О желательности сообщения радостных вестей и поздравлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О желательности сообщения радостных вестей и поздравлений.



Аллах Всевышний сказал:

- Так обрадуй же рабов Моих, которые прислушиваются к словам[1371] и следуют наилучшим из них. (“Толпы”, 17 - 18)

Всевышний также сказал:

- Порадует их Господь их вестью о милости от Него, и о благоволении (Его) и о садах, в которых (их ждёт) вечное блаженство … (“Покаяние”, 21)

Всевышний также сказал:

- И Мы порадовали его[1372] вестью о кротком сыне. (“ Выстроившиеся в ряды”, 101)

Всевышний также сказал:

- И Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть… (“Худ”, 69)

Всевышний также сказал:

- А его жена стояла (там) и смеялась, Мы же порадовали её вестью об Исхаке, а после него - о Йа`кубе. (“Худ”, 71)

Всевышний также сказал:

- И воззвали к нему ангелы, когда он стоял в михрабе и молился: “Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе … ” (“Семейство Имрана”, 39)

Всевышний также сказал:

- Вот ангелы сказали: “О Марйам! Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о слове от Него[1373]: имя его - Христос… ” (“Семейство Имрана”, 45)

 

Что касается хадисов (на эту тему), то их очень много и они известны из “Сахихов”. К числу их относятся (нижеследующие хадисы):

708 - Передают со слов Абу Ибрахима (говорят также, что его кунья - Абу Мухаммад, и говорят, что его кунья - Абу Му`авийа) Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал Хадиджу, да будет доволен ею Аллах, вестью о дворце из полого жемчуга(, который ждёт её) в раю и в котором не будет ни шума, ни тягот. (Аль-Бухари; Муслим)

709 - Передают со слов что Абу Муса аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он совершил у себя дома омовение /вуду/, а потом вышел наружу и сказал (себе): “Я не расстанусь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обязательно буду находиться вместе с ним весь этот день(, чтобы служить ему)!” После этого он пришёл в мечеть и спросил о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, а (люди) сказали (ему): “Он ушёл в ту (сторону).”

(Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- И я пошёл вслед за ним, расспрашивая о нём (людей, и в конце концов узнал, что) он находится в (месте, которое называется) Бир Арис.[1374] Тогда я уселся у ворот (этого колодца и ждал там,) пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не удовлетворил свою нужду и не совершил омовение. После этого я направился к нему и оказалось, что он сидит на середине края колодца Арис, подняв одежду до колен и опустив ноги в колодец. Я приветствовал (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) а потом удалился и (снова) сел у ворот, сказав (себе): “Поистине, сегодня я буду привратником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует”, - а (через некоторое время туда) пришёл Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” Он ответил: “Абу Бакр.” Я сказал: “Подожди”, - а сам пошёл (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и сказал: “О посланник Аллаха, Абу Бакр просит позволения войти.” Он сказал: “Впусти его и порадуй вестью о (том, что его ждёт) рай!” Тогда я вернулся и сказал Абу Бакру: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха сообщает тебе радостную весть о рае!” И Абу Бакр вошёл и сел справа от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, на том же краю (колодца), опустив ноги в колодец также, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и (также) подняв одежду до колен, я же вернулся (к воротам) и сел (там). Что же касается моего брата, который (хотел) присоединиться ко мне, то я расстался с ним в то время, когда он совершал омовение, и я сказал (себе): “Если Аллах желает такому-то[1375] блага, Он приведёт его (сюда)”, - и в этот момент какой-то человек толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” (Пришедший) ответил: “Умар бин аль-Хаттаб.” Я сказал: “Подожди”, - а сам пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствовал его и сказал: “О посланник Аллаха, Умар просит позволения войти.” Он сказал: “Впусти его и порадуй вестью (о том, что его ждёт) рай!” И я вернулся к Умару и сказал: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радует тебя вестью о рае!” Тогда (Умар) вошёл и сел рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, слева от него на (том же краю) колодца, опустив туда ноги, после чего я вернулся (к воротам) и сел (там). И я (снова) сказал (себе): “Если Аллах желает такому-то блага, Он приведёт его сюда”. (А через некоторое время) пришёл ещё один человек и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” (Пришедший) ответил: “Усман бин Аффан.” Я сказал: “Подожди”, - а сам пошёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сообщил ему (о приходе Усмана). Он сказал: “Впусти его и порадуй вестью (о том, что его ждёт) рай (после того, как) его постигнет беда!” Тогда я (вернулся к Усману) и сказал: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радует тебя вестью (о том, что тебя ждёт) рай (после того, как) тебя постигнет беда!” И (Усман) вошёл, увидев же, что на этом краю (колодца уже нет места), он сел на другой стороне напротив них.

