Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему из русских никак не получаются Россияне.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще в начале 2000-х годов слово «русский», выражаясь модно, находилось под запретом в общественно-политическом дискурсе. Большинство граждан придерживались такой формы самоидентификации: «мама - русская, папа - русский, а я - россиянин». Примерно в 2003 году у соотечественников как будто что-то лопнуло в сознании. Стало ясно, что наднациональный проект «Россияне» проваливается в бездну. Что придет ему на смену? Русский проект? Реален ли «русский проект» в масштабах нынешней России или ее ждет распад и сужение до размеров московского княжества? На эти «неудобные темы» мы решили поговорить на радио «КП» с президентом Института национальной стратегии политологом Михаилом Витальевичем Ремизовым: - Я боюсь, что Россия не для русских не сможет существовать. - Любимый тезис противников «русской России»: «А как же другие народы?» - Я поддерживаю формулу «Россия как союз народов». Но для того чтобы мы могли этот союз выстраивать, главный участник, субъект этого союза - русский - должен просто о себе заявить как о стержневом народе государства. Он должен быть признан. И тогда мы сможем договариваться со всеми российскими народами об условиях совместного сосуществования. Севастополь до сих пор наш! - После распада СССР все бывшие республики попытались воплотить в жизнь свои национальные проекты. И только Россия продолжила свой интернациональный путь. Кто был автором этой концепции? Как получилось, что русские вдруг исчезли из всех правоустанавливающих документов? - Я помню, как этим летом, во время подготовки Ярославского форума, вполне себе русский профессор, который все понимает, перед лицом высокого чиновника не может сказать словосочетание «Русская правда Ярослава Мудрого». Он говорит «Российская правда». Хотя это кодекс законов ранней Руси, когда слова «Россия» еще не было. Я думаю, что это табу сегодня преодолевается. Многонациональный народ РФ - это калька с многонационального народа Советского Союза. И отличие от оригинала в худшую сторону. Многонациональный народ СССР - это народ, который был объединен достаточно мощной наднациональной идеей, гражданским культом, как говорят политологи, в основе которого лежали Октябрьская революция, индустриализация, великая война, полет человека в космос, строительство соцлагеря. Наднациональная идея была. Худо-бедно, но она была налицо, она позволяла воспитывать граждан. - А что есть сейчас? - Такой же мощной, стягивающей, интегрирующей идеи просто нет. - А патриотизм? - Патриотизм - это же не наднациональная идея! Это национальная идея. Родина - это то, что связывает людей одной нации. Одно из возможных определений нации состоит в том, что это люди, у которых общая родина. Родина - это культурно освоенное пространство. Это пространство, которое народ полил своими потом и кровью, которое он переживает как свое. Это не пространство госграниц. Поэтому, да, идея патриотизма важна. Но получается, что с идеей патриотизма мы строим нацию исключительно в границах страны. А мы считаем своим Севастополь. Мы считаем своими соотечественниками тех русских, которые остались за рубежом. Потому что они оказались за рубежом совершенно не по своей воле. А идея единой территориальной нации в существующих границах отсекает этих людей от нашей общности, сужает наше пространство. Формула русского - Одна из главных проблем, с которой сталкиваются все строители «русского национального государства», - как опознать русского? Либералы справедливо боятся, что начнутся измерения черепов, носов... и так далее. Как? - Германия, Израиль, они и без записей в паспорте умеют при выдаче гражданства определять этническое происхождение. Я думаю, что и Российское государство тоже может при желании учитывать этническое происхождение, не внося графу «национальность» в паспорт. Мне этот вопрос не кажется принципиальным. Я бы считал очень полезным привыкание к такому культурному и языковому критерию национальной общности - «родной язык». Это вещь непроизвольная, не субъективная, это вещь очень важная. Человек, для которого родной язык русский, имеет все основания считать себя русским. Просто даже на уровне этническом. Но, помимо этого уровня самоидентификации, есть еще и нация как политический проект, как проект совместного будущего, как совместное государственное строительство. Русские и кавказские - Как будут развиваться межнациональные отношения в России в ближайшие двадцать лет? - Отдельные трения, межэтнические конфликты - это только некие симптомы достаточно глобальных изменений. Движение людей с юга на север, в ходе которого они несут с собой свои привычки и свои общественные связи. Вроде бы они проголосовали ногами против того уклада, который у них был дома, но волей-неволей они перевозят этот уклад вместе с собой. Они его экспортируют в принимающую страну. Другой процесс - проблема интеграции наших коренных народов Кавказа. Одна из причин того, что называют «покорением Кавказа», состояла в том, что в какой-то момент наши земли на фронтире столкнулись со своеобразным изданием набеговой экономики. Ситуация, при которой какие-то сообщества горцев нападают на людей равнины, практикуют выкупы, грабежи. Выстраивают своеобразные экономические отношения. - Это было очень давно... - Прямых аналогий сейчас нет. Но сохранившаяся родоплеменная структура у некоторых народов Кавказа - это идеальная матрица для организованной преступности. Чисто социологически неправда, что преступность не имеет национальности. По разным причинам она ее может иметь, потому что этнические связи, особенно сильные родоплеменные, клановые связи - это прекрасная основа для формирования организованных преступных группировок. Не учитывая этого фактора, невозможно эффективно противодействовать организованной преступности. Другой мегапроцесс - это процесс демографических смещений. Активный демографический юг и ослабленный демографический север. Это комплекс вызовов. Занимательное клановедение - О событиях на Манежке мы слышали интересное мнение - что у убитого болельщика Егора Свиридова оказался очень сильный – клан. Он оказался в каком-то смысле такой русский чеченец. А у большинства горожан нет кланов. А если нет кланов, должно быть государство. Поэтому в конечном счете наш вопрос - это создание эффективного национального государства. - Что будет с Кавказом? Удастся ли вобрать Кавказ в русскую нацию? Или он так