ТОП 10:

О ВЕЛЕНИИ ВОЗВРАЩАТЬ ДОВЕРЕННОЕ



ИМУЩЕСТВО /амана/.[499]

 

Аллах Всевышний сказал:

- Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его … (“Женщины”, 58)

Всевышний также сказал:

- Поистине, предложили Мы этот залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понёс его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным. … (“Сонмы”, 72)

 

199 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[500]. (Аль-Бухари; Муслим)

В другой (версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал):

- … даже если он постится, молится и утверждает, что он - мусульманин.

200 - Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог /амана/[501] был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалён этот залог, сказав: “Заснёт человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет”, - и говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: “А потом люди станут заключатьдруг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!”, - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!”

(Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал):

- И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия[502], если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель[503], а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то! (Аль-Бухари; Муслим)

201 - Передают со слов Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Аллах Всеблагой и Всевышний соберёт людей[504], и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним рай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословения Аллаха, и скажут: “О отец наш, попроси, чтобы рай открыли для нас!” (В ответ им) он скажет: “А разве не грех отца вашего стал единственной причиной вашего изгнали из рая?! Это не в моих силах[505], идите же к сыну моему Ибрахиму, любимейшему другу Аллаха!” И они придут к Ибрахиму, который скажет: “Это не в моих силах, ибо, поистине, не был я столь близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!” Тогда они придут к Мусе, который скажет: “Это не в моих силах, идите к Исе, слову Аллаха и духу Его!”, - (однако) и Иса скажет: “Это не в моих силах!”, - и тогда они придут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, который встанет[506], иему будет позволено. И будут посланы вверенное людям /амана/ и родственые связи[507], которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии.

Я спросил[508]: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит “подобно молнии”?” Он ответил: “Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока?”

А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) - подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их.[509] Что же касается вашего пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он будет стоять на Сирате, повторяя слова: “Господь мой, спаси, спаси!”, - и (так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) будут слабыми, и пока не придёт человек, который окажется в состоянии передвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата (будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, а сваленные в кучу (окажутся) в аду!

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):

- И клянусть Тем, в чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна ада! (Муслим)

202 - Сообщается, что Абу Хубайб Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам аь-Кураши аль-Асади, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- В день “верблюжьей битвы”[510] аз-Зубайр, занявший (свои позиции), подозвал меня к себе и когда я подошёл к нему, он сказал мне: “О сынок, поистине, погибнет сегодня либо притеснитель, либо притесняемый и, поистине, думаю я, что неизбежно буду убит несправедливо[511], но больше всего занимают меня сейчас мои долги! Как ты думаешь, останется ли что-нибудь от нашего имущества после уплаты долгов?” А потом он сказал: “О сынок, продай то, что у нас есть, и уплати мои долги!”

И после этого он завещал треть (оставшегося) от трети его сыновьям.[512]

Аз-Зубайр сказал: “И если после уплаты долгов от нашего имущества что-нибудь останется, то треть этого - твоим сыновьям.”

Абдуллах (бин аз-Зубайр) сказал:

- И он стал отдавать мне распоряжения относительно своего долга, говоря (при этом): “О сынок, а если не сможешь ты вернуть какой-либо части из моих долгов, обращайся за помощью к моему Покровителю.” И, клянусь Аллахом, я не понял, о чём он говорит, пока не спросил: “О батюшка, а кто же твой покровитель?”, - (на что он) ответил: “Аллах.”

(Абдуллах) сказал:

- И клянусь Аллахом, когда из-за этого долга меня охватывало отчаяние,[513] я всегда говорил: “О Покровитель аз-Зубайра, заплати долг его вместо него!”, - и (всегда получалось так, что) Он платил.[514]

(Абдуллах) сказал:

