Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О желательности сообщения радостных вестей и поздравлений.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аллах Всевышний сказал: - Так обрадуй же рабов Моих, которые прислушиваются к словам[1371] и следуют наилучшим из них. (“Толпы”, 17 - 18) Всевышний также сказал: - Порадует их Господь их вестью о милости от Него, и о благоволении (Его) и о садах, в которых (их ждёт) вечное блаженство … (“Покаяние”, 21) Всевышний также сказал: - И Мы порадовали его[1372] вестью о кротком сыне. (“ Выстроившиеся в ряды”, 101) Всевышний также сказал: - И Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть… (“Худ”, 69) Всевышний также сказал: - А его жена стояла (там) и смеялась, Мы же порадовали её вестью об Исхаке, а после него - о Йа`кубе. (“Худ”, 71) Всевышний также сказал: - И воззвали к нему ангелы, когда он стоял в михрабе и молился: “Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе … ” (“Семейство Имрана”, 39) Всевышний также сказал: - Вот ангелы сказали: “О Марйам! Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о слове от Него[1373]: имя его - Христос… ” (“Семейство Имрана”, 45)
Что касается хадисов (на эту тему), то их очень много и они известны из “Сахихов”. К числу их относятся (нижеследующие хадисы): 708 - Передают со слов Абу Ибрахима (говорят также, что его кунья - Абу Мухаммад, и говорят, что его кунья - Абу Му`авийа) Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал Хадиджу, да будет доволен ею Аллах, вестью о дворце из полого жемчуга(, который ждёт её) в раю и в котором не будет ни шума, ни тягот. (Аль-Бухари; Муслим) 709 - Передают со слов что Абу Муса аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он совершил у себя дома омовение /вуду/, а потом вышел наружу и сказал (себе): “Я не расстанусь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обязательно буду находиться вместе с ним весь этот день(, чтобы служить ему)!” После этого он пришёл в мечеть и спросил о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, а (люди) сказали (ему): “Он ушёл в ту (сторону).” (Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал: - И я пошёл вслед за ним, расспрашивая о нём (людей, и в конце концов узнал, что) он находится в (месте, которое называется) Бир Арис.[1374] Тогда я уселся у ворот (этого колодца и ждал там,) пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не удовлетворил свою нужду и не совершил омовение. После этого я направился к нему и оказалось, что он сидит на середине края колодца Арис, подняв одежду до колен и опустив ноги в колодец. Я приветствовал (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) а потом удалился и (снова) сел у ворот, сказав (себе): “Поистине, сегодня я буду привратником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует”, - а (через некоторое время туда) пришёл Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” Он ответил: “Абу Бакр.” Я сказал: “Подожди”, - а сам пошёл (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и сказал: “О посланник Аллаха, Абу Бакр просит позволения войти.” Он сказал: “Впусти его и порадуй вестью о (том, что его ждёт) рай!” Тогда я вернулся и сказал Абу Бакру: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха сообщает тебе радостную весть о рае!” И Абу Бакр вошёл и сел справа от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, на том же краю (колодца), опустив ноги в колодец также, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и (также) подняв одежду до колен, я же вернулся (к воротам) и сел (там). Что же касается моего брата, который (хотел) присоединиться ко мне, то я расстался с ним в то время, когда он совершал омовение, и я сказал (себе): “Если Аллах желает такому-то[1375] блага, Он приведёт его (сюда)”, - и в этот момент какой-то человек толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” (Пришедший) ответил: “Умар бин аль-Хаттаб.” Я сказал: “Подожди”, - а сам пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствовал его и сказал: “О посланник Аллаха, Умар просит позволения войти.” Он сказал: “Впусти его и порадуй вестью (о том, что его ждёт) рай!” И я вернулся к Умару и сказал: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радует тебя вестью о рае!” Тогда (Умар) вошёл и сел рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, слева от него на (том же краю) колодца, опустив туда ноги, после чего я вернулся (к воротам) и сел (там). И я (снова) сказал (себе): “Если Аллах желает такому-то блага, Он приведёт его