О побуждении к тому, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом и благодоря этому воздерживаться от просьб и (не стремиться) к получению подарков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О побуждении к тому, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом и благодоря этому воздерживаться от просьб и (не стремиться) к получению подарков.



 

Аллах Всевышний сказал:

- А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха … (“Джум`а”, 10)

 

539 - Передают со слов Абу Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-`Аввама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине [1111] вязанку дров и продать её, благодаря чему Аллах убережёт его (от нужды), будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые (могут) дать ему (что-то, но могут) и отказать! (Аль-Бухари)

540 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести вязанку их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать ему (что-то, но может) и отказать! (Аль-Бухари; Муслим)

541 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Дауд, мир ему, питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками. [1112] (Аль-Бухари)

542 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Закарийа, [1113] мир ему, был плотником. (Муслим)

543 - Передают со слов аль-Микдама бин Ма`дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Никто и никогда не ел ничего лучше той еды(, на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, да благословит его Аллах и да приветствует, питался тем, на что он зарабатывал своими руками. (Аль-Бухари)

 

 

Глава 60

О ЩЕДРОСТИ, ВЕЛИКОДУШИИ И РАСХОДОВАНИИСРЕДСТВ НА РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГИЕ ДЕЛА (ТЕМИ, КТО) УВЕРЕН В (ИСТИННОСТИ ОБЕЩАННОГО) [1114] АЛЛАХОМ ВСЕВЫШНИМ.

 

Аллах Всевышний сказал:

- … а то, что вы потратили, Он возместит вам… (“Саба”, 39)

Всевышний также сказал:

- А что расходуете вы из добра, это - на себя же(, ведь) расходуете вы только из стремления к лику Аллаха. Что израсходуете вы из добра, будет возмещено вам и не будете вы обижены. (“Корова”, 272)

Всевышний также сказал:

- А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно. (“Корова”, 273)

 

544 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом [1115], и человеку, которому Аллах даровал мудрость [1116] и который судит [1117] на основании (этой мудрости) и передаёт её (другим). (Аль-Бухари; Муслим)

Это значит: не следует завидовать[1118] ничему, если не считать этих двух качеств.

545 - Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): “Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?” Они сказали: “Нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше.” (Тогда) он сказал: “Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил) [1119], а то, что он отложил, является богатством его наследника!” (Аль-Бухари)

546 - Передают со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика. [1120] (Аль-Бухари; Муслим)

547 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- О чём бы ни просили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он ни разу не сказал: “Нет.” (Аль-Бухари: Муслим)

548 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, даруй расходующему [1121] возмещение!”, - другой же говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели! [1122] (Аль-Бухари; Муслим)

549 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Аллах Всевышний сказал: “Расходуй, о сын Адама, (тогда и) на тебя будут расходовать.” [1123] (Аль-Бухари; Муслим)

550 - Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какое (проявление) ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) [1124] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”. (Аль-Бухари; Муслим)

551 - Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано за (его совершение, Аллах) обязательно введёт в рай. [1125] (Аль-Бухари)

552 - Передают со слов Абу Умамы Судаййа бин `Аджляна, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(, ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении. [1126] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

553 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Кто бы и о чём бы ни просил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ради ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек, [1127] и он велел дать ему (так много) овец(, что казалось, будто они заполняют собой всё пространство) между двумя горами. [1128] И (этот человек) вернулся к своим соплеменникам и сказал: “О люди, принимайте ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары (как тот,) кто не боится бедности!” И если даже человек принимал ислам только ради мирских (благ), то проходило совесем немного времени, и ислам становился для него милее и мира это, и всего того, что в нём есть. (Муслим)

554 - Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разделил (то, что ему было доставлено,) [1129] я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, другие были более достойны этого, чем эти!”, - (на что) он ответил: “Поистине, они поставили меня перед выбором: они либо стали бы донимать меня своими просьбами (и вынудили бы) меня дать им это, либо стали бы обвинять меня в скупости, а я не скуп!” (Муслим)

555 - Передают со слов Джубайра бин Мут`има, да будет доволен им Аллах, что когда он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, возвращался из Хунайна [1130], бедуины стали приставать к (пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) со своими просьбами (так настойчиво, [1131] что в конце концов) оттеснили его к акации, за ветви которой зацепилась его накидка. И тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, остановился и воскликнул: “Отдайте мне мою накидку! Если бы у меня было столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни трусом, ни лжецом!” (Аль-Бухари)

