С наступлением (этого) дня не заговорит ни один Человек, Разве что с его позволения, и будут среди них злосчастные и счастливые. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С наступлением (этого) дня не заговорит ни один Человек, Разве что с его позволения, и будут среди них злосчастные и счастливые.



Что касается злосчастных, то (окажутся они) в огне, где (уделом) их будут (лишь) вздохи и рёв. (“Худ”, 102 - 106)

Всевышний также сказал:

- Предостерегает вас Аллах от Самого Себя … (“Семейство Имрана”, 28)

Всевышний также сказал:

- … в (тот) День убежит человек от брата своего, от матери своей и отца своего, от жены своей и детей своих, (ибо) в День тот каждому будет не до них. (“ Нахмурился”, 34 - 37)

Всевышний также сказал:

- О люди! Бойтесь Господа вашего, ибо великим станет потрясение Часа этого!

В этот День, который вы непременно увидите, забудет каждая кормящая о том, кого она кормила, и выкинет каждая беременная плод свой, и увидишь ты людей (будто) пьяными, но будут они не пьяны(, а устрашены) суровой карой Аллаха! (“Хаджж”, 1- 2)

Всевышний также сказал:

- А тем, кто боялся предстояния [864] (пред) Господом своим, (уготовано) два сада … (“Милостивый”, 46)

Всевышний также сказал:

- Станут они [865] подходить друг к другу, задавая вопросы, и будут говорить: “Поистине, находясь в кругу своей семьи, мы страшились (Аллаха), но Аллах оказал нам милость и защитил (нас) от мук огненного вихря!

Поистине, и раньше обращались мы к Нему с мольбами, ибо Он – Добрый, Милосердный!” (“Гора”, 25 - 28)

 

Что касается хадисов(, имеющих отношение к этой главе), то их имеется очень много, и мы приведём (только) часть из них, а помощь оказывает Аллах.

396 - Сообщается, что (Абдуллах) Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал нам: “ Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре (вещи): его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Тем, помимо кого нет иного бога, любой из вас (может) совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь (одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, (точно также) любой из вас (может) совершать дела обитателей огня, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь (одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), он станет совершать дела обитателей рая и войдёт (в рай). (Аль-Бухари; Муслим)

397 - Передают со слов Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- В этот День [866] приведут геенну, на которую (будет накинуто) семьдесят тысяч поводьев, и за каждый повод станут влечь её (за собой) по семьдесят тысяч ангелов. (Муслим)

398 - Сообщается, что ан-Ну`ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, в День воскресения наиболее лёгкому наказанию подвергнется тот человек из числа обитателей огня, на ступни [867] которого (будут положены) два тлеющих уголька, из-за чего мозг его станет кипеть, и покажется ему, что никто не испытывает более сильных мук, чем он, тогда как (на самом деле он подвергнется) наиболее лёгкому наказанию из них [868]. ” (Аль-Бухари; Муслим)

399 - Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Будут среди них такие, кого огонь охватит до лодыжек, и будут среди них такие, кого огонь охватит до колен, и будут среди них такие, кого огонь охватит до пояса, и будут среди них такие, кого огонь охватит до ключиц! (Муслим)

400 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Люди предстанут пред Господом миров [869] (и будут стоять до тех пор), пока некоторые из них не погрузятся в собственный пот до середины своих ушей. [870] (Аль-Бухари; Муслим)

401 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к нам с (такой) проповедью, подобной которой я никогда раньше не слышал, и (среди прочего) он сказал: “Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!”, - и тогда сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прикрыли себе лица руками и принялись плакать, не раскрывая ртов. (Аль-Бухари; Муслим)

В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):

- (В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, узнавший нечто [871] о своих сподвижниках, обратился к ним с проповедью и сказал: “Мне были показаны ад и рай, и никогда не видел я ничего более хорошего и ничего более дурного, чем в тот день! И если бы узнали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!” И этот день стал самым тяжким для сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которые покрыли себе головы и принялись плакать, не раскрывая ртов.

