Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструктивный уровень обученности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот уровень предполагает наличие полной ориентировочной основы действий за счет установления связей между конструктивными элементами технической системы внутри узла, блока, прибора. Умение проводить действия сформировано у исполнителя с ориентировкой на принципиальные электрические, кинематические и другие схемы, на процессы, протекающие в технической системе при каждом действии по изменению ее состояния. При этом уровне обученности исполнитель способен устранить неисправность на уровне элемента внутри прибора или другого, конструктивно делимого узла системы. Уровень надежности системы, обслуживаемой такими исполнителями, может быть выражен функцией вероятности безотказной работы: РсО)т < Рту(0 + [1 " /ту(№(0з + + {1 - РтуСО- [1 - Рту(*)]РвШРц(Оэ, (12.9) где Pc(t)m — вероятность безотказной работы системы, если обслуживающий персонал обучен на конструктивном уровне; Рв(0э — вероятность восстановления обслуживающим персоналом элементов, вышедших из строя за время t, в узлах, блоках, приборах, не входящих в состав ЗИПа. Существенным недостатком данного уровня является необходимость при обучении осваивать в десятки, сотни раз больший объем информации, чем на предшествующем уровне. Необходимо также перерабатывать издаваемую конструктором эксплуатационную документацию. Однако без некоторого числа специалистов, обученных на данном уровне, пока не удается эксплуатировать большие системы, к которым относят и СУ. Таким образом, первый уровень обученности допустим в очень редких случаях, второй уровень используется в подавляющем числе случаев, третий — необходим для ограниченной труппы специалистов, обслуживающих технические средства СУ, для ремонтников-наладчиков.
12.4. Оценка эффективности систем управления технологическими процессами в химическом производстве с учетом результатов подготовки и работы специалистов Обратимся к задаче, которая решалась в интересах повышения эффективности функционирования систем управления технологическими процессами (СУТП), используемой в химическом производстве. Известно, что некоторые компоненты высококачественных лаков и красок обладают токсичностью, поэтому их производство автоматизировано. Для управления технологическими процессами используются типовые автоматизированные системы управления. Специалистов для работы на подобных системах готовят как техникумы, так и вузы. Обучение будущих специалистов практической работе проводится до второго или третьего уровня обученное™. Однако, несмотря на высокий уровень подготовки специалистов, принимаемые меры по повышению безопасности работы, совершенствование автоматизированных систем управления и повышение надежности их технических средств, на предприятиях иногда складываются аварийные ситуации. Анализ их причин показал, что в большей части они происходят по вине обслуживающего персонала. Следовательно, на основе экономического анализа можно сформулировать одну проблему: снижение вероятности появления аварийной ситуации. Эта проблема требует решения двух самостоятельных задач: • снижение вероятности появления аварийной ситуации по вине операторов СУТП; • снижение вероятности появления аварийной ситуации из-за отказов технических средств СУ. Более сложной является первая задача, но ее решение позволяет получить более существенный эффект. Остановимся на ней. Известно, что успехи в обучении сказываются на работе операторов СУ наиболее существенно в течение первого года после окончания вуза. В дальнейшем это влияние несколько нивелируется. Поэтому в качестве исходной информации о степени подготовки специалистов были использованы оценки по соответствующим изучаемым в вузе предметам. Если оценок по одному предмету было несколько, то учитывалась средняя оценка. На производстве выпускник вуза или техникума не допускается к работе, пока не сдаст ряда зачетов и экзаменов. При этом время от момента прибытия на работу до допуска к самостоятельной деятельности на рабочем месте является весьма существенной характеристикой — оценкой, выраженной в днях. В дальнейшем специалист периодически оценивается еще по трем показателям: • работа по специальности; • умение руководить подчиненными; • производственная дисциплина. В рассматриваемой задаче исходные признаки: 1) специальность до поступления в техникум; 2) электротехника; 1 20* 307 3) основы ремонта блоков технических средств СУТП; 4) конструкция блоков технических средств СУТП; 5) техника безопасности; 6) электрооборудование технических средств СУТП; 7) эксплуатация оборудования СУТП; 8) организация работы на СУТП; 9) дополнительная подготовка на производстве (время до момента допуска к самостоятельной работе);
