Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гордитесь ли вы своей страной?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторым россиянам стыдно за свою страну, но таких немного, показал опрос Более двух третей (78%) россиян считают, что лучше быть гражданином России, чем любой другой страны мира, а 86% гордятся тем, что живут в РФ, показал опрос, проведенный социологами"Левада-Центра" в конце октября 2014 г. Чуть более половины (52%) респондентов заявили, что они не стыдятся за Россию из-за того, что в ней "происходят сейчас такие дела". В то же время каждый пятый участник опроса признался, что испытывает стыд за страну в этой связи. 23% опрошенных заняли нейтральную позицию - ни да, ни нет, остальные не смогли ответить на этот вопрос. При этом ровно половина респондентов выразили уверенность, что "люди должны поддерживать свою страну, даже если она не права". Противоположной точки зрения придерживаются 16% опрошенных. 28% не высказали ни согласия, ни несогласия. Оставшиеся 7% воздержались. Около четверти респондентов (24%) высказали мнение, что мир стал бы лучше, если бы россияне признали недостатки своей страны. В то же время 38% считают, что с таким признанием ничего бы в мире не изменилось. Еще 25% заняли нейтральную позицию, оставшиеся 13% затруднились ответить. Гордятся современной Россией в той или иной степени 69% респондентов. 18% не испытывают подобных чувств, остальные затруднились с ответом. Почти две трети (64%) опрошенных выразили уверенность, что Россия лучше большинства других стран. Противоположную позицию обозначили 10% участников опроса, остальные не смогли определиться. Свободными в современном российском обществе чувствуют себя 69% участников опроса, ограниченность в этом плане ощущают 22% респондентов, остальные затруднились ответить. 30% участников исследования считают, что за последние полгода Россию и русских стали больше бояться за границей. По мнению 24% опрошенных, "нас стали больше ненавидеть". 11% считают, что РФ и ее граждан за рубежом стали "больше понимать", 10% - "больше уважать", 9% - "больше презирать". И лишь 1% респондентов считает, что за границей "нас стали больше любить".
Всего голосов: 1301 Александр Шутов Я за новую, гуманно-интеллектуальную Россию. Разработал проект гуманистической идеологии и создаю партию "Гуманная Россия".
Захар Прилепин: «Русские не европейцы...» Русские не европейцы уже по тому, что после тысячелетней национальной истории мы всё ещё рассуждаем об этом: достаточно ли мы хороши, чтоб стать европейцами. Это как если бы какой-нибудь зверь, типа волка, прожил всю жизнь, имел в округе всех волчиц, жрал в округе по зайцу из каждой заячьей семьи, воровал из каждой деревне по телку, загрыз в тех же деревнях по дюжине собак — и вдруг задумался: а может я, бля, птица? Или я бык? Или я охотник? Или я травоядный? Или я рыба вообще? Идёт к обрыву и думает: сейчас прыгну и либо взлечу, либо в воду упаду, одно из двух, если взлечу — закаркаю, если в воду — сразу нерестись начну. Волк, блядь, не тупи. Ты волк. Лось, не тупи, ты лось. Заяц, не шевели ушами, ты заяц. Итальянцу и французу не придёт в голову пытаться понять европеец он или нет. В России, как мы заметили, больше всего переживают, что «мы не Европа» не совсем русские люди. Русским вообще всё равно. Пусть в Эстонии переживают, Европа ли они. Пусть на Украине уверены, что они Европа. Не надо лезть в анекдот со своей щетиной. Плюс русских какой? Русские могут на себя смотреть глазами европейца (это Галковский подметил). Европеец в принципе не умеет смотреть на себя глазами русского, он только своими глазами может на себя смотреть. Особенно гордиться не надо — потому что русский не может посмотреть на себя глазами китайца или японца. Русскому проще подумать, что у них вообще нет глаз. Но и европеец тоже не может, поэтому не будем огорчаться. Мы, зато, можем посмотреть на себя глазами татарина или якута, тут нам уже проще. Поэтому русский умеет (только не всегда хочет) почти всё то, что умеет европеец, плюс ещё может делать всякие личные национальные глупости (империя, Достоевский, Байканур, Сталинградская битва и прочие фокусы). Ещё русский любит переодеваться в европейца. Он тогда ходит и косится на себя в зеркало и думает: «...а не отличишь... Неужто не скажут лакею, что я ряженый? Неужто не турнут до самого фуршета?». На самом деле, если к самому важному в русском характере приставлять эпитет «европейский» - это звучит, скорей, унизительно. «Европейский писатель Лев Толстой». Европе надо прыгать выше головы, чтоб Лев Толстой стал «европейский писатель». Выше головы — и то за бороду не уцепится. «Европейская доблесть в России, европейские воинские навыки, европейская воцерковлённость, европейский иконописец Рублёв, династия истинно европейских правителей Рюриковичей, европейский поэт Есенин, европейский композитор Мусоргский, настоящая европейская песня «Ой, то не ветер, то не ветер» и другая настоящая европейская песня «Эх, дороги, пыль да туман...» Истинно европейская улыбка Гагарина...». Бесконечный список. Когда всё это произносишь — всем существом чувствуешь: какая всё это дурь, цеплять «Европу» к нашей тележке. Даже тошнит немного, когда этот список перечисляешь. Как будто пуговицу к живой коже пришиваешь. Хотя, впрочем, есть и европейские вещи у нас. Европейский писатель Акунин. Европейский режиссёр Звягинцев. Ну, то есть, возможно, Акунину или Звягинцеву хотелось бы так о себе думать. Но даже их ноготком эдак поскрябаешь и вдруг воскликнешь: Вася, ты чо ли? А ты чо как вырядился? Вася, сыми это с себя, а то я тебя пугаюся. Р. S. редактора: Интересное выделение и преувеличение особенностей русских и русскости.