Са`ид бин аль-Мусаййаб сказал:

- И я истолковал (их местоположение у колоца как указание на то, что также будут расположены и) их могилы.[1376] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) также сказал:

- И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел мне присматривать за воротами.

В этой же версии сообщается, что когда он порадовал Усмана этой вестью, (Усман) воздал хвалу Аллаху Всевышнему, а потом сказал: “Лишь к Аллаху следует обращаться за помощью!”

710 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) мы в обществе нескольких человек[1377] сидели вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вместе с нами находились Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встал (и покинул) нас. (Поскольку) он долго не возвращался, мы стали опасаться, что с ним могло что-то случиться, нас охватило беспокойство и мы поднялись (со своих мест). Почувствовав беспокойство первым, я отправился за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (и искал его,) пока не пришёл к стене (сада), принадлежавшего ансарам из рода бану ан-наджжар. Я обошёл вокруг (стены) в поисках ворот, но не нашёл их, однако обнаружил ручеёк, который вытекал из находящегося вне (сада) колодца и исчезал за его стенами. Тогда я сжался в комок как лиса, проник внутрь (и увидел) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: “Абу Хурайра?” Я сказал: “Да, о посланник Аллаха.” Он спросил: “Что случилось?” Я сказал: “Ты был среди нас, потом ушёл и долго не возвращался, и мы стали опасаться, что с тобой могло что-то случиться, и нас охватило беспокойство, а я забеспокоился первым. И потом я пришёл к этому саду и сжался как лиса, а (остальные следуют) за мной. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обратился ко мне: “О Абу Хурайра!”, - дал мне свои сандалии и сказал: “Иди с этими моими сандалиями и порадуй вестью о рае любого, кого бы ты ни встретил за пределами этого сада и кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем своим.”

Далее (Абу Хурайра) передал этот хадис до конца.[1378] (Муслим)

711 - Сообщается, что Ибн Шумаса сказал:

- Мы находились у Амра бин аль-Аса,[1379] да будет доволен им Аллах, когда он уже находился при смерти. Он так долго плакал, повернувшись лицом к стене, что его сын стал говорить: “О батюшка, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то? Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то?” Тогда он повернулся (к нам) лицом и сказал: “Поистине, лучшим из того, чем мы можем запастись,[1380] является свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и, поистине, прошёл я через три стадии: (сначала) я думал, что нет такого человека, который ненавидел бы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сильнее меня и больше меня желал бы схватить и убить его, и если бы я умер в подобном состоянии, то непременно оказался бы среди обитателей огня. Когда же Аллах поместил в моё сердце (любовь к) исламу, я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!” И он протянул мне свою руку, но я не протянул свою, и тогда он спросил: “Что с тобой, о Амр?” Я ответил: “Я хотел поставить условие.” Он спросил: “Какое условие?” Я ответил: “Чтобы мне простились (мои грехи).” Тогда он сказал: “Разве тебе неизвестно, что ислам уничтожает то, что было прежде,[1381] и что хиджра уничтожает то, что было прежде, и что хаджж уничтожает то, что было прежде?” И (после этого) уже не было человека, которого я любил бы больше, чем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и которого ставил бы выше него. И я почитал его столь глубоко, что не смел даже взглянуть на него, а если бы меня попросили его описать, то я не смог бы сделать этого, ибо я даже не смотрел на него (пристально), и, поистине, если бы я умер в подобном состоянии, то, конечно же, мог бы надеяться, что окажусь среди обитателей рая. А потом нам поручалось (так много разных) вещей, что я уже не знаю, в каком положении я из-за них оказался! И когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая,[1382] ни огонь, когда же вы похороните меня, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа.”[1383] (Муслим)

