ТОП 10:

ПРЕКЛОННОГО ВОЗВРАСТА, И ТЕМ, КТО ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ДОСТОИНСТВАМИ, ПРЕДПОЧИТАЯ ИХ ДРУГИМ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМВЫСОКИХ МЕСТ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ИХ ПОЛОЖЕНИЯ



 

Аллах Всевышний сказал:

- Скажи: “Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом.(“Толпы”, 9)

 

348 - Передают со слов Абу Мас`уда `Укбы бин Амра аль-Бадри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха[763], если в этом они равны (между собой), то - тот из них, кто лучше всех знает сунну, если в этом они равны между собой, то - тот, кто раньше всех совершил переселение[764], если же они равны между собой и в этом, то - (принявший ислам) раньше всех, и ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо,[765] как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения (хозяина). (Муслим)

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом,) вместо слов “фа-акдаму-хум синнан” приводится: “фа - акдаму-хум сильман”, то есть: принявший ислам раньше всех прочих.

В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то - тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту.

Под словами “принадлежит власть над чем-либо” /би - сультани-хи/ подразумевается либо то, над чем человек властен, либо то место, которое занимает только он.[766] “Его подушка” /такримату-ху/: имеется в виду то место, которое занимает в доме только этот человек, например, постель, кровать и тому подобные места.

349 - Сообщается, что Абу Мас`уд `Укба бин Амр аль-Бадри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Перед началом общей) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно брал нас за плечи[767] и говорил: “Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий,[768] ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними - следующие, а за ними - следующие.”[769] (Муслим)

Говорят, что под “зрелыми” /улю-ль-ахлям/ подразумеваются зрелые и достойные.[770]

350 - Передают со слов Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, трижды сказал: “Пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, а за ними - следующие”, - (после чего добавил): “И ни в коем случае (не ведите себя так, будто находитесь) на рынке!”[771] (Муслим)

351 - Сообщается, что Абу Йахйа (говорят также, что его кунья - Абу Мухаммад) Сахль бин Абу Хасма аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (В своё время) Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас`уд отправились в Хайбар, (между жителями) которого (и мусульманами) в те дни (действовал) мирный (договор. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса пришёл к Абдуллаху бин Сахлю(, он нашёл его) убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого Абд ар-Рахман бин Сахль,[772] Мухаййиса бин Мас`уд и Хуваййса бин Мас`уд[773] отправились к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Пусть говорит старший, пусть говорит старший!”, - что же касается (Абд ар-Рахмана), то он был самым молодым из них и он замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого?” (Аль-Бухари; Муслим)

А затем (Сахль бин Абу Хасма) привёл этот хадис до конца.[774]

352 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (велел) собирать убитых в битве при Ухуде по двое - то есть: по двое в одну могилу[775] - и спрашивал: “Кто из них знал наизусть больше (атов) Корана?”, - а когда ему указывали на одного из них, он повелевал хоронить его первым. (Аль-Бухари)

353 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано[776]: “Старшему!”, - и я отдал её старшему из них. (Аль-Бухари; Муслим)

354 - Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается,[777] и справедливому правителю. (Абу Дауд)

355 - Амр бин Шу`айб передавал со слов своего отца, что его дед,[778] да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим.” (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд(, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … и не отдаёт должного старшим среди нас.

356 - Передают со слов Маймуна бин Абу Шабиба, да помилует его Аллах, что (однажды) мимо Аиши, да будет доволен ею Аллах, прошёл нищий, и она дала ему кусок хлеба, когда же мимо прошёл хорошо одетый человек, она (велела) усадить его за стол, и он поел. Потом её спросили о причине этого, и она сказала:

 

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Отводите людям места сообразно их положению.” (Этот хадис приводит Абу Дауд, однако он сказал: “Маймун уже не застал Аишу, да будет доволен ею Аллах, в живых.”)

Этот хадис в начале своего “Сахиха”приводит также Муслим. В (его версии) сказано:

- Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам отводить места людям сообразно их положению.”

Кроме того, этот хадис приводит в своей книге “Ма`рифат `улюм аль-хадис” также и аль-Хаким Абу Абдуллах, который сказал: “Это достоверный хадис.”

357 - Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- (В своё время) `Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присуствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были[779] или молодыми. `Уйайна сказал своему племяннику: “О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня.” И он обратился к Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись (к Умару, да будет доволен им Аллах, `Уйайна) сказал: “О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!” (Услышав это,) Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: “О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: “Держись прощения,[780] побуждай к добру[781] и отстраняйся от невежественных!”[782], - что же касается этого, то, он как раз и относится к числу невежд.” И клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего. (Аль-Бухари)

358 - Сообщается, что Абу Са`ид Самура бин Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал:

- При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был ещё юношей[783] и запоминал его слова, а говорить[784] мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня. (Аль-Бухари; Муслим)

359 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “ Неизвестный (хадис).”[785]

 

 

Глава 45

О ПОСЕЩЕНИИ СНИСКАВШИХ БЛАГО[786],







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.005 с.)