Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ветеран Департамента здравоохранения,

Поиск

Физической культуры и спорта,

Член ВО РГО Ю. И. Баранов

За гуманистическую борьбу с коррупцией

1 июля 2009 года вятское отделение Российского гуманистического общества и Клуб молодых политиков провели круглый стол по проблеме коррупции и учредительное собрание общественного движения противодействия коррупции. Что символично и показательно. Кто есть что?

Как политически показательно участие или неучастие в этих двух мероприятиях. Приглашались представители власти и правоохранительных органов (проигнорировали), политических партий (были «Справедливая Россия», ЛДПР и «Яблоко»), общественных объединений (поддержали правозащитники), бизнеса (в круглом столе участвовали трое, а в учредительном собрании – один), СМИ (не заинтересовались, в т.ч. газета «Прецедент», кричащая о борьбе с коррупцией). Всего в круглом столе участвовали 15 человек и собрании – 11, больше всего молодых политиков. Это инициатива граждан и гражданского общества в городе.

На круглом столе участники попытались дойти до сути коррупции, выявить ее причины и масштабы и предложить пути эффективной борьбы с коррупцией.

Коррупция (с латыни – подкуп, растление) – преступление, означающее использование своего служебного положения (власти) в целях личного обогащения, характерное и массовое для нынешнего либерально- бюрократического политического режима России. Наша страна превратилась в коррумпированное общество и государство. По международным исследованиям, по антикоррумпированности РФ находилась в 2007г на 143 месте из 180 обследуемых стран, а эффективность борьбы с коррупцией оценена всего в 15% (Германия – 93%). По оценкам экспертов, на взятки и т.п. уходит до ½ валового внутреннего продукта (ВВП) России, и эти «бешеные деньги» идут не в реальную экономику, не в государственные и муниципальные бюджеты, т.е. не на развитие народа, а в «теневую экономику» (преступную). В Кировской области таких исследований, если не считать заказные скандальные опросы «Молодой гвардии», не проводилось. В связи с этим на круглом столе прозвучало предложение областному правительству: регулярно проводить оценки проблемы коррупции как в области в целом, так и городах и районах (научные методики есть и применяются). Были и общие предложения (нужна новая идеология и подготовка нового типа чиновников, лучше, когда оппозиция во главе контрольных органов) и конкретные (например, гласные информации депутатов Кировской городской Думы об использовании средств, выделяемых им для работы с избирателями – по 500, 400 тыс. руб.). Общий вывод: коррупцию можно уменьшить в активном взаимодействии правового государства и гражданского общества.

На учредительном собрании принято решение о создании областного общественного объединения «Вятское антикоррупционное движение» (ООО «ВАД»). Утверждены 7 основных задач и направлений деятельности: от выработки эффективных путей и предложений, правового образования и нравственного воспитания граждан и чиновников, и общественной экспертизы на антикоррупционность законопроектов и кадровых назначений, до постоянного мониторинга проблемы коррупции в области. Кстати, звучали сомнения в назначении зам. губернатора Э. Носкова, виновника замятого ДТП (дорожно-транспортного происшествия).

И.о. председателя движения избран политолог Шутов А.С., подполковник милиции на пенсии. Он же рекомендован от движения в формирующуюся Общественную палату Кировской области. Прозвучало и предложение о гласном выдвижении и обсуждении кандидатур в эту Палату. Для этого решено использовать Интернет, в котором открыт сайт «ВАД».

В добрый путь, новое Вятское движение гражданского общества. Для нас, гуманистов, борьба с коррупцией – это принципиально профилактическая работа с антигуманизмом, один из путей к будущему гуманистическому обществу и государству без коррупции.

Общественные болезни

Информация к сведению: В 1996 г. в г. Тюмень вышла книга.
Автор: д. юр. н., проф. Ольков Сергей Геннадьевич
Название: Общественные болезни. Тираж: 350 экз. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Тюменской высшей школы МВД РФ. Усл. п. л.: 19.15.
Содержание:

· Существующее и необходимость

· Сознание

· Уровень сознания

· Воплощенное бытие

· Сущность человека: оль, душа и психика

· Сущность общественного здоровья и болезней

· Детерминация общественных болезней

· Профилактика и лечение общественных болезней

"Я часто вспоминаю эпизод из своего раннего детства. Тогда мне было года три, и я жил с родителями в Мурманской области. Я куда-то шел с матерью, еще кем-то и, вдруг, задумался, как же я попал в этот мир. Как будто какой-то солнечный зайчик сверкнул в моей голове, но я не получил ответа" (с. 64).

