Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матрица — модель коэффициентов веса в методе главных компонент

Поиск

 

 

Признак   Коэффициенты веса  
       
*1 а2 аз о4
У\ 0,26 0,00 0,00 -0,70
У2 0,30 0,00 0,00 -0,44
УЗ 0,43 -0,65 0,00 0,00
УА 0,28 -0,64 0,00 0,00
У5 0,34 0,00 0,86 0,00
Уб 0,24 -0,67 ■ 0,00 0,24
У1 0,40 0,51 0,00 0,00
У% -0,60 -0,30 0,00 0,00
У9 0,59 0,00 -0,46 0,00
ЛО 0,57 0,00 0,00 0,45
У и * 0,63 0,00 -0,48 0,00

ми задачи, общие главные компоненты связаны более чем с одним признаком.

В табл. 2.1 приведены четыре главные компоненты, полу­ченные при исследовании влияния подготовки специалистов на их работу на производстве.

Как видно из табл. 2.1, первая главная компонента имеет весовые коэффициенты, связывающие ее с каждым из при­знаков. Она связана со всеми переменными, поэтому назовем ее генеральной компонентой. Остальные три компоненты связаны только с некоторыми переменными, поэтому их надо отнести к групповым.

Представим результаты решения графически. На рис. 2.5а обозначены главные компоненты fn а весовые коэффициен­ты проставлены в клеточках внутри компоненты и указывают на тесноту связи между данным признаком и данной главной компонентой.

Итак, все признаки, за исключением одного, оказались связанными с двумя главными компонентами, а признак у^ —


Рис. 2.5. Графическая схема результатов, полученных методом

главных компонент: а — значение главных компонент; 6 — общее отображение связей между главными компонентами.

с тремя главными компонентами. В другом случае может ока­заться, что некоторый признак связан только с одной главной компонентой, как, например, у^ на рис. 2.55.

Несмотря на то что вместо п признаков получено такое же количество главных компонент, вклад большей части главных компонент в объясняемую дисперсию оказывается неболь-



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


шиє специалисты оцениваются в зависимости от их успехов по тем или иным дисциплинам.

Большое количество причин влияет на работу специали­стов на производстве. Сюда входят условия труда и дисцип­лина производства на данном предприятии, личные качества работника и т. д. Существует определенное влияние и уровня подготовки специалиста.

Интересно было бы выявить скрытые связи, существую­щие между этими двумя подсистемами. Для обработки ин­формации, поступающей из этих двух подсистем, целесооб­разно создать третью подсистему (подсистему анализа).

Тогда большая система будет состоять из трех подсистем, причем третья подсистема призвана вырабатывать управляю­щее воздействие для подсистемы подготовки специалистов. Подсистема подготовки специалистов обладает наибольшей способностью к корректировке процесса ее функционирова­ния по сравнению с процессом производства. Сама коррек­тировка (по объективным критериям) программ и методов подготовки по сравнению со всеми затратами на обучение стоит значительно дешевле.

Таким образом, предлагается установить научно обоснован­ную обратную связь между подсистемой производства и под­системой подготовки через вновь введенную подсистему анали­за. Исследование можно провести методом главных компонент.

Для решения поставленной задачи необходимо в подсис­теме производства получить оценки работы специалистов за определенный период времени. В течение года, например, проводится периодическая оценка специалистов, работающих в СУП, по трем признакам: оценка работы как специалиста, оценка работы как руководителя, оценка производственной дисциплины. Так как в техникуме, вузе и на производстве по каждому признаку имеется несколько оценок, в качестве оценки признака берется средняя из четырехбалльной оценки. Кроме того, по четырехбалльной системе оценивается специ­альность обучаемого до поступления в техникум.

Известно, что после окончания учебного заведения моло­дому специалисту выделяется период для адаптации к прак­тическим условиям работы в СУП. После этого специалист сдает зачет на право самостоятельной работы. Длительность этого периода является характеристикой выпускника (учиты-


6*



вается число дней от момента прибытия в СУП до даты по­лучения права на самостоятельную работу).

•Для.удобства расчетов пронумеруем характеристики при­
знаков:.

1) оценка специальности до поступления в техникум;

2) «Электротехника»;

3) «Основы ремонта блоков СУП»;

4) «Конструкция блоков СУП»;

5) «Техника безопасности»;

6) «Электрооборудование СУП»;

7) «Эксплуатация оборудования СУП»;

8) «Организация работы в СУП»;

9) оценка продолжительности дополнительной подготовки на производстве до допуска к самостоятельной работе;

10) оценка специалиста при текущем контроле на произ­
водстве;

ID оценка способностей к руководству подчиненными;

12) оценка производственной дисциплины.

Признаки 2—8 выражаются оценками по предметам, изу­ченным в техникуме.

По всем перечисленным признакам были получены оценки для 77 человек, обучавшихся в техникуме в течение трех лет и проработавших после этого год в СУП.