сюда”. (А через некоторое время) пришёл ещё один человек и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” (Пришедший) ответил: “Усман бин Аффан.” Я сказал: “Подожди”, - а сам пошёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сообщил ему (о приходе Усмана). Он сказал: “Впусти его и порадуй вестью (о том, что его ждёт) рай (после того, как) его постигнет беда!” Тогда я (вернулся к Усману) и сказал: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радует тебя вестью (о том, что тебя ждёт) рай (после того, как) тебя постигнет беда!” И (Усман) вошёл, увидев же, что на этом краю (колодца уже нет места), он сел на другой стороне напротив них. Са`ид бин аль-Мусаййаб сказал: - И я истолковал (их местоположение у колоца как указание на то, что также будут расположены и) их могилы.[1376] (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) также сказал: - И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел мне присматривать за воротами. В этой же версии сообщается, что когда он порадовал Усмана этой вестью, (Усман) воздал хвалу Аллаху Всевышнему, а потом сказал: “Лишь к Аллаху следует обращаться за помощью!” 710 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды, когда) мы в обществе нескольких человек[1377] сидели вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вместе с нами находились Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встал (и покинул) нас. (Поскольку) он долго не возвращался, мы стали опасаться, что с ним могло что-то случиться, нас охватило беспокойство и мы поднялись (со своих мест). Почувствовав беспокойство первым, я отправился за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (и искал его,) пока не пришёл к стене (сада), принадлежавшего ансарам из рода бану ан-наджжар. Я обошёл вокруг (стены) в поисках ворот, но не нашёл их, однако обнаружил ручеёк, который вытекал из находящегося вне (сада) колодца и исчезал за его стенами. Тогда я сжался в комок как лиса, проник внутрь (и увидел) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: “Абу Хурайра?” Я сказал: “Да, о посланник Аллаха.” Он спросил: “Что случилось?” Я сказал: “Ты был среди нас, потом ушёл и долго не возвращался, и мы стали опасаться, что с тобой могло что-то случиться, и нас охватило беспокойство, а я забеспокоился первым. И потом я пришёл к этому саду и сжался как лиса, а (остальные следуют) за мной. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обратился ко мне: “О Абу Хурайра!”, - дал мне свои сандалии и сказал: “Иди с этими моими сандалиями и порадуй вестью о рае любого, кого бы ты ни встретил за пределами этого сада и кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем своим.” Далее (Абу Хурайра) передал этот хадис до конца.[1378] (Муслим) 711 - Сообщается, что Ибн Шумаса сказал: - Мы находились у Амра бин аль-Аса,[1379] да будет доволен им Аллах, когда он уже находился при смерти. Он так долго плакал, повернувшись лицом к стене, что его сын стал говорить: “О батюшка, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то? Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то?” Тогда он повернулся (к нам) лицом и сказал: “Поистине, лучшим из того, чем мы можем запастись,[1380] является свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и, поистине, прошёл я через три стадии: (сначала) я думал, что нет такого человека, который ненавидел бы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сильнее меня и больше меня желал бы схватить и убить его, и если бы я умер в подобном состоянии, то непременно оказался бы среди обитателей огня. Когда же Аллах поместил в моё сердце (любовь к) исламу, я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!” И он протянул мне свою руку, но я не протянул свою, и тогда он спросил: “Что с тобой, о Амр?” Я ответил: “Я хотел поставить условие.” Он спросил: “Какое условие?” Я ответил: “Чтобы мне простились (мои грехи).” Тогда он сказал: “Разве тебе неизвестно, что ислам уничтожает то, что было прежде,[1381] и что хиджра уничтожает то, что было прежде, и что хаджж уничтожает то, что было прежде?” И (после этого) уже не было человека, которого я любил бы больше, чем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и которого ставил бы выше него. И я почитал его столь глубоко, что не смел даже взглянуть на него, а если бы меня попросили его описать, то я не смог бы сделать этого, ибо я даже не смотрел на него (пристально), и, поистине, если бы я умер в подобном состоянии, то, конечно же, мог бы надеяться, что окажусь среди обитателей рая. А потом нам поручалось (так много разных) вещей, что я уже не знаю, в каком положении я из-за них оказался! И когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая,[1382] ни огонь, когда же вы похороните меня, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа.”[1383] (Муслим)