Ab ovo

Разум - одна из высших форм проявления воли. В сути своей все многообразие интеллектуальных ответов на всевозможные вопросы сводимо к четырем: - да; - нет; - да и нет; - ни да, ни нет. Главное орудие в борьбе за выживание - интеллект, ум, мудрость. Homo Sapiens уверенно побеждает все прочие виды и ведет жесткую внутреннюю схватку, ставшую, похоже, угрозой для жизни на Земле.

С точки зрения дарвинистских и неодарвинистских воззрений лучший признак сегодняшнего выживания - это изобретение ядерного, водородного и других все более изощренных способов ведения войны. Таким образом, дарвинистская схема устремляется к абсурду. Поэтому-то я не люблю Дарвина, позициями других всемирно известных ученых, не доверяя никаким шаблонам. На этом, однако, достоинства книги только начинаются. Сила логики, неожиданные и искрометные выводы, хорошая научная романтика - дадут пищу для размышления любому ученому и практику, интересующемуся одновременно философией, психологией, социологией, юриспруденцией и др. общественными, гуманитарными науками.

Сознание

Простой взгляд на слово "сознание" порождает уверенную ассоциацию чего-то наделенного знанием - со-знание, со-знанием, со-знанием дела. В свою очередь знания, согласно распространенному мнению - это результаты познания, то есть, грубо говоря, процесса по производству, выработке знаний, а также информация, сведения об окружающей и внутренней среде. В понятии "сознание" усматривается два основных признака: совокупность знаний (понятий, представлений, образов) и процесс по производству этих представлений, образов.

Первый уровень сознания - это интеллектуальное пространство от Всемирного разума до архетипов.

Второй уровень сознания - базовые перинатальные матрицы, инграммы, предрассудочное сознание и моральное состояние духа.

Третий уровень сознания - сиюминутное, фиксированное сознание - здесь и сейчас. Стараниями многих философов, психологов и других ученых понятие "сознание" сильно опошлили, размыли. Взгляд автора на сознание оригинален, достоин уважения за попытку воскресить, конкретизировать это понятие. С другой стороны, надо отметить, что сознание не может не быть ключевым понятием темы общественных болезней. Как биологическая болезнь сужает сознание человека, заставляет его думать о своих болячках - так и общественные болезни сужают, перестраивают сознание людей, ограничивают в духовной жизни, самореализации. Любой больной прежде всего фиксируется на негативе. И после книги Олькова можно даже сделать широкое обобщение: фиксация на негативе - является необходимым и достаточным признаком болезни человека.

Оль, душа и психика

Оль - это то Солнце, вокруг которого вертится наш мир, стержень, нанизывающий все в личностно-индивидуальном и социальном мире, основание общественной схемы, под которое нельзя подвести нечто исходное.

"Солнышко" спрятано внутри всякого здравствующего человека. Оно высвечивает во всех его действиях. Куда бы мы не обратили взор, какое бы состояние не анализировали, вокруг него вертится наш мир.

Пояснения термина "эгоизм", данные в различных словарях и прочно вошедшие в обиход не отвечают научным целям, ибо содержат три крупных нелепости:

1. Себялюбие расценивается как нечто негативное, плохое;

2. Четким следствием себялюбия рассматривается отрицательное отношение к другим;

3. Противоположностью эгоизму считается альтруизм.

Себялюбие - это не плохо, а необходимо, хорошо и полезно. Оно совершенно не означает обязательно отрицательное отношение индивида к другим.