402 - Сообщается, что аль-Микдад, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “В День воскресения солнце будет приближено к людям (и окажется от них на расстоянии,) равном миле.” [872]

Суляйм бин Амир, передавший этот хадис со слов аль-Микдада, сказал: “И клянусь Аллахом, я не знаю, что именно он [873] подразумевает под (словом) “миль” - меру длины или палочку для нанесения сурьмы на глаза.” [874]

(Далее посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Что же касается людей, то сообразно своим делам они погрузятся в (собственный) пот, и у некоторых из них он будет доходить до щиколоток, (у других) - до колен, (у третьих) - до поясницы, а некоторых из них он взнуздает” [875], - и (сказав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, указал рукой на свой рот. (Муслим)

403 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- В День воскресения люди будут обливаться потом так (сильно), что их пот пропитает собой землю на семьдесят метров (вглубь), а (некоторых из) них он взнуздает, поднявшись до (уровня) их ушей. (Аль-Бухари; Муслим)

404 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) мы находились в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он услышл грохот (от падения какого-то предмета) и спросил (нас): “Знаете ли вы, что это?” Мы сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше.” Тогда он сказал: “Это - камень, который бросили в пламя ада семьдесят лет назад, и (всё это время) он падал в огне, а сейчас, когда он достиг дна ада, вы услышали шум от его (падения).” (Муслим)

405 - Передают со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не найдётся среди вас такого, с кем не станет говорить Господь его, и не будет меж ними толкователя [876]. А (потом человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме (своих прежних дел), и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме (своих прежних дел), и посмотрит он прямо и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (ада), так защитите же себя от огня хотя бы с помощью половинки финика!” [877] (Аль-Бухари; Муслим)

406 - Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, вижу я то, чего не видите вы: заскрипело небо, и оно имело вправе (на это), ибо на каждые четыре исба` [878] приходилось по одному ангелу, склонявшемуся перед Аллахом Всевышним в земном поклоне! Клянусь Аллахом, если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много, и не наслаждались бы женщинами на ложах, а выходили на дороги и громкими голосами обращались бы к Аллаху Всевышнему (с мольбами о спасении)! (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

“Заскрипело” /`аттат/. Слово “`атыт”, образованное от глагола “`атта” означает - “звук, издаваемый седлом, вьючным седлом и тому подобными вещами.” Это значит, что небу стало тяжко от множества поклоняющихся ангелов и оно заскрипело.

407 - Передают со слов Абу Барзы Надля бин Убайда аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (В День воскресения) раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его: как он её провёл?, и о знании его: на что он его употребил?, и о деньгах его: как он приобрёл их и на что потратил?, и о теле его: как он его использовал? [879] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”)

408 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал (аят, в котором сказано): “В тот День она [880] поведает свои вести … ” [881], - а потом спросил (людей): “Знаете ли вы, каковы (будут) её вести?” Они сказали: “Аллах и Его посланник знают (об этом) лучше.” (Тогда) он сказал: “Поистине, её вести (будут заключаться в том, что она станет свидетельствовать против каждого раба и рабыни (Аллаха) относительно того, что он делал на ней, и она скажет: “Ты сделал то-то и то-то в такой-то день.” Такими (будут) её вести.” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “ Хороший хадис.”)

409 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Как могу я наслаждаться (жизнью), когда тот, кто держит в своих руках рог [882], уже поднёс его ко рту и стал прислушиваться(, ожидая) веления, по которому он протрубит в него?” Похоже, что сподвижникам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было тяжело (слушать эти слова), и тогда он сказал им: “Говорите: “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” [883] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

“Рог” (аль-карн): имеется в виду труба (ас-сур), о которой Аллах Всевышний сказал: “И затрубят в трубу …”[884] Так истолковал это слово посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.

410 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Тот, кто боится, [885] спешит выступить в путь в начале ночи, а поспешивший сделать это достигнет жилища [886]. [887] Поистине, товар Аллаха стоит дорого и, поистине, товаром Аллаха является рай. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

“Адляджя” - значит “идти в начале ночи”. Здесь подразумевается “приниматься за дела поклонения”, а Аллах знает об этом лучше.

411 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен им Аллах, сказала:

- Я услышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “В День воскресения люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными”, - и спросила: “О посланник Аллаха(, неужели) мужчины и женщины (окажутся) вместе и будут смотреть друг на друга?!” Он сказал: “О Аиша, им будет слишком тяжко, чтобы они думали об этом!”

