ТОП 10:

В КОТОРОЙ РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ



МНОГО ПУТЕЙ БЛАГА

 

Аллах Всевышний сказал:

- И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает. (“Корова”, 215)

Всевышний также сказал:

- А о том, что из благого вы делаете, Аллаху известно. (“Корова ”, 197)

Всевышний также сказал:

- … и совершивший добро весом с пылинку увидит его … (“Землетрясение”, 7)

Всевышний также сказал:

- Совершающий праведные (дела делает это) для себя же… (“Коленопреклонённые”, 15)

Аятов на эту тему известно множество, что же касается хадисов, то их очень много и счесть их невозможно. (Ниже) мы приводим часть из них:

 

117 - Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал:

- (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?”[321] Он ответил: “Вера в Аллаха и борьба на пути Его”. Я спросил: “А какие рабы лучше всех?”[322] Он ответил: “Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего.” Я спросил: “А если я не (смогу) сделать этого?”[323] Он сказал: “Тогда помоги занятому каким-либо делом,[324] или сделай что-нибудь сам вместо неумелого.” Я спросил: “О посланик Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?”[325] Он сказал: “Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет садакой от тебя тебе же.” (Аль-Бухари; Муслим)

118 - Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[326] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов.[327] Каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ естьсадака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /ад-духа/.[328] (Муслим)

119 - Передают со слов (Абу Зарра, да будет доволен им Аллах,) что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Были представлены мне (все) дела (членов) моей общины, (как) добрые, (так) и дурные, и среди добрых дел увидел я устранение с пути (всего) того, что (может) причинить людям вред,[329] а среди дурных - плевок, остающийся непогребённым в мечети.[330] (Муслим)

120 - (Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал):

- (Однажды) люди сказали: “О посланник Аллаха, обладающим большими богатствами достанутся (все) награды, (ведь) молятся они подобно нам и постятся также, как мы, но они ещё и дают садаку из излишков своего достояния!” (В ответ им пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы (могли бы) давать садаку? Поистине, каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака и (даже) совершение любым из вас (с женой) полового сношения /буд`/[331] - это садака!” Они спросили: “О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” (В ответ) он сказал: “Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть )запретным образом [332] Но точно также если он сделает это дозволеном образом , ему достанеца награда! ” (Муслим)

121 - (Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- (Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал мне: “Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом.” (Муслим)

122 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Каждый день когда восходит солнце, следует давать садаку столько раз, сколько суставов (имеется в телах) людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих(, это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузшь на (животное) его поклажу(, это будет) садакой, и доброе слово - садака, и делая каждый шаг на пути к молитве,[333] (ты даёшь) садаку и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку. (Аль-Бухари; Муслим)

Кроме того, Муслим приводит (другую версию этого хадиса), передаваемую со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, каждый человек из числа сынов Адама сотворён из трёхсот шестидесяти сочленений, и тот, кто (в течение дня) будет произносить слова “Аллах велик” /Аллаху акбар/, “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/, “Нет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ и “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/, или просить у Аллах прощения, или уберёт с дороги, по которой ходят люди, камень, колючку или кость, или станет побуждать к одобряемому или удерживать от порицаемого (и число таких его дел за день достигнет) трёхсот шестидесяти, в этот день удалит себя от огня.

123 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение[334] в раю каждый раз, как он делает это. (Аль-Бухари; Муслим)

124 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренеберегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте.[335] (Аль-Бухари; Муслим)

125 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Вера (включает в себя) более[336] семидесяти (или: … шестидесяти) ответвлений, наилучшим[337] из которых является произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/, а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость[338] - (одно из) ответвлений веры. (Аль-Бухари; Муслим)

126 - Передают со (слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит также, как мучала она и меня”, - после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшисьже на поверхность земли,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи).” (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” Он сказал: “Награда полагается за всё живое.” (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари(, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи), и ввёл его в рай.

В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- И когда собака, едва ли не погибавшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела одна блудница из числа израильтян, которая сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены (её грехи).

127 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Я видел человека, наслаждавшегося в раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги(, поскольку) оно мешало мусульманам. (Муслим)

В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): “Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам”, - и (за это) он был введён в рай.

В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил ему (его грехи).

