностью следует проводить очную ставку между несовершеннолетним, вовлеченным в преступную деятельность, и взрослым подстрекателем из числа близких родственников. Несовер­шеннолетнему трудно разобраться в сложившейся ситуации, особенно, если взрослый подстрекатель и после очной ставки продолжает отри­цать какую-либо причастность к совершенному преступлению.

Первым на очной ставке следует допрашивать того, кто дает наибо­лее правдивые показания. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую позицию он бы не занимал, за исключе­нием следующих случаев: а) если подросток дает заведомо ложные по­казания; б) когда уровень антисоциальной направленности личности не­совершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника; в) если разница в возрасте допрашиваемых незначительна.

Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отно­шения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняе­мому. Такой подход дает возможность выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей: а) очевидцы и иные свидетели; б) под­ростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого; в) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых пре­кращено в порядке, ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. По возрастному признаку надо выделить и малолетних свидетелей.

В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется: а) при отсутствии данных о психическом развитии; б) при особой замкнуто­сти свидетеля; в) в случае допроса свидетеля с антисоциальной на­правленностью личности.

При подготовке к допросу необходимо выяснить отношение к свер­стникам, черты характера, наличие определенных интересов, взаимоот­ношения с участниками события. Для того чтобы исключить возмож­ность постороннего влияния со стороны заинтересованных лиц, надо сократить срок вызова и допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При допросе данной категории свидетелей предпочтителен свобод­ный рассказ, но постановка дополнительных вопросов чаще всего не­избежна. При разработке тактики допроса надо обращать внимание на правильность формулировки и последовательность вопросов.

Данная категория свидетелей обычно испытывает доверие к следова­телю, поэтому необходима особая осторожность при формулировании вопросов, чтобы они не носили внушающего, наводящего характера.

При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших надо учитывать, что: а) они заинтересованы в исходе дела; б) чувство стра­ха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличива­ется; в) усилия потерпевшего в момент нападения были направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от посягательства; г) факт преступного посягательства травмирует психику потерпевшего или унижает его достоинство, и это может привести к умалчиванию; д) на потерпевшего нередко оказывается психическое воздействие, чтобы он «простил» виновного; е) поведение потерпевшего может быть и провоцирующим.

При планировании допроса несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что эти подростки нередко входят в те же криминогенные группы, что и несо­вершеннолетний обвиняемый. Чувство дружбы в таких группах пони­мается не всегда правильно, так как она возникает на почве нездоро-

вых интересов. По этим причинам такие подростки не всегда бывают откровенны, что надо учитывать при подготовке к их допросу.

При подготовке к допросу несовершеннолетних, дело о которых прекращено в соответствии со ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с не­достижением возраста уголовной ответственности, надо учитывать, что они также близки к несовершеннолетнему, привлекаемому к уго­ловной ответственности. По этой причине они менее охотно дают по­казания в отношении своих соучастников. При их допросе могут быть применены изложенные рекомендации о тактических приемах допроса несовершеннолетних обвиняемых, с учетом их личностных качеств и-процессуального положения.

Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допраши­вают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитате­ля детсада) и родителей.

Фиксация показаний. В процессе допроса не рекомендуется пока­зания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосре­доточиться на реализации тактического плана допроса. В протокол по­казания целесообразно заносить только по окончании допроса, сохра­няя свойственные несовершеннолетним обороты речи.

Видео- и звукозапись целесообразно применять: а) если есть осно­вания, что подросток может изменить показания под воздействием со­участников или родственников; б) при нецелесообразности проведения очной ставки и необходимости воспроизведения видео- или звукозапи­си показаний несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля взрос­лому или несовершеннолетнему соучастнику преступления; в) для фиксации обстановки допроса; г) при необходимости зафиксировать специфические для несовершеннолетнего обороты речи.

Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за вос­питание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что роди­тели, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела, по­этому тактика и этика их допроса предполагает сочетание активности следователя в получении объективной информации с пониманием своеобразия их положения и эмоционального состояния.