 

Глава 96

О ПРОЩАНИИ С ТОВАРИЩЕМ И СОВЕТЕ, КОГДА ОН РАССТАЕТСЯ (С ТОБОЙ о), ОТПРАВЛЯЯСЬ В ПУТЬ ИЛИ ПО КАКОЙ-НИБУДЬ ДРУГОЙ ПРИЧИНЕ, А ТАКЖЕ ОБРАЩЕНИЯХ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ ЗА НЕГО И ПРОСЬБЕ, ЧТОБЫ ОН ОБРАЩАЛСЯ С МОЛЬБАМИ (ЗА ТЕБЯ).

Аллах Всевышний сказал:

- Ибрахим заповедал это[1384] своим сынам, а Йа`куб (- своим, и оба они сказали): “О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас эту религию, так не умирайте же иначе как будучи мусульманами![1385]”

Разве были вы свидетелями того, как к Йа`кубу пришла смерть? Вот сказал он своим сыновьям: “Чему будете вы поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих предков - Ибрахима, Исмаила и Исхака, Богу единому, которому мы предаёмся.” (“Корова”, 132 - 133)

 

Что же касается хадисов, то к ним относятся следующие:

712 - Хадис Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, который уже приводился в “Главе об оказании уважения членам семьи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует”.[1386] Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им, а потом сказал: “А затем: поистине, о люди, я - только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего[1387], которому я отвечу,[1388] оставив вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет, так следуйте же ей и держитесь за неё крепко!” И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали (установлениям) Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: “(Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи, я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи!”[1389] (Муслим)

713 - Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис[1390], да будет доволен им Аллах, сказал:

- (В своё время) мы пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а все мы были молодыми людьми (из одного племени) примерно (одного возраста). И мы прожили у него двадцать дней, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был добр и мягок с нами, решив[1391] же, что мы стали тосковать по своим семьям, он спросил нас о том, кто остался у нас (дома), и мы рассказали ему (об этом). Тогда он сказал: “Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их (религии) и велите им творить (благое). И совершайте такую-то молитву в такое-то время, а такую-то молитву - в такое-то, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к ней, а старший среди вас пусть руководит вашей молитвой.”[1392] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается(, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал):

- … и молитесь также, как на ваших глазах молился я.

714 - Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (В своё время) я обратился к пророку, да будет доволен им Аллах, за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: “О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!”, - (и эти) слова я не променял бы на (весь) мир этот!

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Включи и нас, о братец, в свои мольбы! (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

715 - Передают со слов Салима бин Абдуллаха бин Умара, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда говорил тому, кто хотел отправиться в путь: “Подойди ко мне, чтобы я попрощался с тобой также, как прощался с нами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует”, - после чего говорил:

- Вверяю Аллаху твою религию, и доверенное тебе[1393] и исход твоего дела! /Астауди`у-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя ва хаватима `амали-кя!/ (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”)

716 - Сообщается, что сподвижник Абдуллах бин Йазид аль-Хатми, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел попрощаться с (отправляющимися в поход воинами), он говорил:

- Вверяю Аллаху вашу религию, и доверенное вам и исход ваших дел! /Астауди`у-Ллаха дина-кум, ва аманата-кум ва хаватима а`амали-кум!/ (Достоверный хадис, который Абу Дауд и другие (мухаддисы) приводят с достоверным иснадом.)

717 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Как-то раз) к пророку, да будет доволен им Аллах, пришёл один человек, который попросил: “О посланник Аллаха, я собираюсь уехать, (напутствуй же) меня”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Да наделит тебя Аллах благочестием!” /Заввадя-кя-Ллаху-т-таква!/ (Этот человек) сказал: “Добавь мне (ещё что-нибудь)”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “И да простит Он тебе твой грех!” /Ва гафара занба-кя!/ (Этот человек) сказал: “Добавь мне (ещё что-нибудь)”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “И да облегчит Он для тебя (достижение) благого, где бы ты ни был!” /Ва йассара ля-кя-ль-хайра хасу-ма кунта!/ (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

 

Глава 97

ОБ ИСПРАШИВАНИИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ /истихара/ [1394] И ОБРАЩЕНИИ ЗА СОВЕТОМ.