- И аз-Зубайр был убит, не оставив после себя ни динара, ни дирхема, (и не было у него ничего), кроме земельных участков, среди которых (был и участок земли в) Габе,[515] а также одиннадцать домов в Медине, два дома в Басре, один дом в Куфе и один дом в Египте. Что же касается его долгов, то накопились они по той причине, что люди часто приходили к нему и просили взять их деньги на сохранение, однако аз-Зубайр (в таких случаях) говорил: “Нет, (будем считать, что) я беру эти деньги в долг, ибо боюсь я, что они пропадут![516]” (Если же говорить о его достатке, то) он никогда не был наместником, не занимался сбором налогов и податей и не (делал ничего подобного)[517], а (всё то, что он имел, появилось у него после) походов, в которых он участвовал (сначала) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а после него - с Абу Бакром, Умаром и Усманом, да будет доволен ими Аллах.[518]

(Абдуллах) сказал:

- И занявшись подсчётами, я обнаружил, что он остался должен два миллиона и двести тысяч дирхемов.

А через некоторое время Абдуллаха бин аз-Зубайра встретил Хаким бин Хизам, который спросил: “О сын моего брата, сколько остался должен брат мой?”

(Абдуллах сказал):

- И я скрыл от него (истину), сказав: “Сто тысяч”, - на что Хаким сказал: “Клянусь Аллахом, не думаю я, что вашего имущества хватит(, чтобы отдать эти долги)!” Тогда я воскликнул: “А что ты скажешь, (если он должен) два миллиона и двести тысяч?!” Он сказал: “Не думаю, что вы сможете (рассчитаться), но если будете не в состоянии отдать что-нибудь из этого, обращайтесь за помощью ко мне.”

(В своё время) аз-Зубайр купил Габу за сто семьдесят тысяч дирхемов, что же касается Абдуллаха, то он продал её за миллион и шестьсот тысяч,[519] после чего он объявил (людям): “Пусть приходит к нам в Габу тот, кому аз-Зубайр остался должен”, - и к нему явился Абдуллах бин Джафар, которому причиталось четыреста тысяч дирхемов. Он сказал Абдуллаху: “Если хотите, я оставлю эти деньги вам.”[520] Абдуллах сказал: ”Нет!” Он сказал: “А если хотите, я дам вам отсрочку, раз вы не можете заплатить эти деньги сейчас.” Абдуллах сказал: “Нет!” Он сказал: “Тогда выделите мне часть (этой земли)”, - и Абдуллах сказал: “Вот границы твоего участка.” И Абдуллах продал Габу, полностью рассчитался с долгами и после этого у него осталось в Габе ещё четыре с половиной из шестнадцати долей этого участка земли. А через какое-то время он явился к Му`авиййи[521], встретившись с ним в то время, когда у него находились Амр бин Усман[522], аль-Мунзир бин аз-Зубайр[523] и Ибн Зам`а. Му`авийа спросил его: “Почём ты продавал Габу?” Он ответил: “По сто тысяч за часть.”[524] Он спросил: “И сколько ещё осталось?” Он ответил: “Четыре с половиной части.” Тогда аль-Мунзир бин аз-Зубайр сказал: “Я купил у тебя одну часть за сто тысяч”, - и Амр бин Усман сказал: “Я купил (у тебя) одну часть за сто тысяч”, - и то же самое сказал Ибн Зам`а, после чего Му`авийа спросил: “ Сколько там осталось?” Абдуллах ответил: “Полторы части”, - и тогда Му`авийа сказал: “Я купил это за сто пятьдесят тысяч”, - а (через некоторое время свой участок в Габе) за шестьсот тысяч дирхемов продал Му`авийи и Абдуллах бин Джафар. А когда Абдуллах бин аз-Зубайр закончил выплачивать долги, (другие) сыновья аз-Зубайра сказали ему: “Раздели между нами наше наследство”, - однако он сказал: “Клянусь Аллахом, я разделю его лишь после того, как в течение четырёх лет в период хаджжа будут возглашать: “Пусть тот, кому аз-Зубайр остался что-нибудь должен, придёт к нам и мы рассчитаемся с ним” ”, - и он (действительно) делал это целых четыре года, после чего поделил наследство, выплатив им (завещанную аз-Зубайром) треть. Кроме того, у аз-Зубайра остались четыре жены, каждая из которых получила по миллиону и двести тысяч дирхемов, всего же имущества у него было на пятьдесят миллионов и двести тысяч дирхемов.[525] (Аль-Бухари)

 

 

Глава 26







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.226 (0.012 с.)