После обработки полученных результатов по алгоритму в со­ответствии с операторами А\— Л]8 (рис. 3.2) была получена кор­реляционная матрица (табл. 3.1). Необходимо напомнить, что данная матрица является симметричной матрицей и ее элемен­ты /^ — Ііф поэтому нижняя часть этой матрицы не заполнена.

При решении по стандартной программе задачи по полу­чению матрицы-модели и диагональной матрицы собствен­ных значений главные компоненты извлекали до величины у = 0,80, поэтому была получена следующая диагональная мат­рица Л.


Л =


 

3,021 0 0 0 0    
0 1,943 0 0 0    
0 0 1,336 0 0    
0 0 0 1,173 0    
0 0 0 0 0,900    
0 0 0 0 0 0,882  

 



0 0 0,708


Таблица 3.1 Матрица парных коэффициентов корреляции

 

у>                     '11  
1 1 0,037 0,129 0,149 0,121 0,158 -0,013 0,096 -0,249 0,070 -0,023 0,199
2 1 0,019 0,05*4 0,181 -0,093 0,086 0,032 0,166 -0,045 -0,116 -0,141
    0,188 0,048 0,098 0,044 0,111 -0,205 0,152 0,059 0,227
      0,568 0,323 0,561 0,430 -0,059 0,264 -0,053 0,232
        0,042 0,399 0,373 -0,053 0,206 0,020 0,131
          0,113 0,081 -0,361 -0,079 0,387 -0,128
            0,462 0,069 0,123 0,106 0,104
              0,034 0,347 0,167 0,277
                -0,354 -0,399 -0,381
                  0,388 0,425
                    0,394
      ~              


 



 


Таблица 3.3 Весовые коэффициенты

 

1—'—------ У) а2 а3 а4 "5 Об "7
  0,29 0,16 -0,17 . 0,69 -0,23 -0,40 0,35
  ' -0,02 -0,43 0,03 0,37 0,79 -0,05 0,12
  0*33 0,19 0,03 0,44 0,01 0,80 0,01
  0,73 -0,40 -0,21 0,03 -0,15 0,05 -0,19
  0,58 -0,47 -0,01 0,12 0,04 -0,20 -0,39
  0,33 0,23 -0,86 -0,12 0,08" 0,05 0,05
  0,57 -0,52 -0,10 -0,24 -0,09 0,09 0,11
  0,65 -0,32 0,17 -0,16 -0,10 0,03 0,39
  -0,42 -0,67 0,16 -0,17 -0,08 0,13 0,32
  0,59 0,24 0,46 -0,08 0,15 -0,09 -0,19
ас 0,46 0,49 -0,10 -0,45 0,36 -0,03 0,24
  0,58 0,38 0,47 0,05 -0,08 -0,04 0,13

На основе изложенного можно заключить, что первая главная компонента действительно «характеризует способно­сти специалиста, проявленные в работе и учебе.

Остановимся на второй главной компоненте. Наиболее вы­сокий положительный коэффициент веса соответствует при­знаку 11 — оценка способностей к руководству подчиненными. Меньшими, но положительными значениями коэффициента веса эта компонента связана с признаками 10 и 12. Отрица­тельные коэффициенты веса у признаков, характеризующих успехи в обучении, показывают, что способности к руково­дству'воздействуют на вторую главную компоненту в сторону, противоположную успехам в обучении (признакам 2, 4, 5, 7, 8). Значит, изучение дисциплин в техникуме поставлено так, что они не формируют способности к руководству.

Можно полагать, что способности к руководству подчи­ненными связаны во второй главной компоненте с призна­ком 6 — оценка по предмету «Электрооборудование СУП». С учетом того, что с этой главной компонентой больше связаны признаки, определяющие производство (10, 11, 12), она и была названа «способности к руководству производством». По-



 


Точка признака 9 противостоит всем остальным призна­кам. Это естественно, так как увеличение времени на подго­товку к самостоятельной работе связано с низкими успехами в учебе. Точка признака" 2 оказалась удаленной и мало свя­занной с другими точками в плоскости двух компонент. Этот признак представляет электротехнику, т.е. предмет, который считается основным при подготовке электриков.

Анализ учебных программ и учебного процесса показал, что вследствие дублирования информации, получаемой по электротехнике в других дисциплинах, успех или неуспех по электротехнике нивелировался при изучении последующих предметов. Произведенный анализ позволил значительно из­менить учебный процесс в сторону приведения его в соответ­ствие с требованиями практической работы в СУП.

Рассмотрим более подробно первую главную компоненту, так как^она также является наиболее весомой характеристи­кой в исследовании учебного процесса подготовки специали­стов СУП в вузе. Она влияет на появление ошибок в работе специалистов, на возникновение аварийных ситуаций в ра­боте на производстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.007 с.)