"Война, иные всевозможные конфликты, различные формы общественных, психосоматических, соматических болезней и т.п. - тоже способ естественного отбора" (с. 150). Эта цитата, очевидно, олицетворяет очень и очень интересный момент. Автор (случайно или нарочито) поставил в один ряд объективно связанные феномены: 1.Соматические болезни (болезни тела); 2. Психосоматические болезни (болезни тела+души); 3. Общественные болезни; 4.Всевозможные конфликты; 5. Война. На наш взгляд, гипотезой серьезного научного труда может стать системность этой схемы, доказательство адекватности использования ее при рассмотрении широкого спектра проблем. Очевидно, что и конфликты, и войну можно и нужно рассматривать как болезни. Согласно Советскому энциклопедическому словарю "Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями". В этом определении даже не надо ничего менять для того, чтобы распространить его на 3, 4 и 5 пункты. Достаточно представить общество, человечество как пресловутый организм. Следует обратить внимание, что конфликты и война не могут являться вариантом общественных болезней. Общественные болезни охватывают общество, своеобразный большой виртуальный коллектив. Конфликты охватывают две и более группировки, имеющих расхождение по ряду вопросов. Война тоже охватывает две и более группировки. Расхождения в последнем случае настолько велики, что каждая из сторон допускает физическое уничтожение противника. То есть отсутствует желание иметь что-либо общего с противником, даже жизнь.

В этой схеме крайние позиции (соматические болезни и война) являются наиболее летальногенными, т.е. способными вызывать смерть: Сказанное совсем не означает, что не умирает людей в результате конфликтов (бытовых драк, например), психосоматических болезней (язва, диабет, неврозы), общественных болезней (криминализация общества, аддиктивность и т.п.). Но все-таки во время военных действий, тяжелых болезней - смерть наступает как более логичное следствие. Можно сказать, что смерть является сутью, неизбежным спутником этих процессов.

Схема удобна для рассматривания динамики многих политических процессов. Очевидно, что соседние элементы схемы наиболее тесно связаны друг с другом, друг друга возбуждают, притормаживают. И, если у "организма" слабый иммунитет - воспаление передается на соседние уровни. И при наличии осложнений, отягчающих обстоятельств - могут "заполыхать" все 5 уровней.

Постараемся проиллюстрировать сказанное на примере истории нашей страны начала 20 –го века:

На наш взгляд, катаклизмы начала века провоцировались двумя важнейшими факторами: 1. Война; 2. Низкий иммунитет нации.

Именно второй фактор позволил войне иррадиировать (распространиться) на остальные 4 уровня. Низкий иммунитет нации объясняется в свою очередь многочисленными другими факторами:

· Наука того времени была не в состоянии дать мало-мальски пригодную интерпретацию происходящих (психолого-) политических процессов, в результате чего большое значение приобрели ненаучные интерпретации;

· Культура и искусство не повышали, а понижали иммунитет нации;

· На протяжении короткого промежутка времени распространилось большое количество "зараз": большевизм, черносотенство, сионизм и т.п., вместе которые общество не смогло преодолеть;

· "Гнилая голова";

· и др.

"Цель научного познания - это не просто пассивное приспособление к окружающему и внутреннему миру, а попытка организовать его, научиться управлять средой" (с. 59).

Общественное здоровье и болезни

В идеале общественное здоровье тождественно понятию счастье - максимально благоприятная жизнь максимального количества людей в максимально благоприятных условиях. Конкретные жизненные явления необходимо рассматривать в трех аспектах: Необходимость - эволюционно-исторический, естественный аспект; Счастье - соответствие этому высшему благу; Образец - конкретная система нравственных, юридических, медицинских, технических и т.п. координат.

"В качестве эталонов, икон вывешиваются определенные образы, например, Иисус Христос, Мухаммед, Будда или Владимир Ленин, Арнольд Шварценегер и т.п. Я бы в качестве эталона вывесил символ человека, прожившего максимально долгую жизнь, уже хотя бы по этому признаку." "Сразу отметим, что в истории человечества еще никому не удавалось создать научную мораль и, насколько мне известно, впервые цель создания такой морали поставил автор настоящей работы, признав, что все предшествующие морально-нравственные линии, лежащие и в основе общественной науки - антинаучны, вредны для здоровья человечества, ибо всеми силами толкают его в могилу». Вопрос состоит в том, насколько совершенны те или иные эталоны в смысле полезности для прогрессивного, счастливого развития человечества. Автор отмечает, что "можно достаточно часто услышать залихватские песни о ворах, грабителях, насильниках. Реже поют про самоубийц, но и тех, в большинстве своем, мы относим к нормальным, здоровым. Никто не слагает песен про больного раком, СПИДом или ангиной". Все это - феномены одного порядка, болезни.