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Им будет не до того, чтобы смотреть друг на друга. (Аль-Бухари; Муслим)

 

 

Глава 51

О НАДЕЖДЕ

 

Аллах Всевышний сказал:

- Скажи [888]: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный!” (“Толпы”, 53)

Всевышний также сказал:

- Разве караем Мы кого-либо, кроме неблагодарных? (“Саба”, 17)

Всевышний также сказал:

- Поистине, нам было ниспослано в откровении, что наказание (уготовано) тем, кто отверг и отвернулся. [889] (“Та ха”, 48)

Всевышний также сказал:

- … а милость Моя объемлет собой всё … (“Преграды”, 156)

 

412 - Передают со слов Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, что Иса - раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марйам, и дух(, сотворённый) Им, [890] что рай - истина и ад - истина, Аллах введёт в рай независимо от того, какими были его дела. (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Аллах сделает запретным для огня того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха. [891]

413 - Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Всемогущий и Великий Аллах говорит: “Того, кто совершит (одно) доброе дело, (ждёт) десятикратное воздаяние или Я прибавлю ему ещё, что же касается совершившего дурное, то воздаянием за это будет нечто столь же дурное или Я прощу (его). К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, а к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень. К тому, кто направится ко Мне шагом, Я брошусь бегом, а того, кто встретит Меня, совершив (столько) грехов(, что они покроют собой) чуть ли не всю землю, но (при этом) не поклонявшись наряду со Мной ничему иному, Я встречу прощением(, которое покроет собой все эти грехи). (Муслим)

Смысл этого хадиса: к тому, “кто приблизится” ко Мне с помощью повиновения Мне, “Я приближусь”, оказав ему Свою милость, а если он сделает больше, то и Я сделаю (для него) больше; “к тому, кто направится ко Мне шагом” и будет спешить повиноваться Мне, “Я брошусь бегом”, то есть: осыплю его (Своими) милостями, и опережу его(, оказывая) их (ему) заранее, и не стану заставлять его идти к его цели долго, а Аллах знает об этом лучше.

414 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то бедуин и спросил: “О посланник Аллаха, каковы две причины(, которые неизбежно приводят к определённым следствиям)?” Он сказал: “Тот, кто умрёт, не поклонявшись наряду с Аллахом ничему иному, войдёт в рай, а тот, кто умрёт, поклонявшись наряду с Ним чему бы то ни было, войдёт в ад.” (Муслим)

415 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (ехал верхом), а позади него в седле сидел Му`аз[892], (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “О Му`аз!” (Му`аз) сказал: “Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, снова) сказал: “О Му`аз!”, - (и Му`аз снова) сказал: “Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!”, - (и это повторилось) трижды. [893] (Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Какой бы раб (Аллаха) ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник, искренне (веруя в это) сердцем своим, Аллах обязательно сделает его запретным для огня.” (Му`аз) спросил: “О посланник Аллаха, так не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?” Он сказал: “Тогда они (только на это) и будут надеяться [894] ”, - и Му`аз сообщил (людям) об (этих словах пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее молчание) греховным. [895] (Аль-Бухари; Муслим)

Слова “считая греховным” означают, что он боялся совершить грех, скрывая то, что ему стало известно (от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует).

416 - Сообщается, что Абу Хурайра или же Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, (передатчик этого хадиса сомневался, однако сомнение относительно имени того или иного сподвижника не причиняет никакого вреда[896], так как все они отличались справедливостью) сказал:

- Вр время похода на Табук люди, страдавшие от голода(, обратились к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, с просьбой), сказав: “О посланник Аллаха, если бы ты позволил нам заколоть наших верблюдов, то мы (могли бы) питаться бы их мясом и использовать их жир.” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(Так и) сделайте”. (Тогда к нему) подошёл Умар, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О посланник Аллаха, если ты (позволишь им сделать это), у нас останется мало верховых животных! (Лучше) вели им принести те припасы, которые у них ещё есть, а потом обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он сделал их благословенными для (этих людей), может быть, Он сделает это!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Да!”, - после чего велел принести себе кожаную подстилку и расстелил её, а потом он велел сносить на эту подстилку остатки их припасов, и люди стали подходить кто с горстью проса, кто с пригоршней фиников, а кто с куском хлеба. В конце концов на этой подстилке набралось немного еды, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал на эту еду благословение, а потом сказал: “Кладите это в свои сосуды!”, - и люди стали складывать еду в свои сосуды(, что продолжалось до тех пор), пока все имевшиеся в лагере сосуды не были заполнены, а кроме того, все наелись досыта и после этого что-то ещё осталось, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал: “ Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и если кто-нибудь из рабов Аллаха встретит Его [897] (, имея в запасе два этих свидетельства) и не сомневаясь (в их истинности), то не останется рай недоступным для него!” [898] (Муслим)