10) выполнение функциональных обязанностей на производстве; 11) результаты руководства подчиненными; 12) производственная дисциплина. По этим признакам была проведена оценка каждого из 77 наблюдаемых специалистов. Полученная матрица исходных данных размерности 77 х 12 была обработана методом главных компонент. Было извлечено семь наиболее значимых главных компонент, которые объясняли 83% общей дисперсии процесса. Остальные пять главных компонент объясняли только 17% общей дисперсии процесса. Представим доли объясняемой дисперсии первых семи главных компонент (vr и vr/ri) и суммарный вклад набора главных компонент (у^), где п — значение общей дисперсии процесса, г — номер главной компоненты. Из табл. 12.1 видно, что наибольший вклад в общую дисперсию процесса вносит первая главная компонента. Анализ составляющих главной компоненты показал, что она может быть названа «Характеристика способностей к учебе и работе по избранной специальности». Вторая главная компонента была названа «Характеристика способностей к руководству», но ее вклад в общую дисперсию изучаемого процесса составляет только 16%, в то время как первая главная компонента объясняла 25%. Таким • образом, первая главная компонента оказалась весьма важной для определения эффективности обучения человека специальности и выполнения им практической работы на производстве. Целесообразно выяснить, является ли первая главная- компонента основной характеристикой только данной выборки специалистов или общей характеристикой любого учебного процесса. Для ответа на данный вопрос была поставлена серия Таблица 12.1 * Оценки вкладов главных компонент в общую дисперсию
экспериментов в вузах. Приведем оценки вкладов первой и вторрй главных компонент в общую дисперсию процесса и характеристику к = Fj/F^ (табл. 12.2). Эксперименты показали, что вес первой главной компоненты колеблется в пределах 33—40%. В других аналогичных экспериментах вклады первой главной компоненты составляли 32—36%. Следовательно, первая главная компонента может быть использована для выделения группы специалистов, способных с наибольшей вероятностью обеспечить безаварийную работу СУ в рассматриваемом химическом производстве. Такая задача была решена для группы, состоявшей из 106 человек. После года их самостоятельной работы по 20 признакам (16 вузовских оценок и 4 оценки их работы на СУ) были получены индивидуальные оценки первой главной компоненты для каждого специалиста. Затем всю группу из 106 человек разбили на две подгруппы. В первую подгруппу во- Таблица 12.2 Оценки вкладов главных компонент
шли специалисты с большими значениями главной компоненты, во вторую подгруппу — с меньшими значениями главной компоненты. Каждая из подгрупп включала конкретные фамилии выпускников. По данным присланных с производства анкет были выявлены лица, получившие в течение рассматриваемого года работы оценку «2» (по пятибалльной системе). Это были выпускники вуза, создавшие условия для аварийной ситуации или допустившие ее. Оказалось, что 70% лиц с оценкой «2» относятся ко второй подгруппе, а 30% — к первой. Поскольку подгруппа содержит ранжированные значения оценок, ее можно еще раз разделить пополам. После этого обнаружилось, что оставшиеся 30% лиц, допустивших условия аварийной ситуации, попали в «худшую» половину первой подгруппы. Из «лучшей» половины первой подгруппы были отобраны специалисты для выдвижения на наиболее ответственные должности. Наблюдения за ними в течение последующих пяти лет показали, что ни у них, ни в подразделениях, которыми они руководили, не было ни одной аварийной ситуации. Таким образом, можно полагать, что путем отбора на научной основе операторов СУ существует возможность повысить вероятность безаварийной работы рассмотренной человеко-машинной системы. Нами рассмотрены математико-статистические основы современной теории эффективности, решены практические задачи. В книге дан синтез различных подходов к решению общей задачи: оценке эффективности, оценке экономической эффективности на основе действующих методик «прямого счета» и с