Таким образом, Ольков предлагает оценивать с моральной точки зрения все болезни одинаково: рак, СПИД, (само)убийство. Тем временем, есть один тонкий момент, который автор упустил из виду. Как он точно подмечает, обычные болезни не несут в себе и малейшего нравственного престижа. Но они и не осуждаются обществом. Люди, болеющие гриппом, не подвергаются обструкции. Если следовать логике автора, относясь к (само)убийствам как к обычным болезням, мы будем вынуждены признать (само)убийства вариантом нормы, нормального бытия людей. Ибо что может быть нормальнее для современного человека как поболеть?! Да и ядро нашего населения составляют ипохондрики, люди-болезни. Именно на этот психологический тип, кстати, опирается большинство современных политиков, в первую очередь региональных.

На наш взгляд, было бы слишком прямолинейно - интерпретировать противоправное поведение исключительно как общественную болезнь. Хотя бы потому, что подобное воззрение никогда не приживется в массах. Для обывателя болезнь-это нормально; преступление - плохо; и вместе им не сойтись!

"Не дай мне бог сойти с ума - уж лучше посох да сума"

Болезнь болезни - рознь. И некоторые болезни совершенно не престижны. В первую очередь это касается психических расстройств. За исключением неврозов все остальные психические расстройства совершенно "не котируются". "Шизофреник", "Параноик", "Олигофрен" и т.п. ярлыки очень стойки, действенны. Добровольно обращаться к психиатру - стыдно; человек, побывавший у психиатра, обычно сталкивается с проблемами в общении, предвзятостью. Кусочек "славы" психиатров достался и психологам. Половина вины лежит и на психиатрах, в большинстве своем убежденных в неизлечимости до конца психических заболеваний, поэтому не пропагандирующие возможности своей науки. Тем не менее, очень и очень много психических расстройств корректируемо. Корректируемо и большинство психологических проблем, с которыми приходят на прием к психологу.

Очевидно, что всеобщее признание излечиваемости психических расстройств, равноправия их с обычными заболеваниями даст больший эффект, чем обычная констатация больного общества. Обычно человек не дает себе даже подумать о том, что у него больная душа, ему страшно представить себя на консультации психолога или психиатра. Если больной простудой человек не хочет идти на прием к врачу он занимается самолечением (с разным успехом). Человек с расстроенной психикой даже не стремится заняться самопомощью. В лучшем случае он ограничивается приемом алкоголя и других наркотиков, что и помощью себе как правило не является. Таким образом, если действие травмирующего фактора не остановлено рациональными способами, остается уповать на последний бастион психического здоровья - механизмы психологической защиты. Когда и она не выдерживает - начинает происходить бурное развитие расстройства, с непредсказуемым исходом. К психиатрам и психологам клиенты попадают чаще всего на этой острой фазе, когда уже недостаточно избавиться от действия одного-нескольких травмирующих факторов. Психическое расстройство быстро и решительно приобретает системный характер. Чем раньше человек обращается к психологу или психиатру (самостоятельно использует методы психокоррекции) - тем легче преодолевается проблема. Может показаться парадоксальным, но без "моды" на психические расстройства говорить о духовном здоровьи общества не представляется возможным.

Показатели общественного здоровья и болезней:

1. Господствующая в обществе мораль (количество моральных школ и степень конфликтов между ними), соответствующая ей мировоззренческая позиция индивидов и формы поведения, ориентация права и правоохранительной деятельности; степень развитости науки.

2. Средняя продолжительность жизни населения и его численность.

3. Степень сплоченности индивидов в обществе (группе).

4. Количество уничтожаемых лиц в ходе правоохранительной деятельности государства.

5. Количество уничтожаемых лиц в ходе революций.

6. Наличие межгосударственных и крупных внутригосударственных вооруженных конфликтов.