Аллах Всевышний сказал:

- … и советуйся с ними о делах … (“Семейство Имрана”, 159)

Всевышний также сказал:

- … и вершат (свои) дела, обращаясь за советом друг к другу … (“Совет”, 38)

 

718 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас, как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах подобно тому(, как он учил нас той или иной) суре Корана, и он говорил: “Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело[1395] станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: … для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне[1396] и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это, если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: … для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им!” /Аллахумма, инни астахыру-кя би-`ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас`алю-кя мин фадли-кя-ль-`азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та`ляму ва ля а`ляму, ва Анта `Алляму-ль-гуййуби! Аллахумма, ин кунта та`ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма`аши ва `акыбати амри (ау каля: `аджили амри ва аджили-хи), фа-кдур-ху ли, ва ин кунта та`ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма`аши ва `акыбати амри (ау каля: `аджили амри ва аджили-хи), фа-сриф-ху `анни, ва-сриф-ни `ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна сумма радды-ни би-хи!/, - после чего (человеку следует) сказать, чего он хочет.” (Аль-Бухари)

 

Глава 98

О ТОМ, ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ХОДИТЬ НА ПРАЗДНИКИ, НАВЕЩАТЬ БОЛЬНЫХ, УЕЗЖАТЬ В ХАДЖ, ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ВОЕННЫЙ ПОХОД, ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ПОХОРОННЫХ ПРОЦЕССИЯХ И ПРОЧИХ ДЕЛАХ, НАПРАВЛЯЯСЬ ТУДА ОДНОЙ ДОРОГОЙ, А ВОЗВРАЩАЯСЬ ДРУГОЙ, РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МЕСТ ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ.

719 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- В день праздника пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно возвращался (обратно с молитвы) не тем путём(, которым он шёл на неё). (Аль-Бухари)

720 - Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, покидал (Медину), он обычно проезжал через аш-Шаджару[1397], а возвращался он (туда) как правило через через аль-Му`аррас[1398], и что когда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) въезжал в Мекку, то въезжал через верхний перевал, а выезжал он оттуда через нижний перевал. (Аль-Бухари; Муслим)

 

Глава 99

О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПРАВОЙ СТОРОНЕ [1399] ВО ВСЕХ БЛАГОРОДНЫХ ДЕЛАХ, ТАКИХ КАК ЧАСТИЧНОЕ /вуду/ И ПОЛНОЕ /гусль/ ОМОВЕНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ ПЕСКОМ /тайаммум/, НАДЕВАНИЕ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ И ШАРОВАР, ВХОД В МЕЧЕТЬ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗУБОЧИСТКИ, ПОДКРАШИВАНИЕ ГЛАЗ СУРЬМОЙ, СТРИЖКА НОГТЕЙ, ПОДСТРИГАНИЕ УСОВ, ВЫЩИПЫВАНИЕ ВОЛОС ПОДМЫШКАМИ, БРИТЬЁ ГОЛОВЫ, ОБРАЩЕНИИ С ПРИВЕТСТВИЯМИ ПОЛСЕ МОЛИТВЫ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ И ПИТЬЯ, РУКОПОЖАТИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧЁРНОМУ КАМНЮ, ВЫХОД ИЗ ТУАЛЕТА, ПОЛУЧЕНИЕ И ОТДОВАНИЕ ЧЕГО-ЛИБО, А ТАКЖЕ В ИНЫХ ПОДОБНЫХ ДЕЛАХ. И ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ОТДОВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ВО ВСЕХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СЛУЧАЯХ, НАПРИМЕР: СЛЕДУЕТ СМОРКАТЬСЯ И ПЛЕВАТЬ НА ЛЕВО, ВХОДИТЬ В ТУАЛЕТ И ВЫХОДИТЬ ИЗ МЕЧЕТИ(ДЕЛАЯ ПЕРВЫЙ ШАГ ЛЕВОЙ НОГОЙ), СНИМАТЬ ОБУВЬ, ШАРОВАРЫ И (ПРОЧАЮ) ОДЕЖДУ НАЧИНАЯ СЛЕВА, А ТАКЖЕ) ПОДМЫВАТЬСЯ, КАСАТЬСЯ ВСЕГО НЕЧИСТОГО [1400] И ДЕЛАТЬ ТОМУ ПОДОБНЫЕ ДЕЛА (ЛЕВОЙ РУКОЙ).

