Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактика иных следственных действийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Предъявление обвинения должно стать для подростка событием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки. При предъявлении обвинения несовершеннолетнему нужно не только разъяснить его сущность, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причинен обществу и близким. Анализ следственной практики показывает, что нередко обвинение несовершеннолетним предъявляется несвоевременно — непосредственно перед ознакомлением обвиняемого с материалами дела, что приводит к нарушению права обвиняемого на защиту. В таких случаях несовершеннолетний обвиняемый и его защитник, в связи с завершением предварительного следствия непосредственно после предъявления обвинения, не имеют реальной возможности реализовать свои права, предусмотренные законом. Предъявление обвинения имеет важное воспитательное значение и в отношении подростка, к которому на предварительном следствии применяются меры, заменяющие уголовное наказание. В противном случае у таких подростков и в ближайшем окружении создается впечатление о полной безнаказанности. Если изучение личности при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и более узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подростка, путем использования тех же источников информации, должна быть изучена всесторонне. В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежащие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед несовершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъявленному обвинению. После оглашения постановления о привлечении в качестве обвиняемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении или нет, как это предусмотрено ст. 150 УПК РСФСР. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя.; После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ I несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать. Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: а) максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; б) получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стиму-j лирования дальнейшей детализации показаний; в) выявление обстоя-I тельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, I и поведения соучастников после совершения общественно опасных действий; г) постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления; д) не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях. При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, -которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетних подозреваемых, целесообразны следующие: а) предъявление в определенной последовательности собранных в процессе расследования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем порядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную систему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить; б) в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведения фактические данные, которые непосредственно не уличают подростка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого он не совершал; в) допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам; г) психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого и характера доказательств, которыми располагает следователь; д) разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину обстоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии. Тактика очной ставки. Очная ставка — не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и других допрошенных по делу лиц, так как на очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого участника очной ставки, но и из-за повышенный внушаемости и податливости, а также в результате сильного психологического воздействия со стороны другого допрошенного на очной ставке лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следст- венных действий (следственного эксперимента, проверка показаний на месте и др.), следователь должен использовать прежде всего эти возможности. Нецелесообразно проводить очную ставку при очевидности отрицательного воздействия на несовершеннолетнего обвиняемого со стороны взрослого соучастника (угроза, запугивание, шантаж) или если несовершеннолетний потерпевший болезненно реагирует на предстоящую встречу с обвиняемым. В подобных случаях показания несовершеннолетнего обвиняемого или потерпевшего можно зафиксировать с помощью видео- или звукозаписи и воспроизвести их при допросе. При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взрослого путем твердого контроля за его поведением, очную ставку с участием несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы. При невозможности устранения существенных противоречий другими процессуальными средствами возникает вопрос о проведении очной ставки. При ее проведении желательно присутствие педагога, который, используя свои специальные познания, не только сможет помочь в подготовке и проведении очной ставки, но и в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на другого участника очной ставки. При проведении очной ставки с несовершеннолетним обвиняемым может участвовать защитник. Выбор момента для производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого определяется достаточностью собранных доказательств, которые можно использовать для изобличения другого соучастника преступления. Разрабатывая план производства очной ставки, необходимо предусмотреть возможность последовательного использования совокупности вещественных доказательств, документов, заключений экспертиз и других источников. С большой осмотрительностью следует проводить очную ставку между несовершеннолетним, вовлеченным в преступную деятельность, и взрослым подстрекателем из числа близких родственников. Несовершеннолетнему трудно разобраться в сложившейся ситуации, особенно, если взрослый подстрекатель и после очной ставки продолжает отрицать какую-либо причастность к совершенному преступлению. Первым на очной ставке следует допрашивать того, кто дает наиболее правдивые показания. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую позицию он бы не занимал, за исключением следующих случаев: а) если подросток дает заведомо ложные показания; б) когда уровень антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника; в) если разница в возрасте допрашиваемых незначительна. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей: а) очевидцы и иные свидетели; б) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого; в) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено в порядке, ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. По возрастному признаку надо выделить и малолетних свидетелей. В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется: а) при отсутствии данных о психическом развитии; б) при особой замкнутости свидетеля; в) в случае допроса свидетеля с антисоциальной направленностью личности. При подготовке к допросу необходимо выяснить отношение к сверстникам, черты характера, наличие определенных интересов, взаимоотношения с участниками события. Для того чтобы исключить возможность постороннего влияния со стороны заинтересованных лиц, надо сократить срок вызова и допроса несовершеннолетнего свидетеля. При допросе данной категории свидетелей предпочтителен свободный рассказ, но постановка дополнительных вопросов чаще всего неизбежна. При разработке тактики допроса надо обращать внимание на правильность формулировки и последовательность вопросов. Данная категория свидетелей обычно испытывает доверие к следователю, поэтому необходима особая осторожность при формулировании вопросов, чтобы они не носили внушающего, наводящего