ТОП 10:

И на небо, как оно возвышено,



И на горы, как они воздвигнуты,

И на землю, как она распростёрта?

Так напоминай же, ведь ты - только напоминающий!

(“Покрывающее”, 17 - 21)

Всевышний также сказал:

- Разве они не странствовали по земле и не видели…?

(“Йусуф”, 109)

И аятов об этом существует множество. Что же касается хадисов, то к числу их относится предыдущий хадис(, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Умён тот, кто требует у своей души отчёта …[241]

 

Глава 10

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСПЕШНОГО УСТРЕМЛЕНИЯ К БЛАГОМУ И ПОБУЖДЕНИИ ОБРАТИВШЕГОСЯ К БЛАГУ СТРЕМИТСЯ К НЕМУ ВСЕРЬЕЗ И БЕЗ КОЛЕБАНИЙ

 

Аллах Всевышний сказал:

- … так опережайте друг друга (в стремлении ко всему) благому. (“Корова”, 148)

Всевышний также сказал:

- Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных… (“Семейство Имрана”, 133)

 

87 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний,[242] подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным /кяфир/,[243] и когда вечером будет он верующим, а утром - неверным, продающим свою религию за мирские блага. (Муслим)

88 - Сообщается, что Абу Сирва`а Укба Ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) в Медине я совершил послеполуденную молитву позади пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей(, направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью(, а спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: "Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня." (Аль-Бухари)

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- Я оставил у себя дома золото, являющееся частью садаки[244], и не хотел оставлять у себя и дальше.

89 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- В день битвы при Ухуде[245] один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Скажи мне, где я окажусь, если меняубьют?” Он сказал: “В раю”, - и тогда (этот человек) выбросил финики, которые держал в руке(, бросился в бой) и сражался, пока не погиб. (Аль-Бухари; Муслим)

90 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Один человек, пришедший к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?” Он ответил: “За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть(, чтобы лишь тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, - тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то.”[246] (Аль-Бухари; Муслим)

91 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что в день битвы при Ухуде посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял в руки меч и спросил:

“Кто возьмёт у меня это?”, - и все стали протягивать (к нему) руки, восклицая: “Я, я!” Тогда он спросил : “А кто возьмёт его у меня как следует?”[247], - и люди заколебались, а Абу Дуджана, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я возьму его как следует”, - и, взяв (этот меч), он принялся рассекать им головы многобожников. (Муслим)

92 - Аз-Зубайр бин Ади сказал:

- (В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на (произвол) аль-Хаджжаджа[248] (, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже(, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от вашего пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.” (Аль-Бухари)

93 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Старайтесь) совершать (праведные) дела прежде чем (стрясётся с вами что-либо из) семи (напастей). Разве дождётесь вы (чего-нибудь иного), кроме бедности, которая заставит забыть (обо всём), или развращающего богатства[249], или приводящей в расстройство болезни[250], или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти, или Антихриста, который является наихудшим из того зла, которого можно ожидать, или же Часа этого, который будет более тяжким и горьким(, чем бедствия мира этого)? (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.” )

94 - Передают со слов Абу Хурайры, что в день Хайбара[251] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Я обязательно вручу это знамя человеку, который любит Аллаха и посланника Его и через которого Аллах дарует (нам) победу!”

Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

- И если не считать того дня, никогда не хотелось мне командовать, но тут я устремился к нему в надежде, что к знамени позовут меня[252], однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подозвал к себе Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, вручил это знамя ему и сказал: “Иди и ни на что не обращай внимания,[253] пока Аллах не пошлёт тебе победу!” И Али отошёл на некоторое расстояние, а потом остановилсяи, не повернувшись,[254] закричал: “О посланник Аллаха, ради чего мне сражаться с этими людьми?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Сражайся с ними до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его посланник, а если они сделают это, то (тем самым) защитят от тебя свою жизнь и своё имущество(, после чего это будет доступно для других) только по праву,[255] а расчёт с ними произведёт Аллах.[256] (Муслим)

 

 

Глава 11

ОБ УСЕРДИИ

 

Аллах Всевышний сказал:

- А тех, которые отдавали все свои силы ради Нас, Мы обязательно поведём Нашими путями[257], ведь, поистине, Аллах с теми, кто совершает благое! (“Паук”, 69)