Аллах Всевышний сказал:

- Что касается того, кому подадут Книгу его в правую руку, то он скажет: “Возьмите и прочтите мою запись! … ” (“Судный день”, 19)

Всевышний также сказал:

- … стоящие справа[1401] - кто же встанет справа? -,

и стоящие слева[1402] - кто же встанет слева? … (“ Воскресение”, 8 - 9)

 

721 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось отдавать предпочтение правой стороне во всём(, что бы он ни делал: совершал ли) омовение, причёсывался или надевал обувь. (Аль-Бухари; Муслим)

722 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пользовался правой рукой для омовения и еды, а левой - при (посещении) отхожего места[1403] и (в тому подобных случаях.[1404]) (Достоверный хадис, который приводит Абу Дауд и другие (мухаддисы) с достоверным иснадом.)

723 - Передают со слов Умм Атыййи, да будет доволен ею Аллах, что когда они обмывали тело его дочери[1405], да будет доволен ею Аллах, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал им:

- Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении (вуду). (Аль-Бухари; Муслим)

724 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую наденут первой и снимут последней. (Аль-Бухари; Муслим)

725 - Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пользовался правой рукой, когда пил, ел и одевался, а левой - во всех остальных случаях. (Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие мухаддисы.)

726 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда будете одеваться или совершать омовение, начинайте с правой стороны. (Достоверный хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи с достоверным иснадом.)

727 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся в Мину, он подошёл к столбам /джамрат/ и стал бросать в них камешки, потом вернулся на место своей стоянки в Мине и принёс жертву, а потом сказал цирюльнику: “Бери”[1406], - и указал ему (сначала) на правую сторону (головы), а потом - на левую, после чего начал раздавать (свои сбритые волосы) людям.[1407] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим(, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):

- После того как (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) бросил камешки в столбы и принёс в жертву животных, он подставил цирюльнику правую сторону головы и тот обрил её, после чего (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) подозвал к себе Абу Тальху аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, и отдал ему (сбритые волосы). А потом он подставил ему левую часть головы и сказал: “Брей!”, - а когда тот обрил (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует), он отдал (волосы) Абу Тальхе и сказал: “Раздели их между людьми.”

 


[1] - Эти комментарии носят название “Далиль аль-фалихин ли-турук Рийад ас-салихин”.

[2] - См: “Толпы”, 5.

[3] - То есть: принимать во внимание то, что знамения Аллаха и Его милости не являются чем-то случайным.

[4] - Ото сна небрежения и беспечности.

[5] - Иначе говоря, даровав им способность постоянно помнить о том, что Аллах взирает на их дела.

[6] - То есть: остерегаться всего, что обязательно приведёт человека к гибели в пламени ада.

[7] - Имеется в виду отказ от всего излишнего.

[8] - Здесь подразумевается средство перехода к миру вечному.

[9] - То есть: уподобим её сжатому полю.

[10] - Имеется в виду постоянное пристанище.

[11] - Имеется в виду взрослый и разумный, иначе говоря, дееспособный человек (мукялляф), на которого возложено исполнение определённых обязанностей, за что он несёт полную ответственность.

[12] - Речь идёт о тех людях, которые выполняют все веления Аллаха и отстраняются от всего запрещённого Им.

[13] - Красные верблюды наиболее высоко ценились арабами.

[14] - Внутренняя этика прежде всего предполагает собой обладание искренними намерениями, что же касается соблюдения внешних правил приличия, то имеется в виду выполнение всех обязательных религиозных обрядов, отказ от запретного и совершение всего того, что рекомендуется шариатом.

[15] - Имеется в виду желание совершать благое и страх перед совершением запретного.

[16] - Здесь речь идёт о способах оберегания различных частей тела от совершения неподобающего.