7. Преступность.

8. Самоубийства (дифференцировано).

9. Наполняемость тюрем и иных мест лишения свободы.

10. Число судимых лиц, отбывающих и отбывавших наказание в виде лишения свободы.

11. Количество задерживаемых по подозрению в совершении преступления и арестованных.

12. Число ранее осужденных к иным мерам уголовного наказания кроме лишения свободы.

13. Число рецидивистов.

14. Качество обращения с преступниками.

15. Нарушения закона со стороны лиц, обеспечивающих законность.

16. Общее число правонарушений.

17. Число психически больных.

18. Число алкоголиков и наркоманов.

19. Степень распространенности пьянства.

20. Число катастроф: а) дорожно-транспортные происшествия; б) воздушные, морские, наземные и т.п.

21. Наличие экономических кризисов, в том числе голод.

22. Число больных неизлечимыми соматическими заболеваниями.

23. Число больных соматическими заболеваниями и степень их излечимости.

24. Проявление склонности к физическому насилию, садизму у населения.

25. Качество обращения с детьми.

26. Частота конфликтных ситуаций: а) с применением физического насилия; б) без применения физического насилия.

27. Уровень загрязнения окружающей среды и солнцедеятельность.

Автор отмечает, что это примерный список признаков, которые могут быть использованы при диагностике общественных болезней.

Профилактика и лечение

"Так, один молодой парижский конторщик, истомившись жизнью под бременем грустных мыслей, обуревавших его, решил утопиться. По пути следования к месту самоубийства, встретил двух приятелей, выяснивших у него насчет предстоящих намерений. По словам очевидцев, оба стали отговаривать будущего самоубийцу, а через несколько минут утопились все трое".

При введении нозологических форм, диагностике, профилактике и лечении любых болезней следует ориентироваться, прежде всего, на ключевые детерминанты, видеть "корни" и влиять на них. В сущности, лечение и профилактика общественных болезней - это стремление к счастью. Чем совершеннее инструментальное сознание, чем качественнее система общественных стандартов, чем разумнее и безопаснее социальное управление, тем ниже уровень общественной патологии.

"К сожалению, мы еще не научились лечить общественную патологию, а только гоняем ее из одной формы в другую, порождая все более сложные и опасные виды таких болезней, потворствуя развитию их эпидемического, и все возрастающего характера. … Всякое принимаемое решение, особенно, касающееся введения государственных стандартов и норм, должно быть теоретически взвешенным. Необходимо основательно пересмотреть систему существующих норм с точки зрения ее полезности для общественного здоровья. Организовать надлежащий эффективный сбор информации о патологических процессах, их детерминантах и антидетерминантах, ее строгий учет; искать пути качественного лечения и профилактики всевозможных болезней. Четко отслеживать последствия принимаемых политико-правовых решений с точки зрения вреда и полезности для здоровья народонаселения. … Обществом, его структурно-функциональными единицами должны править научные организации. Их следует разделять по вертикали и горизонтали с элементами строгой централизации и подчинения низших "интеллектуальных центров" высшим; подразделить их функции, установить надежную систему воспитания, подбора, расстановки и увольнения кадров.... Сторонники низших форм нравственности, особенно "криминальной" не могут претендовать на какие-либо позиции в аппарате власти."

Azps.ru

Национальный вопрос: свои и чужие


Тема сегодняшнего обсуждения - национальные отношения и национальная политика. Тема эта очень живая, актуальная и касается буквально каждого из нас. В Конституции народ России назван многонациональным. Но как соотносятся эти два понятия - национальность и народ? Может ли народ быть многонациональным?

Национальность, как и вероисповедание, восходит к самым глубинным, важным, неотъемлемым, базовым ощущениям и позиционированию каждого человека в мире. Увы, тема эта тема связана и с проблемами расизма, нацизма, фашизма. И все мы хорошо знаем, какое горе людям, странам, человечеству, народам принесли эти явления. Откуда они возникают, почему? В чем непреодолимая природная сущность появления конфликтов на национальной и этнической почве? В чем, собственно, должна заключаться тогда национальная политика? И что это такое? Об этом - эксперты Центра проблемного анализа.