Становление гражданской нации в современной России, или как возможна единая идеология в многообразии этнических культур Чистякова О.В. Статья посвящена анализу проблем взаимодействия этнокультурных сообществ и государства в современный период формирования общероссийской нации. Нация рассматривается автором как гражданское и политическое объединение людей, независимое от их этнической принадлежности и этнокультурной самоидентификации. Идея формирования гражданской нации раскрывается в качестве основы единой государственной идеологии России. Понимание идеологии соотносится, прежде всего, с ценностными основаниями, нормами поведения, культурными потребностями людей, общими для всех граждан российской нации. Проводится идея деполитизации этничности и отказа от этнополитической модели государственного устройства для успешной реализации цели становления национального государства. Ключевые слова: нация, этнокультурное сообщество, национализирующееся государство, гражданское нациестроительство, консоциональная демократия. Современная Россия рассматривается сегодня в качестве «национализирующегося государства», которое только в перспективе должно приобрести статус национального государства, а пока государственной властью и политическими элитами поставлена цель постепенного формирования гражданской нации на ее территории. Автор статьи исходит из рассмотрения нации как гражданского и политического союза людей, имеющих единую общекультурную и ценностную основу, населяющих единую территорию, и независимую от этнического принципа государственного устройства. Именно понимание нации как гражданско-политического союза разнообразных этносов, проживающих на территории России, и обуславливает возможность формирования государственной идеологии, объединяющей людей различных этнокультур. Другими словами, возможная единая идеология в нашей стране может базироваться на идее единой гражданской нации, включающей в себя многообразие этнических культур различных народов России. При этом в сфере государственности и политики этническая составляющая не должна играть никакой роли. Этничность как принцип, объединяющий людей, в условиях гражданской нации имеет высочайшую ценность и значимость в культуре, языке, изучении истории своего народа, поддержании религиозных традиций и т. д., но не в политических процессах и государственных структурах. Каково же реальное воплощение цели формирования общегражданской нации в России в современных условиях? Объективная составляющая этнической самоидентификации россиян сегодня лишена (увы!) оптимистического официального заявления в исторически устоявшемся многонацио/народном единстве. Нация как согражданская данность в России не сформирована (именно поэтому она определена в качестве цели движения общества к некоему прогрессивному политико-культурному состоянию). Россия существует сегодня как множество народов/этносов, проживающих на территории, определенной государственными границами, но, к сожалению, не скрепленных едиными общегражданскими и культурными основаниями, ценностными и моральными принципами. На вопрос о национальной идентификации услышим ответ: русский, татарин, чеченец…, но редко кто ответит «россиянин». Сошлюсь на мысль российского ученого П.К. Гречко, который справедливо отмечает: «В действительности же, т. е. по факту, а не конституционной декларации, мы, россияне, представляем собой многонародную совокупность и только в перспективе — многонародную нацию». В связи с вышесказанным логичнее и корректнее было бы употребление в научном и политическом дискурсах терминов «многоэтничный народ» или «полиэтнокультурный народ» вместо провозглашенного понятия «многонациональный народ». Данное уточнение касается официальной терминологии, которая явно противоречит официально же поставленной фундаментальной цели движения к нации- государству. Процесс «нациестроительства» в России выражается редкими научными дискуссиями, которые не приходят к целостному видению путей реализации этой фундаментальной цели. Налицо отсутствие научно разработанной модели «нация-государство» применительно для российской действительности. Государственной программы формирования национального государства, на равноправной основе включающего множество этносов, также не существует. Все эти и многие другие объективно существующие факторы препятствуют процессу становления российского национального государства. Подчеркнем, однако, что национальное государство наиболее полно выражает сущность цивилизационного движения западных государств и является будущим и для России. Профессор из многоэтничного Дагестана М.