556 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Садака никак не уменьшает богатства, [1132] Аллах не добавит (Своему) рабу(, прощающему других,) ничего, кроме славы, [1133] а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает. (Муслим)

557 - Передают со слов Абу Кабши Умара бин Са`да аль-Анмари, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Я поклянусь (вам) в трёх (вещах) и скажу вам что-то, а вы запомните это! (Клянусь, что) садака не уменьшает богатства раба [1134], и что если обойдутся с рабом несправедливо, а он проявит терпение, [1135] то Аллах обязательно увеличит славу его, и что если раб откроет двери обращений с просьбами [1136], то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности! [1137]

И скажу я вам (другое), а вы запомните это: поистине, в мире этом есть четыре (группы) людей. (К первой из них относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство и знание, и(, обладая богатством,) он боитсяГоспода своего [1138], поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха [1139], - такой (окажется) в наилучшем положении. [1140] (Ко второй относится такой) раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то” [1141], - будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений(, как и первый,) за что он получит такую же награду(, как и первый. К третьей относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им [1142], не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, - такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И(, наконец, к четвёртой группе относится такой) раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то” [1143], - придерживаясь таких же намерений(, как и третий,) за что он понесёт на себе такое же бремя(, как и третий). [1144] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

558 - Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды, когда) они[1145] зарезали овцу, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Что от неё осталось?” (Аиша, да будет доволен ею Аллах,) ответила: “ Ничего, кроме лопатки.” (Тогда) он сказал: “Вся она осталась, кроме лопатки!” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.”)

Это значит, что они раздали в качестве садаки (всю эту овцу), кроме лопатки, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал, что вся она сохранилась для них в мире вечном, кроме лопатки.

559 - Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: “Не завязывай свой мех, ибо тогда и Аллах завяжет его для тебя.” [1146] (Аль-Бухари; Муслим)

В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

- Расходуй (или: … дари; или: … трать), и не подсчитывай, ибо тогда и для тебя (всё) будет сочтено, [1147] и не припрятывай [1148], ибо тогда и Аллах спрячет (то, что предназначено) для тебя.

560 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в джуббах [1149] из железа(, покрывающих их тела) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба) обязательно удлиняется (или: … увеличивается), (покрывая собой) его кожу, (и так продолжается) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы [1150]. Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу), но она не увеличивается. (Аль-Бухари; Муслим)

Под “джуббой из железа” подразумевается кольчуга. Это значит, что каждый раз, как расходующий тратит что-нибудь, она увеличивается и удлиняется, (и это продолжается) до тех пор, пока она не начинает волочиться по земле позади него, скрывая его ноги и его следы.

561 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- У того, кто подаст милостыню, равную (цене хотя бы) половины финика, из (своего) благоприобретённого [1151] достояния - а Аллах не принимает ничего, кроме благого! -, Аллах примет её Своей правой рукой, после чего станет растить (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас растит своего жеребёнка, пока не станет она величиной с гору. (Аль-Бухари; Муслим)

562 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Как-то раз один) человек шёл по пустыне и (неожиданно) услышал голос(, раздавшийся из) облака: “Полей сад такого-то!”, - после чего облака двинулись в (другую) сторону и пролились дождём на чёрную каменистую почву, а вся вода слилась в один поток. Путник пошёл (по направлению её течения, а через некоторое время увидел) человека, стоявшего в своём саду и направлявшего своим заступом воду (в нужную ему сторону), и спросил (его): “О раб Аллаха, как тебя зовут?” Он ответил: “Так-то”, - (и оказалось, что именно) это имя (назвал голос из) облака. (Этот человек) спросил путника: “О раб Аллаха, почему ты спрашиваешь, как меня зовут?” (Путник) ответил: “Поистине, я слышал голос в облаках, из которых пролился этот дождь(, и велевший им): “Полей сад такого-то!”, - (после чего он назвал) твоё имя, и поэтому я хочу узнать, что ты делаешь(, чтобы заслужить подобное)?” Он ответил: “Что касается этого, то раз ты спрашиваешь(, я отвечу тебе): поистине, (собрав урожай) я (определяю, сколько) дал (этот сад), и отдаю треть (собранного) неимущим, треть оставляю для себя и своей семьи, а треть возвращаю обратно.” [1152] (Муслим)

 

 

Глава 61



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.024 с.)