Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности на основе игровых критериевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия теории игр На практике* часто появляется необходимость согласования действий ряда объединений и министерств в тех случаях, когда их интересы не совпадают. В таких ситуациях может помочь теория игр. Она позволяет найти лучшее решение для поведения участников, обязанных согласовывать действия при столкновении интересов. Теория игр все шире проникает в практику экономических решений и исследований. Ее можно рассматривать как инструмент, помогающий повысить эффективность плановых и управленческих решений. Это имеет большое значение при решении задач в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, особенно при заключении договоров с иностранными государствами на любом иерархическом уровне. Так можно определить научно обоснованный уровень сезонного снижения розничных цен, оптимальный уровень товарных запасов. При исследовании работы транспорта можно решать задачи экскурсионного обслуживания и выбора новых линий городского транспорта. Можно решить задачу планирования порядка организации эксплуатации месторождений полезных ископаемых в стране. Классической стала задача выбора участков земли под сельскохозяйственные культуры. Метод теории игр можно применять при выборочных обследованиях конечных совокупностей, при проверке статистических гипотез. Обычно теорию игр определяют как раздел математики, занимающийся изучением конфликтных ситуаций. Это значит, чтб при помощи данного раздела математики можно выработать оптимальные правила поведения для каждой стороны, участвующей в разрешении конфликтной ситуации. В экономике, например, оказался недостаточным аппарат математического анализа, занимающийся определением экстремумов функций. Появилась необходимость изучения оптимальных минимаксных и максиминных решений. Значит, теорию игр можно рассматривать как новый раздел теории оптимизации, позволяющий решать новые задачи при принятии решений. Игра — упрощенная формализованная модель реальной конфликтной ситуации. Математически формализация означает, что разработаны определенные правила действия сторон в процессе игры: • варианты действия сторон; • исход игры при данном варианте действия; • объем информации каждой стороны о поведении всех других сторон. В главе 6 мы отмечали, что одну (играющую) сторону при исследовании операций может представлять коллектив, преследующий некоторую общую цель. Однако разные члены коллектива могут быть по-разному информированы об обстановке проведения игры. Выигрыш или проигрыш сторон оценивается численно, другие случаи в теории игр не рассматриваются, хотя не всякий выигрыш можно оценить количественно. Игрок — одна из сторон в игровой ситуации. Стратегия игрока — правило действия игрока в каждой из возможных ситуаций игры. Существуют игровые системы управления, если процесс управления в них рассматривается как игра. Платежная матрица (матрица эффективности, матрица игры) — матрица, включающая все значения выигрышей (в конечной игре). Пусть и грок А имеет т стратегий А,-, а игрок В — п стратегий Bj (і = l,m;j= 1, п). Игра может быть названа игрой т х п. Представим ее матрицу эффективности, сопроводив необходимыми обозначениями:
В данной матрице элементы я,у — значения выигрышей. Элемент ви может означать и математическое ожидание выигрыша (среднее значение), если выигрыш является случайной величиной. В теории игр не существует установившейся классификации видов игр. Однако некоторые виды можно выделить. Если в игре участвуют-две стороны, то ее называют игрой двух игроков. Если число сторон более двух, то ее относят к игре п игроков. Наибольший интерес вызывают игры двух игроков. Они и математически наиболее глубоко проработаны, и в практических приложениях имеют наиболее обширную библиографию. В зависимости от количества стратегий игры делятся на конечные и бесконечные. В конечной игре каждый из игроков имеет конечное число возможных стратегий. Если же хотя бы один из игроков имеет бесконечное число возможных стратегии, то игра является бесконечной. В зависимости от взаимоотношения сторон игры делятся на бескоалиционные, коалиционные и кооперативные. Если игроки не имеют права вступать в соглашение, образовывать коалицию, то такая игра относится к бескоалиционной; если же игроки могут вступать в соглашение, создавать коалицию — к коалиционной. Кооперативная игра — это игра, в которой заранее определены коалиции. Существует классификация по характеру выигрышей. Это