использованием современных методов прикладной математики. При составлении задач автор старался более четко представить методологию и принципы подхода. Описанные методы оценки эффективности можно применить при решении задач для разных отраслей, предприятий, их подразделений, несмотря на существенные различия меж- І ду ними. Это обусловлено наличием общих математических подходов и ограниченного числа классов решаемых задач. В условиях перехода экономики на рыночные отношения существенно меняются информационные запросы управляющих структур по объему, составу, достоверности и оперативности информации. Принятие обоснованных решений должно опираться на тщательный анализ информации, позволяющий понять закономерности, взаимосвязи, зависимости между различными показателями. Поэтому в настоящее время статистические методы все шире применяются в деятельности плановых, аналитических, маркетинговых отделов производственных предприятий, объединений, торговых и страховых компаний, банков, правительственных учреждений. Производство, экономика постоянно ставят перед нами новые, более сложные задачи, которые предстоит решать читателю. Было бы полезно познакомиться с работами по использованию многомерного анализа [3], [36], [44], функций случайных аргументов, марковских и полумарковских процессов для оценки эффективности [27], [32], [47], [107]. Для рассмотрения широкого комплекса многомерных статистических методов (кластерного анализа, дискриминантного анализа, канонических корреляций, факторного анализа и др.) в качестве дополнительной литературы можно рекомендовать учебники, изданные за последние несколько лет. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 1998. Дубров А. М. и др. Многомерные статистические методы: Учебник / А. М. Дубров, В. С. Мхитарян, Л. И. Трошин. — М.: Финансы и статистика, 2000. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие / Л. А. Сошникова, В. Н. Тамашевич, Г. Н. Уебе и др.; Под ред. В. Н. Тамашевича. - М.: ЮНИТИ, 1999. Внедрение многомерных статистических методов в экономическую практику неразрывно связано с использованием современного программного обеспечения: широкопрофиль-, ных пакетов прикладных программ (ППП) по статистической і обработке данных. Большую известность получили такие современные стати-I стические системы, как SAS, STATISTICA, SPSS и др. Они соз- ]■ Дают пользователю среду, в которой обработка данных стано- I вится увлекательным исследованием, позволяют получать многовариантные решения с использованием компьютерных технологий и современных методов. При этом пользователь освобожден от рутинной, трудоемкой работы (по проведению расчетов, построению таблиц, графиков и т. д.), на его долю остается творческая, исследовательская работа по постановке задачи, выбору метода анализа, оценке качества полученных моделей, интерпретации результатов. Поэтому для грамотного применения современных ППП по обработке данных необходима глубокая подготовка в области математико-статистических методов. В качестве дополнительной литературы,, посвященной использованию современных статистических ППП, можно рекомендовать следующие книги: Боровиков В. Л. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. — 2-е изд. — М.: КомпьютерПресс, 2001. Боровиков В. П., Боровиков И. П. STATISTICA — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. Боровиков В. П., Ивченко Г. И. Прогнозирование в системе STATISTIKA в среде Windows: Основы теории и интенсивная практика на компьютере: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. Если у читателя появилось желание продолжить знакомство с подходами общей теории эффективности, многомерными статистическими методами, их практическим приложением, то автор будет считать свою задачу выполненной. і
Перестановка местами двух столбцов (строк) означает умножение определителя на —1. Если в определителе есть столбец (строка), элементы которого равны соответствующим элементам другого столбца (строки), то он равен нулю. Если все элементы &-го столбца (строки) определителя являются суммой двух слагаемых, то определитель можно представить суммой двух определителей, у которых элементами &-го столбца (строки) являются соответственно первые и вторые слагаемые элементов £-го столбца исходного определителя; остальные элементы остаются такими же, как у исходного определителя. Если все элементы одного из столбцов (строки) определителя равны нулю, то и он равен нулю.