417 - Сообщается, что `Итбан бин Малик, да будет доволен им Аллах, один из участников битвы при Бадре, сказал:

- Обычно я проводил молитвы с людьми из моего (племени) бану салим, но (мой дом) отделяло от них вади, и во время дождя мне становилось трудно перебираться через него(, когда я направлялся) в их мечеть. Тогда я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал ему: “Поистине, зрение моё ослабело, а во время дождя в вади, отделяющем (мой дом) от моих соплеменников, текут потоки воды и тогда мне становиться трудно перебираться через него. И я хотел бы, чтобы ты пришёл (ко мне) и помолился где-нибудь в моём доме(, а потом) я сделаю (место, где ты помолишься,) местом для своих молитв.” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Я обязательно сделаю это!” А на следующее утро, когда солнце поднялось уже высоко, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл ко мне вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом. (Войдя внутрь,) он не стал садиться, а (сразу) спросил: “Какое место твоего дома ты выбрал для моей молитвы?”, - и я показал ему место, выбранное мной для его молитвы, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встал (там) и сказал: “Аллах велик” /Аллаху акбар/, - мы же встали (за ним), выстроившись в ряд. И он совершил молитву в два раката, завершив её словами таслима, после чего эти слова произнесли и мы. А после этого я задержал его(, предложив отведать) хазиры [899], приготовленной специально для него. (Между тем) люди, жившие по соседству, узнали о том, что в моём доме находится посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стали собираться и в конце концов в доме собралось много мужчин. Один из них спросил: “А что же Малик, которого я здесь не вижу?” (Другой) сказал: “Это – лицемер, который не любит Аллах и посланника Его.” (Услышав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не говори так! Разве ты не видел, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, - стремясь к лику Аллаха [900]?” (Тот человек) сказал: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше, что же касается нас, то клянусь Аллахом, мы видим, что он любит только лицемеров и разговаривает только с ними!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, Аллах сделал запретным для огня того, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, - стремясь к лику Аллаха!” (Аль-Бухари; Муслим)

418 - Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (В своё время) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, привели пленных [901], среди которых была одна женщина, искавшая (кого-то), и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью. [902] (Увидев это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (нас): “Как вы думаете, (способна ли) эта (женщина) бросить в огонь своего ребёнка?” Мы сказали: “Клянёмся Аллахом, нет!” Тогда он сказал: “А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта (женщина жалеет) своего ребёнка!” (Аль-Бухари; Муслим)

419 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда Аллах создал всё сущее, Он сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на троне, предписав Себе (следующее): “Поистине, милосердие Моё будет преобладать над гневом Моим.” (Аль-Бухари; Муслим)

В другой версии (этого хадиса, также приводимой в обоих “Сахихах”, сказано): “ … преобладает над гневом Моим”, - а в (третьей) версии (сказано следующее): “… опережает гнев Мой”.

420 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания(, в том числе и) верховые животные, которые поднимают свои копыта (повыше и удаляют) их от своих детёнышей, опасаясь задеть их.

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Поистине, (в запасе) у Аллаха Всевышнего есть сто (частей) милосердия, из которых Он ниспослал (на землю только) одну(, распределив её) среди джиннов, людей, животных и насекомых, (но именно) благодаря этому люди проявляют сочувствие и милосердие по отношению друг к другу и благодаря ей дикий зверь чувствует любовь к своему детёнышу, что же касается (других) девяносто девяти (частей) милосердия, то проявление их по отношению к Своим рабам Аллах Всевышний отложил до (наступления) Дня воскресения. (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую) Муслим приводит со слов Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, (в запасе) у Аллаха Всевышнего есть сто (частей) милосердия, и благодаря (лишь) одной из них люди проявляют милосердие по отношению друг к другу, а девяносто девять (частей Он приберёг) для Дня воскресения.