128 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Тому, кто должным образом совершит омовение[339], а потом явится на пятничную молитву и станет слушать[340], храня молчание, простятся его прегрешения[341], совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки[342], то он занимается пустым. (Муслим)

129 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда раб (Аллаха), исповедующий ислам (или: … верующий раб), совершает омовение /вуду/ и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: … вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное,[343] на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор), пока не выходит он очистившимся от грехов. (Муслим)

130 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов. (Муслим)

131 - Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): “Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?”[344] Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” Он сказал: “Это - полное совершение омовения /вуду/, несмотря на неприятное,[345] множество шагов (по направлению) к мечетям[346] и ожидание (следующей) молитвы после (предыдщей), и это для вас - рибат.”[347] (Муслим)

132 - Передают со слов Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Вошёл в рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время.[348] (Аль-Бухари; Муслим)

133 - Передают со слов (Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым.[349] (Аль-Бухари)

134 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Совершение) всего одобряемого (шариатом) есть садака.[350] (Аль-Бухари. Этот хадис приводит также и Муслим, но со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах.)

135 - Передают со слов (Джабира, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Если мусульманин посадит дерево, всё то, что будет съедено с него, обязательно (зачтётся) ему как милостыня, и всё, что будет украдено с него, обязательно зачтётся ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесёт ему урон,[351] это обязательно (зачтётся) ему как милостыня. (Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Если мусульманин посадит дерево, а потом поест его (плодов) человек, животное или птица, это будет (зачитываться) ему как милостыня до самого Дня воскресения.

В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Если мусульманин посадит дерево или засеет поле, а потом (выросшее) поест человек, животное или кто-нибудь ещё, это обязательно (зачтётся) ему как милостыня.

136 - Сообщается, что (Джабир, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- (В своё время) люди из племени бану салима захотели перебраться (на жительство) поближе к мечети. Когда извести об этом дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал им: “Дошло до меня, что вы хотите перебраться поближе к мечети.” Они сказали: “Да, о посланник Аллаха, мы хотели сделать это.” Тогда он сказал: “О бану салима, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши[352] записываются, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются!” (Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … поистине, за каждый шаг - степень![353]

137 - Сообщается, что Абу-ль-Мунзир Убайй бин Ка`б, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Жил (в Медине) один человек, и я не знаю никого другого, кто жил бы от мечети дальше, чем он, но (тем не менее) он не пропускал ни одной (общей) молитвы. Однажды кто-то сказал ему (или: … я сказал ему): “Купил бы ты себе осла, чтобы ездить на нём в темноте и (не ходить) по раскалённой земле!”, - на что он (дал такой ответ): “Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня! Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь (обратно к себе домой)!” И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах собрал для тебя всё это!”[354] (Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Поистине, (будет) тебе то, на что ты надеялся!

138 - Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано за (его совершение, Аллах) обязательно введёт в рай. (Аль-Бухари)

139 - Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика[355].” (Аль-Бухари; Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах” со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, сообщается, что) он сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без толкователя[356] а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше,[357] и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше,[358] а потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (ада), так защитите же себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то - с помощью доброго слова!”

140 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, Аллах доволен (таким Своим) рабом, который воздаёт Ему хвалу за каждый съеденный кусок (пищи) и каждый выпитый глоток (воды). (Муслим)

141 - Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

“Каждый мусульманин должен давать садаку.” (Один человек) спросил: “Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?” Он сказал: “Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку.” (Человек) спросил: “О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?” Он сказал: “Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении.” (Человек) спросил: “А если он не сможет (сделать этого)?” Он сказал: “(Тогда пусть) побуждает к одобряемому (или: … к благому).” (Человек) спросил: “(Скажи мне), а если он не (сумеет) сделать (и этого)?” Он сказал: “(Тогда пусть) воздерживается от совершения дурного,[359] и это станет садакой.”[360] (Аль-Бухари; Муслим)

 

 

Глава 14

ОБ УМЕРЕННОСТИ В ПОКЛОНЕНИИ

 

Аллах Всевышний сказал:

- Та ха.

Не для того Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты испытывал мучения … (“Та ха”, 1 - 2)

Всевышний также сказал:

- Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения… (“Корова”, 185)

 

142 - Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): “ Кто это?”

(Аиша) сказала: “Такая-то”, - и стала рассказывать о том, как она молится,[361] (что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то) он сказал: “Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится[362], пока сами вы не утомитесь, а больше всего (Аллах) любит такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно.” (Аль-Бухари; Муслим)

“Аллах не утомится” /ля йамаллю-Ллаху/: это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится “пока сами вы не утомитесь” /хатта тамаллю/ и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы постоянными были Его награды и милости к вам.

143 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) к домам жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли трое людей,[363] которые стали расспрашивать о том, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много,[364] /такаллю-ха/ сказали: “Как далеко нам до пророка, да благословитего Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!”[365] Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт.” Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост.” Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь.”[366] (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь[367] Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!” (Аль-Бухари; Муслим)

144 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

“Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды. (Муслим)

“Аль-мутанатти`уна” - углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно.