Столбец, содержащий элемент ац = 1 (выделен жирным шрифтом), умножаем на 2 и складываем со вторым столбцом, затем умножаем на —3 и складываем с третьим столбцом, на- I конец, умножаем на единицу и складываем с четвертым столб- { цом. Таким образом, получается строка, состоящая из нулей, кроме элемента a2i = 1- Определитель равен произведению ■этого элемента на его алгебраическое дополнение. Можно произвести проверку, доведя определитель третьего порядка до произведения одного его элемента с его алгебраи- | ческим дополнением второго порядка. Повторим операции
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Анализ дисперсионный — статистический метод качественного решения задачи измерения связи. Устанавливает структуру связи между результативным признаком и факторными признаками. Анализ кластерный — совокупность многомерных статистических методов, предназначенных для формирования относительно "отдавленных" друг от друга групп "однородных" объектов по информации о расстояниях или связях между ними. Используется для анализа структуры совокупности социально-экономических показателей. Анализ последовательный — методы анализа статистических данных, характерной чертой которых является то, что число производимых наблюдений не фиксируется заранее и объем выборки является случайной величиной, зависящей от значений наблюде-. ний. В этом методе на каждом этапе решается вопрос, прекращать или продолжать выбор. Анализ факторный — раздел многомерного статистического анализа, объединяющий математико-статистические методы снижения размерности исследуемого многомерного признака. Варимакс-метод — наиболее распространенный способ ортогонального поворота системы координат, относящийся к проблеме вращения в факторном анализе. Заключается в выборе углов поворота m-мерной системы координат и служит для проведения содержательной интерпретации. Основан на том, что изменение матрицы факторных нагрузок не приводит к изменению редуцированной по этой матрице выборочной корреляционной матрицы исходных признаков. Бремя ожидания — 1) время между возникновением требования в системе массового обслуживания и моментом начала обслуживания этого требования; 2) время, в течение которого центральный процессор находится в состоянии ожидания. Дисперсия — числовая характеристика степени разброса значений случайной величины. Дисперсия постоянной величины равна ну-
Наблюдение статистическое — планомерный, научно-организованный сбор данных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регистрации по заранее разработанной программе наблюдения их существенных признаков. Надежность ЭВМ — способность электронно-вычислительной машины определенное время работать безотказно. Показатели ЭВМ: среднее время безотказной работы, среднее время поиска, локализации и восстановления отказавшего элемента, среднее количество отказов в единицу времени. Обработка данных — систематизированная последовательность технологических операций, при которой изменяет свое значение хотя бы один из показателей, характеризующих состояние данных. При обработке статистическо*й информации используются сортировка, выборка, корректировка и т. д. Основа выборки — совокупность единиц, подлежащих изучению, и система ее определения — описание вида единиц, из которых состоит совокупность, и изложение правил включения или не включения любой частоты единицы в состав данной совокупности. Оценка достаточная — одно из важнейших понятий теории оценивания параметров. Оценка Т= Т{х\, xi,..., хп) называется достаточной для параметра 0, "если условная плотность выборки при Т{х\, *2, •■•, хп) — t не зависит от этого параметра. Оценка статистическая — функция выборочных наблюдений для приближения замены параметра распределения. Например, для нормального распределения случайной величины средняя арифметическая является оценкой математического ожидания. Оценка точечная — значение неизвестного параметра генеральной совокупности, исчисляемое как функция выборки, не зависящая от оцениваемого параметра. * Оценка эффективная — несмещенная оценка параметра Qn, обладающая минимальной дисперсией среди всего возможного класса оценок этого параметра. Эффективность является решающим свойством, определяющим качество оценки. Плотность потока событий — основная характеристика потока событий. Определяется как среднее число событий, поступающих 22—1447 за единицу времени. Плотность потока событий широко уісполь- зуетс.