[17] - Подразумеваются всевозможные внешние отклонения, допускаемые теми людьми, сердца которых лишены благочестия.

[18] - Речь идёт о пользующихся среди мусульман наибольшей известностью и авторитетом сборниках хадисов, составителями которых являлись аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса`и, Ибн Маджа и аль-Хаким.

[19] - То есть: не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим.

[20] - Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных.

[21] - Речь идёт о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии.

[22] - То есть: воздаянием тому, кто покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха и возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином.

[23] - Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне являющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[24] - Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.

[25] - Оба сборника хадисов, составленных аль-Бухари и Муслимом, носят название “Сахих” и являются наиболее авторитетными сборниками такого рода.

[26] - В самом общем виде хадисы подразделялись на “достоверные” (сахих), “хорошие” и “слабые”.

[27] - “Умм Абдуллах” - мать Абдуллаха. У Аиши, да будет доволен ею Аллах, не было собственных детей, но пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, называл её так по имени Абдуллаха бин аз-Зубайра, сына её сестры Асмы.

[28] - Например, прибившиеся к войску путники.

[29] - Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.

[30] - 12 января 630 года мусульмане заняли Мекку, в связи с чем необходимость переселения оттуда по религиозным соображениям отпала.

[31] - Слово “джихад” образовано от глагола “джахада” - отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Таким образом, “джихад” может означать не только войну с врагами ислама, но и борьбу за веру в более широком смысле слова, например, борьбу с собственными дурными наклонностями, побуждение других к совершению всего одобряемого шариатом и т.д.

[32] - Имеется в виду призыв правителя к вооружённой борьбе с врагами мусульман.

[33] - Речь идёт о походе на Табук, начавшемся в октябре 630 года.

[34] - “Вади” - долина, высохшее русло, наполняющееся водой в период дождей.

[35] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду, что люди, оставшиеся в Медине по болезни, но искренне намеревавшиеся отправиться в этот поход, получат такую же награду, как и его участники.

[36] - С согласия вышеупомянутого человека.

[37] - То есть: тебя не обойдёт та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным.

[38] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил свой единственный хаджж, получивший название “прощального паломничества” (хиджжат аль-вида`) незадолго до своей кончины в феврале 632 года.

[39] - В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.

[40] - Иначе говоря, Са`д спрашивает, не умрёт ли он в Мекке?

[41] - После этого Са`д действительно прожил ещё около сорока лет.

[42] - Имеются в виду, соответственно, верующие и многобожники.

[43] - Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са`д бин Хауля, да будет доволен им Аллах, который умер в Мекке в 632 году и остался там навсегда.

[44] - В некоторых версиях данного хадиса к этому добавлено также: “… и дела ваши.”

[45] - Например, тот, кто сражается, защищая своих близких.

[46] - Под “словом Аллаха” подразумевается призыв Аллаха к исламу.

[47] - Имеется в виду, что человек станет получать награду как совершающий молитву всё то время, пока только ради молитвы он будет продолжать оставаться на месте её совершения.

[48] - То есть: до тех пор, пока он будет оставаться в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения. Что касается слов о причинении обиды, то они приводятся не во всех версиях данного хадиса и объясняются по-разному. Так, например, одни комментаторы считают, что речь идёт о нанесении обиды в мечети кому-нибудь из людей словом или делом, другие понимают это как нанесение обиды ангелам в результате осквернения и т.д.

[49] - Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их.

[50] - То есть: разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.

[51] - Имеются в виду дела, совершавшиеся только ради Аллаха.

[52] - Речи идёт о пастбище для овец.

[53] - То есть: искренне желая выполнить Твоё веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это.

[54] - Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение.

[55] - Иначе говоря, выразить своё сожаление по этому поводу.

[56] - В случае невозможности вернуть присвоенное как таковое необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.

[57] - Имеются в виду такие высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно.

[58] - То есть: сообщить ему лично о том, что он говорит за его спиной, и испросить его разрешения на то, чтобы отзываться о нём подобным образом.

[59] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приносил покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищён Аллахом. Причина была в том, что он считал своё поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным.