145 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его[368], так придерживайтесь же правильного[369], и приближайтесь[370], и радуйтесь[371] и обращайтесь (к Аллаху) за помощью[372] утром /аль-гадва/, вечером /ар-рауха/ и (некоторое время) ночью /ад-дульджа/.[373] (Аль-Бухари)

В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели).

Слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “ … она неизменно побеждает его … ”, - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей. Слово “аль-гадва” означает - движение в начале дня, слово “ар-рауха” - движение в конце дня, а слово “ад-дульджа” - движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми а сердца ваши - свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.

146 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?” (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв).” Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать.” (Аль-Бухари; Муслим)

147 - Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать, (что говорит), и можетслучиться так, что(, желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя. (Аль-Бухари; Муслим)

148 - Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я часто молился вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, молитвы и хутбы которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными. (Муслим)

149 - Сообщается, что Абу Джухайфа Вахб бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

- В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,[374] а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду[375] в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого.”[376] (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь.” (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь.” (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” И он поел, а когда настала ночь[377], Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, - и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, - а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Сальман сказал правду.” (Аль-Бухари)

150 - Сообщается, что Абу Мухаммад Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- (В своё время) пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью[378] до конца своей жизни!”, - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха.” Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту.”[379] Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня.” Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда, да благословит его Аллах и да приветствует, и это - наиболее справедливый[380] пост” (В другой версии это хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “ … и это - наилучший пост.”) , - я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”

(Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества![381]

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):

- (Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне): “О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам.” Я сказал: “Да, о посланник Аллаха.” Он сказал: “Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту.” Однако я настаивал, а потом был наказан за это.[382] Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!” Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!” Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил: “Через день.”

А когда Абдуллах состарился, он часто говорил: “О если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!”

В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):

- (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне): “Мне сообщили, что ты постоянно постишься и за ночь прочитываешь Коран целиком(, так ли это)?” Я ответил: “Да, о посланник Аллаха, но я стремлюсь только к благу!” Тогда он сказал: “Постись также, как делал это пророк Аллаха Дауд, поклонявшийся Аллаху больше кого бы то ни было из людей, и прочитывай Коран за месяц.” Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в двадцать дней.” Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в десять (дней).” Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в семь (дней), но не более того!” Однако я стал настаивать, и потом был наказан за это, ибо тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ты же не знаешь, может быть, проживёшь ты долго!”[383] И получилось именно так, как говорил мне пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда я состарился, то пожалел о том, что не согласился(поступать так, как позволил мне поступать) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!

В (четвёртой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … и, поистине, у детей твоих есть на тебя право …

В (пятой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) трижды сказал:

- Вообще не постится тот, кто постится непрерывно.

В (шестой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, а любимой молитвой[384] для Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи, молился треть её(, после чего) спал шестую часть ночи, постился же он через день и не бежал (от врага), встретив (его).

В (седьмой) версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- (В своё время) мой отец женил меня на одной знатной женщине, после чего стал часто приходить к своей невестке, спрашивая её о её муже,[385] на что она отвечала ему: “Он - прекрасный человек, но он не спал со мной и даже не посмотрел на меня!” И поскольку (мой отец) слышал это уже долгое время, он рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: “Скажи, чтобы он встретился со мной!”, - а через некоторое время я встретился с ним и он спросил меня: “Как ты постишься?” Я ответил: “Каждый день.” Он спросил: “А за сколько времени ты (прочитываешь Коран) полностью?” Я ответил: “За одну ночь.”

(Далее в этой версии) передаётся нечто подобное тому, о чём уже говорилось ранее, и сообщается, что впоследствии он читал читал седьмую часть (из того, что обычно читал из Корана ночью,) днём некоторым членам своей семьи, чтобы ему было легче ночью, а когда хотел набраться сил, то переставал поститься, считая (дни), после чего постился столько же дней подряд, не желая отказываться ни от чего из того, о чём он говорил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, когда расставалсяс ним. (Все эти версии являются достоверными. Большинство их приводится в обоих “Сахихах” и только некоторые - в одном из них.)

151 - Сообщается, что Абу Риб`и Ханзаля бин ар-Раби` аль-Усайди, один из писцов посланика Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Однажды я встретил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” (В ответ ему) я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Преславен Аллах![386] Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, напоминающему нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!”, - (после чего) мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я сказал (ему): “Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!” Он спросил: “В чём же это (выражается)?” Я сказал: “О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” (Выслушав меня,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки(, где бы вы ни были - ) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время”[387], - повторив (эти слова) трижды. (Муслим)

152 - Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: “(Это - ) Абу Исраиль, который дал обет (в этотдень) стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься.” Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал : “Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца.” (Аль-Бухари)

 

 

Глава 15







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.031 с.)