О запрещении гордости и тщеславия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О запрещении гордости и тщеславия



 

Аллах Всевышний сказал:

- Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт счастливый) исход. (“Рассказ”, 83)

Всевышний также сказал:

- И не ходи по земле горделиво … (“Ночное путешествие”, 37)

Всевышний также сказал:

- И не криви лица своего перед людьми [1251] и не ходи по земле горделиво, ибо, поистине, не любит Аллах каждого превозносящегося гордеца. (“Лукман”, 18)

Всевышний также сказал:

- Поистине, Карун [1252] был из народа Мусы, однако он притеснял их [1253], а Мы даровали ему (столько) сокровищ, что (под тяжестью) ключей от них сгибалось (немало) сильных (людей). И вот сказали ему (люди из) его народа: “Не ликуй, (ибо,) поистине, Аллах не любит ликующих, [1254] но стремись к миру вечному(, используя) дарованное тебе Аллахом и не забывая о своём уделе в этой жизни, оказывай благодеяния (другим) подобно тому, как Аллах оказывал их тебе, и не стремись (к распространению) нечестия на земле(, ибо,) поистине, Аллах не любит творящих нечестие!”

(Карун) сказал: “Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю.” Неужто не знал он, что до него уже погубил Аллах (целые) поколения тех, кто превосходил его силой и накопленными (богатствами)? А преступивших [1255] не станут (даже) спрашивать о грехах их! [1256]

И он вышел к своему народу во (всём) своём великолепии. Желающие благ этой жизни сказали: “О если бы было нам даровано то же, что и Каруну! Поистине, он обладает великим уделом!”

Те же, кому было даровано знание, сказали: “Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные (дела, будет) лучше(, но) не обрести её никому, кроме терпеливых!”

А потом заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом … (“Рассказ”, 76 - 81)

 

612 - Передают со слов Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку.” (Услышав это, один) человек воскликнул: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Поистине, Аллах прекрасен, [1257] и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям.” [1258] (Муслим)

613 - Салама бин Амр бин аль-Аква`, да будет доволен им Аллах, передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он сказал ему: “Ешь правой!” Тот сказал: “Я не могу”, - и (тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме гордости!”, - и больше он уже не смог поднести ко рту (левую руку). [1259] (Муслим)

614 - Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? (Это -) каждый грубый /`утулль/, жадный /джавваз/ и горделивый.” [1260] (Аль-Бухари; Муслим)

615 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Некогда) рай и ад вступили в спор между собой, и ад сказал: “(Окажутся) во мне жестокие и надменные”, - рай же сказал: “А во мне - слабые и бедные люди”, - а Аллах рассудил (спор) между ними, сказав: “Поистине, ты, о рай, станешь милостью Моей, которую буду оказывать Я, кому пожелаю, ты же, о ад, поистине, станешь наказанием Моим, которому Я буду подвергать, кого пожелаю, и должен буду Я наполнить вас обоих!” [1261] (Муслим)

616 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости. (Аль-Бухари; Муслим)

617 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- В День воскресения Аллах не заговорит с тремя, [1262] не очистит их [1263] и не посмотрит на них [1264]: (такими окажутся) блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк. [1265] (Муслим)

618 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Слава - Мой изар, [1266] а величавость - Моя накидка /рида`/, того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, [1267] Я подвергну мучениям! ” (Муслим)

619 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения. (Аль-Бухари; Муслим)

620 - Передают со слов Саламы бин аль-Аква`, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не перестанет человек превозносить себя до тех пор, пока не будет он записан (как один из) заносчивых, и постигнет его то же самое, что постигло их. [1268] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

 

 

Глава 73

О БЛАГОНРАВИИ

Аллах Всевышний сказал:

- … и, поистине, ты - (человек) великого нрава[1269].(“Калам”, 4)

Всевышний также сказал:

- … сдерживают свой гнев и прощают людям … (“ Семейство Имрана”, 134)

 

621 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- По своему характеру посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был лучшим из людей. (Аль-Бухари; Муслим)

622 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я никогда не касался шёлка или парчи, которые были бы мягче ладони посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и никогда не ощущал аромата, который был бы приятнее аромата, (исходившего от) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Я служил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, десять лет, и он ни разу не сказал мне: “Уф!” [1270], - и когда я делал что-либо, он (ни разу) не спросил меня: “ Зачем ты сделал это?”, - если же я не делал чего-либо, он (ни разу не спросил меня): “Почему ты не не сделал того-то?” (Аль-Бухари; Муслим)

623 - Сообщается, что ас-Са`б бин Джассама, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) я подарил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дикого осла [1271], но он вернул его мне, а когда увидел по выражению моего лица(, что я огорчён), сказал: “Поистине, мы вернули его тебе только потому, что находимся в состоянии ихрама.” [1272] (Аль-Бухари; Муслим)

624 - Сообщается, что ан-Наввас бин Сим`ан, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) я задал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вопрос о благочестии и о греховном и он сказал: “Благочестиеесть благонравие, а греховное есть то, что (шевелится) в твоей душе, а ты не желаешь, чтобы об этом знали люди.” [1273] (Муслим)

625 - Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не произносил и не совершал ничего непристойного [1274] и он часто говорил: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами.” (Аль-Бухари; Муслим)

626 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия(, ибо,) поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Достоверный хадис.”)

627 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попадать в рай, и он сказал: “Страх перед Аллахом и благонравие”, - (когда же) его спросили о том, что чаще всего будет приводить людей в огонь, он сказал: “Рот и половые органы.” [1275] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”)

628 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Наиболее совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”)

629 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, благонравие обязательно приведёт верующегок ступени соблюдающего посты и совершающего молитвы.” [1276] (Абу Дауд)

630 - Передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах рая для благонравного. (Достоверный хадис, который с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

631 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые /сарсаруна/, хвастливые /муташаддикуна/ и разглагольствующие /мутафайхикуна/.” (Люди) сказали: “О посланник Аллаха, мы знаем, (кто такие) “болтливые” и “хвастливые”, но (кто такие) “разглагольствующие”?” Он сказал: “(Это) надменные.” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

“Сарсар” - тот, кто неестественно много говорит; “муташаддик” - тот, кто оскорбляет людей своими речами, постоянно стараясь показать своё красноречие и придать как можно больше веса своим словам; (слово) “мутафайхик” происходит от слова “фахк”, что означает “наполненность”; (“мутафайхик”) - тот, кто наполняет свой рот речами, пространно говорит и использует малоупотребительные фразы в силу своего высокомерия, стремления к возвышению и желания показать своё превосходство над другими.

Ат-Тирмизи передаёт, что Абдуллах бин аль-Мубарак, да помилует его Аллах, истолковал (смысл понятия) “ благонравие” (следующим образом):

- Это весёлое выражение лица, (способность) приложения всех сил (ради осуществления) одобряемого (шариатом) и отказ от нанесения обид (людям).

 

 

Глава 74



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.014 с.)