Глава 96 О ПРОЩАНИИ С ТОВАРИЩЕМ И СОВЕТЕ, КОГДА ОН РАССТАЕТСЯ (С ТОБОЙ о), ОТПРАВЛЯЯСЬ В ПУТЬ ИЛИ ПО КАКОЙ-НИБУДЬ ДРУГОЙ ПРИЧИНЕ, А ТАКЖЕ ОБРАЩЕНИЯХ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ ЗА НЕГО И ПРОСЬБЕ, ЧТОБЫ ОН ОБРАЩАЛСЯ С МОЛЬБАМИ (ЗА ТЕБЯ). Аллах Всевышний сказал: - Ибрахим заповедал это[1384] своим сынам, а Йа`куб (- своим, и оба они сказали): “О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас эту религию, так не умирайте же иначе как будучи мусульманами![1385]” Разве были вы свидетелями того, как к Йа`кубу пришла смерть? Вот сказал он своим сыновьям: “Чему будете вы поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих предков - Ибрахима, Исмаила и Исхака, Богу единому, которому мы предаёмся.” (“Корова”, 132 - 133)
Что же касается хадисов, то к ним относятся следующие: 712 - Хадис Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, который уже приводился в “Главе об оказании уважения членам семьи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует”.[1386] Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им, а потом сказал: “А затем: поистине, о люди, я - только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего[1387], которому я отвечу,[1388] оставив вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет, так следуйте же ей и держитесь за неё крепко!” И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали (установлениям) Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: “(Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи, я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи!”[1389] (Муслим) 713 - Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис[1390], да будет доволен им Аллах, сказал: - (В своё время) мы пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а все мы были молодыми людьми (из одного племени) примерно (одного возраста). И мы прожили у него двадцать дней, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был добр и мягок с нами, решив[1391] же, что мы стали тосковать по своим семьям, он спросил нас о том, кто остался у нас (дома), и мы рассказали ему (об этом). Тогда он сказал: “Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их (религии) и велите им творить (благое). И совершайте такую-то молитву в такое-то время, а такую-то молитву - в такое-то, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к ней, а старший среди вас пусть руководит вашей молитвой.”[1392] (Аль-Бухари; Муслим) В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается(, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал): - … и молитесь также, как на ваших глазах молился я. 714 - Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: - (В своё время) я обратился к пророку, да будет доволен им Аллах, за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: “О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!”, - (и эти) слова я не променял бы на (весь) мир этот! В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): - Включи и нас, о братец, в свои мольбы! (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”) 715 - Передают со слов Салима бин Абдуллаха бин Умара, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда говорил тому, кто хотел отправиться в путь: “Подойди ко мне, чтобы я попрощался с тобой также, как прощался с нами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует”, - после чего говорил: - Вверяю Аллаху твою религию, и доверенное тебе[1393] и исход твоего дела! /Астауди`у-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя ва хаватима `амали-кя!/ (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”) 716 - Сообщается, что сподвижник Абдуллах бин Йазид аль-Хатми, да будет доволен им Аллах, сказал: - Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел попрощаться с (отправляющимися в поход воинами), он говорил: - Вверяю Аллаху вашу религию, и доверенное вам и исход ваших дел! /Астауди`у-Ллаха дина-кум, ва аманата-кум ва хаватима а`амали-кум!/ (Достоверный хадис, который Абу Дауд и другие (мухаддисы) приводят с достоверным иснадом.) 717 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Как-то раз) к пророку, да будет доволен им Аллах, пришёл один человек, который попросил: “О посланник Аллаха, я собираюсь уехать, (напутствуй же) меня”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Да наделит тебя Аллах благочестием!” /Заввадя-кя-Ллаху-т-таква!/ (Этот человек) сказал: “Добавь мне (ещё что-нибудь)”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “И да простит Он тебе твой грех!” /Ва гафара занба-кя!/ (Этот человек) сказал: “Добавь мне (ещё что-нибудь)”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “И да облегчит Он для тебя (достижение) благого, где бы ты ни был!” /Ва йассара ля-кя-ль-хайра хасу-ма кунта!/ (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)