Показания данной категории свидетелей необходимы: а) для выяв­ления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения; б) для выявления обстоятельств, спо­собствующих противоправному поведению несовершеннолетнего; в) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспита­телей за ненадлежащее воспитание подростка и их роли в ресоциали-зации несовершеннолетнего.

Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другой учитель, который может дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя на­блюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети родителей дают объективные показания.

Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмо­циональной окраски».

Информация о работающем подростке может быть получена и при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе. Эта ка­тегория свидетелей, к сожалению, на предварительном следствии доп­рашивается редко. У них чаще всего выясняются обстоятельства, свя­занные с совершенным преступлением, узнается о поведении несовер­шеннолетнего на работе и лишь иногда о его интересах, об источниках отрицательного влияния в ближайшем окружении несовершеннолетне­го, о его связях. При разработке тактики допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего обвиняемого, надо иметь в виду базовые вопросы, подлежащие выяснению: условия жизни и воспита­ния, психофизическое развитие подростка; его потребности, интересы, поведение; личностные качества и особенности характера; отношение к учебе (работе); взаимоотношения в коллективе, по месту жительства; данные о ранее совершенных проступках и принимавшихся мерах; об­стоятельства совершенного преступления, предшествующие и после­дующие действия подростка; причины и условия противоправного по­ведения несовершеннолетнего; взаимоотношения родителей и их отно­шение к воспитанию детей; отношение детей к родителям.

Назначение экспертиз. Специфическими для данной категории уголовных дел являются судебные психолого-психиатрические и су­дебно-медицинские эксперты. Среди несовершеннолетних правонару­шителей значительна доля лиц с психиатрическими аномалиями. Де­фекты в психике подростка могут быть вследствие хронической ду­шевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, значительного отставания в психическом развитии, сенсорной недос­таточности (дефекты слуха, зрения), иного болезненного состояния.

В соответствии со ст. 392 УПК РСФСР при наличии данных об ум­ственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Важность проверки таких фактов обусловле­на тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний дос­тиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но

вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психи­ческим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и об­щественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В подобных случаях назначается судебно-психологическая экспертиза.

Если в процессе расследования добыты данные о душевном заболе­вании несовершеннолетнего, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставятся традиционные вопросы.

В порядке подготовки и назначению указанных экспертиз следова^ телю необходимо: а) запросить из лечебного учреждения, диспансера сведения о психофизическом развитии несовершеннолетнего, перене­сенных заболеваниях и состоянии его здоровья; б) у родителей и вос­питателей дошкольных учреждений выяснить вопросы, связанные с развитием подростка; начиная с младенческого возраста; в) у родите­лей и учителей получить сведения о школьном периоде жизни подро­стка (учебе, поведении, отношении с учащимися); г) выяснить условия жизни и воспитания подростка, его потребности и интересы, об отно­шении родителей к воспитанию детей.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей на разреше­ние судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопро­сы: а) имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отста­лости, не связаны ли они с психическим заболеванием, и, если имеют­ся, в чем конкретно они выражаются? б) с учетом состояния психиче­ского развития мог ли он в полной мере осознавать фактический ха­рактер и общественную опасность своих действий? в) в какой мере он мог руководить своими действиями?

В случае возникновения сомнения в способности несовершеннолет­него (малолетнего) свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правиль­ные показания на.разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: а) каковы особенности его психического развития? б) мог ли он с учетом его психического развития правильно воспринимать определенные обстоятельства (ука­зать какие) и давать о них правильные показания? в) имеются ли у несовершеннолетнего (малолетнего) признаки повышенной внушаемо­сти или повышенной склонности к фантазированию? г) мог ли несо­вершеннолетний (малолетний), учитывая состояние его психического развития, понимать сущность происходящих на его глазах событий?

При необходимости установления факта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании на разрешение судебно-психологиче­ской экспертизы ставятся следующие вопросы: могла ли потерпевшая,

 

учитывая присущие ей особенности психического развития, ее эмоцио­нальное состояние и объективно сложившуюся ситуацию, а) понимать характер и значение действий обвиняемого? б) оказывать сопротивле­ние преступнику?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.023 с.)