В.Э.Багдасарян
Нация - это не традиционный институт бытия народов. Нация - это продуктнового времени. В России сам термин начали использовать только с XVIII века. Что же было до этого? До нации были этносы, были народы, как некие органические общности, вышедшие из родовых структур и адаптировавшиеся в том природном ареале, где они, собственно, и формировались. Этносы взаимодействовали друг с другом, эти взаимодействия вытекали в формирование нового сообщества - уже цивилизационного. Вообще, идентичность, то есть осознание своей принадлежности к некой группе, общности, имеет несколько уровней. Она может быть цивилизационной, этнической, клановой. Эти уровни не являются взаимоисключающими. В масштабе цивилизации имеет место как цивилизационная, так и клановая, этническая, семейная идентичность. Можно быть финном, немцем, великороссом, белорусом в рамках этничности, и одновременно быть русским. Более того, цивилизационная идентичность не может сложиться на основе лишь одного народа: чтобы выйти за рамки этнической принадлежности, народов по определению должно быть несколько. Цивилизация иначе рассыпалась бы, как единая общность.

Между народами, формирующими единую цивилизацию, складывались особые отношения, основанные, как правило, на взаимном уважении и взаимной выгоде. При этом в подобных «цивилизационных» семействах всегда были народы, которые брали на себя осевую функцию по отношению к другим этносам. В мусульманской цивилизации были арабы, в китайской - народ Хань, в русской - великороссы. Все прекрасно понимали, что если эта осевая структура исчезнет, то рассыплется вся цивилизация, погибнут все народы её составляющие. Такая система существовала веками.

Но вот возникает категория нации. Само её выдвижение связано с контекстом генезиса западной цивилизации, с выдвижением идеи абсолютизма - этническая раздробленность мешала становлению жёсткой государственной власти. Чтобы нейтрализовать этнический раскол, необходимо было сформировать «единую» нацию, а в перспективе и гражданское общество.

Показательна в этом плане французская история. Французская нация формировалась из компонентов многих культур: германской, романской, кельтской. Еще в XVIII веке французы говорили на патуа, и представители различных этнических групп очень плохо понимали друг друга. Несколько столетий было потрачено на то, чтобы сгладить раскол между бретонцами, гасконцами, бургундцами. В той ситуации нация была не продолжением этноса, но конфликтной категорией по отношению к нему.

С появлением понятия нации возник и национальный вопрос. Что это такое и какова его природа? В значительной степени, это сопротивление традиционных структур этноса гомогенизации, установлению монистического принципа нации. Возможна также и ситуация, когда один из этносов берёт на себя функцию нации, оттесняя при этом другие народы. И это уже не органическая сущность, подобная этносу, это сконструированная, механическая формация.

Таким образом, нации можно конструировать, а можно, соответственно, и деконструировать. Показательный опыт в этом смысле - создание Советского Союза: при формировании государства возникла группа наций никогда ранее не существовавших. Сейчас этот процесс конструктивистского нациестроительства продолжается. Достаточно просмотреть учебники истории в странах постсоветского пространства. Многие из них приводят данные о том, что нации, которых не существовало и в начале ХХ века, ведут свое начало от древнейших времён...

Для меня удивительны события на Манежной площади. Еще в советское время 17% заключаемых браков ежегодно были межэтническими. Это значит, что, так или иначе, народы смешивались, сливались. Следовательно, определять свою принадлежность к некой нации лишь по крови - ошибочно. Нация в этом контексте - это определённый конструкт, которым очень легко манипулировать. На наших глазах происходит конструирование новой нации - кавказской. Казалось бы, в религиозном, культурном, языковом плане сложно найти более пёстрый регион. Тем не менее, усилия по формированию этой новой псевдонациональной общности очевидны: выделение Северокавказского федерального округа, Манежная площадь... Что последует в третьем акте этой пьесы - догадаться не трудно.

Сейчас сам институт нации превращается в инструмент информационной войны. И чтобы понять назначение этого инструмента, необходимо установить, какие цели преследуются при выдвижении той или иной национальной категории.