В (третьей) версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Поистине, в тот день, когда Аллах Всевышний создал небеса и землю, Он создал и сто (частей) милосердия, каждая из которых (занимает своё место) всё между небом и землёй. Из них Он поместил на земле (только одну часть) милосердия(, но именно) благодаря ей мать любит своё дитя, а звери и птицы любят друг друга, когда же настанет День воскресения, Он дополнит (девяносто девять частей) этой (частью) милосердия.

421 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что передавая слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда один из рабов (Аллаха) совершил грех, он сказал: “О Аллах, прости мне грех мой!”, - и Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех.” Потом [903] он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, - и Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Раб Мой совершил грех, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех.” Потом он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, - и (тогда) Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает!” (Аль-Бухари; Муслим)

Слова Всевышнего “ … пусть же делает, что пожелает!” означают: пока он будет поступать так, то есть, греша и раскаиваясь, Я буду прощать ему, ибо, поистине, покаяние уничтожает собой то, что было прежде.

422 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, Аллах обязательно истребил бы вас и привёл таких людей, которые стали бы грешить и просить Аллаха Всевышнего о прощении, а Он стал бы прощать их! (Муслим)

423 - Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если бы не грешили вы, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи и просить о прощении, а Он прощал бы их!” (Муслим)

424 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) мы с несколькими другими людьми(, среди которых были и) Абу Бакр с Умаром, да будет доволен Аллах ими обоими, сидели рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он неожиданно встал и (покинул нас). Он долго (не возвращался) к нам, и (постепенно) мы начали испытывать беспокойство, думая, что без нас (на него может кто-нибудь напасть). А потом нас охватил страх, и мы поднялись со своих мест. Я испугался первым, отправился на поиски посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и оказался у сада, принадлежавшего одному из ансаров.

Далее он [904] передал этот хадис полностью вплоть до слов:

- И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Иди и порадуй вестью о рае любого из тех, кого ты встретишь за пределами (этого сада, услышав, что) он произносит свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем своим!” (Муслим)

425 - Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал слова Аллаха Всевышнего(, поведавшего, что) Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует(, сказал): “Господь мой, поистине, они [905] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, последовавший за мной – от меня [906] … ” [907], - и (поведавшего также, что) Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если Ты накажешь их, то ведь они - рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!” [908], - после чего воздел руки к небу и воскликнул: “О Аллах, община моя, община моя!” [909], - и заплакал. И тогда Всемогущий и Великий Аллах сказал: “О Джибрил, отправляйся к Мухаммаду - а Господь твой лучше знает (обо всём)! - и спроси его: “Что заставляет тебя плакать?” ” И Джибрил явился к нему, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сообщил ему о том, что он сказал [910] и о чём лучше всех было известно Аллаху. И тогда [911] Аллах Всевышний сказал: “О Джибрил, отправляйся к Мухаммаду и скажи (ему): “Поистине, сделаем Мы так, что ты останешься доволен своей общиной, и Мы не огорчим тебя!” ” (Муслим)

426 - Сообщается, что Му`аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) я сидел верхом на осле позади пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он спросил (меня): “О Му`аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его, и чего они вправе (ожидать) от Аллаха?” Я сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше.” (Тогда) он сказал: “Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что им следует поклоняться одному только Аллаху, рабы же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него.” Я спросил: “О посланник Аллаха, так не порадовать ли мне этой вестью людей?” В ответ он сказал: “(Не делай этого), ибо тогда они станут полагаться только на это!” (Аль-Бухари; Муслим)

427 - Передают со слов аль-Бара бин `Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда мусульманину станут задавать вопросы в (его) могиле, [912] он принесёт свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, (на что и указывают) слова Всевышнего: “Аллах укрепит верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином …” [913] (Аль-Бухари; Муслим)

428 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, если неверный [914] сделает доброе дело, за это он получит удел (свой только) в мире этом, что же касается верующего, то, поистине, Аллах запасает для него его благие дела в мире вечном, даруя ему удел (его и) в мире этом за его повиновение.