И. Билалов справедливо отмечает: - «Важнейшая тенденция современности состоит в том, что на смену традиционным этносам идет становление гражданской нации (нации- государства, политической нации)». В отечественной социальной науке противоречивостью отличается рефлексия самого термина «нация». Рассмотрение нации как гражданского сообщества множества этносов с характерным для нации территориальным и политическим единством до сих пор не является общепринятым. Ряд российских ученых и политиков настаивают на традиционном для советской науки этническом понимании нации. Необходимо отметить, что существует и противоположный последнему научный дискурс. Российские ученые М. Билалов, П. Гречко, Л. Дробижева, В. Малахов, В. Тишков и др. понятие «нация» рассматривают в гражданско-политическом значении и с 90-х гг. задают дискуссию о гражданском нациестроительстве. Конечно, условием движения страны к нации-государству является существование гражданского общества, обеспечивающее целенаправленные действия не только государственных, но и общественных институтов. (Сегодня мы признаем, однако, что и гражданское общество в России находится в начальной стадии формирования). В политической сфере, как и политической науке, сохраняется (и даже преобладает!) идеолого-концептуальное положение от советской эпохи, утверждающее, что этничность есть основа государственности, а соответствие между государственными и этническими границами собственно и означает создание национального государства. Подобный принцип порождает трудноразрешимую проблему соотнесения границ территории одного государства и одного этноса, поскольку большинство государств сейчас полиэтничны. Согласно позиции автора статьи, этничность не может служить основой для государственности и даже для внутригосударственной структуры, а тем более выступать доминирующим принципом в нациестроительстве. Иначе создается этнополитическая модель построения государственного организма, способствующая тому, что составляющие государство этнические сообщества начинают отождествлять себя прежде всего с собственным национально-государственным образованием, а не с государственной общностью в целом. В результате общегражданские/общенациональные начала оказываются ослабленными или вовсе прекращают существование. Этнополитическая модель государственности прямо противоречит процессу формирования нации, и, более того, при определенных объективных и субъективных условиях, может вызвать и разрушение государств. Национально-территориальный федерализм в современной России способствует не переходу к национальному государству, а, наоборот, вызреванию этнической идентичности и этнического самосознания народов (особенно, титульных или коренных) без интегрирующей все этносы идеи. Опасность здесь в том, что глубокая этническая идентичность одного этноса (зачастую мифологизированная, обрастающая искусственными историческими, лингвистическими и религиозными аспектами), с абсолютизацией противопоставленности другому этносу, может заявить о себе либо требованием отделения, либо конфликтами, спровоцированными, или спонтанно возникшими. Таким образом, создание нации, как и национального государства, на основе этнического принципа государственности, на наш взгляд, практически невозможно. Кроме того, абсолютизация этничности как принципа созданиягосударства, может привести к еще одной серьезной проблеме переходных(национализирующихся) обществ — угрозе этнического национализма и возникновения на этой почве конфликтов, ксенофобии, экстремизма.Этнический национализм возникает тогда, когда проблематика культурно-этнической идентичности народа подменяется политической проблематикой суверенитета народа с требованием собственного государства для отдельновзятой этничности. Политическое поле в этом случает пересекается/совпадаетс культурным, этническим, а зачастую и подменяет последнее. (Актуальный пример подмены этнокультурных взаимоотношений народов политической проблематикой — современные события на Украине). Причины смешения этнокультурной и политической сфер, а вслед за ним и возникновения форм этнического национализма, частично объясняет в своих работах французский философ Клод Лефорт (1924–2010 гг.), который сформулировал так называемый парадокс демократической легитимации. С его точки зрения, отличие республики, т. е. демократии, от недемократических форм правления (монархии, например) заключается в радикальном освобождении места власти. В династических обществах место власти зарезервировано за представителями определенного лица или рода. В демократических правлениях место власти потенциально пустует. Уполномочивает занять это место только народ. Таким образом, единственным источником власти при демократии выступает народ или нация. Однако пустующее место власти в переходный период формирования новых государств может быть занято не только демократическими порядками, но и тоталитарными, бюрократическими, националистическими. Политические этнические элиты с идеологией национализма при определенных условиях могут занять место власти и управления. Здесь на поверхность явлений и проступает важнейшая проблема межэтнических отношений в национализирующихся обществах: расцвет этнического национализма и, как следствие, возникновение конфликтов между народами, ксенофобия, экстремизм и даже фашизм. К сожалению, в современной России угроза возникновения конфликтов на этнической почве сохраняется, как и сохраняется возможность зарождения этнонационализма. Эта проблема актуальна (и