[60] - Это значит, что Аллах постоянно готов принимать покаяние согрешившего.

[61] - То есть: с запада. Иначе говоря, Аллах будет принимать покаяние Своих рабов вплоть до самого Дня воскресения.

[62] - В самом общем виде по степени своей авторитетности все хадисы подразделялись на достоверные (“сахих”), хорошие (“хасан”) и слабые (“да`иф”).

[63] - Здесь речь идёт о протирании при совершении частичного омовения /вуду/ перед молитвой некоего подобия кожаных или сделанных из какого-нибудь другого материала носков /хуфф/, края которых доходили до щиколоток.

[64] - Молитву можно совершать только в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое /джанаба/ и малое /хадас/ осквернение, что требует, соответственно, полного /гусль/ или частичного /вуду/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права (фикха).

[65] - То есть: бедуину.

[66] - Бедуин говорит о самом себе, имея в виду, что он любит пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников, но ещё не совершает тех же религиозных дел, которыми занимаются они.

[67] - Имеется в виду, что Сафван передавал Зирру слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[68] - Шам - старое название Сирии, Иордании, Палестины и Ливана. Здесь имеется в виду западное направление.

[69] - Это выражение означает, что по одним показателям данный хадис является хорошим, а по другим его можно отнести к более высокой категории.

[70] - Подразумевается, что он отправился туда после того, как принёс покаяние Аллаху.

[71] - Имеется в виду “Сахих” Муслима.

[72] - Имеется в виду “Сахих” аль-Бухари, но данная версия приводится и Муслимом.

[73] - То есть: к той земле, к которой он стремился.

[74] - Имеется в виду “Сахих” Муслима.

[75] - Подразумевается, что он продолжал стремиться к этой земле до самой смерти.

[76] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман и лично сражался с врагами в девяти сражениях.

[77] - Бадр - название местности в 150 километрах к юго-западу от Медины, где было несколько колодцев. 15 или 17 марта 624 года там состоялось сражение между мусульманами и превосходящими силами курайшитов, в котором мусульмане одержали свою первую крупную военную победу. Все участники этого сражения в дальнейшем пользовались особым уважением и почётом.

[78] - Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая Акаба”) и в 621 году (“вторая Акаба”) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе.”

[79] - Ка`б, да будет доволен им Аллах, ставил участие во “второй Акабе” выше участия в битве при Бадре, поскольку встреча в Акабе состоялась ещё до переселения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, из Мекки в Медину.

[80] - От врагов.

[81] - То есть: объявил открыто об истинной цели похода.

[82] - То есть: принять участие в походе вместе с другими.

[83] - Иначе говоря, не принявших участие в этом походе.

[84] - Имеется в виду дорогая одежда.

[85] - Са` - мера объёма для сыпучих тел. Канонический са` равен 4,2125 литра.

[86] - Лицемеры высмеивали всех бедняков, которые имели возможность делать только скромные пожертвования во время подготовки войска к походу на Табук.

[87] - Ка`б имеет в виду, что он решил отказаться от ложных оправданий.

[88] - То есть: Аллах укажет тебе на то, в чём я солгал, и я всё равно не смогу избежать твоего гнева.

[89] - То есть: за то, что я скажу правду.

 

[90] - То есть: а нашлись ли ещё такие люди, которые честно признались, что их поступку нет заслуживающих внимания оправданий?

[91] - То есть: не отказываться от своих слов.

[92] - Гассаниды - арабские князья, под властью которых находились земли от Евфрата до Акабского залива на Красном море на территории Шама.

[93] - Обычно эти слова ставились после приветствий и благопожеланий.

[94] - Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.

[95] - То есть: он не должен спать с тобой.

[96] - Имеется в виду, что упоминание об этом есть в Коране.

[97] - Гора Саль` находится в окрестностях Медины.

[98] - Ка`б одолжил эти две одежды у вышеупомянутого Абу Катады.

[99] - Мухаджиры - мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

[100] - Ка`б спрашивает, от кого исходит прощение?

[101] - Имеется в виду принадлежавший Ка`бу земельный надел в оазисе Хайбар.

[102] - То есть: избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.174 с.)