я в теории массового обслуживания и теории надежности. Регрессия -- функция Дхь x^,..., х„), описывающая зависимость условного математического ожидания зависимой переменной Кот заданных- фиксированных значений независимых переменных. • Ряд вариационный — упорядоченная по величине последовательность выборочных значений xi<X2<... х„, полученная в результате преобразования выборки (х\, х^, —, хп) из генеральной совокупности х с распределением Дх). Член вариационного ряда называется /порядковой статистикой, а / — ранг статистики x(f). Одинаковые члены можно нумеровать в любом порядке. Вариационный ряд используется при исследовании статистических данных с помощью непараметрических и робастных методов. Пример. При проверке десяти контрольных работ получены оценки: 4, 4, 3, 5, 2, 4, 4, 5, 5, 3. Вариационный ряд имеет вид: 2, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5. Ряд динамики (динамический ряд, временной ряд) — хронологическая последовательность значений определенного статистического показателя или признака единицы совокупности, называемых уровнями ряда. Уровни рядов динамики бывают абсолютными, относительными или средними величинами. Является важнейшей информацией для изучения и количественной характеристики процесса рассматриваемого объекта. Себестоимость — выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а также все затраты по использованию в процессе производства и реализации продукции природных ресурсов, сырья, топлива, энергии и др. Отражает результаты деятельности предприятия. Средняя величина — одна из важнейших категорий статистической науки, широко распространенная форма статистических показателей. Выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности и абстрагированную от индивидуальных особенностей отдельных единиц. Статистика математическая — раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для получения научных и практических выводов. Важной частью современной математической статистики стали методы планирования экспериментов, статистического контроля качества и надежности. Статистика экономическая — общественная наука и отрасль практической статистики, обеспечивающая на основе системы показателей количественную характеристику происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных пропорций, тенденций и закономерностей экономического развития. Статистическое изучение связи признаков — предполагает использование рада методов: сопоставление параллельных радов признаков по единой совокупности, графический; разложение составных показателей, индексный, дисперсионный и др. Для получения количественных характеристик степени взаимосвязи признаков применяется регрессионный и корреляционный анализ. Структура простая — понятие введено в факторный анализ Терстоуном: 1) каждая сторона матрицы факторной структуры должна содержать хотя бы один нулевой элемент; 2) в каждом столбце матрицы факторной структуры должно быть не менее т нулей, где т — число общих факторов; 3) для каждой пары столбцов матрицы факторной структуры найдется несколько признаков, которые имеют нулевую нагрузку от одного фактора и отличные от нуля в Другом; 4) при числе факторов от четырех и более достаточно невелика доля параметров, имеющих в любой паре столбцов одновременно нулевые коэффициенты; 5) для любой пары столбцов факторного отображения найдется мало признаков, соответствующие элементы которых в обоих столбцах отличны от нуля. Структура факторная — матрица коэффициентов корреляции между признаками и факторами. Коэффициенты корреляции признаков с характерными факторами равны весовым коэффициентам при характерных факторах в модели факторного анализа. Фактор генеральный — это общий фактор, связанный значимыми коэффициентами веса со всеми переменными. Фактор общий — это фактор, присущий более чем одной переменной. 22* пш^шиивии ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.............................................................................. з Введение........................................................................... 7 ЧАСТЬ I. КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ..................... Ц Глава 1. Многомерное нормальное распределение............ ц 1.1. Понятие системы случайных величин... Ц 1.2. Характеристики многомерного нормального распределения 12 * 1.3. Двумерное нормальное распределение... 22 корреляции.............................................. 25 Г л а в а 2. Метод главных компонент........................ 30 2.1. Метод главных компонент в ряду других методов многомерного статистического анализа 30 2.2. Обратные и ортогональные . преобразования в методе главных 2.3. Собственные векторы и собственные значения матрицы 40 2.4. Квадратичные формы и главные компоненты 45 2.5. Главные компоненты в трехмерном и конечномерном пространстве............. 53 2.6. Главные компоненты и ортогональная регрессия 57 2.7. Математическая модель метода главных компонент 60 2.8. Преобразование корреляционной матрицы '2 2.9. Блок-схема алгоритма............................ '•'
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.013 с.) |