игры с нулевой суммой и игры с ненулевой суммой. Игра с нулевой суммой предусматривает, что «сумма выигрышей всех игроков в каждой партии равна нулю». Игры двух игроков с нулевой суммой относят к классу антагонистических игр. Естественно, выигрыш одного игрока всегда равен проигрышу другого. Примерами игры с нулевой суммой служат многие экономические задачи. В них общий капитал всех игроков перераспределяется между игроками, но не меняется. В качестве примеров игр с ненулевой суммой можно привести большое количество экономических задач. Так, в результате торговых взаимоотношений стран, участвующих в игре, все участники могут оказаться в выигрыше. Игра, в которой надо вносить взнос за право участия в ней, является игрой с ненулевой суммой. В зависимости от вида функции выигрышей игры подразделяются на матричные, биматричные, непрерывные, выпуклые, сепарабельные и т. д. Поясним некоторые из них. Матричная игра — конечная игра двух игроков с нулевой суммой. В общем случае ее платежная матрица является прямоугольной. Номер строки матрицы соответствует номеру стратегии, применяемой первым игроком А. Номер столбца матрицы соответствует номеру стратегии, применяемой вторым игроком В. Выигрыш первого игрока является элементом матрицы. Выигрыш второго игрока равен проигрышу первого игрока. Известно, что матричные игры имеют решения. Они могут быть решены методами линейного программирования. Для этого их надо переформулировать в терминах линейного программирования. Биматричная игра — конечная игра двух игроков с ненулевой суммой. Выигрыши каждого игрока задаются своей матрицей, в которой строка соответствует стратегии первого игрока, а столбец — стратегии второго игрока. Однако элемент первой матрицы показывает выигрыш первого игрока. Для биматричных игр, так же как и для матричных, имеется обоснованная теория оптимального поведения игроков. Если функция выигрышей каждого игрока в зависимости от стратегий является непрерывной, то игра считается непрерывной. Если функция выигрышей выпуклая, то и игра является выпуклой. Если функция выигрышей может быть разделена на сумму произведений функций от одного аргумента, то игра относится к сепарабельной. В зависимости от количества ходов игры можно разделить на одношаговые и многошаговые. Одношаговые игры заканчиваются после одного хода каждого игрока. Так, в матричной игре после одного хода каждого из игроков происходит распределение выигрышей. Многошаговые игры бывают позиционными, стохастическими, дифференциальными и др. При классификации по информированности сторон различают игры с полной информацией и игры с неполной информацией. Если каждый игрок на каждом ходе игры знает все ранее примененные другими игроками на предыдущих хо-Дах стратегии, то игра классифицируется как игра с полной информацией.
Стратегия является оптимальной, если ее применение обеспечит игроку наибольший гарантированный выигрыщ при любых возможных стратегиях другого игрока. ' Напримере 8.3 показано, что бывают ситуации, когда игрок А может получить выигрыш, превосходящий максиминный. Известно, что если игра многократно повторяется в сходных условиях, то в результате можно добиться гарантированного среднего выигрыша," превосходящего для игрока А мак-симинную стратегию. Смешанные стратегии Если в матричной игре отсутствует седловая точка в чистых стратегиях, то находят верхнюю и нижнюю чистые цены игры. Они показывают, что игрок Л не получит выигрыша, превосходящего верхнюю цену игры, и игроку А гарантирован выигрыш, не меньший нижней цены игры. В примере 8.3 по своей оптимальной стратегии А\, отличной от максиминной, игрок А получил выигрыш, равный верхней цене игры. Это была плата за информированность о стратегии В. Это крайний случай. Улучшится ли результат игрока А, если информация о действиях противной стороны будет отсутствовать, но игрок будет многократно применять чистые стратегии случайным образом, с определенной вероятностью? В такой ситуации, оказывается, можно получать выигрыши, в среднем ббльшие нижней цены игры, но меньшие верхней цены игры. Смешанная стратегия игрока — это полный набор вероятностей применения его чистых стратегий. Значит, смешанная стратегия является случайной смесью чистых стратегий с определенными вероятностями. Подведем итоги сказанного и перечислим условия применения смешанных стратегий: 1) игра без седловой точки; 2) игроки используют случайную смесь нескольких чистых стратегий; 3) игра многократно повторяется в сходных условиях; 4) ни один из игроков не информирован о данном выборе стратегии другим игроком;