Всевышний также сказал:

- … и поклоняйся Господу твоему, пока не придёт к тебе несомненное.[258](“Аль-Хиджр”, 99)

Всевышний также сказал:

- И поминай имя Господа твоего и посвящай себя Ему полностью. (“Закутавшийся”, 8)

Всевышний также сказал:

- … и совершивший добро весом с пылинку увидит его … (“Землетрясение”, 7)

Всевышний также сказал:

- А то благое, что для себя же сделаете вы заранее,[259] найдёте вы его у Аллах лучшим и по награде большим. (“Закутавшийся”, 20)

Всевышний также сказал:

- А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно. (“Корова”, 273)

И аяты на эту тему многочисленны и известны.

 

95 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, Аллах Всевышний сказал: “Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок[260] ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/[261], пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его.” (Аль-Бухари)

96 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что передавая слова своего Всемогущего и Великого Господа, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к Нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом! (Аль-Бухари)

97 - Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем.[262] (Аль-Бухари)

98 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- Обычно пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, молился по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами. (Однажды) я спросила его: “Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?”[263] (В ответ мне) он сказал: “Разве не хочу я быть благодарным рабом?” (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари и нечто подобное в обоих “Сахихах” передаётся со слов аль-Мугиры бин Шу`бы.)

99 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- С наступлением последней декады[264] посланник Аллаха, да благословитего Аллах и да приветствует, всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял (особое) усердие[265] и накрепко затягивал свой изар[266].[267] (Аль-Бухари; Муслим)

100 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Сильный верующий[268] лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь[269], то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”, - но говори: “(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, - ибо, поистине, (эти) “если” открывают шайтану (путь к) делам его. (Муслим)

101 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Огонь скрыт /худжибат/ за страстями, а рай - за ненавистным.[270] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, вместо “худжибат” (скрыт) сказано “хуффат” (окружён), что имеет тот же смысл. Это значит, что человека отделяет от этого[271], данная преграда, и если он совершит это, то окажется там.

102 - Сообщается, что Абу Абдуллах Хузайфа бин аль-Йаман аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, известный как писец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Однажды ночью я совершал молитву[272] вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, который начал читать суру “Корова”[273]. Я сказал себе: “Он совершит поясной поклон, прочитав сто аятов”, - однако и после этого он продолжал читать. Тогда я сказал себе: “Он прочитает её полностью”[274], - и он продолжал читать. Потом я сказал: “Он совершит поясной поклон, закончив её”[275], - однако после этого он начал читать суру “Женщины” и прочёл её полностью, а затем приступил к чтению суры “Семейство Имрана” и прочёл её, чётко выговаривая каждую букву. И когда он доходил до какого-либо аята, в котором содержится веление прославлять Аллаха, то прославлял его, когда доходил до аята, в котором содержится веление обращаться к Аллаху с мольбами, обращался к Нему с мольбой, а когда доходил до упоминания о необходимости обращаться к Аллаху с просьбой о защите, то делал это, а потом он склонился в поясном поклоне и стал говорить: “Слава моему Великому Господу!” /Субхана Рабби-ль-`Азым!/, - и поклон его занял примерно столько же времени, сколько он провёл стоя. Затем он сказал: “Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу.[276] Господь наш, хвала Тебе!” /Сами`а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ля-кя-ль-хамду!/, - выпрямился и оставался в таком положении почти столь же долго, сколько длился его поясной поклон. А потом он совершил земной поклон со словами: “Слава моему Высочайшему Господу!” /Субхана Рабби-ль-А`ля!/, - и поклон его продолжался почти столько же времени, сколько он провёл стоя. (Муслим)

103 - Сообщается, что (как-то раз) Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды, когда) я совершал ночную молитву[277] вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он стоял[278] так долго, что я даже захотел совершить нечто дурное.” (Люди) спросили: “Что же именно?” Он ответил: “Мне захотелось сесть и оставить его.”[279] (Аль-Бухари; Муслим)

104 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Трое последуют за покойным[280]: (члены) его семьи, его имущество[281] и его дела, назад же вернутся (только) двое, а одно останется. Вернутся назад (члены) его семьи и его имущество, а дела его останутся. (Аль-Бухари; Муслим)