Глава 97 ОБ ИСПРАШИВАНИИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ /истихара/ [1394] И ОБРАЩЕНИИ ЗА СОВЕТОМ. Аллах Всевышний сказал: - … и советуйся с ними о делах … (“Семейство Имрана”, 159) Всевышний также сказал: - … и вершат (свои) дела, обращаясь за советом друг к другу … (“Совет”, 38)
718 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас, как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах подобно тому(, как он учил нас той или иной) суре Корана, и он говорил: “Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело[1395] станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: … для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне[1396] и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это, если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: … для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им!” /Аллахумма, инни астахыру-кя би-`ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас`алю-кя мин фадли-кя-ль-`азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та`ляму ва ля а`ляму, ва Анта `Алляму-ль-гуййуби! Аллахумма, ин кунта та`ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма`аши ва `акыбати амри (ау каля: `аджили амри ва аджили-хи), фа-кдур-ху ли, ва ин кунта та`ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма`аши ва `акыбати амри (ау каля: `аджили амри ва аджили-хи), фа-сриф-ху `анни, ва-сриф-ни `ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна сумма радды-ни би-хи!/, - после чего (человеку следует) сказать, чего он хочет.” (Аль-Бухари)
Глава 98 О ТОМ, ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ХОДИТЬ НА ПРАЗДНИКИ, НАВЕЩАТЬ БОЛЬНЫХ, УЕЗЖАТЬ В ХАДЖ, ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ВОЕННЫЙ ПОХОД, ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ПОХОРОННЫХ ПРОЦЕССИЯХ И ПРОЧИХ ДЕЛАХ, НАПРАВЛЯЯСЬ ТУДА ОДНОЙ ДОРОГОЙ, А ВОЗВРАЩАЯСЬ ДРУГОЙ, РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МЕСТ ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ. 719 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: - В день праздника пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно возвращался (обратно с молитвы) не тем путём(, которым он шёл на неё). (Аль-Бухари) 720 - Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, покидал (Медину), он обычно проезжал через аш-Шаджару[1397], а возвращался он (туда) как правило через через аль-Му`аррас[1398], и что когда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) въезжал в Мекку, то въезжал через верхний перевал, а выезжал он оттуда через нижний перевал. (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 99 О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПРАВОЙ СТОРОНЕ [1399] ВО ВСЕХ БЛАГОРОДНЫХ ДЕЛАХ, ТАКИХ КАК ЧАСТИЧНОЕ /вуду/ И ПОЛНОЕ /гусль/ ОМОВЕНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ ПЕСКОМ /тайаммум/, НАДЕВАНИЕ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ И ШАРОВАР, ВХОД В МЕЧЕТЬ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗУБОЧИСТКИ, ПОДКРАШИВАНИЕ ГЛАЗ СУРЬМОЙ, СТРИЖКА НОГТЕЙ, ПОДСТРИГАНИЕ УСОВ, ВЫЩИПЫВАНИЕ ВОЛОС ПОДМЫШКАМИ, БРИТЬЁ ГОЛОВЫ, ОБРАЩЕНИИ С ПРИВЕТСТВИЯМИ ПОЛСЕ МОЛИТВЫ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ И ПИТЬЯ, РУКОПОЖАТИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧЁРНОМУ КАМНЮ, ВЫХОД ИЗ ТУАЛЕТА, ПОЛУЧЕНИЕ И ОТДОВАНИЕ ЧЕГО-ЛИБО, А ТАКЖЕ В ИНЫХ ПОДОБНЫХ ДЕЛАХ. И ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ОТДОВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ВО ВСЕХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СЛУЧАЯХ, НАПРИМЕР: СЛЕДУЕТ СМОРКАТЬСЯ И ПЛЕВАТЬ НА ЛЕВО, ВХОДИТЬ В ТУАЛЕТ И ВЫХОДИТЬ ИЗ МЕЧЕТИ(ДЕЛАЯ ПЕРВЫЙ ШАГ ЛЕВОЙ НОГОЙ), СНИМАТЬ ОБУВЬ, ШАРОВАРЫ И (ПРОЧАЮ) ОДЕЖДУ НАЧИНАЯ СЛЕВА, А ТАКЖЕ) ПОДМЫВАТЬСЯ, КАСАТЬСЯ ВСЕГО НЕЧИСТОГО [1400] И ДЕЛАТЬ ТОМУ ПОДОБНЫЕ ДЕЛА (ЛЕВОЙ РУКОЙ). Аллах Всевышний сказал: - Что касается того, кому подадут Книгу его в правую руку, то он скажет: “Возьмите и прочтите мою запись! … ” (“Судный день”, 19) Всевышний также сказал: - … стоящие справа[1401] - кто же встанет справа? -, и стоящие слева[1402] - кто же встанет слева? … (“ Воскресение”, 8 - 9)