Таблица 8.2 Расчет функции потерь ЦВ\, А)
каких данных о том, какой будет зима, хотя мы знаем, что зима может характеризоваться двумя возможными состояниями — В\ или Bj. Эта стратегическая игра обозначается (В, A, L). В данной игре можно отметить, что стратегии A\W А^ до-минируются стратегией Аъ (71,25 < 75 < 105; 10 < 15 < 82,5). Выбросим эти две стратегии из рассмотрения и получим новую функцию потерь (табл. 8.4). 3. Проведем статистический эксперимент и преобразуем стратегическую игру (Д A, L) в статистическую игру (В, D, К). Статистическая игра имеет характерную особенность, заключающуюся в возможности получения информации на основе некоторого статистического эксперимента. Эксперимент проводится для оценки вероятностей стратегий природы. Этим вопросом необходимо заняться в решаемой задаче. Нам надо выяснить, какой будет эластичность спроса от цены в случае мягкой (В2) или суровой (В\) зимы. Таблица 8.3
0 70 74 78 82 86 90 94 100 к(в2,о;,тыс.руб. Рис. 8.2. Оптимальная стратегия торговой фирмы Это позволяет перейти от задачи, решаемой в условиях полной неопределенности, к задаче, решаемой в условиях риска. Предположим, что перед проектной организацией поставлена задача выбора оптимального плана капитальных вложений для строительства электротехнического комплекса. Выбор может быть проведен из трех возможных вариантов: • строить в пригороде Санкт-Петербурга; • строить на Европейском Севере страны; • строить в Сибири. Первый вариант характеризуется очень хорошими климатическими условиями, близостью заводов-поставщиков, следовательно, малой зависимостью от состояния транспорта и погоды, но большой удаленностью от основных потребителей продукции. Второй вариант- характерен хорошей привязкой к разветвленной транспортной сети (правда, в этом он уступает первому варианту), зависимостью производства от состояния транспортных путей и от климатических условий, удаленностью от основных потребителей (приблизительно такой же, как и в первом варианте). Наконец, при третьем варианте влияние климатических условий и состояние транспорта на производство существенно. Однако поставка продукции основным потребителям не связана с дальними перевозками. Экономический эффект каждого из вариантов капитальных вложений можно определить, если учитывать годовую прибыль, затраты на строительство и эксплуатацию. Результаты экономических расчетов по условным данным представлены в следующей матрице (табл. 8.7).
Однако проектирующая организация может получить достоверные данные за длительный период о состоянии погоды и загрузке транспорта. Значит, на основе статистических данных можно получить распределение вероятностей состояний В. 2. Определим апостериорное распределение состояния погоды и# условий работы транспорта. Так как методы обработки многолетних статистических данных не входят в задачу данной книги, предположим, что в результате этой обработки мы получим следующее апостериорное распределение: р(Вх) = 0,13; р(В2) = 0,32; />(і?з) = 0,і8; /> (Д4) = 0,37. Теперь можно решить задачу принятия решений в условиях риска. Стратегическая игра {А, В, Ф) преобразуется в статистическую игру. Необходимо, найти математические ожидания (млн руб.): Ф(В, А{) = 55 • 0,13 + 50 • 0,32 + 45 • 0,18 + 40 • 0,37 = 46,05; Ф(В, А2) = 60 • 0,13 + 30 • 0,32 + 35 • 0,18 + 25 ■ 0,37 = 32,95; Ф(В, А3) = 75 • 0,13 + 75 • 0,32 + 45 ■ 0,18 + 35 • 0,37 = 54,8. Рассчитанные математические ожидания максимизирует оптимальная байесовская стратегия оперирующей стороны. На ее основе получаем, что наиболее выгодным вариантом будет строительство комплекса в Сибири, где max Ф(В, Aj) - Ф(В, Л3) = 54,8 млн руб. А/Є А Как й любой математический аппарат, теория игр имеет свои ограничения. Например, в играх с природой игрок «природа» сознательно не противодействует и относится к нам безразлично. О его поведении можно судить только на основе многолетних статистических данных, если предполагать, что в дальнейшем существенных отклонений от тенденции его поведения в прошлом не будет. Решения следует принимать в расчете на наихудшие условия. Однако заранее известно, что реальный процесс даст более высокие результаты показателя эффективности или эффекта. Для любой задачи линейного программирования существует эквивалентная задача теории игр. Некоторые экономические задачи большой размерности, которые нельзя решить существующими методами линейного программирования, были решены с заданной точностью методами теории игр. 14-1447
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.008 с.) |