и останется обособленным краем? - Наши руководители говорят о строительстве гражданской нации. Что для этого необходимо? Чтобы на всей территории страны была единая правовая и политическая культура. Чтобы гражданские законы везде имели верховенство. В том числе верховенство над законами гор. Поэтому основная преграда на пути строительства гражданской нации - то, что для существенной части нашего общества законы гор или законы шариата выше гражданских законов. Просто потому, что они действительно, объективно выше. Они эмоционально вызывают очень серьезную привязанность и лояльность. И в этой ситуации гражданская нация невозможна. Если единая гражданская нация, значит, нужно ставить задачу перемалывания этих родоплеменных структур, отношений, понятий. Удастся ли это по отношению к Кавказу? Я очень сильно сомневаюсь. Поэтому эта территория всегда будет особой. Это не значит, что она не может быть вообще интегрирована. Просто условия ее интеграции должны учитывать эти особенности. Там должен существовать особый режим управления, особый правовой режим. Их особость не была поводом для шантажа федерального центра. Федеральный центр должен установить с ними новый пакт взаимоотношений. Пакт о том, что там обеспечивается мир, стабильность, устойчивость. В обмен на это федеральный центр оказывает необходимую поддержку. Сегодня этот пакт работает в другую сторону. Потому что именно нестабильность является идеальным инструментом шантажа федерального центра. Именно продолжающиеся взрывы, работа подполья являются способом шантажировать федеральный центр и выбивать все новые дотации и преференции. Бюрократы против нации - Сколько займет времени в современных условиях формирование новой, хоть сколько-нибудь монолитной гражданской нации? За сколько может произойти этногенез русского народа в информационный век, когда письмо идет одну секунду от Москвы до Красноярска? - Нации создаются, строятся, развиваются с опорой на механизмы массовой коммуникации. Это школьное образование, это СМИ, это массовая культура. Если через эти механизмы провести линию формирования национальной идентичности, то результат будет колоссальным. Начнется оздоровление общественного организма, те самые центробежные силы сразу дадут о себе знать. Мы снова будем ощущать Россию как единое целое. Но для этого необходим и софт - программное обеспечение для процессов национального строительства, и железо, то есть вот эти самые машины, через которые это программное обеспечение будет работать. Школа, армия, государственная бюрократия, средства массовой информации. Сегодня у нас софта нет и железо немножко поломанное. Есть проект российской нации, но нет интегрирующей наднациональной идеи. Развалился СССР, возник какой-то кусок территории, возникла административная система. И административная система говорит: вы - наши люди, вы должны быть лояльны нам и этой территории. Вы - россияне. Это очень слабая формула. Это формула бюрократической нации, паспортной, казенной. Если мы как нация русские, то нам действительно около тысячи лет. Если мы признаем, что мы - русская нация, это не значит, что мы отталкиваем всех остальных. Ни в коей мере. Потому что, во-первых, мы признаем русскую национальность достаточно широким понятием. Это прежде всего родной язык и культура. Они боятся, что если начать говорить о русской нации, то все сразу начинают разбегаться. Странно... До этого русским удавалось договариваться о совместной жизни с татарами, с народами Кавказа. Давайте и дальше договариваться. Просто пора признать, что мы, русские, существуем. И, напротив, если мы говорим, что нас как бы нет, то и другим народам мы неинтересны. Выбор в какой-то степени между двумя вариантами. Либо мы в центр государства ставим административный аппарат и идею территориальной целостности, конституционного порядка, чего угодно. Либо мы в центр государства ставим тысячелетний цивилизационный русский проект. Проект действительно цивилизаторский, потому что именно этот европейский народ дошел до Тихого океана и все-таки превратил эту территорию в Европу в той или иной степени.
Владимир Путин. Россия: национальный вопрос "Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром" Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Колоссальные миграционные потоки – а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, – уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности. С «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня – друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп. Плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит – и не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток. Отражением этого в политике стал «мультикультурализм», отрицающий интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право – гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом. Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Известны кварталы и целые города, где уже поколения приезжих живут на социальные пособия и не говорят на языке страны пребывания. Ответная реакция на такую модель поведения – рост ксенофобии среди местного коренного населения, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага – от «чужеродных конкурентов». Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утратить национально-государственную идентичность. Вполне респектабельные европейские политики начинают говорить о провале «мультикультурного проекта». Чтобы сохранить свои позиции, эксплуатируют «национальную карту» – переходят на поле тех, кого ранее сами считали маргиналами и радикалами. Крайние силы, в свою очередь, резко набирают вес, всерьез претендуя на государственную власть. По сути, предлагается вести речь о принуждении к ассимиляции – на фоне «закрытости» и резкого ужесточения миграционных режимов. Носители другой культуры должны либо «раствориться в большинстве», либо остаться обособленным национальным меньшинством – пусть даже обеспеченным разнообразными правами и гарантиями. А фактически – оказаться отлученным от возможности успешной карьеры. Прямо скажу – от гражданина, поставленного в такие условия, трудно ожидать лояльности по отношению к своей стране. За «провалом мультикультурного проекта» стоит кризис самой модели «национального государства» – государства, исторически строившегося исключительно на основе этнической идентичности. И это – серьезный вызов, с которым придется столкнуться и Европе, и многим другим регионам мира.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.01 с.) |