С.С.Сулакшин

Сама природа этничности, которая очень близка и созвучна теме нации, национальных отношений, восходит, конечно, к природной сущности человека, к его биологическому и к его социальному началу. Это идентичность человека, которая продуцирует очень важное позиционирование: свой - близкий и далёкий - чужой. Подобная дихотомичность в производстве ощущений, мотива и действия и есть тот важнейший базис в формировании нашего поведения в обществе, который называется национальными отношениями.

При этом национальными могут быть самые разные межчеловеческие взаимодействия, но, одновременно, и самые обыденные: отношения с работодателем, со второй половинкой, в очереди. Это обычные отношения между людьми, в которых, так или иначе, присутствует этот внутренний классификатор: свой - чужой. Не трудно понять, что, если государственная политика содействует объединению своих граждан вне зависимости от разреза глаз и цвета кожи, значит, она хороша и успешна: «В моём государстве все «свои». Если же она направлена на то, чтобы школьники выходили на Манежную площадь, объявляя себя националистами, то не избежать катастрофы. Манипулировать огромным потенциалом этой этнической природы человеческих отношений очень легко, в том числе и в неблаговидных целях.

Национальные отношения - тяжёлая, болезненная тема. Однако, когда понимаешь, в чем суть зла, легче увидеть путь к добру. Сегодня в нашем медиа-пространстве происходит важная смысловая подмена. С экранов телевизора звучит лозунг: «Россия — для русских!». Этот призыв осуждают, за него охаживают дубинками и сажают в КПЗ. В нём слышат агрессивный национализм, граничащий с фашизмом. Так зачастую думают и те, из чьих уст звучит этот лозунг. Однако какую альтернативу можно предложить этому, в общем-то, логически непротиворечивому призыву? «Россия - для нерусских»? «Не Россия - для русских»? «Не Россия - для нерусских»? Звучит смешно, тем более что в призыве «Россия для русских» содержится несколько иной смысл. В составе многонационального народонаселения нашей страны доля русского народа - 80%. Но дело даже не в этом. Русский - это житель России. В английском языке, к примеру, нет разделения на русских и россиян, но есть короткое и ёмкое - Russian. Russian - это и гражданин России, и русский, как национальность. Нас же заставляют остро чувствовать разницу в определениях «русский» и «российский», да еще и обвиняют в фашизме. Я твёрдо уверен, что Русским человеком является тот, кто живет в стране, кто относит себя к цивилизационной общности, называемой «Россия», кто говорит на русском языке, кто гордится историей страны, кто гордится её героями - академиками Ландау, Иоффе, Курчатовым, генералами Багдасаряном и Жуковым. Русский - это цивилизационная принадлежность всех жителей нашей большой страны, пусть и принадлежащих к разным этносам. В этом смысле все мы - русские. В этом смысле Россия - действительно для русских.

Россия складывалась как особая страна, особый тип цивилизации. Это не колониальная империя, но собирающая. Народы шли под флаг России, под защиту её царей, потому что самый терпимый народ в мире — это русский народ. Поэтому мне очень трудно поверить в то, что мальчишки, вскидывающие руки в гитлеровском приветствии, сегодня вкладывают в слова «Россия - для русских!» какой-то ущербный смысл. Я считаю это специальной провокативной тактикой, нацеленной на то, чтобы столкнуть всех нас, живущих в России, тактикой, нацеленной в итоге на гибель страны.

Можно ли противостоять этому? Думаю, да. История России может служить тому примером. Современный опыт Соединенных Штатов Америки, также доказывает, что государственная политика, направленная против расовой сегрегации, даёт значимые результаты.

Но для этого государственная политика в сфере национальных отношений должна иметь место. В России же на нашей памяти распущено Министерство по делам национальностей. В СМИ разжигаются межэтнические конфликты, никто не стремится хотя бы заморозить национальную агрессию в её нынешнем состоянии, не допуская эскалации экстремистских настроений, стремления к мести. Эта взрывоопасная ситуация - один из признаков болезни современной системы, современной России. Но по многим данным время излечения не за горами.