останется таковой еще надолго), поскольку, в числе других причин, в России национально-административные образования по-прежнему составляют основу государственности. Политизация институциализированной этничности не только не исчезла, но находится в становлении. Федерация при этом характеризуется асимметричным социально-экономическим развитием регионов. Для решения проблем межэтнического характера в отдельных регионах России стали использоваться принципы консоциональной демократии (например, в Дагестане) с пропорциональным представительством этнокультурных групп при назначении на ключевые посты власти и управления. Консоциональная демократия призвана восполнить принцип справедливого распределения властных и административных ресурсов для представителей этнокультурных сообществ. Очевидно, однако, что такого типа демократия может сыграть положительную роль лишь на определенном этапе «собирания воедино» многочисленных этносов, проживающих на определенной территории. В формировании нации на гражданской, политической основе, наоборот, необходим постепенный уход от принципа закрепления «своего места» в органах власти по этническому принципу. Нациестроительство — это длительный процесс консолидации. В этом процессе этничность должна быть максимально деполитизирована, подчинена приоритету прав человека и свободы личности, общекультурным ценностям. Необходимо радикально изменить отношение к этничности и не оформлять ее государственно-политически. В государстве не должно осуществляться два принципа государственного устройства: этнически-территориальный и административно-территориальный, а только один — последний. Хотелось бы особо подчеркнуть, что автор не предлагает как-то бороться с этничностью. Факультативность, вынесенность этничности за пределы государственно-политического устройства не означает отрицания необходимости развития этнокультур. Просто этничность нельзя оформлять государственно, иначе это ведет к созданию этнократических государств, а не общенациональных. Ведь современный глобальный мир показывает нам совершенно иные тенденции цивилизационного развития со взаимодействием народов различных этнических культур и религиозных идентификаций. Личностное ощущение принадлежности к тому или иному этнокультурному сообществу не должно расходиться с ощущением одновременной принадлежности к общегражданскому союзу, называемому «нация». Одна идентификация (этническая) непротиворечиво дополняется другой (общенациональной/общегражданской), базирующейся на солидарности, гуманизме, общечеловеческих ценностях. Многообразие идентификаций не упраздняет этническую культуру, язык, религиозные предпосылки существования народа. Этнокультура в этих условиях развивается и пропагандируется. Однако в системе политических отношений этнический фактор не должен играть большой роли, а в идеале вообще может быть исключен из политической сферы как самостоятельный и самоценный. В политике необходимы общечеловеческая и правовая доминанты. Сохранение этнической культуры и возможность этнической идентификации людей - важнейшая задача на пути формирования нации в России. Это - цель всех регионов РФ, поскольку все они полиэтничны. В этом случае российская нация станет не просто «воображаемым сообществом» (как у Б. Андерсона), а реальным со-гражданским единством людей, объединенных не только территориальными рамками, но и общечеловеческими ценностями, моральными принципами бытия, общими языковыми и политическими факторами. Именно на такой основе и возможна единая идеология, объединяющая многообразие этносов с возможностями свободного выбора религиозной и культурной идентификаций. Р.S. редактора: Диалектика и искусство идеологии и политики строится с учётом национально-исторических особенностей на основе гармонии общего (нации), особенного (народов) и частного (людей). Мы выдвигаем национальную идею = гуманизм+патриотизм+федерализм.
Что создали русские? Меня поразил диалог, состоявшийся с почти 11-ти летним мальчиком. Данила, так зовут моего крестника, позвал меня к компьютеру, за которым он играл в какую-то игру, чтобы показать мне великолепие своего игрового танка, на котором он виртуально сражался. Взглянув на танк, я похвалил его за его победы в игре и пожурил за то, что он выбрал для себя модель «Абрамс», которая является американской, а не один из наших танков, которые по многим характеристикам превышают идентичные модели западных производителей. На это мое замечание он ответил, что американские танки ему нравятся. Но не буду же я пускаться в сравнительно-описательные характеристики танковой техники, углубляясь в историю войн и военной промышленности из-за вкусовых предпочтений 11-ти летнего мальчишки в компьютерной игре. Поэтому, пожав плечами, я, возвращаясь к чтению какой-то книжки, решил промолчать. Однако уже когда я отходил от стола, за которым сидел Данила, совершенно неожиданно в моей памяти всплыл исторический факт об изобретении танка — англичанами. О чем я и сообщил своему юному крестнику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.017 с.) |