ТОП 10:

О ПОБУЖДЕНИИ К ОДОБРЯЕМОМУ И УДЕРЖАНИИ ОТ ПОРИЦАЕМОГО



Аллах Всевышний сказал:

- И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от отвергаемого. Такие-то и преуспеют. (“Семейство Имрана”, 104)

Всевышний также сказал:

- Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям общин: вы побуждаете к одобряемому, и удерживаете от порицаемого … (“Семейство Имрана”, 110)

Всевышний также сказал:

- Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных! (“Преграды”, 199)

Всевышний также сказал:

- Верующие мужчины и женщины - покровители[456] друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого … (“Покаяние”, 71)

Всевышний также сказал:

- Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали.[457]

Они не удерживали другу друга от порицаемого, которое они совершали, а сколь плохо было совершавшееся ими! (“Трапеза”, 78 - 79)

Всевышний также сказал:

- И скажи: “Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует.” (“Пещера”, 29)

Всевышний также сказал:

- Выполняй же, что велено тебе … (“Аль-Хиджр”, 94)

Всевышний также сказал:

- … Мы спасли тех, кто удерживал от дурного, а поступавших несправедливо Мы подвергли тяжким мукам за то, что они грешили. (“Преграды”, 165)

И аятов, имеющих отношение к этой главе, известно множество.

 

184 - Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое,[458] изменит это собственноручно,[459] если же он не сможет (сделать) этого(, пусть изменит это) своим языком[460], а если не сможет (и этого), то - своим сердцем[461], и это будет наиболее слабым (проявлением) веры.” (Муслим)

185 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из народа его, следовавшие его сунне и выполнявшие его веления, а на смену им приходили говорившие то, чего они не делали[462], и делавшие то, чего им (делать было) не велено[463]. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно! (Аль - Бухари; Муслим)

186 - Сообщается, что Абу-ль-Валид `Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Мы поклялись посланику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что будем слушать и повиноваться[464] в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять[465], и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого(, полученными) от АллахаВсевышнего[466], и что будем говорить истину[467], где бы мы ни оказались, не боясь порицания порицающего в Аллахе.[468] (Аль-Бухари; Муслим)

187 - Передают со слов ан-Ну`мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Пекущихся о нерушимости границ[469] Аллаха[470] и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам,[471] чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие - в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если они[472] предоставят их[473] самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных). (Аль-Бухари)

188 - Мать правоверных Умм Салама Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать и откажетесь признавать[474]. Почувствовавшие отвращение будут непричастны и спасутся[475] отказавшиесяпризнавать в отличие от тех, кто согласится[476] и последует.” (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?” Он сказал: “Нет, (до тех пор,) пока они будут совершать молитвы среди вас.”[477] (Муслим)

Это значит: тот, кто почувствует отвращение своим сердцем, не имея возможности выразить своё неодобрение ни руками, ни языком, будет непричастен к греховному и выполнит свою обязанность, тот, кто по мере возможности будет выражать своё неодобрение, спасётся от подобного ослушания, а тот, кто одобрит их действия и последует за ними, и сам впадёт в грех.

189 - Передают со слов матери правоверных Умм аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш[478], да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который воскликнул: “Нет бога, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Йаджуджа и Маджуджа[479] было проделано вот такое отверстие!”, - соединив большой и указательный пальцы в виде круга.

Зайнаб бинт Джахш сказала:

- Я спросила: “О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (несмотря на то, что) среди нас будут праведники?” Он сказал: “Да, если пороки умножатся!” (Аль-Бухари; Муслим)

190 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!” Люди сказали: “О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если уж вам непременнонужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!” (Люди) спросили: “А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.” (Аль-Бухари; Муслим)

191 - Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (ада) и кладёт его себе на руку!”[480] А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ушёл, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)”, - (на что) он ответил (следующим образом): “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Алааха, да благословит его Аллах и да приветствует!” (Муслим)

192 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) `Аиз бин Амр[481], да будет доволен им Аллах, явился к Убайдуллаху бин Зийаду[482] и сказал ему: “О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость”, - так остерегайся же оказаться (одним) из них!” (Убайдуллах) сказал ему: “Садись, ведь ты из остатков[483] сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.” Тогда (`Аиз) сказал: “А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них и не среди них!”[484] (Муслим)

193 - Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию[485], и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “ Хороший хадис.”)

194 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Наилучшим джихадом является (произнесение) справедливого слова[486] в присутствии несправедливого правителя. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

195 - Передают со слов Абу Абдуллаха Тарика бин Шихаба аль-Баджали аль-Ахмаси, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один человек, уже вложивший ногу в стремя[487],[488] спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какой джихад является наилучшим?”, - (на что) он ответил: “Слово истины в присутствии несправедливого правителя.” (Этот хадис с достоверным иснадом приводит ан-Наса`и.)

196 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал

- Поистине, (религия) сынов Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему: “Эй ты, побойся Аллаха и откажись от того, что ты делаешь, ведь это тебе не дозволено!”, - а назавтра он (снова) встречал его(, видя, что) тот продолжает вести себя точно также, однако это не мешало ему есть, пить и поддерживать общение с (таким человеком). И когда они стали поступать подобным образом, Аллах столкнул между собой сердца их.[489]

Затем (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) прочёл (следующие аяты):

- Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали.[490]

Они не удерживали другу друга от порицаемого, которое они совершали, а сколь плохо было совершавшееся ими!

Ты видишь, что многие из них дружат с теми, которые не уверовали. Поистине, скверно было то, что приготовили для них их души, ведь Аллах разгневался на них и вечно будут они испытывать муки!

А если бы уверовали они в Аллаха, и в пророка и в то, что было ему ниспослано, то не избрали бы их своими покровителями, однако многие из них являются нечестивцами.[491]

Затем (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

- Нет, клянусь Аллахом, обязательно должны вы побуждать к одобряемому, и удерживать от порицаемого, и хватать за руку притеснителя, и склонять его к истине и удерживать его (в пределах соответствующего) истине, а иначе Аллах непременно столкнёт между собой ваши сердца, а потом проклянёт вас, как проклял их! (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

Здесь приводится версия Абу Дауда, а в версии ат-Тирмизи сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда сыны Исраиля начали совершать прегрешения, знающие среди них[492] стали запрещать им (поступать так), однако они не прекратили (делать этого, тем не менее знающие продолжали) встречаться с ними в местах их собраний, есть и пить с ними, и тогда Аллах привёл сердца их к раздорам и проклял их через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что были они непокорны и преступны.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который (лежал), опираясь (на руку), сел и сказал:

- Нет, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, (не придут дела ваши в порядок), пока не станете вы склонять их к истине![493]

197 - Сообщается, что (однажды) Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал:

- О люди, поистине, вы читаете этот аят[494]: “Вам следует (беречь) свои души, (и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь”,[495] - а мы слышали, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, если люди увидят притеснителя и не схватят его за руки,[496] то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех.”[497][498] (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса`и.)

 

 

Глава 24







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.007 с.)