Грядёт революция


Тема настоящего выпуска «Обретение смыслов» начинает волновать, тревожить, будоражить все больше умов в современной России. Всё чаще задаётся вопрос: а не идет ли страна к своей очередной революции? Многие серьёзные учёные прогнозируют очень масштабные и стремительные изменения в жизни страны. Современная нежизнеспособная модель - политическая, экономическая, социальная - неизбежно должна измениться. Если эти изменения не произойдут эволюционным путём, то переход к модели, которая раскроет перспективы успеха нашей родины, выльется в очередной бунт, несущий потери и страдания.

С.Г.Кара-Мурза
Все революции имеют общую основу — это разрыв непрерывности, перемены глубокие и быстрые. Упрощённо можно определить это явление как глубокое изменение сразу всех основных систем жизнеустройства. Прежде всего, конечно, это изменение политической системы государства, его идеологии, изменение общественного строя, жизнеустройства людей, хозяйства, социальной структуры, изменение культуры и изменение того вектора развития, которому до этого следовала страна.

По движущим силам, по социальной базе, по целям и технологиям революции очень различны. Всякая крупная революция - это, по сути, уникальное явление. Английская буржуазная революция не была похожа на французскую. Социалистические революции в России и в Китае также имеют крайне мало общего. Наше образование очень сильно заузило весь спектр революционных проявлений. Если бы мы смогли взглянуть на картины разных революций и увидеть в них частное и общее, то очень многое бы поняли в русской революции, смогли бы встроить её в общемировой контекст.

История XX века изобилует революциями, которых мы тоже не изучали. А ведь все умелые революционеры обязательно используют опыт своих предшественников. Так, после русской революции грянули китайские события, из которых и вырос современный Китай. Ненасильственная революция Ганди, освободившая Индию без войны; Иранская революция, организованная мусульманским клиром; «бархатная» революция конца 80-х годов - это высокие достижения культуры и технологий. К ним относятся и оранжевые революции, кардинально изменившие вектор развития многих стран, их культуру, идеологию.

Для нас, конечно, очень важна августовская революция 91-го года. Но и её мы не изучили по-настоящему. Мы даже не видели, не ощущали её вызревания, а ведь готовилась она как минимум 30 лет... События начала 90-х воплощали совершенно иную теорию революции, основанную на концепции молекулярной агрессии в сознании. Эта теория не обращалась ни к классовому чутью, ни к бедствиям. Но вследствие постепенного воздействия на общественное сознание люди начали если не аплодировать, то, по крайней мере, апатично смотреть на действия революционеров.

Наше сознание, взращенное всё-таки на традиционной русской культуре, на православии, на просвещении, не подготовлено к тому, чтобы заметить это воздействие. Но, тем не менее, необходимо понимать, что всем революциям предшествует более или менее длительный период культурной подготовки, которую можно условно охарактеризовать как подрыв легитимности власти. Это необходимо знать и государству, которое должно обороняться против воздействий, подрывающих его авторитет в обществе. Это надо изучать и той оппозиции, которая собирается заменить или свергнуть власть.

Что касается возможности грядущей революции в России, я настроен скептически. Не состояние общества важно для революции, но восприятие и осмысление этого состояния самим обществом, то есть буквально: готово ли общество терпеть? В Индии люди могли веками терпеть бесправие, голод, массовую бедность, пока им не объяснили, как это оскорбительно для индийской культуры и нации. Всё же, осмысление этого состояния и выработка соответствующей картины мира, представления о жизни - это не дело индивидов. Это следствие постоянного внутреннего диалога в общности. Наши люди не собраны в такую систему, которая могла бы генерировать картину мира, способную объяснить народу и современное состояние России, и те угрозы, которые из него вытекают. На основании этой картины и можно было бы вырабатывать проект революции не только ненасильственной, но и в принципе незаметной, но гарантирующей быстрое переформатирование доктрины и организации государства, власти, самого общества. Именно такой проект был реализован в Белоруссии.

Безусловно, бывают ситуации, когда, перепробовав все способы спасения, люди вынуждены прибегать к способу катастрофическому, почти самоубийственному - к перевороту. Если мы дойдём до этого, то, конечно, лучше народу быть готовым - и морально, и организационно. Без того, чтобы все обдумать, бе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.019 с.)