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Поистине, Аллах не обидит верующего(, совершившего любое) доброе дело(, но) дарует ему за (каждое из них его удел) в мире этом и воздаст ему (за каждое из них) в мире вечном. Что же касается неверного, то он получит (удел свой) в мире этом за добрые дела, совершённые им ради Аллаха Всевышнего, но когда окажется в мире ином, то не будет у него там ни одного доброго дела, за которое он получит воздаяние. (Муслим)

429 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Пять молитв подобны полноводной реке, которая протекает у дверей каждого из вас и в которой (каждый из вас) купается по пять раз в день. (Муслим)

430 - Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если встанут у погребальных носилок [915] любого из умерших мусульман сорок человек, ничему не поклоняющихся наряду с Аллахом, Аллах обязательно примет их заступничество за него.” [916] (Муслим)

431 - Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) около сорока человек из нас находились в одном шатре вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он спросил: “Хотели бы вы составлять собой четверть из тех, кто окажется в раю?” Мы ответили: “Да!” Он спросил: “А хотели бы вы составлять собой треть их?” Мы ответили: “Да!” Тогда он сказал: “ Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, поистине, я надеюсь, что вы составите собой половину тех, кто попадёт в рай, ибо войдёт туда лишь человек покорившийся [917], (несмотря на то, что ныне, находясь) среди многобожников, вы подобны белому волоску на шкуре чёрного быка (или: … чёрному волоску на шкуре белого быка)!” (Аль-Бухари; Муслим)

432 - Передают со слов Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда настанет День воскресения, Аллах передаст каждому мусульманину иудея или христианина и скажет: “Это - твоё избавление от огня.” (Муслим)

В другой версии (этого хадиса, передаваемого) со слов (Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- В День воскресения явятся люди из числа мусульман со своими грехами, подобными горам, которые Аллах простит им. (Муслим)

Смысл слов (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказавшего): “ … Аллах передаст каждому мусульманину иудея или христианина и скажет: “Это - твоё избавление от огня” ”, - поясняет собой содержание другого хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах(, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): “У каждого есть своё место в раю и своё место в огне, и (поэтому) когда верующий войдёт в рай[918], неверный заменит его собой в огне, ибо он заслуживает этого за своё неверие.” Таким образом, слова “твоё избавление” означают: тебе угрожала опасность оказаться в огне, но это - твоё избавление, так как Аллах Всевышний судил, что в ад должно заполнить собой определённое количество (людей), и когда неверные войдут в ад за свои грехи и своё неверие, то окажется, что они станут как бы избавлением для мусульман, а Аллах знает об этом лучше

433 - Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “В День воскресения верующий будет приближен [919] к Господу своему, который возьмёт его под свою защиту. [920] И Он заставит его признаться в своих грехах и будет спрашивать: “Сознаёшься ли ты в таком-то грехе, сознаёшься ли ты в таком-то грехе?”, - на что он будет отвечать: “Сознаюсь, Господь мой!”, - и тогда Он скажет: “Поистине, Я покрыл грехи твои в земной жизни и Я прощу их тебе сегодня!”, - после чего ему будет подана книга с записями его добрых дел. (Аль-Бухари; Муслим)

434 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) один человек поцеловал женщину[921], а потом явился к пророку, да благослловит его Аллах и да приветствует, и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят(, в котором было сказано): “Совершай молитву в начале и конце дня [922] и в некоторые часы ночи. [923] Поистине, добрые дела устраняют дурные.” [924] Этот человек спросил: “О посланник Аллаха, это (касается только) меня?” Он ответил: “(Это –) для всех (членов) моей общины.” (Аль-Бухари; Муслим)

435 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Как-то раз) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл один человек, сказавший (ему): “О посланник Аллаха, я нарушил одно из установлений, [925] так подвергни же меня наказанию!” (Между тем) подошло время молитвы, которую этот человек и совершил вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда он закончил молиться, то (снова) сказал: “О посланник Аллаха, поистине, я нарушил одно из установлений, так подвергни же меня (тому, чего требует) Книга Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: “ Присутствовал ли ты на молитве вместе с нами?” Он сказал: “Да”, - (и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Ты прощён.” (Аль-Бухари; Муслим)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.072 с.)