105 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) огонь.[282] (Аль-Бухари)

106 - Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Фирас Раби`а бин Ка`б аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, относившийся к числу живших под навесом[283], сказал:

- Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: “Попроси меня (очём-нибудь).”[284] Я воскликнул: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!” Он спросил: “Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?”[285] Я сказал: “Нет, именно этого!” Тогда он сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов[286].” (Муслим)

107 - Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Абдуллах (или же Абу Абд ар-Рахман) Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ты должен совершать множество земных поклонов, ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершённый тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на (одну) ступень и снимет с тебя (бремя одного) прегрешения.” (Муслим)

108 - Передают со слов Абу Сафвана Абдуллаха бин Бусра аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что посланик Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Лучшим из людей является тот, кто прожил долгую жизнь и чьи дела были хороши.[287] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

109 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) мой дядя, Анас бин ан-Надр, да будет доволен им Аллах, не принимавший участия в битве при Бадре, сказал пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “О посланник Аллаха, я не участвовал в твоём первом сражении с многобожниками, но, клянусь Аллахом, если (когда-нибудь потом) Он (даст мне возможность сразиться) с ними, то, поистине, Аллах увидит, что я сделаю!” А когда в день битвы при Ухуде мусульмане покинули (свои позиции), он воскликнул: “О Аллах, я приношутебе извинения за то, что сделали эти[288]”, - имея в виду своих товарищей - “и (призываю) Тебя (засвидетельствовать) мою непричастность, к (тому, что совершили) те!”[289] (Сказав же это,) он двинулся вперёд и столкнулся с (бежавшим) Са`дом бин Му`азом, (которому) сказал: “О Са`д Ибн Му`аз, (я стремлюсь к) раю, и Господу Каабы и Господу ан-Надра![290] Поистине, я ощущаю его благоухание[291] со стороны Ухуда!” (А потом)[292] Са`д сказал: “Не смог я, о посланник Аллаха, (сделать того,) что сделал он!”

Анас сказал:

- А (после боя) мы нашли его убитым и обезображенным многобожниками, насчитав на (его теле) восемьдесят ран от мечей, копий и стрел, и (был он изуродован до такой степени, что) никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей (Анаса) по пальцам его рук!

Анас сказал:

- И мы считали (или: … думали), что именно о нём и о подобных ему говорится в ниспосланном свыше аяте: “Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет[293], и такие, которые ждут[294], не изменив (своего решения) ни в чём.[295][296] (Аль-Бухари; Муслим)

110 - Сообщается, что Абу Мас`уд Укба бин Амр аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- После ниспослания аята о подаянии[297] мы стали переносить грузы[298]. Один человек пришёл и пожертвовал на это большую сумму[299], и (лицемеры) сказали: “(Он делает это) напоказ!” А (потом) пришёл другой человек, который пожертвовал всего один са` (фиников), и тогда они стали говорить: “Поистине, Аллах не нуждается в этом са`!”, - после чего и был ниспослан аят, в котором говорится: “(Что касается людей), порочащих верующих, (как тех,) которые по своей воле подают милостыню[300], (так и тех,) которые находят (что подать) лишь по мере своих возможностей[301], и насмехающихся над ними, то посмеётся над ними самими Аллах,[302] и им (уготовано) мучительное наказание.”[303] (Аль-Бухари; Муслим)

111 - Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: “О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине,никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу![304] О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас[305], это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас[306], это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)![307] О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо,[308] воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя! (Муслим)

Са`ид сказал: “Когда Абу Идрис передавал этот хадис, он становился на колени.” Мы передали его со слов Ахмада бин Ханбаля, да помилует его Аллах, который сказал: “Нет для жителей Шама более почитаемого хадиса, чем этот.”