721 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: - Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось отдавать предпочтение правой стороне во всём(, что бы он ни делал: совершал ли) омовение, причёсывался или надевал обувь. (Аль-Бухари; Муслим) 722 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пользовался правой рукой для омовения и еды, а левой - при (посещении) отхожего места[1403] и (в тому подобных случаях.[1404]) (Достоверный хадис, который приводит Абу Дауд и другие (мухаддисы) с достоверным иснадом.) 723 - Передают со слов Умм Атыййи, да будет доволен ею Аллах, что когда они обмывали тело его дочери[1405], да будет доволен ею Аллах, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал им: - Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении (вуду). (Аль-Бухари; Муслим) 724 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую наденут первой и снимут последней. (Аль-Бухари; Муслим) 725 - Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пользовался правой рукой, когда пил, ел и одевался, а левой - во всех остальных случаях. (Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие мухаддисы.) 726 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Когда будете одеваться или совершать омовение, начинайте с правой стороны. (Достоверный хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи с достоверным иснадом.) 727 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся в Мину, он подошёл к столбам /джамрат/ и стал бросать в них камешки, потом вернулся на место своей стоянки в Мине и принёс жертву, а потом сказал цирюльнику: “Бери”[1406], - и указал ему (сначала) на правую сторону (головы), а потом - на левую, после чего начал раздавать (свои сбритые волосы) людям.[1407] (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим(, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал): - После того как (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) бросил камешки в столбы и принёс в жертву животных, он подставил цирюльнику правую сторону головы и тот обрил её, после чего (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) подозвал к себе Абу Тальху аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, и отдал ему (сбритые волосы). А потом он подставил ему левую часть головы и сказал: “Брей!”, - а когда тот обрил (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует), он отдал (волосы) Абу Тальхе и сказал: “Раздели их между людьми.”
[1] - Эти комментарии носят название “Далиль аль-фалихин ли-турук Рийад ас-салихин”. [2] - См: “Толпы”, 5. [3] - То есть: принимать во внимание то, что знамения Аллаха и Его милости не являются чем-то случайным. [4] - Ото сна небрежения и беспечности. [5] - Иначе говоря, даровав им способность постоянно помнить о том, что Аллах взирает на их дела. [6] - То есть: остерегаться всего, что обязательно приведёт человека к гибели в пламени ада. [7] - Имеется в виду отказ от всего излишнего. [8] - Здесь подразумевается средство перехода к миру вечному. [9] - То есть: уподобим её сжатому полю. [10] - Имеется в виду постоянное пристанище. [11] - Имеется в виду взрослый и разумный, иначе говоря, дееспособный человек (мукялляф), на которого возложено исполнение определённых обязанностей, за что он несёт полную ответственность. [12] - Речь идёт о тех людях, которые выполняют все веления Аллаха и отстраняются от всего запрещённого Им. [13] - Красные верблюды наиболее высоко ценились арабами. [14] - Внутренняя этика прежде всего предполагает собой обладание искренними намерениями, что же касается соблюдения внешних правил приличия, то имеется в виду выполнение всех обязательных религиозных обрядов, отказ от запретного и совершение всего того, что рекомендуется шариатом. [15] - Имеется в виду желание совершать благое и страх перед совершением запретного. [16] - Здесь речь идёт о способах оберегания различных частей тела от совершения неподобающего. [17] - Подразумеваются всевозможные внешние отклонения, допускаемые теми людьми, сердца которых лишены благочестия. [18] - Речь идёт о пользующихся среди мусульман наибольшей известностью и авторитетом сборниках хадисов, составителями которых являлись аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса`и, Ибн Маджа и аль-Хаким. [19] - То есть: не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим. [20] - Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных. [21] - Речь идёт о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии. [22] - То есть: воздаянием тому, кто покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха и возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином. [23] - Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне являющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями. [24] - Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни. [25] - Оба сборника хадисов, составленных аль-Бухари и Муслимом, носят название “Сахих” и являются наиболее авторитетными сборниками такого рода. [26] - В самом общем виде хадисы подразделялись на “достоверные” (сахих), “хорошие” и “слабые”. [27] - “Умм Абдуллах” - мать Абдуллаха. У Аиши, да будет доволен ею Аллах, не было собственных детей, но пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, называл её так по имени Абдуллаха бин аз-Зубайра, сына её сестры Асмы. [28] - Например, прибившиеся к войску путники. [29] - Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было. [30] - 12 января 630 года мусульмане заняли Мекку, в связи с чем необходимость переселения оттуда по религиозным соображениям отпала. [31] - Слово “джихад” образовано от глагола “джахада” - отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Таким образом, “джихад” может означать не только войну с врагами ислама, но и борьбу за веру в более широком смысле слова, например, борьбу с собственными дурными наклонностями, побуждение других к совершению всего одобряемого шариатом и т.д. [32] - Имеется в виду призыв правителя к вооружённой борьбе с врагами мусульман. [33] - Речь идёт о походе на Табук, начавшемся в октябре 630 года. [34] - “Вади” - долина, высохшее русло, наполняющееся водой в период дождей. [35] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду, что люди, оставшиеся в Медине по болезни, но искренне намеревавшиеся отправиться в этот поход, получат такую же награду, как и его участники. [36] - С согласия вышеупомянутого человека. [37] - То есть: тебя не обойдёт та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным. [38] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил свой единственный хаджж, получивший название “прощального паломничества” (хиджжат аль-вида`) незадолго до своей кончины в феврале 632 года. [39] - В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук. [40] - Иначе говоря, Са`д спрашивает, не умрёт ли он в Мекке? [41] - После этого Са`д действительно прожил ещё около сорока лет. [42] - Имеются в виду, соответственно, верующие и многобожники. [43] - Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са`д бин Хауля, да будет доволен им Аллах, который умер в Мекке в 632 году и остался там навсегда. [44] - В некоторых версиях данного хадиса к этому добавлено также: “… и дела ваши.” [45] - Например, тот, кто сражается, защищая своих близких. [46] - Под “словом Аллаха” подразумевается призыв Аллаха к исламу. [47] - Имеется в виду, что человек станет получать награду как совершающий молитву всё то время, пока только ради молитвы он будет продолжать оставаться на месте её совершения. [48] - То есть: до тех пор, пока он будет оставаться в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения. Что касается слов о причинении обиды, то они приводятся не во всех версиях данного хадиса и объясняются по-разному. Так, например, одни комментаторы считают, что речь идёт о нанесении обиды в мечети кому-нибудь из людей словом или делом, другие понимают это как нанесение обиды ангелам в результате осквернения и т.д. [49] - Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их. [50] - То есть: разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела. [51] - Имеются в виду дела, совершавшиеся только ради Аллаха. [52] - Речи идёт о пастбище для овец. [53] - То есть: искренне желая выполнить Твоё веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это. [54] - Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение. [55] - Иначе говоря, выразить своё сожаление по этому поводу. [56] - В случае невозможности вернуть присвоенное как таковое необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки. [57] - Имеются в виду такие высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно. [58] - То есть: сообщить ему лично о том, что он говорит за его спиной, и испросить его разрешения на то, чтобы отзываться о нём подобным образом. [59] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приносил покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищён Аллахом. Причина была в том, что он считал своё поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным. [60] - Это значит, что Аллах постоянно готов принимать покаяние согрешившего. [61] - То есть: с запада. Иначе говоря, Аллах будет принимать покаяние Своих рабов вплоть до самого Дня воскресения. [62] - В самом общем виде по степени своей авторитетности все хадисы подразделялись на достоверные (“сахих”), хорошие (“хасан”) и слабые (“да`иф”). [63] - Здесь речь идёт о протирании при совершении частичного омовения /вуду/ перед молитвой некоего подобия кожаных или сделанных из какого-нибудь другого материала носков /хуфф/, края которых доходили до щиколоток. [64] - Молитву можно совершать только в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое /джанаба/ и малое /хадас/ осквернение, что требует, соответственно, полного /гусль/ или частичного /вуду/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права (фикха). [65] - То есть: бедуину. [66] - Бедуин говорит о самом себе, имея в виду, что он любит пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников, но ещё не совершает тех же религиозных дел, которыми занимаются они. [67] - Имеется в виду, что Сафван передавал Зирру слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [68] - Шам - старое название Сирии, Иордании, Палестины и Ливана. Здесь имеется в виду западное направление. [69] - Это выражение означает, что по одним показателям данный хадис является хорошим, а по другим его можно отнести к более высокой категории. [70] - Подразумевается, что он отправился туда после того, как принёс покаяние Аллаху. [71] - Имеется в виду “Сахих” Муслима. [72] - Имеется в виду “Сахих” аль-Бухари, но данная версия приводится и Муслимом. [73] - То есть: к той земле, к которой он стремился. [74] - Имеется в виду “Сахих” Муслима. [75] - Подразумевается, что он продолжал стремиться к этой земле до самой смерти. [76] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман и лично сражался с врагами в девяти сражениях. [77] - Бадр - название местности в 150 километрах к юго-западу от Медины, где было несколько колодцев. 15 или 17 марта 624 года там состоялось сражение между мусульманами и превосходящими силами курайшитов, в котором мусульмане одержали свою первую крупную военную победу. Все участники этого сражения в дальнейшем пользовались особым уважением и почётом. [78] - Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая Акаба”) и в 621 году (“вторая Акаба”) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе.” [79] - Ка`б, да будет доволен им Аллах, ставил участие во “второй Акабе” выше участия в битве при Бадре, поскольку встреча в Акабе состоялась ещё до переселения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, из Мекки в Медину. [80] - От врагов. [81] - То есть: объявил открыто об истинной цели похода. [82] - То есть: принять участие в походе вместе с другими. [83] - Иначе говоря, не принявших участие в этом походе. [84] - Имеется в виду дорогая одежда. [85] - Са` - мера объёма для сыпучих тел. Канонический са` равен 4,2125 литра. [86] - Лицемеры высмеивали всех бедняков, которые имели возможность делать только скромные пожертвования во время подготовки войска к походу на Табук. [87] - Ка`б имеет в виду, что он решил отказаться от ложных оправданий. [88] - То есть: Аллах укажет тебе на то, в чём я солгал, и я всё равно не смогу избежать твоего гнева. [89] - То есть: за то, что я скажу правду.
[90] - То есть: а нашлись ли ещё такие люди, которые честно признались, что их поступку нет заслуживающих внимания оправданий? [91] - То есть: не отказываться от своих слов. [92] - Гассаниды - арабские князья, под властью которых находились земли от Евфрата до Акабского залива на Красном море на территории Шама. [93] - Обычно эти слова ставились после приветствий и благопожеланий. [94] - Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. [95] - То есть: он не должен спать с тобой. [96] - Имеется в виду, что упоминание об этом есть в Коране. [97] - Гора Саль` находится в окрестностях Медины. [98] - Ка`б одолжил эти две одежды у вышеупомянутого Абу Катады. [99] - Мухаджиры - мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. [100] - Ка`б спрашивает, от кого исходит прощение? [101] - Имеется в виду принадлежавший Ка`бу земельный надел в оазисе Хайбар. [102] - То есть: избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин. [103] - Имеется в виду обещание Ка`
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.012 с.) |