характера. При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших надо учитывать, что: а) они заинтересованы в исходе дела; б) чувство страха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличивается; в) усилия потерпевшего в момент нападения были направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от посягательства; г) факт преступного посягательства травмирует психику потерпевшего или унижает его достоинство, и это может привести к умалчиванию; д) на потерпевшего нередко оказывается психическое воздействие, чтобы он «простил» виновного; е) поведение потерпевшего может быть и провоцирующим. При планировании допроса несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что эти подростки нередко входят в те же криминогенные группы, что и несовершеннолетний обвиняемый. Чувство дружбы в таких группах понимается не всегда правильно, так как она возникает на почве нездоро- вых интересов. По этим причинам такие подростки не всегда бывают откровенны, что надо учитывать при подготовке к их допросу. При подготовке к допросу несовершеннолетних, дело о которых прекращено в соответствии со ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, надо учитывать, что они также близки к несовершеннолетнему, привлекаемому к уголовной ответственности. По этой причине они менее охотно дают показания в отношении своих соучастников. При их допросе могут быть применены изложенные рекомендации о тактических приемах допроса несовершеннолетних обвиняемых, с учетом их личностных качеств и-процессуального положения. Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допрашивают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитателя детсада) и родителей. Фиксация показаний. В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. В протокол показания целесообразно заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетним обороты речи. Видео- и звукозапись целесообразно применять: а) если есть основания, что подросток может изменить показания под воздействием соучастников или родственников; б) при нецелесообразности проведения очной ставки и необходимости воспроизведения видео- или звукозаписи показаний несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля взрослому или несовершеннолетнему соучастнику преступления; в) для фиксации обстановки допроса; г) при необходимости зафиксировать специфические для несовершеннолетнего обороты речи. Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что родители, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела, поэтому тактика и этика их допроса предполагает сочетание активности следователя в получении объективной информации с пониманием своеобразия их положения и эмоционального состояния. Показания данной категории свидетелей необходимы: а) для выявления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения; б) для выявления обстоятельств, способствующих противоправному поведению несовершеннолетнего; в) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспитателей за ненадлежащее воспитание подростка и их роли в ресоциали-зации несовершеннолетнего. Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другой учитель, который может дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя наблюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети родителей дают объективные показания. Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмоциональной окраски». Информация о работающем подростке может быть получена и при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе. Эта категория свидетелей, к сожалению, на предварительном следствии допрашивается редко. У них чаще всего выясняются обстоятельства, связанные с совершенным преступлением, узнается о поведении несовершеннолетнего на работе и лишь иногда о его интересах, об источниках отрицательного влияния в ближайшем окружении несовершеннолетнего, о его связях. При разработке тактики допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего обвиняемого, надо иметь в виду базовые вопросы, подлежащие выяснению: условия жизни и воспитания, психофизическое развитие подростка; его потребности, интересы, поведение; личностные качества и особенности характера; отношение к учебе (работе); взаимоотношения в коллективе, по месту жительства; данные о ранее совершенных проступках и принимавшихся мерах; обстоятельства совершенного преступления, предшествующие и последующие действия подростка; причины и условия противоправного поведения несовершеннолетнего; взаимоотношения родителей и их отношение к воспитанию детей; отношение детей к родителям. Назначение экспертиз. Специфическими для данной категории уголовных дел являются судебные психолого-психиатрические и судебно-медицинские эксперты. Среди несовершеннолетних правонарушителей значительна доля лиц с психиатрическими аномалиями. Дефекты в психике подростка могут быть вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, значительного отставания в психическом развитии, сенсорной недостаточности (дефекты слуха, зрения), иного болезненного состояния. В соответствии со ст. 392 УПК РСФСР при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Важность проверки таких фактов обусловлена тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В подобных случаях назначается судебно-психологическая экспертиза. Если в процессе расследования добыты данные о душевном заболевании несовершеннолетнего, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставятся традиционные вопросы. В порядке подготовки и назначению указанных экспертиз следова^ телю необходимо: а) запросить из лечебного учреждения, диспансера сведения о психофизическом развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях и состоянии его здоровья; б) у родителей и воспитателей дошкольных учреждений выяснить вопросы, связанные с развитием подростка; начиная с младенческого возраста; в) у родителей и учителей получить сведения о школьном периоде жизни подростка (учебе, поведении, отношении с учащимися); г) выяснить условия жизни и воспитания подростка, его потребности и интересы, об отношении родителей к воспитанию детей. В отношении несовершеннолетних правонарушителей на разрешение судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопросы: а) имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отсталости, не связаны ли они с психическим заболеванием, и, если имеются, в чем конкретно они выражаются? б) с учетом состояния психического развития мог ли он в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий? в) в какой мере он мог руководить своими действиями? В случае возникновения сомнения в способности несовершеннолетнего (малолетнего) свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания на.разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: а) каковы особенности его психического развития? б) мог ли он с учетом его психического развития правильно воспринимать определенные обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания? в) имеются ли у несовершеннолетнего (малолетнего) признаки повышенной внушаемости или повышенной склонности к фантазированию? г) мог ли несовершеннолетний (малолетний), учитывая состояние его психического развития, понимать сущность происходящих на его глазах событий? При необходимости установления факта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании на разрешение судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопросы: могла ли потерпевшая,
учитывая присущие ей особенности психического развития, ее эмоциональное состояние и объективно сложившуюся ситуацию, а) понимать характер и значение действий обвиняемого? б) оказывать сопротивление преступнику?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.009 с.) |