 

 

Глава 12

О ПОБУЖДЕНИИ К СОВЕРШЕНИЮ БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА БЛАГОГО[309] В КОНЦЕ ЖИЗНИ

 

Аллах Всевышний сказал:

- Разве не даровали Мы вам (достаточно долгую) жизнь, чтобы одумался в (течение этой жизни) тот, кто (хотел) одуматься? И(, более того,) приходил к вам увещатель.( “ Создатель”, 37)

Ибн Аббас и большинство других толкователей говорили: “Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?” Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если захочет Аллах, мы приведём ниже. Говорят также: “Это означает: восемнадцать лет.” Говорят также: “Это означает: сорок лет.” Так говорили аль-Хасан (аль-Басри), аль-Кальби и Масрук, а кроме того, передают, что то же самое говорил Ибн Аббас. Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения. Говорят также: “Это - (возраст) совершеннолетия.”[310]

Что же касается слов Всевышнего: “И, (более того), приходил к вам увещатель”, - то Ибн Аббас и большинство (других улемов) говорили: “Это - пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.” Говорили также: “Это - седина.” Так считали `Икрима, Ибн `Уйаййна и другие, а Аллах знает об этом лучше.

 

112 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет.[311] (Аль-Бухари)

Улемы говорили: “Это означает, что (после этого) Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время.” (Арабы) говорят: оправдания принимаются до известного предела.

13 - Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Умар, да будет доволен им Аллах, приглашал меня к себе[312] вместо со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре.[313] (В конце концов) это, похоже, вызвало гнев одного из них,[314] и он спросил Умара: “Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!” (В ответ им) Умар сказал: “Вы же знаете о его положении!”[315] И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им.[316] Умар спросил: “Что вы можете сказать о словах Аллаха: “Когда придёт помощь Аллаха и победа # и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии Аллаха толпами, # то прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он - Приемлющий покаяние.”[317]?” Один из (присутствовавших) ответил: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”, - другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился (с вопросом) ко мне: “И ты скажешь то же самое, о Ибн Аббас?” Я ответил: “Нет.” Он спросил: “Что же ты скажешь?” Я ответил: “Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о (близости завершения которого) сообщил Аллах. (Аллах) сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком (близости) твоего срока, и тогда “ … прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он - Приемлющий покаяние.” ” (Выслушав мой ответ,) Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я (тоже) ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты.” ( Аль - Бухари)

114 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- После того, как посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, была ниспослана (сура): “Когда придёт помощь Аллаха и победа … ”[318], - он не совершил ни одной молитвы, не говоря во (время её совершения)[319]: “Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”. /Субхана-кя, Рабба-на, ва би-хамди-кя, Аллахумма,-гфир ли!/ (Аль-Бухари; Муслим)

В (другой) версии (этого хадиса, приводимой) в обоих “Сахихах” сообщается, (что Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала:

- Во время своих поясных и земных поклонов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, многократно повторял (слова): “Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”, - следуя (предписанному) Кораном.

“Следуя (предписанному) Кораном” значит: делая то, что было велено ему в Коране словами Всевышнего “ … прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения … ”

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала:

- Перед смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой.” /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя./

Аиша сказала:

- Я спросила: “О посланник Аллаха, что это за новые слова, которые я от тебя слышу?” Он сказал: “Для меня был определён знак, увидев который, я и стал произносить их. (Этим знаком являются слова Всевышнего): “Когда придёт помощь Аллаха и победа … ”, - и далее до конца этой суры.”

В другой версии этого хадиса, приводимой (Муслимом, сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала:

- (Начиная с определённого времени,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал часто повторять (слова): “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним.” /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, астагфиру-Ллаха ва атубу иляй-хи./

(Аиша) сказала:

- Я сказала: “О посланник Аллаха, я вижу, что ты часто повторяешь слова “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”.” Он сказал: “Мой Господь поведал мне, что я увижу знак,имеющий отношение к моей общине, (сказав, что) когда я увижу его, то должен буду часто повторять: “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”, - и я увидел (этот знак). Слова “Когда придёт помощь Аллаха и победа … ” - это завоевание Мекки[320] - “ … и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии Аллаха толпами, # то прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он - Приемлющий покаяние”.

115 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Поистине, Всемогущий и Великий Аллах незадолго до смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ниспосылал ему откровения одно за другим, и он умер в тот период, когда откровений ниспосылалось больше, чем когда бы то ни было раньше. (Аль-Бухари; Муслим)

116 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Каждый раб (Аллаха) будет воскрешён в том (состоянии), в котором встретит смерть. (Муслим)

 

 

Глава 13







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.019 с.)